бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога бесплатно рефераты

Идеи народной педагогики продолжил в своих трудах, в своей педагогической деятельности В.А. Сухомлинский. Откуда, где он брал материал? Воодушевление, научные силы он черпал прежде всего из духовных народных глубин, неиссякаемых источников народной мудрости. Он считал, что школа – это «колыбель народа», «народный очаг воспитания», «важнейший центр духовной жизни народа». Призвание школы в цивилизованном обществе – не только учить и воспитывать детей, но и формировать историческую общность, имя которой – народ.

Педагог был убежден, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев. При этом у учащихся формируется «корень духовности», «сердцевина человека – любовь к Родине». И мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что любовь к Родине зарождается в человеке сызмательства и начинается с любви к матери, отцу, дедушке, бабушке, родному языку, колыбельной песне, сказке, культуре и отечественной истории.

Без таких истоков формирования «корня духовности», без могучих средств народной педагогики, считал педагог, невозможно организовать полноценного воспитания. В своих произведениях В.А. Сухомлинский показывает, опыт воспитания детей в семье, где сохраняются как святыни народные традиции воспитания.

«Хорошие народные традиции живут в семье самого маленького мальчика Данька. Трое детей – 6, 8 и 9 лет остаются на хозяйстве, когда мать и отец на работе. Малыши готовят обед и ужин, доят корову, ухаживают за растениями на огороде … В семье царит уважение к труду, можно сказать, культ труда» / «Сердце отдаю детям», с.24/.

Традиции в Павлышской школе /с.108/

Следуя заветам народной педагогики Сухомлинский использовал все многообразие путей, форм и методов учебно-воспитательной работы. Все направления воспитательного воздействия на учащихся, разнообразие и самобытные формы работы в школе (сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты, уроки мышления и др.) раскрывали детям человеческие качества, вызывали восхищение, духом человека, его красотой.

Итак, мы рассмотрели несколько периодов развития нашего общества и увидели, что каждый период влечет изменения в содержании технологии школьного воспитания. Вместе с тем, все педагогики, учитывая особенность воспитывающей среды, считали, что обучение и воспитание детей должно быть направлено на общечеловеческие ценности. А один из главных путей обновления школы – развитие ее на основе народной педагогики. А процесс развития личности в народной педагогике рассматривается как целостный педагогический процесс, многоаспектный, многофакторный, продолжающий длительное время и продолжающий преемственность поколений. Важнейшее в воспитании это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укрепились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину («хлеб – соль»), любая клятва закреплялась богом и хлебом.

Диалектическое становление идей народной педагогики было ориентировано на отношении к миру не по модели господства и подчинения, а направленную ответственность перед собой и миром. Так, например, образ жизни и законы природы были слиты в единое целое. Поэтому для народной педагогики было естественным, органичным абсолютное неприятие негативных действий к природе, будь то сорванный цветок, посажанная в клетку певчая птица или другое животное. Любоваться и наслаждаться их красотой – внушалось с детства, там, где они растут и обитают. Такая позиция была глубоко гуманистической и характерной для многих народов. Это выражается в культе божьей коровки. Для многих народов характерно ловить только крупную рыбу, а мелкую заботливо выпускают в воду со словами: «Плыви и возвращайся большой».

Согласно традиционному мировосприятию, все, что нас окружает – растения, животные, люди – это создания единой природы, которые находятся в постоянном взаимодействии. Когда переступаются нормы и правила общения с живой природой, наступает дисгармония. Это убеждение уяснялось ребенком в раннем детстве. Например, с древних времен существует пословица: «Не разоряй птичье гнездо, будет плохо, накажет всевышний». Не растерять, а сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач обучения и воспитания. И эту задачу можно отнести к современной школе.

Академик Д.С. Лихачев в работе «Экология культуры» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Человеческие ценности не сводятся лишь к сумме накопленных материальных и духовных ценностей, а предполагают формирование у новых поколений способности быть творцом новых ценностей, новых систем отношений друг к другу. Чтобы проводить эту работу с учащимися будущий учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Что же составляет основу народной педагогики? Духовная культура, народные традиции, обычаи, обряды, пословицы, составляют основу народной педагогики. Они выступают ведущими факторами воспитательного процесса. Однако все это не может быть основным средством формирования личности ребенка. Эффективность использования зависит от умения воспитателя использовать все ценное в общем контексте педагогических воздействий.

Без грамотного и достаточно серьезного, научно-обоснованного решения этих вопросов можно столкнуться с тем обстоятельством, что вместо создания национального образования в России мы через несколько лет получим националистическое воспитание.

