бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

"Сосуществование" президента и парламента разной партийной принадлежности бесплатно рефераты

Во-первых, в Украине не было президентско-парламентской республики. Конституция 1996 г. в старой редакции ее не предусматривала. Это была нетипичная форма правления с концентрацией власти в руках президента, степень которой была несовместима с европейским конституционализмом. Именно на ее основе сформировался авторитарный режим Л.Кучмы.

Во-вторых, с 1 января 2006 г. в Украине не была введена парламентско-президентская республика, поскольку конституционная реформа ввела форму правления, при которой президент и в дальнейшем наделен беспрецедентно широкими конституционными полномочиями, а правительство, уже опирающееся на парламентское большинство, вопреки новым сенсорным ощущениям, не имеет достаточных конституционных рычагов, присущих правительствам европейских государств. По своим основным признакам современная форма правления в Украине, существенно отличаясь от парламентско-президентских республик в Европе, и в дальнейшем имеет специфический нетипичный характер.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что полупрезидентская республика является не самостоятельной формой правления, а переходной формой  либо к президентской,  либо к парламентской республике. Она характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, в чем и заключаются ее отличие. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов. Он наделяется обширными властными полномочиями: является главой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительной власти, он является верховным главнокомандующим. Правительство, в полупрезидетской республике, существует как самостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководством президента. Правительство назначается президентом, но нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом.

Смешанная форма правления получила относительно широкое распространение: пятая часть государств мира по формальным конституционным признакам может быть отнесена к этой форме правления. Подавляющее большинство постсоциолиститческих стран выбрали эту организацию государственной власти. При этом наблюдается довольно большой разброс в институциональных чертах полупрезидентских стран. Первым кто классифицировал эту систему, явился французский политолог М. Дюверже. Он выделил следующие режимы: режим с президентом как номинальным главой государства (Австрия, Ирландия и Исландия), режим с всемогущим президентом (Франция), режим, в котором существует баланс между президентом и правительством (Веймарская республика, Финляндия, Португалия).

Вслед за Дюверже, опираясь не на конституционные положения, а на практику функционирования полупрезидентских систем, строит свою классификацию ирландский исследователь Р. Илджи. Он исходит из доминирующей модели лидерства в полупрезидентской системе и выделяет три варианта: правление президента, правление премьер-министра, правление, при котором  никто из них не доминирует друг над другом. 

Американская исследовательница С. Скеч разграничивает три подтипа полупрезидентской системы: правление консолидированного большинства (когда партийная принадлежность президента, правительства и абсолютного большинства парламента совпадают), разделенное правление большинства (когда президенту противостоит правительство, принадлежащее к иной партии и поддерживаемое абсолютным большинством парламента), разделенное правление меньшинства (когда президент формирует правительство, не пользующееся поддержкой абсолютного большинства парламента).

Более детальную классификацию взаимоотношений между президентом и парламентом в полупрезидентской системе дает тайваньский исследователь Ю Шан Ву. Он  полагает, что политическая стабильность полупрезидентской системы зависит от трех факторов: объема власти президента (большой или малой), президентско-парламентских отношений (конгруэнтных или неконгруэнтных), конфигурации партийной системы (бипартийной или многопартийной).

Первый фактор - объем президентский власти включает в себя не только конституционные, но и подразумеваемые полномочия, которые президент осуществляет на практике. Большой объем президентской власти имеет место в президентско-парламентской системе, а малый объем - в премьер-президентской системе.

Второй фактор - конгруэнтность отношений между президентом и парламентом: конгруэнтность высокая, если президент и большинство парламента принадлежат к одной партии (единство власти), и низкая в ситуации их принадлежности к разным партиям (т.н. “сосуществование” или разделенное правление).

Третий фактор стабильности полупрезидентской системы - тип партийной системы (бипартийная или многопартийная); к двухпартийной системе автор относит не только случаи соперничества между двумя ведущими партиями, но и случаи двухблоковых систем (правые и левые).

Одной из моделей взаимодействия президента и правительства, обнаруженных Ю Шан Ву является “сосуществование”.

