бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе бесплатно рефераты

В ходе обучения приему сравнения ребенок должен овладеть следующими умениями:

а) Выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другим объектом. Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего  два-три свойства, в то время как их бесконечное  множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать  предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие свойства, которые ранее были от него скрыты. Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением – значит научиться не только выделять свойства предмета но и называть их.

2. Определять общие и отличительные признаки  (свойства) сравниваемых обьектов.

Когда ребенок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем  следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства  у двух предметов, а потом – у нескольких.

3. Отличать существенные и не существенные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.

После того как ребенок научится выделять в  предметах общие и отличительные свойства, можно  сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных,

второстепенных. Дошкольникам еще довольно трудно самостоятельно находить существенные признаки объекта, поэтому сначала акцент в обучении  нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этото  лучше использовать задания с наглядным материалом, в которых существенный признак заранее задан  или находится как бы “на поверхности”, чтобы его  легко было обнаружить. Например, два разных цветка могут быть похожи друг на друга или отличаться  очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если взять другую часть  растения, не имеющую этого свойства  (листья, веточки), то ее уже нельзя назвать цветком.  Таким образом, если менять «несущественные»  свойства, предмет будет относиться по-прежнему к  тому же понятию, а если изменить «существенное» свойство предмет становится другим.

Затем можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия “общий” признак и “существенный” признак.

Важно обратить внимание ребенка на то, что “общий”  признак не всегда является “существенным”, но “существенный” – всегда “общим”.

Например, покажите ребенку два предмета, где “общим”, но “несущественным” признаком у них является цвет, а  «общим» и «существенным» – форма.

Умение находить существенные признаки обьекта является одной из важны к предпосылок овладения приемом обобщения.


ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ  «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ»

Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основа обобщение, распределять  предметы по группам на основании выделенных в  них и отраженных в слове – названии группы –  общих признаков. Таким образом, осуществление класcификации предполагает использование приемов сравнения и обобщения. Обобщение – это мысленное  объединение предметов и явлений по их общим и  существенныи признакам.

Овладеть приемами обобщения и классификации в полном объеме дошкольники пока не в состоянии. Ему еще трудно освоить необходимые для этого элементы формальной логики.  Однако некоторым умениям, необходимым для овладения этими приемами, научить его можно. Например, у него можно сформировать следующие  умения:

Относить конкретный объект к заданному  взрослым классу и, наоборот, конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные  (действие отнесения).

Чтобы уметь относить конкретный объект к заданному взрослым классу (например, тарелку – к классу «посуда») или конкретизировать заданное  взрослым общее понятие через единичные (например, «игрушки» – это пирамидка, машинка, кукла),  дети должны знать обобщающие слова, только при  этом условии возможно осуществление обобщения  и последующей классифиищии. С такими словами  они знакомятся обычно в процессе общения со взрослыми – в беседах, при чтении детской литературы, при вынолнении разнообразных поручений, а также непосредственно в игровой деятельности. Вместе с тем более эффективными являются  специально организованные занятия, в которых детям даются обобщенные названия, соответствующие их  уровню знаний и жизненных представлений.

Наиболее тудными для дошкольника являются следующие обобщающие слова: насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья, оружие.

 Поскольку пассивный словарь ребенка шире его активного словаря,  ребенок может понимать эти слова, но не употреблять в своей речи.

2. Группировать объекта на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия обобщения  и обозначения).

Развитие этого умения проходит обычно несколько этапов. Сначала ребенок объединяет предметы в одну группу, но назвать образованую группу не может, так как недостаточно хорошо осознает общие признаки этих предметов. На следующем этапе ребенок уже делает попытки обозначить сгруппированные предметы, но вместо родового слова использует название одного из предметов группы  (черешня, вишня, клубника – "черешни") или указывает на действие которое может производить предмет или которое можно производить с предметом (кровать, стул, кресло – "сидеть"). Основная проблема данного этапа – неумение выделять общие признаки и обозначать их обобщающим словом. Третий этап отличается от предыдущего тем, что здесь ребенок уже употребляет обобщенное название для обозначения группы как целого. Однако, как и на предыдущем этапе, название группы обобщающим словом следует только после реально выполненной группировки предметов. Наиболее важным является четвертый, заключительный этап, на котором формируется так назывемое "опережающее обобщение". На этом этапе ребенок еще до осуществления группировки предметов может обозначить их родовым понятием. Овладение опережающим словесным обобщением способствует развитию умения осуществлять группировку в уме.

