бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе бесплатно рефераты

Исследование слуховой дифференциации звуков про­водится по специально подобранным картинкам, назва­ния которых различаются только одним проверяемым звуком.


ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ


Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющий его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анали­зом слов. Простейшие формы такого анализа становятся "доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.


СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи   существительные, глаголы, прилагательные, чис­лительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинитель­ные и подчинительные союзы. Должны присутствовать к словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

Для исследования словарного запаса применяется це­лый ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка определенных слов. Вот наиболее распространенные из этих приемов:

- называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлага­ется назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);

- нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов;

- подбор признаков к определенному предмету;

- подбор возможных действий к предмету;

- подбор предметов к заданному действию;

- подбор синонимов (слов, близких по значению);

- подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.


СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующи­ми в языке закономерностями словоизменения и сло­вообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов но различным грамматическим катего­риям (по родам, числам, падежам, временам и т ль) без изменения при этом основного .значения слова. На­пример, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, по стол при этом так и остается столом. При словообразо­вании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называе­мые однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.

Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования — лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребенка грамматиче­ских систем важна потому, что даже очень большой сло­варный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющи­мися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правиль­ного построения предложений необходимо умение грам­матически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевре­менно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования.


ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Под связной речью принято понимать такие раз­вернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложении)   высказывания,  которые  позволяю! человеку четко н последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школь­ного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необ­ходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятель­ной практической деятельностью ребенка в процессе ко­торой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связ­ная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепен­но формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4—5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода "материальная база" для нее — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, "перескакивает" на другую, с совершенно новым содер­жанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких "рас­сказах" выражены слабо или даже полностью отсутству­ют, что затрудняет их понимание.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, пе­редают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого во­ображения, благодаря чему рассказ о реальных событи­ях может "обрастать" какими-то дополнительными дета­лями, не присутствовавшими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными, и сюжетны­ми. Описательный рассказ заключается в простом описа­нии реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет ника­ких событии, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: "Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие  ушки и короткий хвост..." В сюжетном рассказе имеют­ся завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и заверше­ние "происшествия", или так называемая развязка; собы­тия здесь должны передаваться в определенной времен­ной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.


VII. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ 
(ПРОВЕРКА И РАЗВИТИЕ)


Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

Как показали психолого-педагогические исследо­вания, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеоб­разовательной школы. В связи с этим одна из задач и Родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе.

К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспита­ния и обучения в детском саду предусматривает разви­тие элементарных математических представлении. В соответствии с этой программой дети должны уметь:

- считать в пределах 10;

-         правильно пользоваться количественными и по­рядковыми числительными:

- сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, ка­кое число больше (меньше') другого, уравнивать неравное число предметов;

 - сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возраста­ния (убывания);

- различать форму предметов;

- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;

- ориентироваться на листе бумаги;

- знать дни недели, последовательность частей су­ток.


ОРИЕНТИРОВКА РЕБЕНКА  В ПРОСТРАНСТВЕ

Как правило, ребенок 6-7 лет свободно ориенти­руется в малом пространстве - комнате, квартире.

Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо ориентироваться и в большом простран­стве.

Ребенок должен уметь ответить на следующие во­просы:

-         В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?

-         Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?

-         Сколько этажей в вашем доме? Сколько этажей над вашей квартирой?

-         Сколько этажей под вашей квартирой?

-         Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом?

-         Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?

-         Остановки какого транспорта расположены около вашего дома?

-         Как называются остановки транспорта, станции метро и т.д.?

-         Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?



ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ

Может проходить с помощью игры. Например, игра: "Помоги маме накрыть на стол".

Поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа — специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядки — слепа направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева — вилку и т.д.

Вариант той же игры: "Накрой стол для завтрака".


ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ,В КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Игра: "Расположи мебель в комнате для кукол"

Во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад по вашим указаниям: "Прой­ди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад" и т.д. Используйте игры "Найди иг­рушку", "Куда спрятались дети" и т.д.

Попросите ребенка определить расположение предме­тов относительно себя — впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за. Определи, что справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу).

Покажи направление от себя: вперед - впереди, на­зад   сзади, направо — справа, налево - слева.

Во время прогулки попробуйте определить расстоя­ние до ближайшего дерева, строения и т.д. Побуждайте ребенка рассказать домочадцам, где вы с ним были, упот­ребляя новые слова. Уточните рассказ ребенка но наво­дящим вопросам.


ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ
НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ

Понятиями большой — маленький дети обычно к этому возрасту хорошо владеют, правильно выделяют из множества вещей большие и маленькие предметы. Но не все дети могут сравнить предметы по величине.


УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ

Сравнение предметов по таким существенным признакам, как длинный — короткий, высокий - низ­кий, широкий   узкий, толстый - тонкий, бывает зат­руднено. Во-первых, дети при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой — ма­ленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших де­тей. Не говорят ли они — большая лента вместо длин­ная лента, маленькая лента вместо короткая, большой столб, маленький столбик вместо высокий и низкий.

