бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности правовой охраны программ для ЭВМ бесплатно рефераты

 Согласно пункту 1 статьи 13 этого Закона правообладатель всех исключительных прав на программу для ЭВМ (за исключением программ для ЭВМ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) непосредственно или через своего представителя в течение срока действия авторского права по своему желанию может зарегистрировать ее в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности путем подачи в порядке, установленном данным Законом, депонируемой заявки. При этом указан о запрет подачи заявок на программы для ЭВМ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

 В настоящее время функции этого органа, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.09.97 N 1008, Указу Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314, постановлению Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1203, постановлению Правительства Российской Федерации о 07.04.04 N 178 постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.04 N 299 возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), в составе которого организован Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Отдел регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем ФИПС в настоящее время и занимается приемом заявок на официальную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных.

 Согласно пункту 2 той же статьи заявка на официальную регистрацию программы для ЭВМ (далее - заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ.

 Заявка на регистрацию должна содержать:

 заявление на официальную регистрацию программы для ЭВМ с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и их местонахождения (местожительства);

 депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ, включая реферат;

 документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или основания для освобождения от уплаты государственной пошлины.

 Согласно пункту 3 той же статьи после поступления заявки на регистрацию проверяется наличие необходимых документов и их соответствие формальным требованиям. При положительном результате проверки программа для ЭВМ вносятся в Реестр программ для ЭВМ, заявителю выдается свидетельство об официальной регистрации, а сведения о зарегистрированных программах для ЭВМ публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. По запросу упомянутого выше органа или по собственной инициативе заявитель вправе до публикации сведений в официальном бюллетене дополнять, уточнять и исправлять материалы заявки.

 Особо следует отметить положение пункта 6 данной статьи, в соответствии с которым сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ, считаются достоверными до тех пор, пока не доказано (как правило - в судебном порядке) обратное. При этом ответственность за достоверность указанных сведений несет заявитель.

 Пунктом 7 той же статьи установлено, что за совершение юридически значимых действий, связанных с регистрацией программ для ЭВМ, договоров, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 3 апреля 2003 г. вступили в силу утвержденные приказом Роспатента N 25 от 25 февраля 2003 года и зарегистрированные в Минюсте России Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Правила) [45]. Ими установлены, в частности, следующие основные положения.

 Заявка на регистрацию подается непосредственно или направляется почтой в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент). Заявка на регистрацию может представляться по факсу с последующим представлением ее оригиналов с соблюдением установленных Правилами требований.

 Заявка на регистрацию может быть подана самим заявителем либо через представителя.

 Заявка на регистрацию не должна относиться к программам для ЭВМ, содержащим сведения, составляющие государственную, а также иную охраняемую законом тайну. Правообладатель несет ответственность за разглашение сведений о программе для ЭВМ, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Заявка на регистрацию должна относиться к одной программе для ЭВМ.

 Для ведения дел по регистрации программы для ЭВМ правообладатель может назначить представителя с выдачей ему соответствующей доверенности. В случае представления доверенность приобщается к заявлению о регистрации программы для ЭВМ. Если доверенность выдана на имя нескольких представителей заявителя, то дела по официальной регистрации программы для ЭВМ по заявке на регистрацию ведутся любым из них.

 Производство в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности ведется на русском языке. К материалам, представленным заявителем на ином языке, должен быть приложен их перевод на русский язык (за исключением исходного текста), подписанный заявителем.

 Материалы заявки на регистрацию (за исключением реферата) представляются в одном экземпляре.

 Реферат, содержащий сведения, предназначенные для последующей публикации в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, представляется в 2 экземплярах.

 Заявление представляется на типографском бланке или в виде компьютерной распечатки согласно образцам (приведенным в приложениях 1 и 2 к Правилам).

 Дополнение к заявлению согласно образцу, приведенному в приложении 2, используется при недостатке места для указания сведений в полном объеме в графах заявления согласно образцу, приведенному в приложении 1 и/или для указания авторов, если их более одного.

 Заполненное заявление должно содержать все необходимые в нем сведения, касающиеся регистрируемой программы для ЭВМ.

 В тех случаях, когда сведения по какой-то из граф заявления или дополнения к нему отсутствуют или ответ при заполнении этой графы предполагается отрицательным, она заполняется путем указания в ней слова: "отсутствует"или"нет".

 Заявление и дополнение к нему подписываются заявителем или его представителем.

