бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

"Сосуществование" президента и парламента разной партийной принадлежности бесплатно рефераты

Ю Шан Ву выделяет восемь вариантов полупрезидентских систем. По его мнению, наиболее стабильна система со “слабым” (в понимании автора) президентом, конгруэнтными отношениями между президентом и парламентом, бипартийной системой. В качестве примера автор приводит французскую Пятую республику в периоды отсутствия сосуществования. Диаметрально противоположный случай - модель сильной президентской власти, неконгруэнтных президентско-парламентских отношений и многопартийной системы. Наиболее известный исторический пример этой модели - Веймарская Германия, где президент обладал  существенными полномочиями и вступал в конфликт с радикально настроенным многопартийным Рейхстагом. Ю Шан Ву делает вывод о том, что эта модель является “рецептом катастрофы”[40]. К этой разновидности  автор относит и Россию. Оставшиеся шесть разновидностей полупрезидентских систем (в порядке уменьшения степени стабильности) таковы:

1)                конгруэнтная система со слабым президентом и многопартийностью (посткоммунистическая Польша во время периодов отсутствия  сосуществования);

2)                конгруэнтная система с сильным президентом и бипартийностью (Тайвань, июль 1997 г. - май 2000 г.);

3)                конгруэнтная система с сильным президентом и многопартийностью (нет примеров);

4)                неконгруэнтная система со слабым президентом и бипартийностью (французская V республика во время сосуществования);

5)                неконгруэнтная система со слабым президентом и многопартийностью (посткоммунистичсекая  Польша во время сосуществования);

6)                неконгруэнтная система с сильным  президентом и бипартийностью (Тайвань, после мая 2000 г.)[41].

Ю Шан Ву особо интересуют случаи неконгруэнтности президентско-парламентских отношений. Он обнаруживает четыре модели взаимодействия:

1)                сосуществование (французская Пятая республика);

2)                “разделение труда” (Финляндия);

3)                коллизия (Веймарская республика);

4)                превосходство президента (Россия)[42].

Если президент уступает, а парламент упорствует, то будет иметь место “сосуществование”. Если и президент, и парламент уступают друг другу, то результатом будет “разделение труда” (в Финляндии долгое время президент занимался национальной безопасностью и внешней политикой, а премьер-министр курировал внутреннюю политику). Если ни президент, ни парламент не уступают друг другу, то возникает конфликт между ними. И, наконец, если президент упорствует, а парламент уступает, то налицо модель превосходства президента. По мнению Ю Шан Ву, наиболее предпочтительны с точки зрения регулирования неконгруэнтных президентско-парламентских отношений варианты сосуществования и “разделения труда”[43]

Используя классификации Шугарта, Кэри и Ю Шан Ву  и слегка их модернизируя,  получаем следующее деление полупрезидентских систем (см. таблицу1).  

ГЛАВА II. ФЕНОМЕН “СОСУЩЕСТВОВАНИЯ”  ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РАЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В НАУКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

 

 

§ 1. Возникновение и развитие данного феномена


Термин “полупрезидентское правление” сравнительно новый для науки конституционного права. Впервые он упоминается в учебнике политических учреждений 1970 г. во Франции. Вот как определяет его М. Дюверже: “Под полупрезидентским правлением мы понимаем органы государственной власти одной из западных демократий, которые объединяют два следующих элемента:

1)                президент республики, избранный всеобщим голосованием и получивший соответствующую власть;

2)                премьер-министр и правительство, ответственное перед депутатами”.

К таким странам ученый относит Веймарскую республику (1919-1933), Финляндию с 1919 г., Австрию с 1929 г., Ирландию с 1937 г., Исландию с 1945 г., Францию с 1962 г. и Португалию с 1976 г. Теперь сюда можно отнести Румынию с 1991 г., Польшу с 1992 г. и Украину с 1996 г.

Однако, Веймарскую республику, Австрию, Ирландию и Исландию сложно назвать полупрезидентскими, так как они, согласно конституционной доктрине, являются парламентскими республиками, хотя и со своими особенностями. В Австрии, Ирландии и Исландии глава государства избирается всеобщим голосованием и обладает соответствующей властью. Но, как правило, он ее не осуществляет. Полупрезидентские по закону, эти три страны на самом деле являются парламентскими, избранник народа там имеет значение не больше, чем королева Англии. Австрия, Ирландия и Исландия — фактически парламентские государства, и, несмотря на похожесть с юридической точки зрения, нельзя отождествлять правительства Вены, Дублина и Рейкьявика с теми, которые функционируют в Хельсинки, Париже, Лиссабоне.

