бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога бесплатно рефераты


Развитие коммуникативной компетентности - поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат — сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня.

На коммуникативно-диагностическом этапе предполагается: диагностика реального уровня развития необходимых умений, достижения внутренней мотивации для понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении.

Коммуникативно-деятельностный этап предполагает контролируемые изменения коммуникативных способностей студентов. Формирование коммуникативных умений может осуществляться педагогом, как в группе, так и индивидуально. В группе можно выделить три круга проблем:

-теоретические проблемы общения в педагогическом процессе (структура общения, барьеры общения (личностные, социально-психологические, социальные), закономерности внутригруппового взаимодействия);

- конкретные способы поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступления на публике, контакты с незнакомыми людьми, необходимость иметь дело с враждебными людьми, контакты с людьми, наделенными властью, и т.д.);

-самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т.д.).

Студентам было предложено высказаться по социально-психологической среде в училище, отражающей следующие стороны:

- комфортность коммуникационной среды (общение с одногруппниками, преподавателями, администрацией);

- гарантия справедливого и уважительного отношения со стороны преподавателей.

Ответы студентов позволяют охарактеризовать среду обучения, коммуникативную среду как в целом комфортную.

82 % согласны, что им всегда приятно общаться со сверстниками, 93 % отмечают уважительное отношение к себе со стороны преподавателей.

На завершающем этапе проводится контроль достигнутых результатов.

Предложенная структурная, модель процесса развития коммуникативной компетентности предполагает формирование коммуникативных умений студентов на сознательном и бессознательном уровнях личности. В первом случае на основе научных знаний о явлениях педагогического общения происходит контролируемый процесс изменения коммуникативных способностей, во втором — изменения достигаются с помощью бессознательных механизмов психики, таких, как эмпатия, идентификация и др.

Общение между людьми происходит не только словами. Точнее, даже не только словесно, сколько при помощи невербальной информации, преподаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это существенно дополнит, обогатит содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнеся красивые фразы.

Невербальная коммуникация – мощное средство общения. Владеть им полезно любому человеку. Учителю же это просто необходимо.

Подсчитано, что словесно человек получает лишь 8 % информации. Остальное приходится на невербальную. Язык мимики, жеста и взгляда, модуляций голоса использовался человеком еще с тех времен, когда он, не обремененный научными познаниями, постигал все интуитивно. И, как всякий атавизм, невербалика оказывает сильнейшее воздействие на наше общение. Кстати, именно поэтому в русском языке так много фразеологизмов, свидетельствующих о невербальном общении: «строить глазки», «ходить фертом», «прятать глаза», «повесить голову» … По мимике и жестам читают и состояние человека.

Педагог должен помнить: общение начинается задолго до первого произнесенного слова. Еще только открыв дверь, учитель обнаруживает отношение учащихся к себе. Насколько правильно организована сама аудитория: знакома ли она, где располагается место педагога, проветрено ли помещение – все это важные экстралингвистические факторы речи. Но вот мы вошли в класс и … Улыбнулись? Нахмурились? Сильно хлопнули дверью? Оглядели всех или сфокусировали взгляд на одном? В любом случае общение уже началось, нас «читают». Если учитель находится сзади стола или кафедры, сжимает руки замком, опускает глаза – значит, он боится аудитории, не желает с ней общаться, чего-то стесняется. И класс это заметит. Если можно попытаться использовать слова, «чтобы скрыть свои мысли», то с мимикой и жестом такое не проходит: они обманывать не умеют.

Как вести себя во время урока, чтобы привлечь к себе как можно более пристальное внимание? Как вести диалог, чтобы вызвать в ответ только положительную реакцию? И как научиться понимать невербальный язык собеседника?

Некоторые учителя подтверждают, что «видят» своих ребят насквозь. И действительно предсказывают их поступки. Как это происходит? Одно из объяснений заключается в невербальном взаимодействии. Если буквально отзеркалить человека, незаметно принять его позу, а своему лицу придать его выражение, вы сможете ощутить то, что чувствует ваш собеседник в данный момент. Да и он, в свою очередь, незаметно для себя проникнется к вам симпатией, примет ваши мысли, они покажутся ему его собственными.

