бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся бесплатно рефераты


3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ВНЕАУДИТОРНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Русский народный костюм, как источник творчества в моделировании одежды


Одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм одежды является костюм прошлых эпох, городской и сельский. Сельский крестьянский костюм называют народным. Под этим названием лучшие образцы крестьянского костюма находятся в качестве экспонатов в музеях.

Художники-модельеры всех стран во все времена неоднократно обращались к народному костюму, и используют его в настоящее время, создавая не только отдельные модели, но и целые их коллекции. Изучение народного костюма включено в учебные программы учебных заведений, готовящих художников-модельеров.

Народный костюм как источник творчества изучается, как правило, "количественно и качественно", т. е. зарисовывается, измеряется, получает ассоциативное выражение в набросках,которые затем используются при работе над эскизами и тканями. В процессе освоения народного костюма определяющим является красота, заключающаяся в пропорциях его формы, цвета, ритмике декоративного оформления, материального воплощения. Приемы и способы применения в народном костюме тканей, вышивок, узорного тканья сами по себе могут служить импульсом для поисков нового при создании современного костюма. Наибольшее внимание в последнее время уделяется форме народного костюма, его покрою. Декоративное оформление воспринимается в логической связи между формой, покроем, принципами соединения частей в целое, обычаями расположения вышивки, ее места в ансамбле костюма как целостной функциональной организации. Без освоения всего функционального утилитарно-эстетического строя народного костюма не может быть правильного хода трансформации его особенностей в современном костюме.

Опыт работы художников-модельеров показывает, что народный костюм и его качество переносятся в новое не полностью, как это было раньше, например в 40-х годах XX в. Новая форма не станет новой, если будет полностью копировать крестьянскую рубаху или шушпан - это будет всего лишь имитация, дискредитирующая и источник, и созданное на его основе.

Лучшие образцы современного модельерского творчества показывают, что форма народного костюма трансформируется в современном костюме обобщенно, т. е. силуэт той или иной народной формы отражается без воспроизведения внутренних конструктивных линий. Причем это происходит в каждом периоде моды, какой бы силуэт формы ни господствовал - свободный, прилегающий или полуприлегающий. В арсенале форм народного костюма имеются все силуэты.

Когда в моде господствует прямой силуэт, используется прямая форма народных одежд. То же происходит, когда прямая форма сменяется полуприлегающей или прилегающей. Однако модный силуэт, возникший как заявка моды по ассоциации с той или иной силуэтной формой народного костюма, недолго существует как таковой: он порождает вариации, которые не могут обойтись без внутренней конструктивной разработки. И тогда появляются разнообразные модификации покроя, взятые из народного наследия. Эти модификации могут быть разными по степени их близости к народному мастерству. Например, прямокроеные формы модной одежды 70-х годов почти полностью повторяют покрой народных одежд. Иногда в костюм включаются и подлинно народные одежды - рубахи, кептари и др.

Освоение того или иного образца народного костюма часто происходит при тщательном, многообразном претворении идеи, почерпнутой в нем, в новое решение современного костюма. Например, исследование прямого кроя рубахи может быть проведено с учетом значения его как средоточия гармоничных предпосылок построения модной формы, а затем использовано в различных вариантах в современной одежде. Так, развитие избранной формы в области плечевого пояса может быть осуществлено путем модификации рукава - изменения его длины, ширины, способа соединения с проймой при постоянстве формы. Модификаций будет больше, если к изменениям длины и ширины рукава добавить изменение длины и ширины стана, а затем попробовать варианты конструктивных и декоративных членений формы и ее фрагментов.

Творческие поиски композиций новой, модной формы могут быть значительно облегчены, если изучение того или иного народного костюма будет сопровождать анализ его ритмического строя. Этот анализ основывается на визуальных моментах, заключающихся в том, что цветная или черно-белая зарисовка народного костюма формально разделяется на зарисовки ритмики горизонтальных и вертикальных полос декора, фрагментов формы, а также цветовых полос и пятен декора. При этом, вполне закономерным можно считать тот факт, что принципы ритмического строя народного костюма могут быть ассоциативно изменены художником в целях создания нового по форме и украшению костюма. В таком случае зарисовка схемы чистой формы народного костюма без декора, где линии кроя (линии конструкции) являются границами пропорциональных членений формы и ритмических схем, становится отправным пунктом для создания современной формы одежды.

