бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога бесплатно рефераты

17.            Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Язь, 1994.

18.            Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.

19.            Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1986.

20.            Словарь практического психолога. Минск, 1997.

21.            Сластенин В.А. Педагогика, – М. – 2002.

22.            Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под рук. Л.И. Новиковой. М., 2003.

23.            Теоретическое основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.

24.            Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003.-№ 2.

25.            // Идентичность и толерантность / Под рук. Н.М. Лебедевой. М., 2002 .

26.            Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М., 2002.

27.            Эльконин Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения. Красноярск. 2002.


Приложение 1

 
 



По видам деятельности

 


 

По сферам общественной жизни

 



Приложение 2

Ошибочные представления и метафоры-контропоры к ним


Педагогическая мифологема

Метафора-контропора

Учитель может ученика перевоспитать

Учитель может ему создать для этого условия.

                                     А. Бикеева

Существует два мнения – мнение учителя и неправильное

Я не согласен ни с одним из тех слов, которые вы говорите, но готов отдать жизнь за ваше право их говорить.

Вольтер

Задача учителя – поучать, требовать, настаивать

Юноши, обдумывающие, как жить, спросили у старика:

«Можно ли сразу же отличить умного от дурака?»

Старик сказал, поглядевши ввысь:

«Я их легко различаю: Умный учится всю жизнь, Дурак всю жизнь поучает».

П.Железнов

Дети не должны вести себя шумно

Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.

Ж.Ж.Руссо

Ученики не должны спорить с учителем

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

В.Г. Белинский

Функция учителя передача знаний

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А.Дистервег

Не стыдно и не вредно не знать

Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Л. Толстой

Мелочами в поведении учеников можно пренебречь

Не умей отличать крупного от мелочей.

Признак хорошей работы учителя – абсолютное отсутствие конфликтов

Бесконфликтность – конфликт наоборот.

В настоящее время хорошим учителем стать невозможно

Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту.


Приложение 3


Характеристика профессиональной компетентности выпускника педагогического училища

Профессиональная компетентность педагога – сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств.

При этом педагогический профессионализм связан с высоким уровне самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, индивидуальным стилем деятельности.


Компоненты

Показатели уровня квалификации выпускника

Профессионализм

Умение анализировать; активно использовать полученные знания в профессиональной деятельности; делать выводы на основе анализа собственных успехов и неудач; готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства организации профессиональной деятельности.

Инициативность

Самостоятельный выбор профиля подготовки, включая профессиональную практику, ориентированность на овладение ценностями образования.

Созидательность

Стремление к профессиональному творчеству, самоотдача, способность адекватно выбирать и использовать методы, формы и средства для осуществления целей и задач образования, ориентированность на преобразовательную деятельность и рефлексию, на самоконтроль.

Адаптированность

Готовность к оперативной смене направленности и мотивации профессиональной деятельности в зависимости от изменений социальной ситуации.

Динамизм

Знание об эволюции теорий и концепций, понимание необходимости и конкретного содержания изменений в зависимости от перемены ситуации.

Исследовательская компетентность

Владение методами научно-исследовательской деятельности.

Позиционная определенность

Проявление личностных функций в учебной и реальной профессиональной деятельности, навыки общения на ценностно-смысловом, эмпатийном уровне, адекватная самооценка.

Мобильность

Широта познавательных интересов, способность отказаться от принятого ошибочного решения, способность альтернатив решения проблемы и осуществления оптимального выбора.

Приложение 4


Задания по некоторым темам курса «Педагогика»,

направленные на формирование аналитических, прогностических, творческих, рефлексивных, развивающих, коммуникативных умений

Работая над темой «Общая характеристика педагогической профессии» включаем особенности, творческий характер педагогической профессии, спектр педагогических специальностей. Также обсуждаем адекватные и неадекватные представления о педагогической профессии, позитивные и негативные мотивы выбора педагогической профессии. Завершением этой работы становится сочинения «Мои мотивы выбора профессии учителя», «Мой идеал учителя».

По теме «Принципы воспитания» выполняем групповую работу: составить свою систему принципов и защитить ее. Проводим анализ педагогических ситуаций, в которых реализуются идеальные принципы воспитания или наоборот, нарушены.