Отождествление себя с собеседником или с ролью («дистантное мышление»), попытки посмотреть на мир другими глазами приводят к значительными расширению перцептивной сферы, возможностей воспринять внешние сигналы. Чтобы понять другого, необходимо на некоторое время представить себя им, предвосхитить его поступок, начиная с элементарной речевой реакции.

Так, на занятиях по педагогике по предложению учителя студенты создают импровизированные воспоминания героя, его письма, дневники, как «сделал бы это он сам». И случается чудо: духовное проникновение в образ оказывается реальностью. Авторы методики НЛП подчеркивают: «Вы всегда будете получать ответы на ваши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет замечать эти ответы. И словесная (или осознанная) часть ответа редко будет иметь значение». Невербальное оказывается зачастую сигналом более глубоких интуитивных переживаний, чем собственное слово. А привлекая «отзеркаливающий» жест и мимику, можно регулировать бессознательную сферу собеседника.

Для учителя это тем более важно, поскольку таким образом не только ученик становится ему ближе и понятнее, но и сам учитель оказывается для ребят исключительно значимой и важной инстанцией. Больше того, этот прием – перевоплощение или, точнее, воплощение в образ другого человека принятием его позы – помогает изменить собственное настроение, улучшить самоощущение.

Если позволить ребятам свободно разместиться в классе, на разных уроках они сядут по-разному. О чем это говорит?

Прежде всего – об отношении к предмету, о стремлении к диалогу или желании его избежать, нацеленности на лидирование или на самоуглубление, даже о степени готовности к уроку. И сам учитель занимает различные позиции диалогической готовности: в одном классе он торопливо подходит к столу, стремясь «скрыться» за ним, а в другом – останавливается перед аудиторией.

Посмотрим на учительницу, объясняющую тему и одновременно записывающую материал на доске. Он напряженно смотрит на доску и лишь затем оборачивается к классу, чтобы сделать очередное замечание. Чем занимается класс? Развлекается интересными беседами и беспомощностью наставницы. Та забыла о простой вещи: ни с кем и никогда не разговаривают к нему спиной! Класс, возможно, не знает законов невербального общения, но законы эти находятся в сфере подсознательного, их применение доступно и очевидно для каждого.

У каждого педагога в зависимости от его многочисленных личностных качеств – темперамента, возраста, характера, степени конформизма – существует индивидуальная ситуация речевого комфорта, учитывающая ритмико-интонационные, тембровые, динамические, дикционные характеристики речи. Она может модифицироваться, в том числе в ходе работы по совершенствованию этих параметров, однако именно она определяет для каждого учителя его манеру вести урок.

Экстралингвистические ошибки, явно препятствующие общению – это хмурое лицо педагога, входящего в класс, однонаправленность его взгляда и речи, отсутствие зрительного контакта с каждым, размещение его взгляда и речи по отношению к ученику на расстоянии, исключающем продуктивное деловое общение.

Педагог, прячущий взгляд, баррикадирующийся столом на протяжении всего урока, разворачивающийся спиной к классу («поза уходящего»), также не будет воспринимать: его речь войдет в противоречие к экстралингвистикой, прямо свидетельствует о нежелании общаться с учащимися. Почему мы не используем перемену, чтобы подготовить необходимую информацию на доске, не стоим вполоборота к классу, когда необходимость работать с доской все же возникает? Ведь зачастую наше лицо, жест, тон голоса говорят больше, чем язык: текст изложения, записанный на диктофон, воспроизводится гораздо менее точно, чем тот же текст, прочитанный учителем в классе! Вежливая улыбка при рассказе о страшных или неприятных вещах становится издевательски-злорадной, а сатирическую историю нельзя рассказать с озабоченным видом. Мы это знаем, но нередко забываем. Поэтому будем следить за тем, чтобы наше речевое и невербальное поведение соответствовало друг другу.

