Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся
Осветительное
оборудование в учебных помещениях и на рабочих местах учащихся размещается с
учетом устранения блесткости и обеспечения оптимальных защитных углов.
Применение открытых ламп запрещается. Напряжение питания основных
электроустановок учебного заведения должно быть 380/220 В с глухозаземленной
нетралью. При необходимости ввода в светильники напряжения, превышающего 220 В,
должны быть выполнены специальные электротехнические требования, предъявляемые
к таким установкам для обеспечения безопасности их обслуживания.
Светильники местного
освещения (с любыми лампами) должны иметь отражатели из непросвечивающего
материала с защитным углом не менее 300, а при расположении
светильников не выше уровня глаз работающего – не менее 100.
Сохранение нормального уровня освещенности должно поддерживаться
систематической очисткой окон, световых фонарей и светильников от пыли и грязи.
Полы учебных помещений
должны убираться ежедневно по окончании смены мокрым или другим способом, не
допускающим запыления.
Учебные заведения должны
иметь оборудованный медицинский пункт, оснащенный необходимыми средствами и
материалами для оказания первой медицинской помощи учащимся.
Меры по предотвращению
поражения электрическим током.
Действие электрического
тока вызывает в организме человека ряд сложнейших рефлекторных изменений:
потерю сознания, паралич дыхательных центров, необратимые явления в клетках
нервной системы.
Кроме того, действие
электрического тока независимо от его вида вызывает тепловой эффект ожога,
степень тяжести, которых определяется величиной тока, проходящего через тело, а
также времени воздействия. Действие электрического тока может вызвать
физико-химические процессы (электролиз – разложение крови), биофизические
(разрыв тканей).
Методы и средства защиты:
заземление, зануление, отключение и др.
Выбор средств защиты
зависит от:
1 режима электрической
сети;
2 вида электрической
сети;
3 условий эксплуатации.
Средства
электробезопасности:
1 общетехнические;
2 специальные;
3 средства индивидуальной
защиты.
Общетехнические средства
защиты:
1 Рабочая изоляция
2 Для оценки изоляции
используются следующие критерии:
- сопротивление фаз
электропроводки без подключенной нагрузки R1>=0,05;
- сопротивления фаз
электропроводки с подключенной нагрузкой R2>=0,08 Ом;
3 Двойная изоляция
4 Недоступность
токоведущих частей (используются осадительные средства – кожух, корпус, Эл.
Шкаф, использование блочных схем и т.д.);
5 Блокировки безопасности
(механические, электрические);
6 Малое напряжение;
7 Для локальных
светильников (36 В), для особоопасных помещений и вне помещений;
8 12 В используется во
взрывоопасных помещениях;
9 Меры ориентации
(использование маркировок отдельных частей электрического оборудования,
надписи, предупредительные знаки, разноцветная изоляция, световая сигнализация).
Специальные средства
защиты:
1 Заземление – это
снижение напряжения между корпусом, оказавшимся под напряжением и землей, до
безопасной величины. Заземление используется в 3 –х фазных, 3-х проводных сетях
с изолированной нетралью.
2 Зануление –
преднамеренное соединение на корпус в однофазное короткое замыкание за счет
срабатывания токовой защиты, которая отключает систему питания и тем самым
отключается поврежденное устройство.
3 Защитное отключение –
это преднамеренное автоматическое отключение эл. установки от питающей сети в
случае опасности поражения электрическим током.
Пожарная безопасность.
Федеральный закон о
пожарной безопасности от 22.08.95 №151 – ФЗ.
Настоящий Федеральный
закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения
пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области
отношения между органами государственной власти, органами местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, а также между
общественными объединениями, должностными лицами, гражданами и т.д.
Обеспечение пожарной
безопасности является одной из важнейших функций государства.
Пожарная безопасность –
состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
Пожар – неконтролируемое
горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан,
интересам общества и государства;
Требования пожарной
безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера,
установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством
Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным
государственным органом.