Самым ярким представителем феномена “сосуществования” президента и правительства разной партийной принадлежности является Пятая республика Франции.

В результате выборов 1986 г. создалась необычная ситуация: левый президент “сосуществовал” с правым правительством и правым большинством в парламенте. За годы Пятой республики сложилась острая политическая ситуация, ситуация “сосуществования”: левый президент должен был сотрудничать с правым правительственным кабинетом, по крайней мере, в течение двух лет, до новых президентских выборов в 1988 г. Это первое “сосуществование” разнопартийных президента и правительства.

Второе “сосуществование” имело место с марта 1993 г., когда президент Миттеран назначил премьер-министром Эдуара Балладюра после парламентских выборов, обеспечивших подавляющее большинство Объединению в поддержку Республики и Союзу за французскую демократию. Оно закончилось в 1995 г. с избранием президентом Республики Жака Ширака. Исполнительная и законодательная власть вновь были в руках одного и того же большинства, а премьер-министром становится Алэн Жюппе.

Третье “сосуществование” началось с июня 1997 г.: парламентские выборы, последовавшие за роспуском Национального собрания Жаком Шираком в апреле 1997 г., обеспечили большинство представителям левых сил. Президент назначил премьер-министром Лионеля Жоспена, лидера Социалистической партии.





 

§ 2.Сосуществование” разнопартийных президента и правительства во Франции

Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений.

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Она была основана генералом  Шарлем де Голлем в1958 г. Он стал первым президентом этой республики. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять  Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.)[44].


Конституция 1958 г

Ныне существующая Конституция была принята в 1958 г. Она установила в стране президентский режим и новую, Пятую республику. Проект Конституции 1958 г. был разработан “рабочим комитетом” из высокопоставленных чиновников, главным образом членов Государственного совета, во главе с Мишелем Дебре, занимавшим тогда пост министра юстиции[45].

Определяющей чертой нового конституционного акта являлся коренной пересмотр соотношения между законодательной  (парламент) и исполнительной (президент, премьер) властью в пользу последней. Стержнем механизма нового режима стал президент республики. Полномочия главы государства значительно расширялись. Главными из них стали право назначать премьер-министра и по его предложению отдельных министров, возвращать принятые парламентом законопроекты на новое обсуждение, передавать на референдум по предложению правительства или обеих палат любой законопроект, касающийся организации государственной власти или одобрения международных соглашений, способных затронуть деятельность государственных институтов, распускать (после консультаций с премьер-министром и председателями палат) Национальное собрание[46].

За президентом республики сохраняются и его обычные во Франции функции, такие, как право председательствовать в совете министров, подписывать принятые на нем декреты и ордонансы, назначать на высшие гражданские и военные должности, осуществлять помилование, сноситься с парламентами путем посланий, не подлежащих обсуждению. Он является главой вооруженных сил, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны[47].

Беспрецедентным нововведением для французской конституционной практики явилась статья, которая давала президенту республики право в случае чрезвычайных обстоятельств брать в свои руки всю полноту власти в стране и, хотя Конституция предоставляла довольно-таки обширные полномочия и главе правительства, фактически премьеру отводилась роль исполнителя воли президента республики в текущих вопросах административного характера и лица, способного отстаивать политику президента в парламенте, а в случае необходимости – принимать на себя ответственность за всякого непопулярного рода мероприятия[48].

Французский президент сосредотачивал в своих руках такую власть,  какой не владеет ни один президент любого другого демократического государства. Французский президент получает полномочия на семь лет, в то время как в остальных демократических государствах этот срок достигает в лучшем случае 4—5 лет[49]. Президент Франции не ответственен перед парламентом, который не имеет права подвергать сомнению власть президента, но может распустить его, в то время как американский президент, тоже не ответственный перед конгрессом, не может прервать легислатуру последнего. А в Англии, хотя британский премьер-министр и  обладает правом роспуска парламента, но и палата общин может свергнуть главу своего государства. К тому же, во Франции президент практически не зависит от партии, приведшей его  к власти, а совсем наоборот, партия зависит от него. Примером этого может служить ситуация после поражения правых партий на выборах 1981 г., когда СФД (Союз за французскую демократию) оказался в оппозиции, не имея ни программы, ни четкой и эффективной структуры, ни лидера,  т.к. единственной объединяющей силой  всех партий, входящих в состав СФД, был Жискар д'Эстен, который проиграл на президентских выборах 1981 г.

