бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе бесплатно рефераты

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 та­ких признаков, а объект рассказа изображен не схемати­чески, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются при­думанные события, персонажи, их поступки.


Результат:


ФИО / ВОЗРАСТ

РЕЗУЛЬТАТ

Валя Бардонова

6 лет

Сюжет, название, используется прямая речь.


Сережа Пантин

6 лет

Сюжет, название, эмоциональность.

Карен Мокисян

5 лет

Сюжет, быстрота воображения, эмоциональность, прямая речь


Ксения Горбань

5 лет

-




Тест: "Невербальная фантазия"


Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибу интересное, используя эти изображения (рис. 41).

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.


Результат:

Стереотипность мышления, копирование у других, слабый уровень фантазии.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:

-         во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

-         во-вторых, диагнотика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг

-         в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умтвенного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будующем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.


IX. ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.


Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образованние.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине ог­ромными возможностями развития и способностями по­знавать. В нем заложен инстинкт познания и исследова­ния мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас. не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Нe допускайте, чтобы ребенок скучал во время за­нятии. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получа­ется, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недо­статочных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные воз­можности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляй­те ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Поста­райтесь определить пределы выносливости ребен­ка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ре­бенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, мо­нотонные занятия. Поэтому, при проведении заня­тий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дру­жить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать заня­тия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Итак, успехов вам и больше веры в себя и возмож­ности своего ребенка!


X. ЛИТЕРАТУРА


1.    Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка.» М.: Просвещение, 1998

2.    Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Что на свете не бывает?» М.: Знание, 1994

3.    Житникова Л. «Учите детей запоминать.» М.: Просвещение, 1985

4.    Заика Е.В., «Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников» // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54.

5.    Истомина З.М., «Развитие памяти.» М.: Просвещение, 1978

6.    Лук А.Н., «Мышление и творчество.» М.: Политиздат, 1976

7.    Михайлова З.А., «Игровые, занимательные задачи для дошкольников.» М.: Просвещение, 1985

8.    Никитин Б.П. «Развивающие игры.» М.: Педагогика, 1981

9.    Фисюкова Л.Б. «От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.» Харьков: Фолио, 1996

10.           Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков: Фолио, 1997

11.           Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. «Тесты для детей» Дельта, 1997

12.           Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. «Скоро в школу!» М.: 1998


I....................................................................................................................................................................................................................... 1

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................................................................................................. 2

ЗАДАЧИ............................................................................................................................................................................................ 2

II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ................................................................................................................................................. 3

ВНИМАНИЕ.......................................................................................................................................................................................... 3

СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ.......................................................................................................................................................... 6

(ВОСПРИЯТИЕ).................................................................................................................................................................................... 6

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ...................................................................................................................... 7

ОБУЧЕНИЕ СПОСОБАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ............................................................................................... 8

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ................................................................................................................. 9

МЫШЛЕНИЕ....................................................................................................................................................................................... 10

ПРИЕМЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ............................................................................................................................ 11

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ  «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ»........................................................................... 12

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»................................................................................................................... 14

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМУ  «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»............................................................................................. 15

КАК ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ?................................................................................................................................................ 16

ПАМЯТЬ.............................................................................................................................................................................................. 18

КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ?................................................................................................................ 19

КАК НУЖНО ПОВТОРЯТЬ?.................................................................................................................................................... 21

ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «ГРУППИРОВКА»..................................................................................... 23

ОБУЧЕНИЕ МНЕМИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»........................................................ 24

КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ СТИХИ?................................................................................................................................................ 25

ВООБРАЖЕНИЕ................................................................................................................................................................................. 28

У КОГО ВООБРАЖЕНИЕ БОГАЧЕ: У ВЗРОСЛОГО ИЛИ РЕБЕНКА?......................................................................... 29

ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?...................................................................................................................................................... 29

III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ............................................................................................................... 31

IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................................................ 32

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ........................................................................................................... 33

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ.......................................................................................................................................... 34

V. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ............................................................................................................................. 35

VI. РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ................................................................................................................... 36

ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.................................................................................................................. 37

УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ................................................................................................................. 37

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС................................................................................................................................................................. 37

СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ............................................................................................... 38

ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ............................................................................................................................................... 39

VII. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ   (ПРОВЕРКА И РАЗВИТИЕ)........................................................................... 40

ОРИЕНТИРОВКА РЕБЕНКА  В ПРОСТРАНСТВЕ............................................................................................................. 40

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СЛОВЕСНОМУ ОПИСАНИЮ................................................................................................... 41

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ,В КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ  ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ......................... 41

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ  НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ.............................................................. 41

УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ................................................................................................................................... 41

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ................................................................................................... 42

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧИСЛЕ.................................................................................................................................................. 43

НУМЕРАЦИЯ.  ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЕТ.  СЧЕТ КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ.  ЗНАНИЕ ЦИФР........... 43

ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ................................................................................................................................................................ 44

ЦИФРЫ.......................................................................................................................................................................................... 44

СРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВ И ЧИСЕЛ.................................................................................................................................... 44

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ................................................................................................................................................... 45

VIII.  ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ........ 46

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ.................................................................................................................................................................. 46

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ................................................................................................................... 46

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ.................................................................................. 46

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ............................................................................................................................. 48

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ...................................................................................... 50

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ......................................................................................... 54

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ.............................................................................................. 59

IX. ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА................. 62

X. ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................................................................................................... 64



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11