Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога
Да, можно продолжить этот перечень. Давайте
обратимся к нашей действительности. В кинотеатре показывают документальный
фильм – ленты военных лет. На экране наши солдаты поднимаются в атаку, горят
деревни. Группа пленных. Занимая весь экран на зрителей шли обнаженные женщины.
И тут в зале раздался смех, затем хлесткий удар и глухое падение. Парень,
претендующий на звание человека, позволил себе рассмеяться при этих кадрах. И
тогда пожилой мужчина учинил скорый и решительный суд. Судил от имени живых и
мертвых.
Чтение (или запись) стихотворения Е.Евтушенко
«Застенчивые парни».
Приложение 7
Заседание школы самовоспитания
Тема «О милосердии»
Эпиграф «Большая
душа
никогда не бывает одинокой»
Р.Роллан
I.
Вступительное
слово учителя: «Чем вызвана эта тема?»
II.
Давайте
поговорим о содержании слова «милосердие» (вступление студентов).
-это готовность помочь кому-либо;
-готовность простить человека;
-желание добра другому;
-участие в чьей-либо судьбе;
-человечность, бескорыстие и др.
да, милосердие – это самое важное качество настоящего
человека.
III.
Студенты
представляют факты-примеры из окружающей жизни.
IV.
Дискуссия:
-Всегда ли надо быть добрым?
-Нужно ли человеку доброе сердце?
-Что значит милосердный поступок?
-Каким должно быть милосердие?
-Как вы понимаете выражение «тихая милостыня?»
-А что значит благотворительность?
-Назовите известные вам благотворительные акции (рассказы о
тех, кто проявлял благотворительность).
V.
А
теперь узелки на память:
1.Надо быть добрым к всем.
2.Зло рождает зло.
3.Надо уметь творить благо для других.
4.Быть благодарным, всегда помогать, кому бывает трудно.
5.Не обижать близких людей своим равнодушием.
6.Уважать привычки и вкусы чужых для вас людей.
ДЕЛОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА – НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Тема: Сочетание педагогических воздействий,
семейного влияния и влияния среды на развитие личности.
Цель: показать влияние семейного, педагогического и средового воспитания на
развитие личности:
- развивать умения самостоятельной работы с разными
источниками;
- отбора материала;
- выступать в публичной обстановке;
- обратить внимание студентов на необходимость
руководствоваться в процессе профессиональной деятельности государственными
документами;
- подтвердить значимость работы школы с семьей и
ответственность родителей за воспитание детей;
- вызывать чувство ответственности за воспитание детей.
Оборудование: видеофильм с записью песни «Я выбираю семью», выставка книг
Я.А. Коменского «Материнская школа», А.С. Макаренко «Книга для родителей», В.А.
Сухомлинского «Сердце отдаю детям», Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», Ж.
Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», Я.Корчак «Как любить ребенка», аншлаги с
пословицами, таблицы, схемы, эпиграф «Во всем мне хочется дойти до самой сути».
Форма: Научно-практическая конференция – деловая игра
технологическая.
План
1.Подготовка к ДТИ
II.Отработка
процедуры моделирования игры:
1.Определить название и содержание игры, выделить педагогическую
проблему, которые будут решать участники игры, уточнить объем теоретической
информации и практических умений.
2.Формулировка целей.
3.Сценарий игры.
4.Общие правила и функции игроков и ведущего.
III.Собственно
само собрание:
1.
этап –
пленарное собрание;
2.
этап –
работа секции;
3.
этап –
заключительная беседа.
IV.Подведение
итогов, анализ, оценка.
Ход игры
1.Вступительное слово учителя.
1.Звучит песня «Я выбираю семью».
Послушав эту песню вы поняли, о чем пойдет речь
сегодня на уроке. Да, сегодня мы будем говорить о сочетании педагогических
воздействий, семейного влияния и влияния среды на развитие личности. Эпиграфом
к теме я взяла слова «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Мне бы
хотелось, чтобы вы поглубже проникли в эту тему, увидели важность и значимость
работы с родителями, почувствовали необходимость знания семьи и детей.
Урок проведем в форме конференции. Распределение по секциям.
Соблюдение регламента: выступление секций до 10 минут. Дополнения- до 3-х
минут. Работает группа социологических исследователей, библиографы, психологи.
Пленарное собрание открывает Елькина Т. «Семья как
специфическая педагогическая проблема».
Ведущие общества в немалой степени зависит от воспитания
подрастающих поколений. Среди различных социальных институтов решающее влияние
на становление человека оказывает семья: здесь формируются основы характера
человека, его отношение к труду, моральным и материальным ценностям. Перефразируя
известные слова К.Д. Ушинского о педагогике можно сказать: если родители хотят
воспитывать ребенка во всех отношениях, они должны узнать его во всех
отношениях. В настоящее время, несмотря на сложность экономической ситуации в
стране, подавляющее большинство детей до трех лет воспитываются дома. Казалось
бы, это должно было привести к качественному улучшению физического и
психического здоровья детей, однако работники дошкольных учреждений фиксируют
низкий уровень умственного, физического развития, слабую сформированность у
многих детей из них доступных возрасту элементарных гигиенических правил.
Объяснение этого кроется в таких факторах как: снижение
возраста вступающих в первый брак, брак «вдогонку» (мотив – беременность),
разводы в первой фазе развития семьи, увеличение долей конфликтующих семей и
как следствие, снижение материнской и отцовской ответственности за ребенка и
его будущее.
Давайте посмотрим, как влияет атмосфера семейной жизни на
процесс и результат воспитания личности.
Сообщения 1 гр. «Влияние атмосферы семейной жизни на процесс
и результат воспитания личности».
Народная педагогика близка к природе и человеку. Видимо,
исходя из этого, К.Д. Ушинский называл народными педагогами деда, бабушку,
людей старшего поколения, умудренных жизненным опытом.