Самым ярким представителем феномена “сосуществования” президента и правительства разной партийной принадлежности является Пятая республика Франции. В результате выборов 1986 г. создалась необычная ситуация: левый президент “сосуществовал” с правым правительством и правым большинством в парламенте. За это время Жак Ширак и Миттеран разработали “кодекс сосуществования”, в соответствии с которым осуществление социально-экономического курса, внутренних реформ в целом входило в компетенцию правительства, в то время как Миттеран сосредоточил свои усилия на деятельности во внешней и военной политике, что на практике доказало возможность такого управления государством, и, более того, значительно увеличило популярность Миттерана.

В Украине 03 августа 2006 года на должность премьер - министра   был назначен В. Янукович, который является представителем  оппозиции, по отношению к политическому курсу  президента Ющенко. Начался период “сосуществования” президента и правительства разной партийной принадлежности. В отличие от полномочий президента Франции,   президент Украины наделен беспрецедентно широкими конституционными полномочиями: он является гарантом соблюдения Конституции Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны страны, в состав, которого рядовым членом входит премьер-министр, а решения этого органа вводятся в действие указами президента. Назначает и снимает подответственных ему руководителей областных и районных государственных администраций, имеет право роспуска парламента и такое полномочие главы государства в Украине является дискреционным (т.е. осуществляющимся самостоятельно и по его собственной инициативе, поскольку “консультации” ни к чему не обязывают).

Правительство, опирающееся на парламентское большинство, не имеет достаточных конституционных рычагов, присущих правительствам европейских государств. Премьер-министр Украины конституционно “принижен” по сравнению с французским премьером. Украинский премьер лично не несет ответственности ни за один вопрос и не назначает никого ни на гражданские, ни на военные должности и, тем более, не замещает президента ни в одном случае. Он не вправе даже выступать от лица правительства, представлять его перед другими государственными органами внутри государства или за его пределами. К сожалению, Конституция этого не предусматривает.

По своим основным признакам современная форма правления в Украине, существенно отличаясь от парламентско-президентских республик в Европе, и в дальнейшем имеет специфический нетипичный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ


Национальные нормативно-правовые акты:


1)     Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994


Нормативно-правовые акты зарубежных стран:


1)     Конституция республики Беларусь от 24 ноября 1996

2)     Конституция Итальянской республики от  22 декабря 1947

3)     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993

4)     Конституция США от 17 сентября 1787

5)     Конституция Украины от 12 июля 1996

6)     Конституция Федеративной Республики Германии от  23 мая 1949

7)     Конституция Французской республики от 4 октября 1958

8)     Закон “Об основах национальной безопасности Украины”  от 19 июня 2003


Учебные пособия и монографии:

 

1)     Deleanu I. Drept constituţional şi instituţii politice. Tratat. – B.: Europa Nova, 1996. – 630 p.

2)     Deleanu I.Instituţii şi proceduri constituţionale. – B.: CH Beck, 2006. – 936 p.

3)     Duculescu V. Drept constituţional şi instituţii politice. – B.: Lumina Lex, 2006. – 490 p.

4)     Ionescu C. Drept constitutional si institutii politice. - B.: Lumina Lex, 1996. – 512 p.

5)     Ionescu C. Tratat de drept constituţional contemporan. B.: CH Beck, 2003. – 816 p.

6)     Vrabie G. Dreptul constituţional şi instituţii politice contemporane. - I.: Stefan Procopiu, 1993. – 375 p.

7)     Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен. - М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

8)     Богданор В. Энциклопедия политических институтов. ОУ, 1980. –  561 с.

9)     Буржуазная Конституция на современном этапе. Основные тенденции, под ред. Туманова В.А. – М.: Наука, 1989. – 216 с.

10)Государственное право буржуазных и развивающихся стран, под ред. Мишин А.А, Барбашев Г.В. - М.: Юридическая литература, 1989. – 483 с.

11)Данилов С. В. Конституционное право зарубежных стран в схемах, - М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 311 с.

12)Дюверже М. Новая политическая модель системы: Полупрезидентское Правительство. - ЕЖПИ,  1980. – 167 с.

13)Илджи Р. Полупрезидентство в Европе. ОУ, 1999. – 286 с.

14)Иностранное конституционное право, под ред. Маклакова В.В. - М.: Юристъ, 1996. – 512 с.

