Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по
специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним
проверяемым звуком.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг
от друга все составляющий его звуки, но и отчетливо представлять себе их
последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов.
Простейшие формы такого анализа становятся "доступными детям уже в
дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности
к обучению грамоте.
Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен
составлять нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все
основные часть речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные,
местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны
присутствовать к словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ,
ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают усваиваться
детьми примерно с трех-трех с половиной лет.
Для исследования словарного запаса применяется целый ряд
специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка
определенных слов. Вот наиболее распространенные из этих приемов:
- называние предметов, относящихся к различным
логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему
деревья, цветы и пр.);
- нахождение общих названий (обобщающих слов)
для группы однородных предметов;
- подбор признаков к определенному предмету;
- подбор возможных действий к предмету;
- подбор предметов к заданному действию;
- подбор синонимов (слов, близких по значению);
- подбор антонимов (слов с противоположным
значением) и др.
Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто
практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и
словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов но
различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т
ль) без изменения при этом основного .значения слова. Например, слова СТОЛ,
СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, по стол
при этом так и остается столом. При словообразовании же меняется основное
значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называемые
однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА
являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.
Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально
развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой
словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.
Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна
потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему
полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися
словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при
этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения
предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между
собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же
здесь наблюдаются определенные трудности. При этом в одних случаях
недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в
повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе
специального исследования.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть
состоящие из нескольких или многих предложении) высказывания, которые
позволяю! человеку четко н последовательно излагать свои мысли. Без свободного
владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных
ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо
беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Связная речь типа описания или рассказа
начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте
у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для
овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей
появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка в
процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с
окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5
годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно
формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4—5 годам, у
него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения
связной речью, своего рода "материальная база" для нее — он уже
владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими
формами языка, "перескакивает" на другую, с совершенно новым содержанием
и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями
в таких "рассказах" выражены слабо или даже полностью отсутствуют,
что затрудняет их понимание.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые,
как показывает само название, передают реальные события (факты), что делается
или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся
при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о
реальных событиях может "обрастать" какими-то дополнительными деталями,
не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть
описательными, и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании
реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет
действующих лиц, нет никаких событии, а просто описываются характерные для
данного предмета признаки. Например: "Медвежонок маленький, неуклюжий,
лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост..."
В сюжетном рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до
какой-то высшей точки (кульминационного момента), и завершение
"происшествия", или так называемая развязка; события здесь должны
передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их
причинно-следственных связей.
Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.
Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в
соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из
задач и Родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные
математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных
ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то
время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в
детском саду предусматривает развитие элементарных математических
представлении. В соответствии с этой программой дети должны уметь:
- считать в пределах 10;
-
правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными:
- сравнивать числа в пределах 10,
устанавливать, какое число больше (меньше') другого, уравнивать неравное число
предметов;
- сравнивать до 10 предметов по величине
(длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);
- различать форму предметов;
- выражать словами местонахождение предметов по
отношению к себе, к другим предметам;
- ориентироваться на листе бумаги;
- знать дни недели,
последовательность частей суток.
Как правило, ребенок 6-7 лет свободно ориентируется в малом
пространстве - комнате, квартире.
Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо
ориентироваться и в большом пространстве.
Ребенок должен уметь ответить на следующие вопросы:
-
В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?
-
Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?
-
Сколько этажей в вашем доме? Сколько этажей над вашей квартирой?
-
Сколько этажей под вашей квартирой?
-
Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом?
-
Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?
-
Остановки какого транспорта расположены
около вашего дома?
-
Как называются остановки транспорта, станции метро и т.д.?
-
Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?
Может проходить с помощью игры. Например, игра:
"Помоги маме накрыть на стол".
Поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу.
Справа — специи (соль, перец). Столовые приборы расположи
по порядки — слепа направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи
справа от тарелки нож, слева — вилку и т.д.
Вариант той же игры: "Накрой стол для
завтрака".
Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол"
Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево,
клад по вашим указаниям: "Пройди 10 шагов вперед, повернись направо и
пройди 5 шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди игрушку",
"Куда спрятались дети" и т.д.
Попросите ребенка определить расположение предметов относительно
себя — впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за. Определи, что
справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу).
Покажи направление от себя: вперед - впереди, назад сзади,
направо — справа, налево - слева.
Во время прогулки попробуйте определить расстояние до ближайшего
дерева, строения и т.д. Побуждайте ребенка рассказать домочадцам, где вы с ним
были, употребляя новые слова. Уточните рассказ ребенка но наводящим вопросам.
Понятиями большой — маленький дети обычно к этому возрасту хорошо владеют, правильно выделяют из множества вещей большие и
маленькие предметы. Но не все дети могут сравнить предметы
по величине.
Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длинный —
короткий, высокий - низкий, широкий узкий, толстый - тонкий, бывает затруднено.
Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими
(большой — маленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших детей. Не
говорят ли они — большая лента вместо длинная лента, маленькая лента вместо
короткая, большой столб, маленький столбик вместо высокий и низкий.