 При подаче заявки на регистрацию от двух и более заявителей, заявление и дополнение к нему подписываются каждым из них или их представителем.

 При заполнении граф заявления после слов "Заявление на официальную регистрацию" знаком "Х" в соответствующем поле отмечается вид регистрируемого объекта (программа для ЭВМ или база данных).

 На регистрацию представляются материалы, обеспечивающие однозначную идентификацию регистрируемой программы или баз данных, включая реферат.

 Материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ, представляются, как правило, в форме распечатки исходного текста (полного или фрагментов) в объеме до 70 страниц. Представление депонируемых материалов в иной форме допускается при наличии обоснования заявителя о том, что данная форма в большей степени обеспечивает идентификацию регистрируемой программы для ЭВМ. Допускается включать в состав этих материалов подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, а также порождаемые ею аудиовизуальные отображения в любой визуально воспринимаемой форме.

 Депонируемые идентифицирующие программу для ЭВМ материалы, исключая реферат, представляются в сброшюрованном и прошитом виде с указанием количества прошитых и пронумерованных страниц на подписанной правообладателем (его представителем) наклейке, скрепляющей концы прошивочной нити, на оборотной стороне последнего листа. Материалы должны содержать титульный лист с названием объекта и указанием правообладателя и всех авторов. В том случае, если программа для ЭВМ была выпущена в свет к моменту подачи заявки на официальную регистрацию, правообладатель может указать знак охраны авторского права.

 Правилами установлены также сведения, предназначенные для последующей публикации в официальном бюллетене, которые должен содержать реферат.

 Установлены также требования к оформлению текстовых документов.

 Переписка ведется заявителем или его представителем, уполномоченным на это, по каждой заявке на регистрацию в отдельности.

 Материалы, направляемые после подачи заявки на регистрацию, должны содержать ее номер и быть подписаны заявителем или его представителем.

 Материалы, не содержащие номера заявки на регистрацию, возвращаются без рассмотрения, если номер не удается установить косвенным образом.

 Материалы, направляемые в процессе производства по заявке на регистрацию, представляются в сроки, установленные Правилами. Если срок выражен словосочетанием "в течение (не позднее) (до истечения)... с даты", его исчисление начинается со дня, следующего за указанной датой.

 Срок для направления материалов в процессе производства по заявке на регистрацию считается соблюденным, если в последний день срока указанные материалы представлены в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до момента прекращения соответствующих операций по их приему.

 Материалы, представленные в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с недостатками оформления, затрудняющими их прочтение, а также материалы, представленные лицами, не являющимися заявителем или его представителем, возвращаются без рассмотрения.

 Заявитель вправе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки на регистрацию путем подачи ходатайства в период рассмотрения заявки на регистрацию до публикации сведений в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Дополнение, уточнение и исправление материалов заявки на регистрацию осуществляется путем подачи заявителем, как правило, соответствующих заменяющих листов. Заявитель уведомляется о поступлении ходатайства о внесении изменений в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и о результатах его рассмотрения. К ходатайству прилагается документ об уплате государственной пошлины за внесение изменений в материалы заявки на регистрацию. При непредставлении документа об уплате государственной пошлины или несоответствии размера уплаченной государственной пошлины установленным размерам дополнительные материалы к рассмотрению не принимаются, о чем заявитель уведомляется.

 При изменении наименования заявителя - юридического лица или фамилии (имени, отчества) заявителя - физического лица - представляется документ, подтверждающий эти изменения.

 Заявитель (его представитель) может знакомиться с поданной им заявкой на регистрацию и документами, относящимися к ней, как непосредственно в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, согласовав предварительно дату и время ознакомления, так и путем запроса копии заявки на регистрацию, относящихся к ней документов или их частей.

 Рассмотрение вопросов, связанных с заявкой на регистрацию, с участием заявителя (его представителя) проводится, как правило, при возникновении необходимости в получении федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности дополнительных разъяснений, относительно заявленной программы для ЭВМ и в целях уяснения позиций федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и заявителя по вопросу соответствия заявленной программы для ЭВМ условиям официальной регистрации.

 Такое рассмотрение проводится по предложению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности или по просьбе заявителя после того, как обе стороны ознакомлены с этими вопросами. Вопросы федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть изложены в запросе, в котором дополнительно сообщается о целесообразности встречи, вопросы заявителя - в просьбе о ее проведении.