Давайте посмотрим, чем можно обогатить наши знания по народной педагогике.

А сейчас, поговорим? О чем?

Об этом и о том.

О том, что знаешь ты,

А что-то мне известно, поговорим?

Поговорим, вдруг будет интересно!

У нас в городе есть традиция проводить ярмарки – «Ярмарки мира и солидарности». В училище есть ансамбль народной песни под руководством Н.В. Шестаковой, есть традиции: «Белая акация» - возрождение традиций. Последнее воскресенье ноября объявлено в России Днем матери. Однако в Пермской области этот день отмечался намного раньше. Значит это уже традиция.

Также к народной педагогике относим и пословицы и поговорки, которые составляют богатое наследие народа. Их можно классифицировать по направлениям, в которых отражены требования к различным качествам личности. А знаете ли вы эти пословицы?  (К поведению в быту, к скромности и справедливости, к языку, культуре общения).

Итак, мы убедились, что народную педагогику знать надо, и наверное, пришло то время, когда надо собирать золотые россыпи (рассеянные драгоценности). Об этом и говорят документы Министерства образования. Статья 2 Закона РФ «Об образовании» - принципы построения системы образования (Государственный стандарт  - зачитать).

Народная пословица гласит «Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства».

- Выставка

- Краткий обзор литературы.

Рефлексия: «Я поняла что …», «Я узнала …».

Вернемся к целям урока. Вспомним ли мы цели? Как вы думаете, в какой форме проводился урок? (Посиделки). Почему? Что это?

Посиделки – одна из форм активного деревенского отдыха, в основе которого лежат трудовые, нравственно-бытовые и фольклорные традиции.

Посиделки – не просто время провождения. Они имели в себе ростки культуры, являясь хранителями лучших традиций народного творчества, и в то же время ревностно оберегали интимную обстановку. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, показать свое искусство в рукоделии, песне, пляске.

В ходе посиделок учащиеся знакомятся с одной из форм общения, воспитывается уважение к национальному наследию, стремлению сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного.

ОПРОС:

1.Испытываете ли вы потребность в возрождении народных ремесел, народного творчества. Да, нет.

2.Хотели ли вы участвовать в самодеятельности (народный, хоровой, танцевальный коллективы)?

3.Связываете ли вы возрождение русского народа с возрождением русских праздников, обрядов, обычаев, традиций?

Ответы:

1.Да – 67 %, Нет – 33 %

2.Да – 42 %, Нет – 52 %

3.Да – 79 %, Нет – 21 %

Аншлаг-подставка: «Из бабушкина сундучка», «Художественны промыслы», «Делаем своими руками».

Пословицы:

- Для дорого гостя и двери настежь!

- Дело мастера боится.

- Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.


Конспект урока коррекционной педагогики


по теме: «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами».


Преподаватель: Баева Г.И.


Тема: Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами.

План

1.                 История социальных образований.

2.                 Образование детей с особыми образовательными нуждами в контексте региональной образовательной политики

3.                 Подходы к обучению детей со специальными образовательными нуждами и формы работы

3.1.          Решение поведенческих проблем в классе

3.2.          Работа с семьей

3.3.          Руководство коррекционной игровой деятельностью.

4.                 Защита прав детей с особыми образовательными нуждами

5.                 Рефлексия.

Цель: формирование познавательного интереса к изучаемой проблеме. Развивает «внутренних» оснований (знания, умения), которые будут способствовать управлению будущей деятельностью.

Формирование гуманистического отношения к детям с особыми образовательными нуждами. Приобретение психолого-педагогических знаний и умений в области обучения и воспитания детей.

Материал к уроку: фрагменты видеофильмов, «Дети в клетке», «Формы работы с семьей в коррекционной школе», «Наркомания вокруг нас», «Операция «Подросток», аншлаги, выставка книг, игровой инвентарь.

Эпиграф к уроку: «Человек – чудо природы. Жизнь – еще большее чудо. Научись не требовать невозможного, не сокрушаться о непоправимом» фрагмент видеофильма «Дети в клетке».

1.                Отрывок из сказки Х.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

Дефектология, специальное обучение, задержка в развитии, нетрудоспособность, умственная отсталость, физический недостаток, слабоумие, идиотия, дезадаптация – различные слова, которые мы употребляем, независимо от того, на каком языке говорим, отражают социальные, медицинские, психологические и образовательные аспекты проблемы специального образования. Это не просто набор терминов, имеющих множество толкований, в них отражается различное восприятие и отношение к самой проблеме специальных образовательных нужд.