Коммуникативная компетентность студентов, достигнутая в процессе формирования коммуникативных навыков, предполагает решение задач на различных уровнях педагогического общения (микроуровне - простейший акт общения «субъект - субъект»; мезоуровне - общение, ограниченное рамками определенной темы или группы; макроуровне - общение с другими субъектами в системе сложившихся в социуме норм, традиций и устоев).

Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем современного общества, и в частности сферы образования и воспитания, является проблема профессиональной компетентности, в том числе коммуникативной, которая находит свое выражение в умениях передать информацию разными речевыми средствами; понять состояние собеседника; в искусстве воздействия на партнера по общению; в искусстве управлять собственным психическим состоянием. Анализ деятельности свидетельствует о необходимости специальной целенаправленной подготовки субъектов в плане коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.

Определение компетентности студентов – одна из важнейших задач обучения и воспитания, решение которой способствует становлению базовых компетентностей человека.

С целью изучения навыков культуры общения со взрослыми, сверстниками было проведено исследование.

Материал работы составляют данные анкетирования студентов 1,2,3 курсов Кунгурского педагогического училища.

Следует отметить, что анкетирование, как метод получения необходимой информации достаточно широко распространен.

В анкетах предполагалось самостоятельно подобрать соответствующую форму обращения к собеседнику  ситуации «просьба»: родителю, преподавателю, другу, однокурснику. Одновременно проводилось наблюдение за речевым поведением студентов.

Анализ анкетных данных обнаруживает, что у студентов 1 курсов не наблюдается большого разнообразия в выборе формул речевой ситуации. Приоритетным является слово «пожалуйста», далее «пожалуйста» + глагол в повелительном наклонении. Дважды встречается скрытая форма «не дашь ли мне».

У студентов 2-3 курсов слово «пожалуйста» также является самым частным, далее следует слово «одолжите мне», «помогите мне».

Значительно расширяют перечень такие формулы, как «будьте любезны», «извините», « а вы не могли бы» …

Наблюдения показывают, сто студенты чаще используют вежливые слова, адресуя просьбу взрослому, чем при общении со сверстниками. При этом чаще являются такие формулы как «дайте пожалуйста», «пожалуйста помогите мне».

А к сверстникам иное обращение:

- быстро дай;

- кому сказала, принеси;

- умоляю, сделай.

Таким образом, анализ речевого поведения дает возможность определить уровень сформированности речевой компетентности и прогнозировать тенденции ее развития.

Анализ полученного материала позволяет проследить динамику компетенции будущих учителей:

- меняется этический характер отношений между коммуникантами;

- расширяется круг адресатов;

- меняется характер просьб и их приоритетность;

- увеличивается количество формул речевого этикета просьбы.

Это свидетельствует об осознании студентами своей социальной роли и ролевой позиции при обращении со взрослыми и сверстниками.

Процесс развития коммуникативной компетентности нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения (коммуникация —► коммуникативные способности —► коммуникативные умения —► коммуникативная компетентность). Формирование коммуникативной компетентности - процесс поэтапный. Обучение и воспитание способствует развитию коммуникативных способностей, формированию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов. Коммуникативная деятельность - целенаправленный процесс. Субъект - субъективные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации.

1.4.Формирование этнокультурной компетентности


В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнических смешенных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обуславливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека.

Однако полиэтническую среду не следует рассматривать как «плавильный котел», в котором все этносы «переплавляются» в один. Человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам [2, 52].

Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживает более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Пермском крае сейчас живут представители более 100 этносов, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Она не исключает антитезис «мой – другой», «свой – чужой», но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает, прежде всего, как импульс к ее изучению, осмыслению, пониманию. Иными словами, быть этнокультурно компетентным – это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

В рамках деятельности студенческого научного общества по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний студентов педучилища, были отобраны студенты, отличающиеся по этническому и возрастному (16-17 лет) признакам. Из них – русские - 27, татары – 6, башкиры - 4, удмурты - 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12