бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога бесплатно рефераты

в) Правил поведения очень много, попробуй их все запомнить!

г) На самом деле есть одно простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.

Итак, что же ели наши предки, какой у них был стол? Из чего состояло застолье?

Русская кухня вполне была национальная, т.е. основывались на обычае, а не на искусстве. Русские ели хлеб преимущественно ржаной. Пшеничная мука употреблялась редко на просфоры и калачи, которые для простого народа были лакомством в праздничные дни – от этого и пословица: Калачом не заманишь.

До конца XVII столетия русские не знали другой огородной земли, кроме простой капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки. Салата наши предки не сеяли и не ели. Русские в старину не ели ни телятины, ни зайчатины, ни голубиного мяса, ни раков, ни вообще ничего, что само по себе умирало: также они считали нечистыми всех животных, которые были убиваемые женщинами.

Еда наших предков была крайне неприхотливая: обыкновенною пищею простого народа был ржаной и яичный хлеб с чесноком, или ячменная каша. Щи составляли уже роскошное кушанье и даже больше того, если в них была ржаное свиное сало.

В военное время в войсках пища была – сухари и толокно. По свидетельству иностранных посланников – нечистота и еще более чесночный и луковый запах делали их почти несъедобными, при том почти все кушанья приправлены были конопляным маслом или испорченным коровьем. В старину коровье масло приготавливалось в печах и без соли, от этого оно скоро горкло.

Вот каким был русский народный стол. Этим питалась беднота, простой народ.

Вот какая история произошла с картофелем, который царь Пётр привез в Россию из Голландии. Это сейчас картофель – любимая русская еда, «второй хлеб», а в XVIII веке крестьяне встретили новый овощ в штыки. Тогда царь велел засадить картофелем один огород и выставил вокруг него одних часовых. Все решили, что в огороде растет какой-то чудо-овощ, иначе зачем бы его так охраняли? Ночью некоторые смельчаки пробирались на царский участок и воровали картофель, а потом высаживали у себя в огороде. Вот так и прижился этот полезный овощ в нашей стране.

г) Когда и сколько раз в день нужно принимать пищу, что подавать на первое, что на второе, как вести себя за столом – ответы на эти вопросы у каждого народа свои. Для наших предков было характерно благоговейное и экономичное отношение к еде. В крестьянском хозяйстве существовала безотказная технология использования продуктов питания. Режим питания русских людей складывался под влиянием самых разных факторов – экономических, религиозных. Имели значение и возможные запреты на еду – это посты. Их, как правило, соблюдали основная масса народа очень строго. Самый голодный считался Петровский пост. В это время заготовленные впрок овощи уже заканчивались, даже кислая капуста – палочка-выручалочка – была на исходе. Вот  и перебивались луком да квасом.

Согласно этому поверью петровский пост введен был по просьбе баб, для скопа масла. Если б молоко съедалось в это голодное время, то масла не скопить бы. Стол крестьянских семей был скромнее и однообразнее, чем у горожан. Щи, каша, черный хлеб, чай – вот, пожалуй, и все разносолы.

Из описаний исследователей можно предположить такое крестьянское застолье.

5 часов – чай с хлебом, лепешкой.

9 часов – то же.

12 часов – редька с квасом, иногда рыба, хлеб.

5 часов – чай с хлебом.

9 часов – остатки обеда.

На столе в русской избе постоянно лежал хлеб, а рядом соль. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство или на случай если в дом зайдет странник.

3.Что же ели богатые?

Пышным, гастрономическим столом отличался в Екатеринское и Павловское времена граф Александр Сергеевич Строганов. «Вот вельможа, который хочет разориться и никак не может» - говорила Екатерина II.

У графа Строганова был устроен триклинский (род столовой, где, подобно изнеженным грекам или римлянам, гости лежали за столом на постели, облокотясь на подушку). Здесь убранство напоминало великолепие и роскошь древнего Рима. Столы тоже были роскошны: мраморные с мозаикой, или из дорогого какого-нибудь пахучего дерева, они гнулись под тяжестью золотой, серебряной и хрустальной посуды.

Число гостей на этаких пиршествах всегда было ограничено; приглашенные ели, полулежа, на ложах. Мальчик, все одного возраста, молодые и красивые прислуживали каждому из гостей. Первое – закуска: икра, редиска, фрукты вроде слив и гранат, щеки селедок (на одну тарелку такого блюда шло около тысячи селедок).

Во второй перемене подавались тоже пикантные блюда: лосиные губы, разварные лапы медведя, вареная рысь.

Затем шли жареные в меду и масле кукушки, налимьи молоки, свежая печень палтуса.

Как салаты здесь подавались соленые персики и очень редкие тогда ананасы в уксусе.