 Дата и время рассмотрения заявки на регистрацию предварительно согласовываются. В случае изменения обстоятельств сторона, не имеющая возможности участвовать в рассмотрении заявки на регистрацию в назначенное время, немедленно извещает об этом другую сторону в письменной форме.

 Если федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности или заявитель считают совместное рассмотрение заявки на регистрацию преждевременным или нецелесообразным, предложение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности или просьба заявителя могут быть отклонены.

 При прибытии заявителя или его представителя в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности без предварительного согласования в удовлетворении его просьбы о рассмотрении заявки на регистрацию с его участием может быть отказано. Рассмотрение заявки на регистрацию с участием заявителя осуществляется путем переговоров. По результатам переговоров составляется протокол в двух экземплярах, содержащий сведения об участниках, доводы и предложения, приводимые сторонами, и выводы о дальнейшем делопроизводстве. Протокол подписывается всеми участниками рассмотрения. Один экземпляр приобщается к материалам заявки на регистрацию, другой - передается заявителю (его представителю).

 При отсутствии согласия по обсуждаемым вопросам в протоколе могут быть зафиксированы особые мнения участников рассмотрения. Экземпляр протокола, передаваемый заявителю (его представителю), содержащий соответствующие выводы, может заменить уведомление о прекращении производства (в случае отказа от регистрации) или запрос федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, что оформляется соответствующей записью в нем.

 Протокол может заменять ответ заявителя на запрос федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (если при этом не нарушаются установленные сроки для представления ответа). В этом случае в протокол вносится соответствующая запись.

 Материалы по запросу должны быть представлены в установленный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности срок, который не может составлять менее двух месяцев со дня получения запроса заявителем.

 Указанный выше срок представления заявителем запрашиваемых материалов может быть продлен не более, чем на 12 месяцев по просьбе заявителя, выраженной в письменном виде. Просьба о продлении срока представляется в течение двух месяцев с даты получения заявителем запроса. О продлении срока представления запрашиваемых материалов заявитель уведомляется. Продление срока представления запрашиваемых материалов не производится, если просьба подана с нарушением установленных сроков. В этих случаях заявитель уведомляется об отказе в удовлетворении его просьбы. Срок представления запрашиваемых материалов, пропущенный заявителем, может быть восстановлен при соблюдении следующих условий:

 а) ходатайство о восстановлении пропущенного срока представляется заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности одновременно с запрашиваемыми материалами по истечении пропущенного срока при условии подтверждения уважительных причин. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе запросить документальное подтверждение наличия указанных причин.

 б) вместе с ходатайством представляется документ, подтверждающий уплату соответствующей государственной пошлины в установленном размере. Такой документ может быть представлен также в течение двух месяцев с даты получения заявителем уведомления о его отсутствии или несоответствии уплаченной суммы установленному размеру государственной пошлины.

 При непредставлении документа, подтверждающего уплату регистрационного сбора в установленном размере в указанный срок, ходатайство считается не поданным, о чем заявитель уведомляется. О восстановлении пропущенного срока заявитель также уведомляется.

 Если установлено, что не соблюдено хотя бы одно из требований, указанных в подпункте а), ходатайство не удовлетворяется, о чем заявитель уведомляется.

 Заявитель вправе отозвать заявку на регистрацию программы для ЭВМ. Заявка может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации программы для ЭВМ. Заявка считается отозванной с даты направления заявителю уведомления о принятии этого заявления к сведению. По отозванной заявке юридически значимые действия совершены быть более не могут (рассмотрение такой заявки на регистрацию не проводится, официальная регистрация соответствующей программы для ЭВМ не производится). Просьба заявителя считать недействительным его заявление об отзыве заявки, поступившая после направления заявителю уведомления о принятии этого заявления к сведению, не является основанием для отмены результатов отзыва заявки на регистрацию.

 Поступившей заявке на регистрацию, содержащей документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере, присваивается входящий номер федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности Поданная заявка на регистрацию, которой присвоен входящий номер, возврату не подлежит.

 Рассмотрение заявки на регистрацию в целях проверки наличия необходимых документов и их соответствия установленным требованиям осуществляется в двухмесячный срок с даты поступления заявки на регистрацию, оформленной в соответствии с Правилами.

 Задачей рассмотрения заявки на регистрацию программы для ЭВМ является проверка содержания заявки на регистрацию, наличия необходимых документов, а также их соответствия установленным Законом о ПрЭВМ и БД и Правилами требованиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16