бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся бесплатно рефераты


1.3 Сущность творческой деятельности учащихся профессионально-технических училищ

Решение педагогических проблем развития творчества немыслимо без учета закономерностей формирования творческого мышления и на их основе разработки методики, содержания и оптимальных путей обучения творчеству.

В качестве главного критерия творчества зачастую выдвигается только результат деятельности, а не ее структура, динамика и механизмы. Отмечая односторонность в оценке творчества, С. Р. Микулинский и М. Г. Ярошевский считают, что "продукт творческой деятельности и процессы, его породившие, должны исследоваться в их внутренней взаимосвязи.

Очевидно, что при рассмотрении вопросов внеаудиторной творческой деятельности учащихся следует исходить из необходимости учета двух взаимосвязанных сторон творчества - результата деятельности и процесса ее протекания. Такой подход позволяет, расширить методические возможности включения учащихся в творческую техническую деятельность. В то же время он приемлем лишь для случаев выполнения учащимся основных этапов творческого процесса - от момента осознания проблемы до практической ее реализации. Но есть и другая сфера деятельности, нередко именуемая как в психологической, так и в педагогической литературе творческим процессом: это деятельность по решению творческих задач. Употребление понятия "процесс" в обоих случаях вполне оправдано, но если в первом творчество рассматривается как проявление объективного развития общественных потребностей и выступает наиболее целесообразным средством разрешения противоречий между уровнем развития техники и необходимостью удовлетворения новых потребностей, то во втором имеется в виду лишь часть этого объективного процесса, связанная с функционированием мышления. Оба процесса находятся в отношении друг к другу как часть к целому, что необходимо учитывать в педагогической практике.

По своей структуре техническое творчество, доказывают исследователи, распадается на ряд обязательных процессов с отчетливо выраженными началом и окончанием, что позволяет говорить о необходимости полного цикла творческой деятельности для осуществления творческого процесса (от момента отражения потребности до момента создания практической возможности ее удовлетворения) [2, с. 163].

До сих пор основной поиск исследователей был направлен на обнаружение всех возможных проявлений творчества. Даже заключительный этап творческого цикла рассматривался с этих позиций. Несоответствие конструкции предъявляемым к ней требованиям, обнаружение неполноценности творческогорешения, неудобство в эксплуатации и т. п. создают условия для возникновения творческой деятельности на заключительном этапе технического творчества. В плане методического руководства деятельностью учащихся это, несомненно, очень важно, но не должно приводить к недооценке места и роли исполнительской деятельности в целостном процессе творчества. Вполне возможно, что центральный этап творческого процесса может дать глубоко продуманное и детально отработанное решение. Мысленный эксперимент исключит совсем или почти совсем необходимость доработки или переработки принятого решения, и тогда заключительный этап творческого процесса будет целиком исполнительским по характеру. Это подтверждается и тем, что современный конструктор или изобретатель непосредственной деятельности на заключительном этапе, как правило, не осуществляет. Реализуют его творческий замысел работники экспериментальной лаборатории, мастерской и т. п., хотя и здесь нередко требуется творческое вмешательство автора.

Обучение учащихся профтехучилищ навыкам исполнительского труда должно рассматриваться в качестве самостоятельной задачи педагогического руководства техническим творчеством. Подобный подход позволяет расценивать процесс изготовления учащимися технических объектов даже на исполнительском уровне как включение в техническое творчество. Это относится и к первому этапу творческого цикла - формулировке творческой задачи. Задача педагога заключается в управлении внеаудиторной творческой деятельностью учащихся в целом и на отдельных этапах творческого процесса (зарождение идеи-задачи, поиск варианта решения с условием его практической реализации, поиск оптимальных практических условий реализации решения и т. п.), в обеспечении диалектического взаимодействия мышления и знаний ученика, что, в свою очередь, создает необходимую базу для включения его в творческую деятельность.

В тех случаях, когда в качестве средства развития способностей учащихся к творческой деятельности используется техническое творчество, должна учитываться самостоятельная значимость деятельности на всех этапах творческого процесса. По существу, самостоятельная деятельность учащихся является концентрированным выражением репродуктивных и творческих элементов деятельности, осуществляемой под руководством педагога. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что эффективность обучения во многом зависит от умения педагога включить оптимальное сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельность ученика при непременном условии, что именно творческая деятельность может я должна стать в учении ведущей по своему значению, включая и те случаи, когда она представлена лишь в самом незначительном объеме.

Подготовку учащихся к деятельности на любом этапе творческого процесса следует рассматривать в качестве самостоятельной цели педагогической работы, что открывает дополнительные методические возможности как для вовлечения учащихся в техническое творчество, так и для его осуществления. Следовательно, связь отдельных частей творческого процесса с полным циклом творческой деятельности создает дополнительные возможности использования их в качестве самостоятельных компонентов в педагогической работе по развитию технического творчества учащихся.