б) Наше внимание привлекает пасхальный стол князя Репнина. На середине огромного стола лежал целый ягненок. Это блюдо по польскому этикету, могли есть только дамы, высшие светские и духовные лица. Затем стояли четыре больших кабана – соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросят, 12 оленей с засолочными рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали 12 месяцев года; иногда вперемежку с оленьими лежали и зубры, убитые в Белоловежской пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 365 куличей, затем пироги и лепешки, украшенные сушеными в сахаре фруктами, 4 больших стопы с вином изображали тоже 4 времени года; 12 серебряных больших кубков с вином изображали 12 месяцев в году, 52 маленьких бочонка, наполненные испанским вином и итальянским, соответствовали 52-м неделям в году, 365 бутылок с венгерским вином означали число дней в году. Для прислуг ставилось 8760 кварт меду, соответственно числу часов в году.

Это не они одни вели такое роскошное застолье. Были и другие люди.

Застолье, традиции застолья описывали в своих стихах – поэты, в художественных произведениях – писатели. Давайте послушаем.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им точки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре и князья.

По бокам его все опричники.

И пирует царь во славу Божию,

В честь победы своей над Казанию.

                                                (по М.Лермонтову)

История застолий рассказывает и о старинных свадьбах, где люди готовились к свадебному столу.

Что же готовилось к свадебному столу? Необходимую принадлежность свадебного пира уже в стародавние времена составляла каша – овсяная, пшенная, ячменная. Во Воскресной летописи XIII века само слово «каша» употреблялось в значении свадебного пира: Александр Невский женился в 1239 году в г.Торопце, он праздновал там кашу. Кроме каши, пекли по обычаю свадебные караваи.

А вот в доме Золотухино Галичского уезда сама подача каши на свадебный стол сопровождалась интересным ритуалом: во время пира кухарка входит и заявляет матери невесты: «Каша жжется, в руки не дается!» Сваха дает ей полотенце, которое оставляет в пользу стряпухи. Кухарка зовет пирующих «тащить кашу», они протягивают от кухни к столу полотно, берутся за него и поют «Дубинушку». Наконец, «вытащили», и каша идет по столам. Еще одним свадебным кушаньем костромичей был пирог – «разгоняй», выносился он в конце пира на подносе над головой стряпухи с молитвой «Тебе Бога хвалим!»

Шуточная песня:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю

Как проклятый чай варить.

Взял тогда, налил водички

Всыпал чай я весь в горшок

И приправы, перцу, луку,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал.

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он важно озверел,

И отправив на конюшню

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивился

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Своими роскошными обедами отмечались сын графа Валентина Мусина – Пушкина. Он был первый по роскоши в то время в столице; известный чудак Прокопий Анкинфиевич Демидов, генеральша Разина, тамбовский помещик Рохманов.

Русь населяли и народы других национальностей. К теме о еде обращались и художники. Это живописные натюрмористы Мелендез, Машкова «Хлебы – наша матушка Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая …»

Это иллюстрации к «Капитанской дочке» - застолье Пугачева с соратниками, поющими его любимую, полную мрачных предчувствий песню: «Я за то, тебя, детинушка, пожалую среди поля хоромами высокими, что двумя ли столбиками с перекладиной».

В эпоху средневековья вещи осмысливались как знак, символ Божественного слова. Чаша, виноград, хлеб – таинство причастия.

Изображение рыбы – знак Христа. Внимательно вглядываясь в изысканные или аппетитные «завтраки», нельзя не заметить, как много в них разрезанного, расчлененного, как много фруктов, как любили изображать окорок.

Главным героем натюрмористов выступает толстый здоровяк – кувшин, наполненный вином, селедка – самое распространенное блюдо.

В старинные времена был такой обычай. Когда вся семья собиралась за столом, то прежде, чем отец скажет слово, ребятишки лезли под стол и по солнцу опутывали ножки стола лыковой веревкой, чтобы в будущем году, все так же за столом собрались, бедой не разлучились. Про стол говорили: «В дом пришел – всех вокруг собрал».

Русский народ к любому слову и присловию сочинял пословицы и поговорки: «Пословица к слову молится, пословица – всем делам помощница».

Посмотрим, какие пословицы о застолье вы подобрали к уроку.

Хлеб да каша – пища наша.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб да вода – наша мужицкая еда.

Это лишь первая, внешне бросающаяся в глаза характеристика этих пословиц.

В заключение урока проведем небольшой конкурс.

1.Что с собой брали в новую, только что построенную баню?

2.В старину хлеб запивали квасом. Как называется кушанье из кваса, в которой мелко крошат хлеб и лук? (Тюря)

3.Какие блюда, напитки русской кухни вы знаете? (Щи, каша, кисель, пельмени, квас, сбитень).

4.До XVIII века на Руси картошку заменила … (репа).

5.Что такое «гуща» (Каша из ячменя с горохом).

За правильный ответ дается баранка. У кого больше баранок – тот победитель – приз.

Благодарим вас за участие,

Вот сувениры вам на счастье.

Гляди, любуйся, принимай,

Себе по вкусу выбирай.

Выставка книг, обзор литературы.

III. Заключительное слово.

Заглянули в старину мы –

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

НЕ сказать всех добрых слов.