Смысл воспитания? В конечном счете это укрепление
преемственности поколений на вековых гуманистических традициях народа. А
семейная традиция – это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше,
глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее корни. Это основополагающий
принцип народного воспитания.
Ваше отношение к народной педагогике? Кто хочет рассказать о
традициях своей семьи? Что ценного? Чем дорожит ваша семья?
(Примеры студентов).
Комиссия по делам несовершеннолетних:
716 – неблагополучных семей на учете социальных педагогов;
из них 250 под опекой;
В апреле по октябрь проводилась акция «подросток», где было
выявлено: 247 неблагополучных семей, из них 189 по линии образования (т.е.
дошкольники и учащиеся школ).
За 9 месяцев по комиссии осуждено 309 человек (в прошлом году
– 227). Из них имеют 2-х родителей – 152; с матерью – 81; с отцом – 9; под
опекой – 13; 57 проживают в разводе (в основном с матерью); 3 – воспитанники
детских домов.
В группу риска входят следующие факторы:
1)
социально-экономические
(низкий материальный уровень жизни; нерегулярные доходы; плохие жилищные
условия или полное отсутствие);
2)
медико-социальные
(инвалидность, хронические заболевания детей, родителей, других членов; вредные
условия работы матери; пренебрежение санитарно-гигиеническими правилами);
3)
социально-гемографические
факторы (неполные, многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей;
престарелых родителе);
4)
социально-психологические
факторы (семьи с низким образовательным уровнем, конфликтные; деформированные
ценностные ориентации; педагогическая несостоятельность);
5)
криминальные
(аморальный, паразитический образ жизни, судимость и разделение традиций
преступной среды).
Наличие того или иного фактора социального
риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении
детей, однако указывает на большую степень вероятности этих отклонений. И это
возрастает по мере углубления факторов риска.
К сожалению, ученые констатируют, что современные молодые
родители не умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и
дети, и родители, и учителя. Причин к тому много.
Во-первых, однодетность или многодетность семьи во многих
поколениях, особенно на протяжении последних 50 лет. Воспитываясь в таких
условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за своими
братьями и сестрами. Будущие родители получали бы практические навыки, которые
затем можно было бы использовать с появлением собственных детей.
Основательно утрачены традиции народной педагогики, по
законам которой считалось, что воспитать ребенка надо, пока он еще маленький и
лежит поперек, а не вдоль лавки.
В ряду причин, осложняющих семейное воспитание, социальные и
экономические трудности; низкая заработная плата, полная или частичная безработица.
Все это не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге – для
семейного воспитания.
Учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым
родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в
педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями
воспитательного воздействия нам детей. В последнее время усилилось влияние на
детскую психику со стороны героев кино, зачастую американских боевиков, которые
подчинили себе власть силы, богатства и денег. На задний план у детей отходит
поддержка слабого, помощь немощному, чувство сострадания, дружбы, привязанности
и любви.
Итак, мы увидели, каково влияние атмосферы семейной жизни и
на что нужно уделить внимание учителю - классному руководителю, и мы убедились,
что все семьи и самые важные процессы начального воспитания происходят в семье
– и все начинается с раннего детства.
2.А сейчас хотелось бы предоставить слово нашим социальным исследователям.
Результаты многих исследователей свидетельствуют, что на протяжении почти всего
двадцатого столетия в нашей стране резко недоставало мужчин. Их отнимают войны
и продолжают отнимать, они гибнут в криминальных ситуациях, катастрофах. В
результате потери кормильца главой семьи нередко становится женщина, одна она
остается воспитательницей своего ребенка.
Убеждение, что женщина в семье все может сделать сама,
всасывается с молоком матери, а затем это укоренившееся мнение возвращается на
витке других поколений, хотя демографические причины постоянно меняются. Так ли
это? Каковы результаты ваших исследований? (рассказ исследователей).
А существует ли классификация семей? И по каким признакам они
классифицируются? (сообщение исследователей).
Спасибо нашим исследователям. Они будут и дальше исследовать
эти проблемы и сообщать нам результаты.
А мы продолжаем работу секций. И слово предоставляется нашим
психологам (сообщение психологов).
М.О.И. поэтому должен быть взгляд на педагогику как науку об
общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный
указатель. Установление контактов с родителями, с семьей учащихся –
первостепенная задача учителя, начало всех начал.
3.Слово исследователям. «Вести – 2».
4.Всякие прогрессивные изменения в обществе и связанные с ними социальные,
политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли
ребенка в обществе. Теперь ребенок – не игрушка в руках родителей, не
чужеродное для общества тело, а нечто более значительное, если не самое
главное.
Поэтому вполне правомерна постановка вопроса о том, что он
имеет право на оценку жизни и здоровья, на получение воспитания, образования,
на участие в трудовой деятельности, не причиняющей вреда его здоровью, на
собственное мнение и свободу совести, на защиту чести и достоинства. И
государство обязано представлять повышение гарантий защиты их интересов.
Семья с тысячами нитей связана с обществом, государственными
и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все
изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни.
Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество.
Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же
время семья должна не только руководствоваться узко семейными, но и
общественными интересами.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое
закреплено различными нормативными документами. Вот что это за документы, что
они нам гарантируют, какие права и обязанности имеет семья, дети, мы хотели бы
спросить у наших правоведов (сообщение).
М.О. Мы много говорили о влиянии социальных факторов,
посмотрели причины, которые влияют на воспитание детей. Посмотрите, кому нужна
эта работа, работа с родителями, и какую работу могут проводить те или иные
структуры.
Мы сегодня много говорили о той или иной работе с родителями,
с семьей.
А еще кому нужна эта работа? И зачем?
|