В техническом творчестве взрослых, прежде чем получить право на жизнь, творческое решение держит экзамен перед накопленным в течение столетий коллективным опытом человечества. Для учащихся это необязательно. Достаточно, чтобы результат творческого решения был нов для самого ученика. Он сопоставляется лишь с его индивидуальным опытом, приобретаемым в процессе обучения (знаниями, умениями, навыками) и практическим опытом в творческой деятельности. При таком понимании новизны возможности технического творчества значительно расширяются. Творческой становится деятельность, продукт которой может быть давно известен всем, за исключением того, кто его получает. То же самое можно сказать и о способах получения этого продукта. По наблюдениям многих педагогов творчество подростков и творчество взрослых имеет одну физиолого-педагогическую основу, характеризуется одинаковыми стадиями протекания, активностью и напряжением. Для осуществления творческой деятельности и учащихся и взрослых необходимо становление и проявление качеств личности, свойственных изобретателям и рационализаторам.

Таким образом, получая продукт, обладающий даже субъективной новизной, учащийся развивает свои способности к творческой деятельности. Этоподтверждает положение о том, что основной целью технического творчества учащихся является развитие способностей к творческой деятельности. Однако данные утверждения справедливы лишь для процесса педагогического руководства техническим творчеством учащихся. Сами они не ставят перед собой в качестве цели развитие своих способностей к творчеству. Учащийся, который занимается техническим творчеством дома, самостоятельно. Его творческая деятельность вполне может охватывать полный цикл, начиная с этапа отражения потребности и постановки задачи и кончая этапом практического осуществления решения. Продукт, который стремится получить учащийся, выступает целью его деятельности и отвечает основным требованиям, предъявляемым к техническому творчеству учащихся, - значимостью или полезностью и субъективной новизной. Способности к технической творческой деятельности и остальные качества личности, необходимые для успешного творчества, выполняют роль средства получения результата. Их проявление и развитие есть результат творческой деятельности. Учащимся этот результат может не только не преследоваться, но даже и не предполагаться. И в условиях кружка учащийся по-прежнему стремится к созданию технического объекта. Однако в этом случае творчество становится средством педагогического процесса, в котором преследуется цель развития способностей подрастающего поколения. Это средство и реализует педагог, а не учащийся. Поскольку цели формирования технического творчества подростков, преследуемые в процессе обучения (т. е. под руководством педагога) и вне его, различны, необходимо разграничивать эти виды деятельности. Таким образом, понятие "техническое творчество учащихся" используется для характеристики двух различных процессов: 1) направления учебно-воспитательной работы с целью развития способностей учащихся к творчеству и 2) творческой деятельности учащихся по созданию технических объектов; поскольку эта деятельность может охватывать все этапы творческого процесса, то и определяется как техническое творчество. Под результатом творческой деятельности следует понимать не только технические объекты, но и определение способов их создания и усовершенствования, предложения по разработке технологических процессов или их элементов и т. п.

Применительно к учащимся профтехучилищ процесс технического творчества может быть рассмотрен как средство развития технических способностей подрастающего поколения, как управление процессом его развития, как воспитание творческого отношения к труду. Специфика технического творчества учащихся профтехучилищ может быть отражена не в целях и результатах, а в характере технической деятельности и в дидактических задачах обучения техническому творчеству. Организация технического творчества в учебном процессе профтехучилища строится таким образом, чтобы в нем нашли отражение типичные для той или иной профессии производственно-технические задачи - как конструкторско-технологические, так и в области совершенствования трудовых приемов, рациональной организации рабочего места и т. п.

Динамика технического творчества идет по пути перехода от конструирования к изготовлению постепенно усложняющихся объектов, от одного способарешения производственно-технических задач к другому.

Следовательно, в оценку внеаудиторной творческой деятельности учащихся профтехучилищ должны быть включены такие критерии, как способность самостоятельно предложить вариант решения задачи, отвечающий техническим, технологическим, функциональным и эстетическим требованиям, и умение графически изобразить принцип решения и качественно выполнить последнее. Приведенная характеристика технического творчества включает лишь один из педагогических аспектов проблемы - развитие способностей к творческой технической деятельности. Сюда можно отнести также подготовку учащихся к участию в коллективном творчестве, придание ему общественной направленности, формирование устойчивого интереса к технике и готовности к труду в области, осваиваемой профессии.

Основной целью профессиональной школы является формирование всесторонне и гармонично развитой личности молодого рабочего, вооружение его широкими общеобразовательными, общетехническими и профессиональными знаниями, умениями, навыками, создающими предпосылки для успешного выполнения им трудовой деятельности после окончания профессионально-технического училища.

Помимо широкой профессиональной подготовки и формирования у будущего рабочего высокого уровня общей культуры, профессиональная школа призвана сформировать у учащегося активную жизненную позицию, проявляющуюся, прежде всего в творческой активности, высокой профессиональной самостоятельности, активном участии в изобретательстве и рационализации.