Край российский наш чудесен,

Вечный он и вечно нов!

IV. Итог урока.

- Скажите, где в практической, педагогической деятельности можно использовать материал урока?

КОНСПЕКТ УРОКА

«ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ»


Преподаватель:

Баева Г.И.


Тема: Золотые россыпи народной педагогики

Цель:

1.Приобщать студентов к народному творчеству.

2.Обогатить содержание  воспитательного процесса.

3.Выявить умение применять знания по народной педагогике в практической деятельности, умение организовать самостоятельную работу и анализировать результаты труда.

4.Познакомить с идеями народной педагогики великих людей.

5.Воспитывать уважение к национальному наследию.

Оборудование: видеофильм «Ярмарка в Кунгуре», «Педучилищу – 70», Книги К.Д.Ушинского «Родное слово», «Детский мир», «История педагогики»

Эпиграф: «Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим».

                                        В.Шафнер

ПЛАН

1.Вступительное слово учителя.

1.Стихотворение – приветствие.

2.Эпиграф.

3.Музыка.

II. Сообщение темы и коллективное определение целей урока.

1.Работа над понятиями темы.

2.Определение целей урока.

III. Работа по теме урока …

1.Из истории вопроса.

2.Современные проблемы народной педагогики.

3.Из опыта студентов и учителей.

4.Работа с педагогической литературой.

IV.Рефлексия.

V. Итог урока. Оценивание.

Добрый день и поклон

Вам, гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица –

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

                                 (Звучит народная песня).

Посмотрите на тему нашего урока: «Золотые россыпи народной педагогики». Наверное, есть о чем подумать, есть о чем поговорить. Эпиграфом к уроку можно взять такие слова … (эпиграф). Как вы думаете, какие цели преследует наш урок? Попытайтесь определить их.

Цели:

1.Приобщать студентов к народному творчеству.

2.Обогатить содержание воспитательного процесса.

3.Прививать любовь к народному ремеслу, народным песням, сказкам, пословицам, праздникам.

4.Выявить умение применять знания народной педагогики на практике.

Вернемся к теме урока. Давайте определим понятия, которые встречаются в теме «Золотые» - как вы понимаете? «Не все то золото, что блестит» Смотрим словарь: «золото» - драгоценный металл (записать в тетрадь); «россыпи» - рассеялось, расположилось; «золотые россыпи» - обилие чего-либо ценного, хорошего; «народная педагогика» - рассеянное, драгоценное, принадлежащее народу.

Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа.

Так, определили ключевые понятия. Обратимся к истории вопроса. Вопросы особенностей воспитания детей интересовали просветителей, педагогов во все времена. Мы с вами отправимся в путешествие и увидим, что называется временным изменением.

Воспитание детей древних славян при первобытном общинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось в труде и во всей повседневной жизни общины путем непосредственного участия детей в трудовой деятельности взрослых, сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах. И в первую очередь усваивались обряды, обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших предков (научились тому, что делал взрослый, передавая свой опыт, свои традиции, обряды и т.д.).

Далее, замечательным педагогическим праздником XII века является «Поучение Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель давал своим детям советы. Кто помнит какие? (Как жить, призывал любить Родину, быть трудолюбивыми, быть отзывчивыми к людям, к старшим быть почтительными, указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу, и в то же время уважать и соблюдать традиции народа).

А основатель педагогики, «отец педагогической науки» Я.А. Коменский уже в первой работе, начатой в 1612 г. «Сокровища чешского языка» проявил стремление служить своему народу. Изучая жизнь своего народа, он исследует историю, географию, записывает чешские пословицы. Именно написанная им «Чешская дидактика» становится предшественницей «Великой дидактики». В его лучших произведениях – «Мудрость старых чехов», «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 г.», «Об изгнании из школы косности» и др. выражает глубокое уважение к педагогической культуре народа. Однако с сожалением Коменский отмечал, что уже в его время народ и народные языки находились в величайшем презрении, чем им наносилась величайшая обида, и что всякому народу все должно передаваться на его собственном языке.

Посмотрит дальше. Осмыслив  народные традиции воспитания, педагогические явления, к новейшим педагогическим исканиям второй половины 19 века, начала XX века, продолжил путь русский педагог К.Д. Ушинский. Именно ему принадлежит идея о том, что традиционная культура народа, его история, уровень потребности и быта порождают соответствующую систему воспитания подрастающего поколения.

Как вы думаете, что же лежит в основе педагогической системы Ушинского? Какова идея? В основе лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью … воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах … Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», - писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857 г.) / «История педагогики», с.232/.

К.Д. Ушинский составил две учебные книги для начального обучения «Родное слово» и «Детским мир». Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка. НО на этих книгах воспитывались многие поколения («Родное слово» выдержало около 150 изданий). В книгах много басен, сказок, пословиц и т.д.

Время неумолимо движется вперед. Многие педагоги продолжают идеи народности, показывая жизнь народа в фольклоре, сказках, традициях, обрядах.

В.А. Сухомлинский.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12