Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога
Один из пунктов опросника предлагал высказать свое отношение
к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам 12 студентов считают такие
различия нормальным явлением; 9 опрашиваемым нравится, что все люди
разные; 4 - это явление не раздражает; 6 респондентов указали, что это
никак их не затрагивает. В то же время 8 отметили, что этнокультурные различия
их раздражают. Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо
нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным
последствиям. Некоторые не знают, как воспринимать культурные различия, что
также может стать причиной для возникновения неприятия других. В связи с этим
детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразие может
сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее. В целом образование
должно донести до сознания учащихся тот факт, что этнокультурное многоцветие
было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм
проявления человеческой жизни.
Н.Н. Миклухо-Маклай утверждал, что различия между народами
вызваны природными и социальными особенностями их жизни. Части света с их
разными условиями не могут быть заселены одной разновидностью людей, поэтому
существование различных рас, народов совершенно оправдано законами природы
[14,423-424]. Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного
отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и
условия для самореализации личности.
Этнокультурная компетентность предполагает готовность к
взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в
реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие студентов в
учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию
в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое
состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением
возможностей личности для успешных действий, внутренней устремленностью на
определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установкой на
активную и целесообразную деятельность [2, 337-338].
Этнокультурная компетентность как объективно-субъектное
явление включает в себя готовность изучать различные культуры с целью
комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора,
постижения взаимовлияния народов. Из 40 участников исследования 36 репондентов
отметили, что им интересны культуры других народов и 28 хотели бы узнать больше
о них; 11 не интересуются этой проблемой; 22удовлетворены своими познаниями; 18
человек не смогли определиться соответственно в своих интересах и желаниях.
Следует научиться осмысливать социальные процессы, анализировать и
систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них
общее и различное (специфичное). Процесс осмысления должен основываться на
изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к
инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь
непредвзятую позицию в оценке поведения членов многонационального коллектива,
уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть).
И только при этих условиях возможна выработка собственного
мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с
представителями другого народа, не унижая их и уважая их точку зрения.
Как показали исследования, студенты в основном эмоционально,
а не рационально реагируют на конфликт. Так, 16 опрашиваемых отметили, что если
в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то
и они ответят тем же; 11 заявили, что постараются уйти от конфликта; 6 -
попытаются договориться; 4 - будут искать компромисс и 3 - сделают вид, что
ничего не произошло.
Чтобы познать другую культуру, приобщить к общечеловеческим
ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. П.П. Блонский указывал, то «путь
к общественной культуре лежит через национальное воспитание» [21,63].
Попытались выяснить, как студенты относятся к культуре своего народа и
насколько глубоко они ее знают. 12 человек считают, что знают ее хорошо; 18 -
знают частично; 8 - плохо и 2 - не знают совсем. На вопрос «Вы соблюдаете
традиции и обычаи своего народа?» 6 студентов ответили – всегда; 21 - иногда; 8
- очень редко и 5 - не соблюдают. При этом 28 опрашиваемых хотели бы узнать
больше о культуре своего народа; 6 заявили, что их это не интересует, и 6 не
желают этого делать. Думается, это глубоко симптоматично, и ученым, органам
управления образованием, педагогам в своей работе необходимо учитывать факт
хождения таких суждений среди учащихся.
Как указывают некоторые исследования, положительный образ
собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к
иноэтническим группам. В нашем исследовании на вопрос «Какие чувства у вас
вызывает принадлежность к своему народу?» 16 студентов отметили – гордость; 14
- спокойную уверенность; 3 - никаких чувств; 3 - обиду; 4 - ущемленность,
униженность, остальные указали разные положительные эмоции. Отрадно уже то, что
подавляющее большинство опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему
народу. Вместе с тем некоторые цифры свидетельствуют не только об общем
социально-политическом неблагополучии в стране, но и о необходимости усиления
самых различных аспектов воспитательной работе.
В качестве механизмов формирования этнокультурной
компетентности будущих педагогов выступают обучение, воспитание, деятельность и
общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия
(воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных
взаимоотношений. Концепции содержания национального образования определены в «Концепции
модернизации российского образования»:
- развитие личности ребенка на основе гармоничного включения
богатства национального культурного наследия в общероссийском
социально-культурном контексте;
- создание условий, обеспечивающих использование этнической
культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее
будущей деятельности;
- формирование гражданских чувств, воспитание любви к Родине
и семье, уважительное отношение к духовному наследию, воспитание патриотов
России.
Этнокультурный компонент в образовании – это не реставрация
прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в
учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей
студентов, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество.