В активном словаре детей обычно есть слова: высо­кий - низкий, длинный — короткий, широкий — уз­кий, но иногда они одно понятие заменяют другим. Вмес­то высокий говорят длинный, вместо тонкий — узкий, вместо широкий — толстый. Наблюдения показали, что дети чаще используют в речи понятия высокий, длин­ный, широкий, толстый, чем низкий, короткий, узкий, тонкий. Вызывает затруднения и сравнение предметов путем наложения. Необходимо объяснить ребенку и по­казать сравнение различных предметов по длине путем наложения. Соединить концы лент, полосок бумаги, тесь­мы и сравнить их только по длине. Затем сравнить пред­меты, отличающиеся двумя или тремя признаками. Какая дорожка длиннее? Почему? Что длиннее: ка­рандаш или линейка? Что короче: пальто или платье?

Ребенку предлагается найти среди своих карандашей все длинные или все толстые.

Затем знания о признаках величины закрепляются во время прогулок по улице, в парке, в лесу.

Так же ведется работа над формированием понятий

ГЛУБОКИЙ - МЕЛКИЙ РАВНЫЙ ПО ГЛУБИНЕ

Различение предметов по тяжести

ТЯЖЕЛЫЙ -ЛЕГКИЙ ТЯЖЕЛЕЕ - ЛЕГЧЕ

Сравните вес пустого ведерка, ведерка с водой и ве­дерка с песком. Какое ведро легче ведерка с песком, а какое тяжелее, чем ведерко с водой?

Сравните килограммовые мешки соли и муки. Что тя­желее — килограмм песка или килограмм пуха?

Создание жизненных ситуаций, специальные игры способствуют развитию и совершенствованию понятий о величине, форме предметов, пространственных представ­лений детей, обогащают словарь и кругозор детей, разви­вают математическую речь.


КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

Если детям показать 4-5 больших шаров и 7-10 маленьких, то на вопрос: "Где шаров много, а где мало?", можно получить ответ, что много шаров там, где они большие, а мало там, где они маленькие (рис. 68).

Опыт работы показывает, что без развития количе­ственных представлении овладение понятием числа, нату­ральным рядом чисел бывает затруднено.

Развитие количественных представлений у ребенка начните с уточнения понятий: много, мало, несколько, не­много (рис. 69).

Введите в активный словарь ребенка слова было, ос­талось, стало, всего, вместе. Попрактикуйте детей в со­ставлении предложений со словами: мною, мало, немного, несколько.

Обратите внимание на слова столько же, поровну, одинаково,.

Спросите ребенка:

Сколько цветов в вазе?

Много или мало? — Много.

Сколько карандашей в коробке? — Много.

Сколько в корзинке грибов? В корзинке много грибов. Мама достала из корзинки несколько грибов.


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧИСЛЕ

Для проверки представления детей о числах им могут быть предложены следующие последовательно ус­ложняющиеся задания.

1. Счет предметов в группе.

2. Счет однородных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке. Назвать цифру, обозначающую их количество.

3. Счет от 1 и далее, сколько ребенок сможет. Счет в обратном порядке, в соответствии с возможностя­ми ребенка, от 5, 10, 20, 100.

4. Счет от заданного числа до заданного. Например, от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.

5. Сравнение чисел. Какое число больше (меньше)?

Если результаты выполнения ребенком этих заданий •вас не удовлетворяют, предлагаем обратить серьезное внимание на следующий раздел, где будет подробно рас­сказано, как помочь ребенку справиться с этими сложно­стями.


НУМЕРАЦИЯ.
ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЕТ.
СЧЕТ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
ЗНАНИЕ ЦИФР

Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпада­ло с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Мо­жет вызвать затруднения и просьба пересчитать предме­ты не традиционно слева направо, а справа налево. Для разрешения этого затруднения предложите ребенку под­няться по лесенке с цифрами с одной стороны, а спус­титься с другой стороны.

Поставь на стол 5 тарелок. Сколько тарелок ты поставил на стол?

Принеси маме 4 картофелины, 3 моркови, 2 свеклы. Сосчитай, сколько овощей ты принес? Сколько картофелин мама уже начистила?

Сколько конфет осталось в коробке? Сколько фруктов в вазе? и т.д.

Как ты думаешь, кто стоит не на своем месте?

Найди место каждого футболиста. Назови соседей числа 5, 7 и т.д.

Между какими числами находится число 3, 8? и т.д.

Используйте жизненные ситуации для закрепления детьми места числа в числовом ряду (путем присчитыва-ния и отсчитывания по одному), для сравнения предмет­ных множеств и чисел, установления отношений равен­ства и неравенства между множествами и числами (боль­ше. меньше, равно).

Каждый раз после пересчета предметов спрашивайте:

"Сколько?.."

Сначала пересчитывают однородные предметы: пуго­вицы, листочки, карандаши, затем (на прогулке) раз­нородные: сколько деревьев (сосен и берез) стоит в ряду? Далее дети ирмсчитыпают по одному, а затем от­считывают по одному, потом считают равными группами по 2. 5, 3, 4,

Счет в обратном порядке более труден, поэтому сна­чала можно отсчитывать конкретные предметы, а зачем уже отвлеченно.

Пример:

Сосчитаем, карандаши. Всего 6 карандашей. Уберем один карандаш в коробку. Осталось 5 карандашей. Уберем еще один карандаш. Оста­лось 4 карандаша, и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11