Такое аналитически направленное отношение к народному костюму как к источнику творчества способствует проектированию новых форм на его основе, тесно примыкает к дизайнерскому проектированию. Так же как и там, в костюме происходит постепенное нюансное изменение внешней формы одного объекта до полного исчерпания принятой схемы, т. е. до тех пор, пока не наступит момент принципиального изменения формы.

Народный костюм можно было бы без натяжки назвать продуктом дизайна своего времени.

Все многообразие его форм, все варианты покроя логичны с позиций антропологии, функциональности и идеалов красоты того времени и места, к которому эти одежды относятся. Об этом же говорит и возможность легко производить и варьировать его формы. Поразительным является сам факт существования принципа единой конструктивной основы в народном "неученом" искусстве одежды задолго до того, как ее создала инженерная мысль нашего времени. Это и является, пожалуй, самым убедительным подтверждением того, что народное искусство представляет собой кладезь мыслей для современного художника-модельера.

Красочность народного костюма в моделировании современной одежды отражается, как правило, наглядно. Из источника берут наиболее характерные сочетания красного, белого, синего, других тонов: малинового, желтого, зеленого, оранжевого; сочетания натуральных цветов полотна, кожи, меха и т. д. Источником может быть и костюм в целом, и его фрагмент, и фрагмент ткани или вышивки, использованной при его создании.

Принципы колористического решения костюма, его ритмической организации могут осуществляться в координации с формой, идущей от народного, и могут быть решены отдельно от нее, непосредственно на современной форме. Идея заключается в гармоническом взаимодействии их друг с другом, в результате которого постигается эстетический вкус.

В ходе работы над коллекцией "Русь", выполняемой для театра моды целесообразно использовать принципы цветового строя русского народного костюма, его фактурную организацию и ритмику членений и деталей непосредственно на современной форме.


3.2 Проектирование коллекции по мотивам русского народного костюма для театра моды "Юный модельер"


Задачей модельеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме сезонной моды. Поэтому дизайнер одежды сталкивается с проблемой проектирования коллекции.Коллекция (от лат. collectio — собрание) — это систематизированное собрание каких-либо однородных предметов, представляющих научный, исторический или художественный интерес.Коллекция в моделировании одежды — это серия моделей различного назначения, объединенных единством авторской концепции, образа, применяемых в коллекции материалов, цветового решения, формы, базовых конструкций, стилевого решения.

В зависимости от типа и назначения коллекции будут преобладать те или иные ее признаки. В авторской творческой коллекции, например, более существенными являются единство концепции, стиля и образа, при этом могутотсутствовать базовые конструкции. Важнейший признак в промышленной коллекции, напротив,— единая конструктивная основа, единство формы, цветовой гаммы. Но в любом случае главный признак коллекции — это ее цельность, что отличает коллекцию от механического собрания разнородных моделей. Цельность обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, единством образов. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является динамика, т.е, развитие, идей, центральной в данной коллекции. Коллекция — это не серия одинаковых или почти одинаковых моделей. Интересное конструктивное или декоративное решение, являющееся "изюминкой" данной коллекции, должно в каждой новой модели "поворачиваться новой гранью", в коллекции должны быть представлены все возможные нюансы развития идеи.

Коллекция может состоять из различных элементов — это могут быть ансамбли, комплекты, единичные изделия, дополнения и аксессуары.