Анализ научно-исследовательских работ, нормативных
документов, теории и практики образования позволяет выделить пять моделей
введения национально-регионального/этнокультурного компонента в содержание
общего образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и
дополняющую.
Межпредметная модель предполагает равномерное распределение
соответствующего материала по всем учебным предметам. Вопросы национального и
регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона,
России и стран мирового сообщества рассматриваются здесь в русле общего
содержания и рассредоточены по разным дисциплинам и темам.
Модульная модель реализуется посредством включения в учебные
дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают
этнокультурное своеобразие региона, России, других народов и стран.
Монопредметная модель предполагает углубленное изучение
этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории,
географии, искусства региона, России, других народов и стран на специально
выделенных для этой цели учебных предметах. «Народоведение», «Основы русской
словесности», «Мировая художественная культура» и др.
Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в
которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во
взаимосвязи истории или краеведения, русской и родной литературы, биологии и
экологии и т.д. (например, интегрированные курсы «Человек и природа», «Человек
и искусство»).
Дополняющая модель предполагает изучение
национально-регионального /этнокультурного компонентов в ходе внеклассных и
внешкольных мероприятий. Так, в педагогическом училище имеются
хореографические, музыкальные, хоровые студии, кружки с направленностью;
проводятся краеведческие, этнографические выставки, экскурсии.
Все эти кружки, студии, объединения позволяют приобщить
студентов к сфере духовно-практической деятельности разных народов. Путь к
взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через
чувства, стремление видеть и творить прекрасное. Приобщение к этнокультуре
осуществляется через овладение «инструментарием» ее познания «языком» ее
художественных форм, проникновением в ценностно-смысловое содержание символов
этнокультуры.
Особый интерес представляет самостоятельная исследовательская
деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование
в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры,
истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире,
России, крае, своем населенном пункте, микрорайоне образовательного учреждения.
Исследовательские проекты представляют собой самостоятельный творческий поиск,
который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть»
в другую культуру. Исследования могут быть теоретическими и эмпирическими.
Первые предполагают изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в
разных источниках (в архивных документах, записках путешественников,
фольклорных произведениях и др.). Вторые построены на наблюдениях,
экспериментах и практической деятельности и предполагают работу с
информаторами, т.е. непосредственное общение с этнофорами, исследование
этнографических объектов, подлинных предметов народного быта, их
воспроизведение (копии, слепки, муляжи, макеты, модели и др.), реконструкцию,
участие в историко-этнографических экспедициях и пр. Приведем названия тем
некоторых исследовательских проектов студентов, выполненных на базе педучилища
«Национальные украшения татарского народа», «Общее и особенное в играх разных
народов», «Традиции и обряды славян, связанные со строительством жилья» и др.
Студенты постепенно в практике реального общения открывают
для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому наша цель – не только
ознакомить их с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где
образуются новые сложные культурные конгломераты. Наиболее оптимальными формами
работы в этом направлении являются дискуссии, диспуты, дебаты по той или иной
проблеме полиэтнического общества. Участие студентов и преподавателей в
традиционных Грибушинских чтениях по проблемам школьного краеведения,
историко-культурному наследию в контексте учебно-воспитательного процесса.
Краеведческие Грибушинские чтения проходят с 1998 года. Конференция носит имя
Михаила Ивановича Грибушина (1832-1889), почетного гражданина города Кунгура,
купца первой гильдии, общественного деятеля и благотворителя.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному. Многое для
себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому и настоящему
нашего народа. Как живут люди Пермского края? Как работают и отдыхают? Что их
радует и тревожит? Какие они соблюдают традиции и обычаи? Чем украшают свой
быт? Ответить на эти и последующие вопросы – значит восстановить связь времен,
вернуть утраченные ценности. Песни, танцы, сказки, обряды – это не только
элементы народной культуры, но и первые средства воспитания. Необходимость их
изучения и использования на уроках весома.
Народная культура является значимым элементом воспитания
молодежи.
Считаем необходимым донести до студентов тот факт, что они
являются носителями народной культуры. Поэтому проводим уроки – фестивали
национальной культуры «Дружба народов Пермского края», урок – «Культура
татарского народа», «Традиции народной игры». Издано методическое пособие
«Духовность – ключ к воспитанию человека будущего». Знания, умения, полученные
на занятиях в татаро-башкирском центре студенты применяют на уроках и
внеклассных занятиях.
Приведем примеры из работы со студентами.
Игра «Спорные утверждения»
Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему
межэтнических отношений, повысить свой уровень информированности.
Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из
следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками»,
«Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен». Листы с утверждениями
прикреплены по четырем сторонам помещения.
Ход. Ведущий представляет несколько спорных утверждений по заданной проблеме,
участники должны встать у тех листков, на которых отражена их точка зрения, и
объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки
зрения, участники могут поменять листы утверждениями, более подходящими для
них теперь.