Работники и учащиеся
обязаны:
- соблюдать на
производстве, требования пожарной безопасности, норм и правил, утвержденных в
установленном порядке, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;
- выполнять меры
предосторожности при пользовании опасными в пожарном отношении веществами,
материалами и оборудованием;
- в случае пожара
сообщить о нем по телефону 0.1 и принять меры к спасению людей, имущества и
ликвидации пожара.
Каждый учащийся при
обнаружении пожара обязан:
- немедленно сообщить об
этом по телефону в пожарную охрану, при этом необходимо назвать адрес объекта,
место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию;
- в случае угрозы жизни
людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и
средства;
- проверить включение в
работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещение людей о пожаре,
пожаротушения, противодымной защиты);
- при необходимости
отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты),
перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации остановить работу
систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие
мероприятия, способствующие отвращению развития пожара и задымления помещений
здания;
- прекратить всю работу в
здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме
работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате дипломного проектирования нами сделаны выводы, что
техническое творчество должно стать неотъемлемой составляющей не только
внеаудиторных занятий, но и учебного процесса, что позволит включить в
творческий процесс всех учащихся, создавая тем самым объективную возможность
широкой подготовки к творчеству будущих рабочих.
Типичными недостатками в развитии технического творчества молодых
рабочих в профессионально-техническом колледже-являются: репродуктивный
характер усваиваемых технических знаний, навыков и умений. Интеллектуальная
обедненность трудовых процессов, узкая политехническая направленность
преподавания предметов профтехцикла и производственного обучения,
неразработанность методических средств по реализации технического творчества в
учебном процессе, внеаудиторной работе, общественно полезном и производительном
труде учащихся.
Цель дипломного проектирования достигнута путем решения следующих
задач: разработки рабочей программы для театра моды - студии технического
творчества, в которой приводится перечень практических работ, предлагается
перспективно-тематический план, план-конспект урока с дидактическим
обеспечением. Осуществлен выбор стилевого решения коллекции театра моды "Юный
модельер". В качестве творческого источника используется русский народный
костюм. На основе всех данных были выполнены графические эскизы коллекции.
Рекомендуем данную рабочую программу для внедрения в учебный процесс в системе
начального профессионального образования. При этом важно, чтобы каждый ученик,
включаясь, в тот или иной вид деятельности, каждый раз открывал что-то новое
для себя и тем самым как бы проходил через ступени "открытия",
ведущие к новым знаниям, к развитию способностей, к формированию качеств личности.
Кроме того, в работе проанализирован выбор методов формообразования,
принципы построения композиционных моделей с точки зрения элементов и средств
композиции. Произведено непосредственное создание моделей коллекции на базе
профессионально – технического колледжа г. Кемерово при творческом коллективе
театра моды. Модели изготовлялись из льняных тканей, с использованием отделки:
тесьмы, льняной сетки, применена техника мережки, что создает необычность
моделям и новизну.
Предполагаем, что организация работы студии технического
творчества в профессионально-технических училищах будет способствовать
активизации познавательной деятельности учащихся, развитии их способностей,
расширении обучающих возможностей процесса-передачи знаний. Большинство видов
творческой технической деятельности может быть использовано в учебной и внеаудиторной
работе для углубления профессиональной подготовки, учащихся, расширения их
политехнического кругозора, сокращения сроков адаптации к условиям
производства, формирования творческого отношения к труду. Именно в творческой
технической деятельности возможны учет индивидуальных интересов и склонностей
учащихся и в то же время построение процесса обучения и воспитания в
соответствии с общими задачами, стоящими перед профтехучилищами.
Мы считаем, что внеаудиторная творческая деятельность должна быть
организована таким образом, чтобы технические знания, полученные при изучении
специальных дисциплин и основы наук, находили осмысленное применение в процессе
конструирования и изготовления различных изделий.
Следовательно, творческая деятельность выступает как важный
педагогический фактор формирования и развития личности, как предпосылка
всестороннего развития будущего рабочего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аганисьян В.М.,
Золотухина Н.Ф. Формирование профессиональной направленности личности
рабочего в процессе обучения в профессионально - техническом училище швейного
профиля/ Методические рекомендации. М., 1988.- 90 с.
2.Алексеев В.Е. Активизация
работы по развитию технического творчества учащихся. -М.: Высш. шк., 1989. - 71
с.