По теме «Методы воспитания» определение, классификации методов, особенности, требования к ним дополняется описанием типичных ошибок учителя в реализации методов и путей их предупреждения, выявления, исправления.

В качестве творческого задания во время изучения курса педагогики можно подбирать афоризмы, мысли, высказывания, ошибочные представления, парадоксы (Приложение 2).

Полученные знания закрепляются на педагогической практике. Студентам предлагаются задания:

- при посещении уроков сокурсников выявить допущенные ошибки и предложить пути их предупреждения;

- проанализировать свой урок и найти ошибки, исправить их на последующих уроках;

- определить влияние собственных педагогических ошибок на результаты педагогического процесса, посещая уроки;

-  выявить стереотипы восприятия учеников разными учителями.

Эти задания обеспечивают практическую направленность теоретических знаний; проблематизируют содержание педагогических дисциплин; способствуя развитию профессионального мышления будущего педагога; учат студентов рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Приложение 5


Мастерская о взаимоотношениях учителя и ученика.

«Настоящий учитель и ученик».

I.Организация пространства, создание комфортной обстановки для всех участников.

II. Сообщение темы.

III. Работа по теме:

1.Запись на доске: «Настоящий учитель».

2.Работа с эпиграфами – из записанных на доске фраз о роли учителя, его призвании выбрать понравившуюся и записать ее в тетрадь. Это высказывание будет эпиграфом к теме.

1.«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» (К.Д.Ушинский).

2.«У нас понятие учитель подобно лампаде во тьме. Поэтому учитель может быть назван маяком ответственности» (Е.Рерих).

3.«Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение». (Ли узи).

4.«Только истинно ученые продолжают учиться; остальные предпочитают учить» (б.Шоу).

5 «Учитель тот, кто убивает страх. Учитель тот, кто утверждает радость» (Философские чтения).

3.Выделить ключевые слова и устно объяснить свой выбор.

4.Создается ассоциативный ряд к слову «учитель» путем привлечения слов и словосочетаний из эпиграфов и ассоциаций. Записываем на доске: наставник, помощник, воспитатель, преподаватель, друг…

5.смотрим в толковом словаре С.И.Ожегова значение слова «учитель» (1-лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель; 2-глава учения, человек, который учит (научил) чему-нибудь).

В соответствии с этим значениями различаются формы множественного «учителя» в первом значении (учителя нашей школы; синоним «преподаватели») и «учители» во втором значении (великие учители жизни). Именно  во втором значении понятие «учитель» обретает подлинный смысл, именно о таком учителе говорим: «Учитель с большой буквы».

6.Впрос: «Когда учитель становится Учителем?

IV.Чтение и анализ художественных текстов.

1.Познакомиться с рассказом Ю.Нагибина «Зимний дуб» и определить проблематику произведения.

а) об обучении (как учить? Чему учить? Каким должен быть учитель?)

б) о взаимоотношениях учителя и ученика.

В) чтение рассказа А.Платонова «Песчаная учительница».

2.Сравнить педагогическую философию главных героинь – Анны Васильевны и Марии Никифоровны.

Задание: проследить этапы профессионального педагогического становления каждой героини.

3.Оформить результаты своей работы в виде опорного конспекта или плана.

4.Защита опорных конспектов, планов.

1 гр. – А.Платонов.

а) Детство и период ученичества («Девушки слушали и улыбались, неясно сознавая речь», на мир глядят блестящими глазами»).

б) Начало работы в Хошутинове («Тоскливое, медленное чувство охватило путешественницу»).

в) Тяжелый путь к осознанию предмета и цели обучения – преподавание жизненно важной науки («Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать», «догадалась: в школе надо сделать главным предметом…обучение превращать пустыню в живую землю», «написала заявление…Собрала надписи крестьян и поехала в округ»).

г) Преобразование в школе и в селе («Школа Марии Никифоровны всегда была понята не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной пустыне»).

д) Понимание цели собственной жизни – трудиться на благо людей,, помогать и учить их («Пустыня – будущий мир …люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево»).