3. Распределять объекты по классам (действие классификации).
В отличие от обобщения, классификация, кроме рассмотренных действий, предполагает проведение  распределения обьектов по классам (или предметов  по группам). Такое распределение всегда имеет относительный характер, поскольку многие объекты, вследствие своей сложности, не могут быть причислены только к какому-нибудь одному классу. Все зависит от основания, по которому проводится классификация. Под ним понимается признак, с точки зрения которого данное множество делится на классы. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак берется за основание (например, в игре "Универсальный магазин" в качестве такого основания выступает вид "товара" - фрукты, овощи и т.п; если бы был взят другой признак, скажем, цвет или  цена «товара», то его конечное распределение выглядело бы иначе).

При построении классификации важно также уметь соотносить понятия разной степени обобщенности. Единичные объекты могут быть объединены понятием второй степени обобщенности (например, окунь, карась, щука - это рыбы), а это понятие, в свою очередь, вместе с другими понятиями того же рода может быть включено в поняти  еще более широкого объема – в понятие третьей степени обобщенности (например, рыбы, птици, звери - животные) и т.д. Существуют и другие правила проведения классификации, но обучать им желательно в более старшем возрасте.


ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

Основные логические действия, которые требуются при выполнении истематизации, состоят в сериации и классификации объектов.

Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, находится в определенных отношениях с соседними элементами: выраженность в нем варьируемого признака одновременно больше, чем в одном из них, и меньше, чем в другом. Наряду с простой классификацией и сериациеи выделяют мультипликативные классификацию и сериацию, состоящие в одновременном учете при построении классификационных групп и сериационных рядов двух и более признаков объекта.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может овладеть следующими умениями, необходимыми для осуществления систематизации:

1. Находить закономерность расположения объекта, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду.

Дпя развития этого умения обычно используются задания, в которых к уже упорядоченным объектам необходимо добавить еще один, но такой, который  не нарушил бы закономерности их расположения.  Решить задачу можно только в том случае, если найти эту закономерность. А что бы найти ее, ребенок должен внимательно проанализировать каждый объект, включенный в ряд, и найти признак (принцип), по которому каждый следующий объект отличается от предыдущего. На начальном этапе тренировки этого умения в заданиях данного типа следует использовать только наглядные признаки,  т.е. признаки, которые ребенок может обнаружить визуально. Такими признаками могут быть изменение количества элементов объекта изменение его формы, Цвета и т.п

2. Упорячивать объекты ряда, расположенные случайнным образом. В этом случае используютея более сложные задания. В них объекты предлагаются в неупорядоченном виде. Такого рода задания могут быть двух типов. Первый тип задания предпологает развитие умения самостоятельно находить приризнак (представленный наглядно), по которому иужно упорядочивать обекты. Здесь важно, чтобы ребенок научился на основе анализа обьектов находить наиболее существенный признак, присущий каждому из них, но меняющийся от объекта к объекту.

Второй тип заданий направлен на развитие умения оперировать абстрактными признаками (в отличие от наглядных). Такими признаками могут быть качество выполнения тех или иных действий, степень выраженности личных свойств(например, каждый следующий малыш "поет лучше предидущего" или " является аккуратнее предидущего")и другие. И задаваться они должны вербально (словесно), что бы ребенок не имел возможности воспользоваться какой-нибудь внешней опорой. Тогда  упорядочивание объектов он должен производить  полностью в уме. Такие задания являются очень  полезными не только для развития логического  мышления, но и для развития способности действовать в уме и оперативной памяти.