3.Алексеев В.Е.
Педагогические проблемы развития технического творчества молодых. - Ташкент:
Фан, 1988. - 151 с.
4. Альтшуллер Г.С. Как научиться
изобретать. - Тамбов, 1979. - 364 с.
5. Безрукова B.C. Педагогика:/ Учеб. для
инж.-пед. спец. - Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1993. - 320 с.
6.Бессонов В.В.
Книга для руководителей кружков. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.:
7.Брускин К.А.
Опыт воспитательной работы в средних профессионально - технических училищах. -
М.: Высш. шк., 1989. - 95 с.
8.Бычко И.В., Жариков
Е.С. Интуиция как момент творческого овладения действительностью. - М.: В.
кн.: Логика научного исследования, 1985. - 457 с.
9.Василевский С.М.
Психология технического изобретательства. - М.: Просвещение, 1979. - 260 с.
10. Волков И.П. Проектирование
процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990.
- 159 с.
11. Демакова И.Д. Должность или призвание:
Беседы с организатором внеурочной воспитательной работы:/ Кн. для учителя. -
М.: Просвещение, 1991.-159с.
12. Зюбин Л.М. Психология воспитания:/
Метод. Пособие. - М.: Высш. шк., 1991.-96 с.
13. Иванов И.П. Энциклопедия
коллективных творческих дел. - М.: Высш. шк., 1989.-254 с.
14. Иванов Н.М.,
Лебедев Г.П. Организация внеклассной работы с учащимися
профессионально-технических училищ. - М:Высш. шк.,1985.-192 с.
15. Кудрявцев Т.В. Психология творческого
мышления. - М.: Просвещение,1987.-351 с.
16. Кукушин B.C. Теория и методика
воспитательной работы/ Учебн. пособ.- Ростов н/Д: МарТ. 2002. - 320 с.
17. Курочкин М.И., Максимов
Н.А.
Руководитель - воспитатель - педагог.М.: Высш. шк., 1982. - 115 с.
18. Ларин А. Е. Обучение. Воспитание.
Творчество. - М.: Высш. шк., 1990.- 256 с.
19. Макаренко А.С. Собр. Соч.: В 7 т. -с.,
195. ,Т. 5.- с. 118.
20. Методика воспитательной
работы://Учеб. пособ для ст-ов пед. училищ/ Под ред. В.М. Короткова. - М.:
Просвещение, 1990. - 175 с.
21. Микушинский Б.Ю.,
Ярошевский М.Д. Психология научного творчества. -М.: В. кн.: Научное
творчество, 1989. - 413 с.
22. Орлов Ю.М., Творогова
Н.Д., Косарев И.И. Психологические основы воспитания и самовоспитания. - М.: Высш.
шк., 1989. - 63 с.
23. Перспективное
планирование воспитательной работы / В.В. Шашкин, Ю.П.Белов, Ю.А. Карагоз и
др. под ред. В.В. Шашкина. - М.: Высш. шк., 1985. - 111 с.
24. Портных В.Я. Методическое обеспечение
воспитательной работы в группе.М.: Высш. шк., 1987. - 174 с.
25. Профессиональная
педагогика/ Уч. для ст-ов, обучающихся попед спец-тям и направлениям. - М.:
Ассоциация "Профессиональное образование", 1997. - 512 с.
26. Путилин В.Д. Социальная
направленность технического творчества учащихся. - М.: Высш. шк., 1989. - 79 с.
27. Развитие творческой
активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. Т.Ю. Рахманинова.
- Воронеж, 1991. - 250 с.
28. Рибо Т. Творческое воображение.
Пер. с французского. 1985. - 484 с.
29. Россман К. Психология изобретателя.
- М.: Просвещение, 1990. - 199с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
- М.: Просвещение, 1992.-575с.
31. Скакун В.А. Методическое пособие для
преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных
заведений. - М., 2001.-184 с.
32. Таланчук Н.М. Современная система
планирования воспитательного процесса. - М.: Высш. шк., 1994. - 375 с.
33. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество.
Жизнь. - М., 1966.-С. 13-14.