В свою очередь, коллекции подразделяются на несколько типов:

1.Перспективные коллекции, в которых воплощается концепция моды на будущее, как правило, на будущий сезон, представляющие новые стили и тенденции. К перспективным коллекциям можно отнести большинство коллекций высокой моды (ведущих модных домов) и коллекции "прет-а-порте", созданные известными дизайнерами. Для этих коллекций характерны "заостренные"формы и силуэты, яркие образы, эксперименты с материалами, технологиями и конструкциями. Перспективные коллекции представляют образы будущего человека, поэтому при их проектировании учитываются прогнозы моды, тенденции развития образа жизни, прогноз экономической ситуации, данныеобизменении цветовых предпочтений и т.п. Коллекция "прет-а-порте" одновременно является промышленной базовой коллекцией для конкретной фирмы.

2.Промышленные базовые коллекции предлагают концепцию ассортимента для непосредственного внедрения. В них воплощаются актуальные направления моды, они предназначены непосредственно для массового производства. Такие коллекции демонстрируются на ярмарках моды (например, на Парижском салоне или ярмарке ИГЕДО в Дюссельдорфе) для представителей торговли. Для промышленных коллекций характерны "смягченные" формы, уже апробированные решения. Модные тенденции в этих коллекциях, скорее, воплощаются в определенных структурах материалов и цветовой гамме.

3.Авторские коллекции выражают творческую концепцию дизайнера. Авторскими коллекциями являются коллекции высокой моды и коллекции "прет-а-порте", созданные известными модельерами, предназначенные для индивидуального клиента или массового потребителя, а также коллекции, созданные для демонстрации на международных выставках и ярмарках, в ночных клубах, на презентациях, для участия в творческих конкурсах.

4. Коллекции специального назначения, например коллекция школьной одежды, коллекции форменной одежды.

Все перечисленные типы коллекций дифференцируются с учетом:

ассортимента (коллекции пальто, костюмов, купальников, брюк и так далее, в зависимости от профиля фирмы);

сезонности — новые сезонные коллекции демонстрируют, как правило, дважды в год (сезон осень-зима и сезон весна-лето). Однако крупнейшая промышленная ярмарка моды ИГЕДО в Дюссельдорфе перешла на демонстрацию новых коллекций четыре раза в год: на осень, зиму, весну и лето;

возрастных категорий (коллекции одежды для грудных детей, молодежи и т.п.);

конкретного назначения (коллекции домашней одежды, одежды для сна, спорта и отдыха и т.п.).

Кроме того, коллекции подразделяются, в зависимости от того, кому они предназначаются, на следующие группы:

1)  "индивидуальный гардероб" — серии моделей, предназначенные для индивидуального клиента;

2)  "массовые":

а)для массового производства;

б)для определенного типа потребителей;

3)"групповые" — разработанные для определенной группы людей:

а)коллекции форменной одежды (школьная форма, форма муниципальной милиции и т.п.);

б)коллекции фирменной одежды (разрабатывается для конкретных предприятий, например, для работников Аэрофлота, одежда для работников торговых фирм и т.п.);

в)для представительств и делегаций (например, одежда для национальной команды на Олимпийских играх).

Как правило, разработка коллекций ведется в такой последовательности: сначала формируется концепция перспективной моды на основе прогноза моды, которая воплощается в коллекции тканей и других материалов для изготовления одежды. Новые тенденции в структуре материалов и модной цветовой гамме демонстрируются за полтора года до сезона (например, в парижском салоне тканей "Премьер Визион" и ярмарке тканей "Интерштофф" во Франкфурте-на-Майне). Затем создаются перспективные коллекции. Коллекции высокой моды демонстрируются за полгода до сезона: весенне-летние — в январе, осенне-зимние — в конце июля — начале августа (хотя предлагаемые стили и тенденции в промышленных коллекциях и в массовой моде могут реализоваться гораздо позднее); коллекции "прет-а-порте" — за семь-восемь месяцев до сезона: весенне-летние — в сентябре — начале октября, осенне-зимние — в феврале. Потом разрабатываются промышленные массовые коллекции, которые развивают перспективные тенденции, появившиеся в коллекциях "прет-а-порте". В массовых коллекциях новые стили разрабатываются примерно полтора-два года спустя после их появления в перспективных коллекциях, а в некоторых случаях — с еще большим запозданием. То же можно сказать и о модных тенденциях в коллекциях мужской одежды, которые "опаздывают" на полтора-два года по сравнению с коллекциями женской одежды.