15)История политических и правовых учений, под ред.  Нерсесянца В.С. - М.: Норма, 1995. – 933 с.

16)История политических и правовых учений. Древний мир, под ред Нерсесянца В.С. - М.: Наука, 1985. - 349 с.

17)Касынюк Л. А. Основы конституционного права Украины. – Х.: Одиссей, 1998 г.- 76 с.

18)  Ковешников Е.М. Основы конституционного права зарубежных стран. - М.: Инфа, 2002. – 192 с.

19)Конституционное (государственное) право зарубежных стран, под ред. Страшун Б.А. – М.: БЕК, 1996. – 778 с.

20)Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: Норма, 2001. – 832 с.

21)Конституционное право Украины под ред. Копейчиков В. В. – К.: Юринком, 1998. – 95 с.

22)Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. –  512 с.

23)Мишин А.А. Конституционное  право  зарубежных  стран. – М.: Белые альвы, 1998. – 398 с.

24)Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. - М.: Правда, 1988. -  496 с.

25)Орзих М. Ф. Конституционное право Украины. - О.: Юридическая литература, 1998. – 97 с.

26)Политология для юристов, под ред. Матузова Н. И., Малько А. В. – М.: Юристъ, 1999. – 774 с.

27)Сартори. Дж. Сравнительная конституционная разработка.  – 132 с.

28)Серебренников В. П. Конституционное право Франции. Проблемы эволюции государственно-правовых институтов Пятой Республики. 1958-1976 гг. - М.: БУ, 1976. - 240 с.

29)Скеч. С. Заимствование конституционных проектов: Конституционный закон Веймарской Германии и французской Пятой республики. ПУ, 2006. – 53 с.

30)Теория государства и права, под ред. Корельского В. М., Перевалова В. Д. – М.: Инфра – норма, 1997. – 570 с.

31)Французская республика. Конституция и нормативные акты, под ред. Туманов В.А. – М.: Прогресс, 1989. –  441 с.

32)Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 1999. – 432 с.

33)Черниловский З. Всеобщая история государства  и права. – М.: Юристъ, 1996. – 576 с.

34)Чиркин  В.Е.  Конституционное  право  зарубежных  стран: - М.: Манускрипт, 1997. – 669 с.

35)Чиркин В.Е. Основы конституционного права. – М.: Манускрипт, 1996. – 270 с.

36)Шугарт М.С. и Кэрри Дж. Президенты и Ассамблеи. Конституционный проект и избирательная динамика, КУ, 1992.  – 23 с.

37)Ю Шан Ву. Полупрезидентская форма правления: Компромисс и сосуществование, 2000. – 54 с.

38)Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Приор, 2000. – 224 с.


Периодические издания и научные статьи:


39)Денчук Е. О сравнительном правоведении в юридической науке. - Журнал “Закон и Жизнь”, 2005. № 8. - 58 с.

40)Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики  к парламентской. - Журнал “Политическая экспертиза”, 2005.

№ 3

41)Лемак В. Кто в доме хозяин? О “слабом”  президенте и “сильном”  правительстве в украинской модели власти. – Журнал “Зеркало недели”, 2007. № 1.

42)Парнов В. Формальные признаки Конституции. – Журнал “Закон и Жизнь”, 2007. № 2. – 58 с.

43)Филиппова Н.А. Институт контрасигнатуры и конституционные гарантии автономии правительств в постсоветских государствах. - Журнал “Политическая экспертиза”, 2006. № 2.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:


1)     www. constitution.ru

2)     www. fraance.ru

3)     www. italyproject.ru

4)     www. law.edu.ru

5)     www. parlament.md

6)     www. politex.info

7)     www. pravo.by

8)     www. president.gov.ua

9)     www. pseudology.org

10)www. zerkalo-nedeli
































ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема 1

Черты:

1.     Президент избирается внепарламентским путем и имеет достаточно широкие полномочия.

2.     Президент формирует правительство, которое подотчетно не только президенту, но и парламенту


 

 

Таблица 1

Модели власти в полупрезидентских системах


Полупрезидентская система

Премьер-президентская

Президентско-парламентская


Конгруэнтная


Неконгруэнтная


Конгруэнтная


Неконгруэнтная

 

 

 

Франция

(1962-1986; 1988-1993; 1995-1997; 2002 - н.в.)