34. Франц В.Я. Охрана труда на швейных
предприятиях. - М.: Легпромбытиз-дат, 1998.-184с.
35. Чугунова Э.С. Формирование и развитие
технического творчества молодыхрабочих. - М.: Высш. шк., 1987. - 96 с.
36. Энгельмейер П.К. Пособие начинающим изобретателям.
- В. кн.: Научное творчество, М.: 1989. - 213 с.
37. Якобсон П.М. Процесс творческой
работы изобретателя. - М.: Академия, 1987. — 273 с.
38.Яковлев Д.Б.
Состояние окружающей природной среды Кемеровской области/ Вестн Кузбасс гос. техн.
ун-та.2002. №2.-С. 4-6.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Анкета исследование
значимости внеаудиторной творческой деятельности в системе НПО.
Анкета:
1.
Можно ли назвать
молодежь пассивной (да, нет, не знаю)
2.
Какое значение
играет колледж в вашей жизни (если играет, то
какое)_________________________________________________________
3.
Чем вы
занимаетесь в свободное от учебы время:
а) гуляю по улице
б) провожу время за
компьютером
в) хожу в спортивную
секцию (какую)
г) посещаю студию (какую)
д) сижу дома
е) слушаю музыку
ж) хожу на дискотеку
з)
другое__________________________
4.
Часто ли у Вас
проводятся в колледже мероприятия такие, как:
Дискуссия,
Конкурсы,
Выступления театра моды,
Спектакли,
Дискотеки,
КВН,
Спортивные соревнования,
Слеты,
Подчеркнуть если проводится;
свой вариант, чтобы Вы хотели какие мероприятия проводились и
как_____________________________________
5.
Считаете ли Вы,
что ваш колледж способствует развитию творческой деятельности (да, нет,
почему)___________________________________
6.
Интересно ли Вы
проводите время в вашем колледже (да, нет,
почему)___________________________________________________________
7.
Ваше предложение
для более интересной жизни в
колледже__________________________________________________________
После ранжирования данных
можно сделать выводы:
- какую роль играет
внеаудиторная деятельность в развитии творчества учащихся в системе НПО,
- какое внимание
уделяется НПО на разработку внеаудиторной деятельности учащихся,
- какую перспективу видят
учащиеся в проведении внеаудиторных мероприятий.
Тест
Есть ли у вас фантазия?
Уважаемый учащийся просим
ответить на вопросы, которые помогут обобщить материал и сделать некоторые
выводы на заданную тему.
Бурное время, в котором
мы живем, наполнено событиями, еще год назад казавшимися чистой фантазией. А
сейчас мы уже фантазируем о чем-то другом, каждый по своему. Так что объекты
фантазии меняются, но важно, что человек продолжает фантазировать. Это можно
проверить на себе. Впрочем, не принимая результатов слишком серьезно (как в
любом тесте), если ответить "да" или "нет" на следующие
вопросы и суммировать соответствующие баллы.
№
|
Вопрос
|
ДА
|
НЕТ
|
1.
|
Занимаетесь ли вы рисованием?
|
2
|
1
|
2.
|
Часто ли грустите?
|
1
|
2
|
3.
|
Когда рассказываете какой-нибудь
подлинный случай, прибегаете ли к вымышленным подробностям для украшения?
|
1
|
0
|
4.
|
Проявляете ли инициативу в учебе?
|
2
|
1
|
5.
|
Размашистый ли у вас почерк?
|
1
|
0
|
6.
|
Руководствуетесь ли вы в одежде
больше собственным вкусом, чем модой?
|
2
|
1
|
7.
|
Когда скучаете на уроках, рисуете
одни и те же фигурки?
|
0
|
1
|
8.
|
Когда слушаете музыку, возникают ли
у вас образы, связанные с мелодией?
|
1
|
0
|
9.
|
Любите ли писать длинные письма?
|
2
|
1
|
10.
|
Снятся ли вам иногда необыкновенные
сны?
|
1
|
0
|
11.
|
Представляете ли вы себе место, в
которое стремитесь попасть, но знаете его только по рассказам знакомых?
|
1
|
0
|
12.
|
Часто ли плачете в кино?
|
1
|
0
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|