бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе бесплатно рефераты

а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,

б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в пространстве.

5. Подчинять свое- воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовы­вать план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение уп­равлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего во­площения. В этом возрасте у ребенка уже есть не­обходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. По­этому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фанта­зировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные про­изведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.).

Обучение этому умению должно включать сле­дующие этапы:

I — этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции);

II — этап самостоятельного «чтения» плана: ре­бенок учится «читать» составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведе­ние;

III — этап самостоятельного составления плана:

ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения.

Познавательные процессы были рассмотрены более подробно, но нельзя не упомянуть  и о других навыках,  которые в той или иной степени должны быть развиты в ребенке к обучению в школе.


III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ.


Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Аме­риканский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестан­дартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию свое­го опыта».

Основными показателями творческих спососбностей являются беглость и гибкость мысли, ори­гинальность, любознательность, точность и сме­лость.

Беглость мысли — количество идеи, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли — способность быстро и без внут­ренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечи­вает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлении к другому, преодолевать фиксированность мето­дов решения, своевременно отказываться от скомпроме­тированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально,  риску и к парадоксам.

Оригинальность — способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным виде­нием всех связей и зависимостей, незаметных при по­следовательном логическом анализе.

Любознательность — способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность — способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость — способность принимать решение в си­туации неопределенности, не пугаться собственных вы­водов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способ­ностей — Торренс — говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка пре­вратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потен­циал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значи­тельной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гиб­кости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собствен­ные замыслы, так и предложения других детей.

Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности —-это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравит­ся сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для по­степенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии твор­ческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретно­го результата игры.


IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Чтобы успешно учиться, ребенку нужны опреде­ленные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специ­фические навыки и умения, необходимые на опре­деленных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В пол­ной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для пред­стоящей учебной деятельности имеют, на наш взгляд, следующие умения: 1) принимать учебную задачу и следовать правилам, 2) осуществлять кон­троль за собственными действиями и 3) «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к пись­му.


Учебная деятельность — это деятельность, на­правленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятель­ностью по самоизменению. В результате такой деятельности ребенок из незнающего и неумеющего превраща­ется в знающего и умеющего.

Учебная задача — главный элемент учебной де­ятельности. Не любая задача, взятая из учебника, явля­ется учебной, а только та, которая содержит в себе учеб­ную проблему. Учебная же проблема моделирует основы изучаемой теории. Поэтому для учебной деятельности ха­рактерно теоретическое отношение к действительности. Если в практической (игровой) деятельности дошкольни­ка главным является еще то, что должно быть достиг­нуто, т.е. цель то в теоретической (учебной) деятельнос­ти младшего школьника цель отступает на второй план, и главным становится то, как она может быть достиг­нута, т.е. способ действия.

Учебные действия — это предметные действия, направленные на поиск и выделение общих способов ре­шения какого-то класса задач. Вся учебная деятельность состоит из учебных действий. Например, во время реше­ния учебных задач по математике дети учатся измерять предметы. Сначала они делают это с помощью веревки или палочки, а затем постепенно приходят к необходи­мости введения единицы измерения. Особый класс учеб­ных действий составляют действия самоконтроля и само­оценки. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя.


ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ

Самоконтроль — это способность контролиро­вать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:

1)       при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;

2)       в ходе непосредственного выполне­ния определенных действий;

3)       после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым (по объему, по качеству и т.д.).


Действия самоконтроля у детей дошкольного возраста требуют специального формирования. И толь­ко при сформированных на определенном уровне действиях самоконтроля возможно успешное фор­мирование общей способности у учению.


Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими воз­можностями в регуляции своего поведения. В условиях лабораторного эксперимента установлено, что они спо­собны простоять в неподвижной позе «часового» доволь­но длительное время — до 12 минут. В условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бу­маги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры — почти 72 минуты.


ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ

Еще одной важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сто­рону письма.

Содержательная сторона — это умение представ­лять звуковой состав слова, которое пишется. Как этому обучать мы рассказываем в главе «Как на­учить малыша читать?»

Двигательная сторона письма — это умение со­хранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движе­ния. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.

Обучение письму — задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним непосредственно вста­нет задача учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Усвоенные навыки ре­бенок применит к новой для него деятельности.

Каким же образом можно развивать «ручную уме­лость»? Этому способствуют такие виды изобрази­тельной деятельности, как рисование, лепка, ап­пликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других ма­териалов.

По мнению большинства специалистов наиболее важным из перечисленных видов деятельности все таки яв­ляется рисование.


 Учеными установлено, что рисование требует согласо­ванного участия многих психических функций. Оно способ­ствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образ­ное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логичес­кое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психичес­кими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не про­сто способствует развитию каждой из этих функции, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядо­чить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксиро­вать модель вес более усложняющегося представления о мире.

 В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «сосе­дей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тес­ной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способст­вуют активизации мышления, речи, а с ними и всех ин­теллектуальных процессов.

В процессе рисования у ребенка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кис­точкой), развивается координация движения обеих рук, координация действий руки и глаза, зритель­ный контроль. Наблюдения показывают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо вла­деющие техникой рисунка, легче выучиваются пи­сать.

Дети рисуют инструментами, близкими по фор­ме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Особенно справедливо это к карандашу. Поза ребенка и положение рук также близки к тем, которые необходимы при письме.

Если обращать внимание ребенка на то, чтобы при рисовании он правильно держал ка­рандаш, кисть (между большим и средним пальца­ми, придерживая сверху указательным, не сгибая его вдоль карандаша), не сдавливал карандаш или кисть в пальцах слишком сильно, держал инстру­мент на 3-4 сантиметра выше отточенного конца (или ворса кисточки), сидел прямо, не наклоняясь сильно над листом бумаги, то тогда и при письме ребенок быстро привыкнет выполнять эти требова­ния и легко овладеет техникой письма.

Для письма важно, чтобы ребенок умел произ­водить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени реко­мендуется уделять таким узорам, которые характе­ризуются плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различного рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности. Помогает отработке нужных .для письма навыков (таких, как ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, аккурат­ность) раскрашивание картинок (в книжках-рас­красках). Для раскрашивания карандашами обычно рекомендуется отбирать картинки с менее крупны­ми изображениями, а для раскрашивания красками картинки могут быть покрупнее.


V. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ


Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сфор­мировать мотивацию к чтению.

Каким же образом следует это делать? Есть толь­ко два способа:

как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи, и

рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться чритать.

Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребенка уже сфор­мировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно задать ему несколько вопро­сов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это нужно?» и др.

Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательны и мотив— желание на­учиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов, растения и т.п.).

2. Перспективный мотив— стремление научиться читать для того, чтобы было легко и ин­тересно учиться в школе.

3. Мотив личностного роста — желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали:

«Какой молодец наш Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Приключе­ния Буратино», которую мы ему подарили».

4. Деятельностный мотив — желание на­учиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, при­думывать разные увлекательные истории или сказ­ки и т.п.

5. Мотив общения со сверстниками —-стремление научиться читать для того, чтобы рас­сказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.


VI. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ


Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребен­ка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем пол­ноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школь­ными методами. Поэтому очень важно выявить даже са­мые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обу­чения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

1. Правильность произношения звуков.

2. Умение различать звуки речи на слух.

3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

4. Состояние словарного запаса.

5. Сформированность грамматических систем.

6. Владение связной речью.


ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

 До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых зву­ков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (тина СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Та­кого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

Правильность звукопроизношения проверяется по специально подобранным картинкам.


УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ.

Четкое различение на слух всех звуков речи явля­йся одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение опре­делить (то есть "опознать") каждый входящий в его  состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответ­ствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличенни на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть напи­сана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11