"Сосуществование" президента и парламента разной партийной принадлежности
"Сосуществование" президента и парламента разной партийной принадлежности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
СМЕШАННЫХ РЕСПУБЛИК………….7
§ 1. Понятие смешанной республики. Её
отличия от других форм правления………………………………………………………………………….7
§ 2. Виды смешанных республик……………………………………………23
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН “СОСУЩЕСТВОВАНИЯ”
ПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РАЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В НАУКЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА………………………………...32
§ 1. Возникновение и развитие данного
феномена………………………...32
§ 2. “Сосуществование” разнопартийных
президента и правительства во Франции…………………………………………………………………………..34
§ 3.“Сосуществование” разнопартийных
президента и правительства в Украине……………………………………………….…………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...70
Библиография…………………………………………………………………..74
Приложение……………………………………………………………………..79
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования. В современном мире полупрезидентская система получила относительно
широкое распространение. Пятая часть государств по формально-конституционным
признакам может быть отнесена к этой форме правления. Полупрезидентские системы
существуют сегодня в Западной, Центральной и Восточной Европе, Африке, Азии,
Ближнем Востоке и Латинской Америке. После распада СССР и социалистической
системы перед почти тридцатью странами встал вопрос о выборе формы правления.
Большинство из них предпочло не “чистую” президентскую систему, которая
превалирует в Северной и Южной Америке, и не “чистую” парламентскую систему,
которая распространена в Западной Европе, а так называемую смешанную модель,
комбинирующую признаки президентской и парламентской форм правления. Эта
модель, соединяющая в себе всенародные выборы президента с парламентской
ответственностью правительства, известна в юриспруденции и политологии под
названием “полупрезидентская система”.
На протяжении
длительного времени ученые и политики рассматривали полупрезиденциализм как
неуклюжую попытку соединить несовместимое, противоречивую и конфликтогенную
структуру власти, редкий тип правления и плохую альтернативу президентской и
парламентской системам. Во многом критическое отношение к полупрезидентской форме
было связано с ее названием, которое понималось часто дословно:
полупрезиденциализм – половина президентской системы. К тому же, к началу
1990-х гг. эта форма правления имела место в шести странах старой Европы (Австрии,
Ирландии, Исландии, Португалии, Финляндии и Франции) и нескольких государствах
других регионов мира. В 1990-е гг. усилились голоса тех, кто увидел в
полупрезидентской системе положительное и ценное, особенно для молодых
демократий. Постсоциалистические страны стали активно экспериментировать,
соединяя в своих конституциях элементы, которые прежде казались несовместимыми.
Политические “инженеры” и “архитекторы” новых суверенных государств не
удовлетворялись простым импортом президентской и парламентской форм, а шли
дальше в своем конституционном поиске. В итоге полупрезидентская система
получила небывалое прежде распространение в мире: число стран с этой формой
правления увеличилось более чем в два раза.
Формы правления
более половины государств, возникших после распада СССР, могут быть
охарактеризованы как полупрезидентские. В этих странах глава государства
(президент) избирается на всеобщих выборах, обладает значительными
политическими полномочиями и сосуществует вместе с премьер-министром,
ответственным перед парламентом.
В науке
конституционного права существует такое понятие, как “сосуществование”
президента и правительства разной партийной принадлежности. Ярким примером данного
феномена является французская Пятая Республика. Первое “сосуществование” было
1986 году, второе – в 1993, а третье относительно недавно, в 1997 году. Данная
тема является также весьма актуальной и в связи с недавними событиями, произошедшими
в Украине (премьер-министром был назначен представитель оппозиции, по отношению
к политическому курсу президента).
Степень научной разработанности
проблемы. В
лицензионной работе используются фактические данные и теоретические обобщения
по проблеме “сосуществования” президента и правительства разной партийной
принадлежности, содержащиеся в работах видных румынских, украинских, российских
и западных ученых по конституционному праву зарубежных стран: Э. А. Арсеньева,
М. В. Баглая, В. Богданора, В. Дукулеску, М. Дюверже, Р. Илджи, Ф. А. Казина,
Л. А. Касынюка, В. М. Карельского, Дж. Кэрри, В. Лешака, В. В. Маклакова, Н. И.
Матузова, А. Н. Медушевского, А. А. Мишина, Н. Н. Молчанова, В. В. Нерсесянца,
В. Д. Перевалова, Дж. Сартори, С. Скеч, Б. А. Страшуна, В. А. Туманова, Н. А.
Филипповой, А. Ф. Черданцева, В. Е. Чиркина, М. С. Шугарта, Ю Шан Ву, А. В.
Якушева.
Формированию доктрины смешанной формы
правления в ее классическом понимании способствовали труды Полибия, Цицерона, Октавиана,
Макиавелли.
Научная
новизна исследования заключается в том, что в работе впервые осуществлено
комплексное сравнительно-правовое исследование конституционно-правовых основ разных
полупрезидентских республик и феномена “сосуществования” разнопартийных
президента и правительства во французской Пятой республике и Украине.
Целью лицензионной работы является:
анализ политического развития полупрезидентских республик, характеризующихся “сосуществованием”
разнопартийных президента и правительства.