История образования людей, имеющих особые нужды, является историей изменения ценностных ориентаций общества, общественного отношения к ним, а также историей борьбы противоречий идей и учений.

А сейчас посмотрим взгляд на проблему специального образования с исторической точки зрения.

2.                Разговор на данную тему всегда начинается с уточнения понятий:

1.                 Дети с особыми нуждами – это, по нашему мнению достаточно обширная категория, включающая в себя различные группы:

-                     дети с выраженными формами умственной отсталости или физических недостатков и требующие организации специального образования;

-                     дети с отклонениями от усредненного уровня (соматически ослабленные, с нарушенными способностями к обучению, одаренные).

-                     Дети с девиантным поведением; те, кто оказался в сложной ситуации (без попечения родителей, сироты, из семей беженцев, безработных). Говоря об образовании данной категории детей мы подразумеваем что это «целенаправленный процесс воспитания и обучения», т.е. трактуем понятие образования так, как это сделано в Законе РФ «Об образовании» и в законе Пермской области «Об образовании в Пермской области».

Под региональной образовательной политикой мы понимаем идеологию и способы социального управления, наиболее полно учитывающие особенности и традиции региона.

На основе каких принципов осуществляется обеспечение образования?

Среди принципов нашей политики отметим такие:

-                     общедоступность для граждан Пермской области качественного образования в соответствии с их способностями и склонностями в образовательных учреждениях всех типов на основе преемственности;

-                     адаптивность системы образования к состоянию здоровья, уровням и способностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

-                     направленность на развитие индивидуальности человека.

На основе этих принципов осуществляется комплексный подход к обеспечению качественного образования всех категорий обучающихся.

Как обстоят дела с образованием детей с особыми нуждами расскажут «специалисты». Среди детей с особыми нуждами особую тревогу вызывают дети, имеющие некоторые отклонения от усредненной нормы. Проблема организации обучения и воспитания таких детей всегда решалась школой, но на разных этапах её функционирования – по-разному. В условиях единообразия учебных планов, программ, учебников всем учащимся предъявлялись единые требования, работа с неуспевающими тщательно планировались педагогами и контролировалась администрацией. С начала 90-х годов появилась возможность выбора образовательной программы школой на основе вариативного учебно-методического обеспечения. Получила распространение уровневая дифференциация.

Растет число классов компенсирующего обучения в области: 576 – в 2000 году, 909 – в 2004 году. Наряду с этими классами (деятельность которых регламентирована федеральным положением) открываются различные псевдокоррекционные классы без четких целей и при отсутствии соответствующей нормативной основы. Нарушается сбалансированность именно общеобразовательной подготовки школьников: концентрируется внимание на повышенном уровне обучения продвинутых детей и снижается планка требований для значительного количества учащихся.

Слабоуспевающие ученики стали изолироваться путем перевода их дневной школы в вечернюю. Вечерняя школа в последние годы решает те же задачи, что и дневная, но  комплектуется в основном детьми с особыми с особыми образовательными нуждами. Эти у учреждения динамично развиваются, предлагая широкий спектр образовательных услуг, ориентированных на обеспечение личности. Увеличение количества детей с отклонениями в развитии в общеобразовательной  школе ( с задержкой психического развития: 1577 чел. – в 1997/98 учебном году;  инвалидов: 1383 – в 1997/98 учебном году, 1780 – в 1998/99 учебном году, 1780 – в 1998/99 учебном году ) обостряет проблему профессионального обеспечения дифференцированного обеспечения в связи с целым рядом ограничений – кадровых, дидактических, финансовых и прочих. Таким образом, проблема включенного образования возникает уже внутри самого общеобразовательного учреждения.

А вот данные по Кунгуру:

·                   Около 750 неблагополучных семей, состоящих на учете, из них более 50 % имеют обоих родителей.

·                   250 человек – под опекой.

Операция «Подросток» выявляет неблагополучные семьи. На комиссии по делам несовершеннолетних обсуждается более 300 детей. Каковы принципы неблагополучия? Из фрагмента видеофильма «Операция «Подросток» определите причины неблагополучия детей».

1.              Проблемы социального сиротства (жестокость, насилие, безответственность со стороны родителей). Социально-экономические (низкий уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия или полное их отсутствие).

2.              Медико-социальные (инвалиды, хронические заболевания детей, родителей, других членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими правилами).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12