2 гр. – Ю.Нагибин.

а) До встречи с дубом – самоуверенность, непонимание учеников («радость мысли о жизни, о себе», «ровным, спокойным голосом начала», «любила быть строгой», «с трудом скрывая раздражение»).

б) В зимнем лесу («заинтересовалась», «понравилось», «робко шагнула», «с радостным интересом всматривалась»).

в) После встречи с дубом – понимание того, что сама она не знает жизни и учит ребят предмету, а не «живому знанию» («с болью думала», «всей теплотой сердца вдруг поняла», «тихо двинулась по извилистой тропинке»).

4.Найти точки пересечения героинь и ответить на вопросы:

-Как учить?

-Чему учить?

-Каким должен быть учитель?

Дополнить ассоциативный ряд.

5.Определяется проблема взаимоотношений учителя и ученика. Для этого этапа работы намеренно не подобраны тексты, т.к. каждый из участников является учеником и сможет высказывать свое мнение.

Запись на доске: «Настоящий ученик».

Придумать эпиграф к этой теме – записать понравившиеся.

Задание: В течение 5 минут написать по теме сочинение «Настоящий ученик».

6.Итог занятия

Ответить на главный вопрос: «Когда учитель становится Учителем?».

Вывод: «Учитель становится настоящим Учителем, когда встречает своего настоящего ученика». (Героини рассказов меняют свой взгляд на жизнь после «встречи» со своими учениками, когда начинают понимать и любить их по-настоящему).

Приложение 6

Заседание школы самовоспитания

Тема «Будь человеком»

На доске слова Р.Гамзатова:

Он мудрецом не слыл,

Он храбрецом не слыл,

Но поклонись ему:

Он человеком был.

I.Вступительное слово учителя:

«Человек создан для счастья, как птица для полета» - писал Короленко. Умный и добрый Владимир Галактионович верил в право людей на счастье. И тут же на память приходят другие слова, горестные стихи Батюшкова:

Рабом родится человек,

Рабом в могилу ляжет

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Оба писателя думали о смысле человеческой жизни, но как по-разному думали, как горько оптимизм одного охлаждается мрачной безысходностью другого.

Когда мы задумываемся о своей жизни, когда мы выбираем путь, мы, по сути, думаем об одном: зачем я? Для счастья творчества или унылой повседневности?

II.Высказывания студентов.

1.Какой я? Хороший или плохой?

Быть может, гениальный, но в чем же мой талант?

Сколько меня – двое? Пятеро? Я – хороший, я – плохой, я – шальной, ненужный, никчемный.


2.Вы критично относитесь к себе:

У вас нет четкого разграничения: детство-юность. Есть школа. Она – когда ты и в третьем, и в десятом классе. И в третьем: «Не гляди по сторонам. Сядь прямо!» и в десятом: «о чем ты мечтаешь? Повтори, что я сказала».

Мы много берем от жизни, школы родителей. А вот как быть с отдачей? А ведь это время пришло …

3.Вы пытаетесь разобраться в сложном и трудном:

Иногда я замечаю, что одни грубят на каждом шагу, другие жадничают, а третьи «ушли в себя». Что это? Как же трудно найти себя, поверить в себя, убедиться, что и ты человек, и что у тебя все получится.

4.Вы спрашиваете?

Почему он работает врачом, директором, продавцом … работает бок о бок с людьми, а всегда выглядит «сентябрём», на лице написаны разочарование, неуверенность, скука? Почему у него всего вдоволь дома, а он не дает и щепотки соли? Почему не все, кто отлично учился, поступили в институты? Почему мы очерствели?

5.Вы мечтаете:

-Как вы смотрите в будущую жизнь?

-Так что же формирует человека?

III.Диспут.

1.Среда? Условие? Воспитание?

2.А.Горький сказал: «Человек может быть таким, каким хочет быть». Вы согласны с этим?

3.Какими же качествами надо обладать, чтобы можно было смело назвать себя человеком?

(Смелым, правдивым, любить людей, решительным, умеющим понять другого).

IV.Заключение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


 © 2010 Все права защищены.