Задачи
исследования:
1)
исследовать
существующие формы правления;
2)
выявить отличительные
черты полупрезидентской формы правления;
3)
рассмотреть
детальную классификацию взаимоотношений президента и правительства в
полупрезидентской системе;
4)
исследовать
истоки возникновения и развития феномена “сосуществования” президента и
правительства разной партийной принадлежности;
5)
осуществить
анализ практики реализации данного феномена в современных демократических
государствах и в государствах постсоветского пространства на примере Франции и
Украины.
Методы исследования. При написании работы был
использован комплекс общенаучных и специальных методов познания
общественно-политической и правовой действительности.
В
лицензионной работе используются диалектический, формально-логический, историко-юридический, сравнительно-правовой методы, структурно-функциональный, обобщения практики и наблюдения, а также метод перехода
от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Общенаучные методы
используются при рассмотрении и анализе понятий форм правления, понятия
смешанной республики, отличий ее от других форм правления.
Нормативно-логический и сравнительно-правовой методы применяются в процессе
исследования феномена “сосуществования” на примере Франции и Украины.
Применение
вышеуказанных методов осуществляется в сочетании с научными достижениями в
области теории государства и права, политологии, политистории, конституционного
права Молдовы, конституционного права зарубежных стран, что позволяет
рассмотреть предмет исследования целостно и всесторонне.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СМЕШАННЫХ РЕСПУБЛИК
§ 1. Понятие смешанной республики. Ее отличия
от других форм правления
Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как
особой политической организации, необходимо проанализировать всю совокупность
его признаков и выделить среди них важнейшие. К числу последних можно отнести
признаки, характеризующие порядок формирования и организацию высших органов
государственной власти или, иначе говоря, форму правления[1].
Эту сторону формы государства определяют структура и полномочия высших
органов государственной власти страны, порядок их образования и взаимоотношений
между собой и степень участия населения в формировании этих органов и влияния
на принимаемые ими решения. Форма правления исторически складывается в процессе
борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества[2].
Форма правления
имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового
регулирования организации и функционирования государства. Это не просто
теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие,
а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или
иной системы органов государственной власти, установленной конституцией
соответствующего государства.
При аграрном
строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом
замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов.
По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю,
сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением
народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую
значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране,
а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом,
правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как
устроено разделение властей[3].
Республика (от
лат. res publica - общественное дело) – эта такая форма правления, где
высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются
выборными и сменяемые, причем только парламент во всех без исключения
республиках избирается непосредственно населением[4].
Общими признаками
республиканской формы правления являются:
1)
существование
единоличного и коллегиального главы государства;
2)
выборность
на определенный срок главы государства и других верховных органов
государственной власти;
3)
осуществление
государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
4)
юридическая
ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
5)
обязательность
решений верховной государственной власти.
Как и монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю.
Она зародилась в древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской
республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными
и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало
вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным
собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления - Совет
пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль над
деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь.
Республиканская форма правления сохранялась и в эпоху средневековья в городах,
имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.). Во
Франции республиканская форма правления окончательно установилась лишь с
принятием Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии. Швейцария
и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.
Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и
революционных потрясений XX века, связанных, прежде всего с двумя мировыми
войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба
бывших колоний против монархических метрополий так же, как правило, порождала
республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад
колониальной системы в середине XX века привели, за единичными исключениями, к
образованию республик.
При прочих равных
условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку
предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа,
включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа.
Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях[5].
Дело в том, что существуют изощренные разновидности республики,
характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит
государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного
диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем,
генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу
диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться
республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в
том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент,
премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия,
отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом,
когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 г., черные полковники в Греции в 1967 г., А. Пиночет в Чили в 1973 г. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и
примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию
существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие “черные
полковники” в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране
такая “республика” отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии
некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента,
и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна
(т.н. монократические республики). Смена президентов здесь происходит обычно
лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих
выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер.
В Малави, к примеру, президент вообще находится в должности пожизненно. “Социалистические”
республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального
первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального
комитета.
Известны три
основные разновидности республиканской формы правления – президентская
республика, парламентская республика, полупрезидентская республика.
Президентская
республика характеризуется
следующими признаками:
1)
Глава
государства – президент избирается непосредственно населением путем либо прямых
(в латиноамериканских странах), либо косвенных выборов (в США, где сначала
избираются выборщики от штатов, а затем последние как особая коллегия избирают
президента страны[6]);
2)
Президент
обладает обширными полномочиями: он одновременно является главой государства,
главой исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами;
3)
В
президентской республике правительство формируется внепарламентским путем,
члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должности
президентом (в США при назначении необходимо согласие верхней палаты Конгресса
– Сената)[7].
В президентской (лат. “presidents” - букв.
“сидящий впереди”) республике населением избирается не только высший
законодательный орган государственной власти, но и глава государства —
президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент
в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и
независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.
Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая
вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры,
означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных
органов государственной власти, приостановление деятельности политической
партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать
этого существует сложная система взаимоотношения между ветвями власти, которая
строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Рассмотрим, в
чем это проявляется.
Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в
отдельности подчинены президенту. Судьи, как высшие должностные лица
исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты
парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из
их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им
должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно:
нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|