2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1 Место и роль выбранной темы в учебном плане подготовке специалистов


Образовательная программа, представляет собой нормативно - констатирующий документ, проектирующий содержание, ход и результаты образовательного процесса. Ответственность за качество реализации образовательной программы несет, прежде всего, сам педагог. Такую ответственность за качество решения поставленных образовательно-воспитательных задач разделяет с педагогом и руководитель образовательного учреждения, в связи с чем, он и утверждает своей подписью каждую из реализуемых в учреждении образовательных программ.

Образовательные программы составляются по своим особым правилам. Образовательная программа в своем составе обязательно содержит краткое психолого-педагогическое обоснование основной цели и задач организуемого учебно-воспитательного процесса. В соответствии с ними излагается отобранное содержание образования, реализуемые принципы, используемые критерии оценки результативности, приемлемые для данного конкретного творческого объединения и др. В целом, можно заключить, что образовательная программа представляет собой особого рода документ, который отражает сущностные моменты предлагаемой педагогом системы организации учебно-воспитательной работы с конкретным детским творческим объединением. Сама же система работы раскрывается посредством краткой характеристики содержания выделяемых учебных тем, скомплектованных в учебно- тематический план как особо важный раздел любой образовательной программы. Программа также фиксирует примерный объем усваиваемых учащимися знаний, умений, навыков, а также общий ориентир для оценки качества получаемых результатов обучения и воспитания растущей личности.

Образовательная программа, пройдя научно-методическое обоснование и будучи утвержденной руководителем образовательного учреждения, становится своеобразным нормативным регулятором для профессиональной деятельности педагога. Работа на четко обозначенный результат – есть показатель особо высокого уровня профессионализма. Выбор же такого результата – первый шаг в сторону его целенаправленного наращивания.

В каждой образовательной программе в более менее отчетливой форме представлена педагогическая концепция автора. Авторская педагогическая концепция это, по существу дела, есть тесно между собой взаимосвязанная совокупность идей, размещенных в основании осуществляемых в ходе обучения педагогических действий. Наблюдения показывают, что научно-методическая проработка авторской педагогической концепции требует от педагога наличия достаточно развитых навыков самоанализа своего профессионального опыта. Именно поэтому систематическая работа над программой и ее методическим оснащением подвигает педагога к профессионализму, в частности, к более глубокому осмыслению и оттачиванию реализуемых на практике педагогических идей, принципов, целей и задач. Это тоже весьма ценный для практики дополнительного образования педагогический результат, ибо он служит источником последовательного развития востребованного практикой научно-теоретического знания.

Большая часть общенормативных требований к составлению образовательной программы для учреждения дополнительного образования может быть определена через характеристику ее типичных структурных компонентов. В качестве таковых можно определить следующие:

- пояснительная записка;

- учебно-тематический план;

- краткое содержание учебных тем, включенных в учебно - тематический план;

- список литературы (для педагога и для обучающихся), а также различного рода приложения, иллюстрирующие содержательно-смысловые и методико-технологические аспекты решения выдвинутых в программе образовательно-воспитательных задач.

П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а содержит обоснование целесообразности избранной стратегии обучения и воспитания; определение типа и вида программы (по классификации, принятой в данном образовательном учреждении), включает в себя общую характеристику реализуемых в программе принципов. Четко определяется также "адресность" программы (возраст детей, количество лет обучения, направленность на результат и др.).

У ч е б н о - т е м а т и ч е с к и й п л а н обязательно должен включать в себя перечень тем, распределенных по этапам процесса обучения, а также указание на количество часов по каждой теме с разбивкой на планируемые виды учебных занятий (теоретические, практические, самостоятельная работа и др.).

О с н о в н а я ч а с т ь программы раскрывает содержание тем, обозначенных в учебно-тематическом плане. Педагогу необходимо здесь в предельно сжатом (почти "телеграфном") виде обозначить конкретные идеи, понятия и факты, определяемые для усвоения в ходе теоретического, либо практического обучения; кратко перечислить то, что дети могут узнать в ходе усвоения конкретного раздела программы; желательно также привести проверочные задания, разработанные или специально модифицированные для оценки исходного и завершающего уровня обученности ребенка.

На что должен педагог дополнительного образования прежде всего ориентироваться при попытках комплексной педагогической оценки результатов своей работы по созданию образовательной программы? Особую ценность для современного этапа создания системы дополнительного образования в нашей стране представляют, думается, образовательные программы, отвечающие следующему ряду требований:

- практическая востребованность;

- новизна и оригинальность содержательного наполнения программных тем и заданий;

- научная обоснованность в отборе содержания материала и логики его выстраивания;

- четкость изложения авторской педагогической концепции;

- системность в описании (последовательность, структурная упорядоченность и др.).

В современной научно-методической литературе нет еще устоявшегося определения "учебно-методического комплекса" как особого явления практической педагогической действительности, соотнесенного с нуждами педагогики дополнительного образования. Комплекс – это, безусловно, некоторая упорядоченная между собой совокупность элементов, объединенных педагогом под конкретную целевую задачу. Если создаваемый педагогом комплекс действительно учебный, то это означает наличие системы методически оснащенных действий, направленных на приоритетное решение обучающих задач.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11