Одним из существенных нововведений, вызвавших большие споры, явился запрет совмещения парламентского мандата с постом члена правительства. Из новых органов, созданных на основе Конституции 1958 г., существенная роль отведена Конституционному совету. Основные избирательные законы  были взяты из Конституции  эпохи Третьей республики, и,  прежде всего система выборов в Национальное собрание – одноименное мажоритарное голосование в два тура. 4 сентября 1958 г. проект был обнародован, а 28 сентября одобрен на референдуме 79,25% голосов против 20,75%[50].

Основная масса избирателей высказалась не столько по проекту Конституции, сколько за или против передачи власти лично генералу де Голлю, который представлялся значительной части французов единственной фигурой, способной в данных чрезвычайных обстоятельствах  решить множество проблем, стоящих перед Францией в конце 50-х годов[51].

Считая, что новая Конституция приве­дет к опасному усилению исполнительной власти и поставит под угрозу демокра­тические свободы, Коммунистическая пар­тия призвала голосовать против нее. Про­ект Конституции критиковала также часть социалистов, левых радикалов и близких к ним групп, лидерами которых являлись Пьер Мендес-Франс и Франсуа Миттеран. Однако все остальные политические пар­тии, включая официальное руководство Социалистической партии, одобрили пра­вительственный законопроект.

Во время референдума за проект Кон­ституции проголосовало 79% избирателей. Его поддержали не только правые, но и многие левые избиратели, разочаровавши­еся в политической системе и практичес­кой деятельности Четвертой республики[52]. На них повлияло запугивание угрозой гра­жданской войны, к которому широко при­бегали все буржуазные партии и Социа­листическая партия. От трети до половины избирателей, поддержавших проект кон­ституции, считали, что в случае его от­клонения и отставки де Голля во Фран­ции вспыхнет гражданская война. Влияние левых сил было ослаблено длительным рас­колом. Даже социалисты и сторонники Миттерана и Мендес-Франса, которые го­лосовали против правительственного зако­нопроекта, отказывались от совместных действий с коммунистами.

Большое значение имел личный автори­тет де Голля. Многие французы, помнив­шие его роль в движении Сопротивления и его борьбу против “европейской армии”, полагали, что лишь де Голль может до­стойно защитить национальные интересы и добиться мира в Алжире. В то же вре­мя действия де Голля одобряли ультра­колониалисты, считавшие, что новая Кон­ституция обеспечит создание сильного правительства, которое сумеет подавить национально-освободительное движение в Алжире.

Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых сил, участники которой нередко руковод­ствовались противоположными целями.

Принятие Конституции юридически оформило создание Пятой республики. За­тем последовала серия новых выборов, необходимых для формирования высших органов власти. В ноябре 1958 г. состо­ялись первые выборы в Национальное со­брание Пятой республики. Они проводи­лись по мажоритарной системе в два тура. Это давало преимущество буржуазным партиям, которые во втором туре обычно блокировались друг с другом, преграждая путь коммунистам[53].

Накануне выборов сторонники генерала де Голля, возглавлявшие ранее партию “Объединение французского народа” (РПФ), создали новую политическую пар­тию – “Союз в защиту новой республики” (ЮНР). Это была правая буржуазная пар­тия. Но она пользовалась поддержкой широких слоев населения, которые, как показал референдум, питали доверие к генералу де Голлю. В результате вы­боров партия ЮНР, собрав в первом туре 20,4% голосов, вышла на первое ме­сто. Благодаря мажоритарной системе го­лосования она получила 188 депутатских мест – гораздо больше, чем имела бы при пропорциональной системе[54]. Значитель­но возросло количество мандатов и у дру­гих правых партий, поддержавших де Гол­ля, особенно у “независимых”, увеличив­ших число своих избирателей почти на 1 млн. человек по сравнению с преды­дущими выборами 1956 г. Блок ЮНР и “независимых” получил абсолютное боль­шинство мест в Национальном собрании. Как и во время референдума по вопросу о Конституции, главными факторами, пред­определившими победу правых партий, были авторитет генерала де Голля и на­дежда, что он сумеет положить конец войне в Алжире.

Социалисты и партия “Народно-республиканское движение” (МРП) в основном сохра­нили своих избирателей. Коммунистичес­кая партия потеряла более 1,5 млн. го­лосов. За нее голосовали 19,2% избира­телей, немногим меньше, чем за ЮНР, но из-за невыгодной для коммунистов из­бирательной системы они получили лишь 10 депутатских мандатов. Для избрания одного депутата-коммуниста потребова­лось 388 тыс. голосов, а для избрания одного депутата ЮНР – 19 тыс.


Отход от авторитаризма.

В первое десятилетие своего существования режим опирался на авторитет и “личную власть” генерала де Голля, с присущими авторитарным методам правления недостатками, которые спровоцировали рост массового недовольства в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8