Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия
и формирование представлений
о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве,
а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность
овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития
ребенка.
Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя.
В развитии сенсорных способностей
важное место занимает усвоение сенсорных
эталонов.
Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают
семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве
эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер и т.д.
Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).
Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает
такие свойства,
как форма, цвет, величина; с
помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.
Представление — чувственный образ явления или предмета,
который в данный момент
не воспринимается, но был
воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или
явления, отсутствующего в настоящий
момент.
В ряду других способностей, обспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта,
художника, писателя ,
конструктора, сенсорные
способности занимают ведущее место. Они дают возможность с особой глубиной, ясностью и
точностью улавливать и передавать
тончайшие нюансы формы, цвета,
звучания и других внешних
свойств предметов и явлений.
Уже в дошкольном
возрасте дети
сталкиваются с многообразием форм, красок к других
свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего
обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой,
скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда
такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и
неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных
способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание
должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование
этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для
формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.
Этапы целенаправленного развития сенсорных
способностей включают в себя :
- формирование сенсорных эталонов
- обучение способам обследования предмета, а так же
различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные
действия.
-
развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях
цветов, расчленять форму предметов, выделять
отдельные измерения величины.
Рассмотрим подробнее
каждый из пунктов.
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ
ЭТАЛОНОВ
Усвоение эталонов формы предполагает узнавать
соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее
анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и тому подобное. В
пять лет ребенок уже должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник,
круг, прямоугольник и овал. Далее, необходимо вводить новые фигуры – трапецию,
ромб и пятиугольник, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников,
прямоугольников и трапеций (с разным соотношением осей сторон ). Главное чтобы
ребенок мог различать их на глаз. Закреплению знаний способствуют игры, где
ребенок самостоятельно изображает, а затем вырезает различные геометрические
фигурки.
Сенсорными эталонами в области
восприятия цвета являются так называмые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К 5 годам ребенок,
как правило, уже знает основные цвета спектра, кроме голубого
и фиолетового. В 5-6 лет можно переходить к формированию представления о последних
двух цветах. Особенно трудным для усвоения является
голубой цвет. Дети
часто путают его с светлыми оттенками синего. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с
голубым цветом, нужно дать ребенку предстевление
об оттенках (они образуются в результате
смешения двух соседних цветов),
о расположении цветовых тонов в спектре и их
делении на группы
теплых и холодных (теплые — от красного до желтого, холодные — от зеленого до
фиолетового). Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий
и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как
находяшийся между зеленым и синим. Детей этого возраста
важно также научить различать 4-5 оттенков по светлоте. При этом следует обратить их внимание на то, что некоторые стетлотные оттенки имеют в быту особые названия
(например, светло-красный называют розовым).
Овладение
эталонами величины происходит несколько труднее, чем этталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, поэтому ее опрделение производится посредством условных
мер. Усвоение этих мер
— довольно сложная задача, требующая определенной
математической подготовки, поэтому освоить ее дошкольникам будет очень трудно.
Однако для восприятия использование такой метрической системы вовсе не обязательно. Предмет
может оцениваться как “большой” по сравнению с другим
предметом, который в
этом случае является “маленьким”. Таким образом, в качестве
эталонов величины выступают представления об
отношениях по величине между предметами. И эти прелставления могут обозначаться
словами, указывающими на место предмета в ряду других (“большой", “маленький”, “самый маленький”). В
5—7 лет ребенка нужно
обучать сравнивать сначала 2-3, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Правда, в этом случае требуется одновременное обучение ребенка приемам
сравнения и сериации. Кроме того,
овладение эталоном величины
в этом возрасте предполагает обучение ребенка умению выделять
длину, ширину и высоту предметов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|
|