Сосущество-вание

Франция

(1986-1988; 1993-1995; 1997-2002)

Раздел власти

Финляндия до 2000 г.


 
 
Россия

(1999 г. - н.в.)

Конфликт 

Веймарская республика

Доминиро-вание президента

Россия

(1993-1999 гг.)

 

 


[1] Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 2001. - С. 113

[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран, под ред. Страшун Б.А. – М.: БЕК, 1996. - С. 303


[3]Конституционное (государственное) право зарубежных стран, под ред. Страшун Б.А. –  М.: БЕК, 1996. - С. 310

[4] Там же, С. 310


[5] Конституционное (государственное) право зарубежных стран, под ред. Страшун Б.А. – М.: БЕК, 1996. - С. 310


[6] Конституция США от 17 сентября 1787, Ст. 2

[7] Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 2001. - С. 121


[8] Конституционное (государственное) право зарубежных стран, под ред.Страшун Б.А. – М.: БЕК, 1996. - С. 310

[9] Там же, С. 312

[10] Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 2001. - С. 121

[11] Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994,  Ст. 66


[12] Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 2001. - С. 123

[13] Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994,  Ст. 78

[14] Конституция Итальянской республики от  22 декабря 1947,  Ст. 83

[15] Конституция Федеративной Республики Германии от  23 мая 1949,  Ст. 54

[16] Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 2001. - С. 122 - 123

[17] Конституция Итальянской республики от 22 декабря 1947, Ст. 83


[18] Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 2001. - С. 124

[19] Конституционное (государственное) право зарубежных стран, под ред. Страшун Б.А. – М.: БЕК, 1996. - С. 312

[20] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993,  Ст. 110

[21] Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 2001. - С. 124



[22] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993,  Ст. 103

[23] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  85

[24] Конституция республики Беларусь от 24 ноября 1996, Ст. 97

[25] Конституция Французской республики от 4 октября 1958, Ст. 15

[26] Конституция Французской республики от 4 октября 1958, Ст. 9

[27] Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994, Ст. 85


[28] Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994, Ст. 94, 102

[29] Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 2001. - С. 124


[30] Дюверже М. Новая политическая модель системы: Полупрезидентское Правительство. - ЕЖПИ,  1980. - С. 167


[31] Богданор В. Энциклопедия политических институтов, 1980. - С. 561

[32] Илджи Р. Полупрезидентство в Европе, 1999. - С. 282 - 286

[33] Шугарт М.С. и Кэрри Дж. Президенты и Ассамблеи. Конституционный проект и избирательная динамика, 1992.  - С. 23

[34] Шугарт М.С. и Кэрри Дж. Президенты и Ассамблеи. Конституционный проект и избирательная динамика, 1992.  - С. 24

[35] Сартори. Дж. Сравнительная конституционная разработка.  - С. 132

[36] Скеч. С. Заимствование конституционных проектов: Конституционный закон Веймарской Германии и французской Пятой республики, 2006. - С. 53

[37] Там же, С. 53

[38] Ю Шан Ву. Полупрезидентская форма правления: Компромисс и сосуществование, 2000. - С. 5-6

[39] Ю Шан Ву. Полупрезидентская форма правления: Компромисс и сосуществование, 2000. - С. 5-6

[40] Там же, С. 9

[41] Ю Шан Ву. Полупрезидентская форма правления: Компромисс и сосуществование, 2000. - С. 13

[42] Там же, С. 30

[43] Там же, С. 38


[44] Буржуазная Конституция на современном этапе. Основные тенденции, под ред. Туманова В.А. – М.: Наука, 1989. – С. 135

[45] Парнов В. Формальные признаки Конституции. – Журнал “Закон и Жизнь”, 2007. № 2. – С. 55


[46] Конституция Французской республики от 4 октября 1958, Ст. 8, 10, 11, 12

[47] Там же, Ст. 9, 13- 18

[48] Там же, Ст. 16

[49] Конституция Французской республики от 4 октября 1958, Ст. 6

[50] Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен. - М.: Просвещение, 1984. - С. 55