Детям дошкольного возраста выполнять задания  второго типа без специальной тренировки обычно  очень трудно.

3. Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных на основе двух и более признаков и размещенных в матрице.

При развитии этого умения, главное – обучить  ребенка учитывать при поиске закономерности одновременно несколько признаков. С этой целью используется матрица, в которой необходимо учитывать отношения между объектами не только по  горизонтали, но и по вертикали. При этом начинать нужно с простой матрицы (2х2) и одного-двух  признаков. Такими признаками могут быть изменение формы, цвета или пространственного расположения объекта, изменение количества объектов,  прибавление или вычитание частей объекта. Для  успешного решения подобных задач необходимо  развивать у детей умение обобщать признаки объектов одного ряда и сопоставлять эти признаки с  обобщенными признаками объектов второго ряда.  В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

Важно обратить внимание на развитие у ребенка умения обосновывать свое решение,  доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собстненные предположения (гипотезы), Очень полезным является  самостоятельное составление ребенком простейших  «матричных» задач. Такие занятия способствуют  развитию не только логического, но и творческого  мышления.


ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ  «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

Когда ребенок научается соотносить, сравнивать  предметы по их внешним признакам, например, по  форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению предметов по смыслу.

Соотнести предметы по смыслу – значит найти  какие-то связи между ними, лучше, если эти связи  основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки.

Чтобы находить эти связи, нужно сравнивать  предметы между собой, обращая внимание на их  функции, назначение, другие внутренние свойства  или признаки. Сравниваемые предметы могут иметь  связи, основанные на разных типах отношений.  Например, это могут быть связи, основанные на отношениях типа «часть-целое» (колесо – машина, дом – крыша), на противоположности свойств предметов или явлений (например, соль – сахар, ночь –  день и т.д.) на сходстве или противоположности функций предметов (ручка - карандаш, карандаш - резинка), на принадлежности к одному роду или виду (ложка - вилка, яблоко - груша) и других типах  отношений. Обучение «смысловому соотнесению» – это обучение умению быстро схватывать  (находить) такие отношения.

Последовательность обучения должна быть следующей:

1. Смысловое соотнесение двух наглядно представленных предметов («картинка – картинка»).

Сначала малыш должен научиться соотносить по  смыслу предметы, которые он непосредственно  воспринимает. Так ему легче будет анализировать  их особенности, определять их назначение и функции. Для этого ребенку предлагаются либо сами  предметы, либо их изображения на картинках.

2. Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом, обозначенным словом («картинка – слово»).

Сопоставление предмета, изображенного на картинке, с предметом, представленным в виде слова,  является для малыша задачей уже более сложной.  Ведь здесь, чтобы справиться с заданием, ребенок  должен ясно представлять себе тот предмет, который задан в словесной форме. Этот этап обучения является, как бы переходным к развитию умения  находить смысловые связи между предметами и явлениями, представленными словесно.

3. Смысловое соотнесение предметов и явлений,  представленных в виде слов «слово – слово»).

Слово может обозначать какой-нибудь предмет,  его отдельное свойство, явление природы и многое  другое. Сначала следует предлагать задания, в которых ребенку по двум заданным словам нужно  найти смысловую связь между конкретными предметами. Затем для сопоставления могут предлагаться все более абстрактные понятия, обозначающие  свойства предметов, природные явления и т.п. При  этом важно, чтобы понятия эти были знакомы ребенку.


КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них  вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или  явления, доказывать правильность своего решения,  а также репродуктивное воображение (в частности,  способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные  умения.

Нужно научить ребенка выделять  указанные в загадке признаки неизвестного объекта  и сопоставлять эти признаки между собой. Такое  сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск  правильного ответа.

Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и  понятного. Другие признаки просто игнорируются.  Или учитываются все признаки, кроме одного, но  очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребенок сознательно  отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или  заменяет его своим, соответствующим кажущейся  отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа,  ребенок должен научиться выделять все признаки,  названные в загадке. Пока загадка не разгадана,  нельзя сказать, какой из приведенных признаков  является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при  отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам  и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11