В активном словаре детей обычно есть слова: высокий - низкий,
длинный — короткий, широкий — узкий, но иногда они одно понятие заменяют
другим. Вместо высокий говорят длинный, вместо тонкий — узкий, вместо широкий
— толстый. Наблюдения показали, что дети чаще используют в речи понятия
высокий, длинный, широкий, толстый, чем низкий, короткий, узкий, тонкий.
Вызывает затруднения и сравнение предметов путем наложения. Необходимо объяснить
ребенку и показать сравнение различных предметов по длине путем наложения.
Соединить концы лент, полосок бумаги, тесьмы и сравнить их только по длине.
Затем сравнить предметы, отличающиеся двумя или тремя признаками.
Какая дорожка длиннее? Почему? Что длиннее: карандаш или линейка? Что короче:
пальто или платье?
Ребенку предлагается найти среди своих карандашей все длинные или
все толстые.
Затем знания о признаках величины закрепляются во время прогулок по
улице, в парке, в лесу.
Так же ведется работа над формированием понятий
ГЛУБОКИЙ - МЕЛКИЙ РАВНЫЙ ПО ГЛУБИНЕ
Различение предметов по тяжести
ТЯЖЕЛЫЙ -ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЕЕ - ЛЕГЧЕ
Сравните вес пустого ведерка, ведерка с водой и ведерка с песком.
Какое ведро легче ведерка с песком, а какое тяжелее, чем ведерко с водой?
Сравните килограммовые мешки соли и муки. Что тяжелее — килограмм
песка или килограмм пуха?
Создание жизненных ситуаций, специальные игры способствуют развитию
и совершенствованию понятий о величине, форме предметов, пространственных
представлений детей, обогащают словарь и кругозор детей, развивают
математическую речь.
Если детям показать 4-5 больших шаров и 7-10 маленьких, то на
вопрос: "Где шаров много, а где мало?", можно получить ответ, что много
шаров там, где они большие, а мало там, где они маленькие (рис. 68).
Опыт работы показывает, что без развития количественных
представлении овладение понятием числа, натуральным рядом чисел бывает
затруднено.
Развитие количественных представлений у ребенка начните с уточнения
понятий: много, мало, несколько, немного (рис. 69).
Введите в активный словарь ребенка слова было, осталось, стало,
всего, вместе. Попрактикуйте детей в составлении предложений со словами: мною,
мало, немного, несколько.
Обратите внимание на слова столько же, поровну, одинаково,.
Спросите ребенка:
Сколько цветов в вазе?
Много или мало? — Много.
Сколько карандашей в коробке? — Много.
Сколько в корзинке грибов? В корзинке много грибов. Мама достала из
корзинки несколько грибов.
Для проверки представления детей о числах им могут быть предложены
следующие последовательно усложняющиеся задания.
1. Счет предметов в группе.
2. Счет однородных предметов, расположенных в ряд или в случайном
порядке. Назвать цифру, обозначающую их количество.
3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет. Счет в обратном
порядке, в соответствии с возможностями ребенка, от 5, 10, 20, 100.
4. Счет от заданного числа до заданного. Например, от 2 до 8, от 10
до 7 и т.д.
5. Сравнение чисел. Какое число больше (меньше)?
Если результаты выполнения ребенком этих заданий •вас не
удовлетворяют, предлагаем обратить серьезное внимание на следующий раздел, где
будет подробно рассказано, как помочь ребенку справиться с этими сложностями.
Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы
называние числительных совпадало с показом предметов. Например, ребенок
называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда
дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально,
наклонно, вразброс. Может вызвать затруднения и просьба
пересчитать предметы не традиционно слева направо, а справа налево. Для
разрешения этого затруднения предложите ребенку подняться по лесенке с цифрами
с одной стороны, а спуститься с другой стороны.
Поставь на стол 5 тарелок. Сколько тарелок ты поставил на стол?
Принеси маме 4 картофелины, 3 моркови, 2 свеклы. Сосчитай, сколько
овощей ты принес? Сколько картофелин мама уже начистила?
Сколько конфет осталось в коробке? Сколько фруктов в вазе? и т.д.
Как ты думаешь, кто стоит не на своем месте?
Найди место каждого футболиста. Назови соседей числа 5, 7 и т.д.
Между какими числами находится число 3, 8? и т.д.
Используйте жизненные ситуации для закрепления детьми места числа в
числовом ряду (путем присчитыва-ния и отсчитывания по одному), для сравнения
предметных множеств и чисел, установления отношений равенства и неравенства
между множествами и числами (больше. меньше, равно).
Каждый раз после пересчета предметов
спрашивайте:
"Сколько?.."
Сначала пересчитывают однородные предметы: пуговицы, листочки,
карандаши, затем (на прогулке) разнородные: сколько деревьев (сосен и берез)
стоит в ряду? Далее дети ирмсчитыпают по одному, а затем отсчитывают по
одному, потом считают равными группами по 2. 5, 3, 4,
Счет в обратном порядке более труден, поэтому сначала можно
отсчитывать конкретные предметы, а зачем уже отвлеченно.
Пример:
Сосчитаем, карандаши. Всего 6 карандашей. Уберем один карандаш в
коробку. Осталось 5 карандашей. Уберем еще один карандаш. Осталось 4
карандаша, и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|