[51] Буржуазная Конституция на современном этапе. Основные тенденции, под ред. Туманова В.А. – М.: Наука, 1989. – С. 139

[52] Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. - М.: Правда, 1988. -  С. 389


[53] Буржуазная Конституция на современном этапе. Основные тенденции, под ред. Туманова В.А. – М.: Наука, 1989. – С. 138

[54] Там же, С. 139

[55] Арсеньев Э.А. Франция под знаком перемен. - М.: Просвещение, 1984. - С. 99



[56] Буржуазная Конституция на современном этапе. Основные тенденции, под ред. Туманова В.А. – М.: Наука, 1989. – С. 154



[57] Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В. – М.: НОРМА, 2001. - С. 466

[58] Буржуазная Конституция на современном этапе. Основные тенденции, под ред. Туманова В.А. – М.: Наука, 1989. – С. 154




[59] Буржуазная Конституция на современном этапе. Основные тенденции, под ред. Туманова В.А. – М.: Наука, 1989. – С. 139

[60] Там же, С. 141

[61] Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики  к парламентской. - Журнал “Политическая экспертиза”  www. politex.info, 2005. №3.


[62] Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики  к парламентской.

-Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2005. №3

[63] Там же

[64] Там же

[65] Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики  к парламентской.

-Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2005. № 3.


[66] Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики  к парламентской.

-Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2005. № 3.

[67] Там же


[68] Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики  к парламентской.

-Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2005. № 3.

[69] Денчук Е. О сравнительном правоведении в юридической науке. – Журнал “Закон и Жизнь”, 2005. № 8. – С. 42

[70] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  85


[71] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  76

[72] Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики  к парламентской.

-Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2005. № 3.



[73] Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики  к парламентской.

-Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2005. № 3.



[74] Казин Ф.А. Конституционная реформа в Украине. От президентской республики  к парламентской.

-Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2005. № 3.

[75] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  106


[76] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  6, 19

[77] Там же,  Ст. 116

[78] Там же,  Ст. 106

[79] Там же,  Ст. 106

[80] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  106 п. 5, 18, 21, 23

[81] Филиппова Н. А. Институт контрасигнатуры и конституционные гарантии автономии правительств в постсоветских государствах. - Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2006. № 2.


[82] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  106

[83] Лемак В. Кто в доме хозяин? О “слабом”  президенте и “сильном”  правительстве в украинской модели власти. – Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2007. № 1.



[84] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  113

[85] Там же,  Ст.  76

[86] Лемак В. Кто в доме хозяин? О “слабом”  президенте и “сильном”  правительстве в украинской модели власти. – Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2007. № 1.




[87] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  102

[88] Там же,  Ст.  106


[89] Закон “Об основах национальной безопасности Украины”  от 19 июня 2003, Ст. 1

[90] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  106

[91] Там же,  Ст.  107

[92] Там же,  Ст.  107


[93] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  107

[94] Там же,  Ст.  113


[95] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  106

[96] Там же, Ст. 113

[97] Лемак В. Кто в доме хозяин? О “слабом”  президенте и “сильном”  правительстве в украинской модели власти. – Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2007. № 1.

[98] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  106

[99] Там же, Ст. 93

[100] Лемак В. Кто в доме хозяин? О “слабом”  президенте и “сильном”  правительстве в украинской модели власти. – Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2007. № 1.


[101] Лемак В. Кто в доме хозяин? О “слабом”  президенте и “сильном”  правительстве в украинской модели власти. – Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2007. № 1.

[102] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  116

[103] Лемак В. Кто в доме хозяин? О “слабом”  президенте и “сильном”  правительстве в украинской модели власти. – Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2007. № 1.


[104] Конституция Французской республики от 4 октября 1958, Ст. 20

[105] Лемак В. Кто в доме хозяин? О “слабом”  президенте и “сильном”  правительстве в украинской модели власти. – Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2007. № 1.



[106] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  106

[107] Лемак В. Кто в доме хозяин? О “слабом”  президенте и “сильном”  правительстве в украинской модели власти. – Журнал “Политическая экспертиза” www. politex.info, 2007. № 1.

[108] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  106

[109] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст.  114, 117

[110] Конституция Французской республики от 4 октября 1958, Ст. 21

[111] Конституция Украины от 12 июля 1996,  Ст. 88



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8