3.2.1 Этапы создания коллекции

Как и любой объект промышленного дизайна, промышленная коллекция одежды создается в определенной последовательности многими специалистами. Первый этап разработки включает в себя следующие мероприятия:

1.Изучение объективных факторов потребления и спроса: динамики доходов населения, уровня дохода на душу населения, розничного товарооборота и т.п.

2.Выявление типологических особенностей потребителей (пол, возраст, уровень доходов, степень активности участия в модном поведении и т.п.), для которых разрабатывается данная коллекция.

3.Исследование связи выявленных нужд потребителей с образом жизни групп потребителей, для которых разрабатывается коллекция.

Второй этап — реализация результатов исследований в определении типов формообразования. На этом этапе замысел коллекции приобретает материальные формы.

Третий этап — испытание в контрольной группе потребителей.

Четвертый этап — проектирование рекламы новой коллекции (разработка рекламных образов, создание плакатов, видеоклипов и т.п.), пресс-релизов.

Таким образом, приступая к проектированию коллекции, дизайнер должен четко себе представлять, для кого предназначается данная коллекция и какие потребности она должна удовлетворять. При этом необходимо учитывать типологические особенности потребителей при проектировании одежды:

1)классификацию потребителей по половозрастным признакам и возрастным подгруппам;

2)классификацию потребителей по размерам и по ростам. Перспективные коллекции, так же, как и промышленные коллекции, чаще всего демонстрируются на манекенщицах, но многие модели невозможно механически трансформировать, например, для больших размеров или для I—IIIростов (от 148 до 161 см) необходимы особые решения, другие пропорциональные членения, другие объемы;

3)классификацию потребителей по признаку полноты. При проектировании промышленной коллекции необходимо учитывать, что 19,5% взрослого населения имеет малую полноту, 50,5% — среднюю, 26,5% — большую и3,5% — очень большую;

4)классификацию потребителей по признаку модной ориентации. Все потребители делятся на группы в зависимости от их активности участия в моде:

2,5% составляют "новаторы", т.е. те, кто готов экспериментировать и создавать новую моду. Именно на этих потребителей рассчитаны авангардные коллекции, предлагающие новые формы и стили;

13,5% составляют "ранние последователи", т.е. те, кто подхватывает новую моду и является лидером в своей среде. На этих потребителей рассчитаны коллекции, в которых присутствуют последние модные тенденции в формах, цвете, структурах материалов;

34% составляет "раннее большинство" — те потребители, которые следуют за модой, но с осторожностью, отвергая все ее крайности. На эту группу рассчитаны коллекции, в которых присутствуют актуальные модные тенденции, но в "смягченном" виде;

34% составляет "запоздалое большинство" — те потребители, которые следуют новой моде только тогда, когда она широко распространится в обществе. Они скорее следуют предыдущей моде, не принимая самые последние формы и стили;

16% составляют "отстающие" (традиционалисты) — те потребители, которые отвергают модные тенденции, принимая какие-то нововведения, когда они уже перестают быть модными. Для этих потребителей предназначаются коллекции классического направления, в которых отсутствуют модные признаки;

5)классификацию цен. Число моделей в коллекции и их особенности зависят от того, к какой категории они относятся. Около 65% моделей относится к группе дешевых, примерно 30% — к группе средних, 2...5% — к группе дорогих. Наценки на дорогостоящие модели в оптовой и розничной торговле выше, чем на средние и дешевые.

Дорогостоящие модели отличают актуальные модные тенденции, уникальность конструкций, "острота" силуэтов, высококачественные ткани и отделки. На дорогих моделях стоит имя знаменитого дизайнера или марка известной фирмы. К этой группе относятся коллекции "прет-а-порте". Модели этой группы выпускаются очень малыми сериями — 5... 10 воспроизведений. Чем дороже коллекция, тем большее число моделей она в себя включает.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11