Примерные спорные утверждения:
Не нужно показывать различия между народами и их
представителями, так как это разобщает людей.
Нужно, чтобы в классе (школе) учились дети одной
национальности.
Проблема этнических напряжений (конфликтов) раздувается СМИ,
а на самом деле она не так глобальна.
Возрождение и поддержание народных традиций сдерживает
продвижение общества вперед к более прогрессивному развитию.
Нужно говорить об общей российской культуре и стремиться ее
развивать, а не поддерживать национальные.
«Глобалисты» лишают народы своей уникальности и
неповторимости.
Нужно запретить межэтнические браки, так как это несет угрозу
генетическому фонду нации.
Люди никогда не будут жить в мире и согласии.
Обсуждение. Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими
вопросами? Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками,
особенно когда вы оказывались в меньшинстве? Легко ли было изменить свою точку
зрения?
Дискуссия по теме «Понятие ”национальная
принадлежность” – необходимо ли оно в современном мире?».
Цель: выявить представления о понятии «национальная принадлежность» и
необходимости его в современном мире.
Вопросы:
- Насколько важно это понятие для современного
человека? Может быть, нужно от него отказаться?
- Для кого из них это чувство будет более значимым и почему?
- Существует ли граница между национальной гордостью и
национализмом и насколько она прочна в реальной жизни?
- Всегда ли верны национальные стереотипы?
- Кто должен определять национальную принадлежность и что вы
думаете о смешанных семьях?
Мозговой штурм «Ассоциативная сеть»
Цель: определить уровень знаний участников группы по данной
проблеме, развитие эмпатии, рефлексии.
Материалы: доска и мел или ватман и фломастер.
Ход. На доске в центре напишите слово «мигрант». Предложите участникам
назвать слова, которые приходят им на ум, когда они слышат данное слово.
Впишите приведенные слова вокруг центрального, обведите их кружочками и
соедините линиями.
Обсуждение: Почему возникли те или иные ассоциации? С чем они связаны?
Какие чувства и эмоции может испытать ученик-мигрант, услышав то или иное
определение? Что может помочь нам преодолеть негативные стереотипы?
Сочинение-размышление.
Цель: развитие рефлексии, оформление своей собственной позиции в сфере
этнокультурных отношений.
Примерные темы. «Когда я был (а) в меньшинстве», «Люди, не принадлежащие к
моей культуре: кто они?», «Кто я: русский, россиянин …?».
Совокупная система спецкурсов и факультетов, дополняя в
этнокультурном плане базовый учебный курс, призвана служить развитию и
углублению усвоения содержащегося в них этнокультурного материала, а также
обеспечивать усиление межпредметных связей и интеграцию учебных дисциплин.
Коллективно-творческие дела, проводимые на уроках педагогики
«Мудрость родного края», «Всякому мила своя земля», «Гражданин России» вносят в
жизнь студентов определенный ритм, упорядоченность, помогают осмыслить
историко-культурные ценности родного края, в том числе и России, являются
частью воспитательной системы училища, одним из направлений которой является
формирование гражданско-патриотического сознания через культурно-исторические
традиции.
Помимо этого необходимо предусмотреть проведение мероприятий,
направленных на удовлетворение потребностей учащихся в уважении и признании
национальной самобытности и культурных ценностей. Например, проведение
фольклорных концертов, праздников и театрализованных представлений,
празднование памятных дат национально-исторического значения, юбилеев
выдающихся деятелей культуры, литературы, науки, являющихся представителями
того или иного народа.
Незначительный опыт межнационального общения зачастую
является следствием неспособности или нежелания понять культуру и исторические
ценности образа жизни другого народа. Поэтому с точки зрения организации
педагогически эффективных межкультурных взаимодействий школы и социальной среды
особый интерес представляют этнокультурные контакты. Организовать встречи
школьников с иными культурами и их представителями возможно, если, во-первых,
имеется активная этнокультурная среда, во-вторых, создана система педагогически
ориентированных и постоянно развивающихся контактов. Необходимо с должной
полнотой использовать потенциал субъектов образовательного процесса. Например,
путем непосредственного общения с членами коллектива (одноклассниками, их
родителями, педагогами), являющимися носителями разных этнических культур,
проведения специальных мероприятий, позволяющих познакомиться с культурой друг
друга, организации совместного участия в различных видах деятельности. Этой же
цели служат налаживание связей с общественными организациями (диаспорами,
национальными культурными центрами), проведение туристско-краеведческих
экспедиций, организация обменов культурными делегациями, установление
переписки, проведение конференций, встреч с помощью мультимедийных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|