бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Конституции зарубежных государств бесплатно рефераты

Эти законы выносятся на народный референдум, если в течение трех месяцев после их опубликования этого потребует пятая часть членов одной из палат, или пятьсот тысяч избирателей, или пять областных советов. Закон, вынесенный на референдум, не считается принятым, если он не одобрен большинством признанных действительными голосов.

Референдум не проводится, если при втором голосовании в каждой из палат закон был принят большинством в две трети голосов их членов.

Статья 139. Республиканская форма правления не может быть предметом конституционного пересмотра.

Переходные и заключительные постановления

I. Со вступлением в силу Конституции временный Глава государства осуществляет функции Президента Республики и принимает этот титул.

II. Если ко дню выборов Президента Республики не будут образованы все областные советы, то в выборах участвуют только члены обеих палат.

III. Для сформирования первого состава Сената Республики декретом Президента Республики назначаются сенаторами депутаты Учредительного собрания, которые отвечают требованиям закона для избрания в сенаторы и которые:

были председателями Совета министров или законодательных собраний;

состояли членами распущенного Сената;

состояли депутатами по меньшей мере трех законодательных собраний, включая Учредительное собрание;

были лишены звания депутата по решению Палаты депутатов в заседании 9 ноября 1926 г.;

отбыли не менее пяти лет заключения по приговору специального фашистского трибунала для защиты государства.

Декретом Президента Республики назначаются сенаторами также члены распущенного Сената, участвовавшие в Национальном совещательном собрании.

От права на назначение сенатором можно отказаться до подписания декрета о назначении. Согласие на выдвижение своей кандидатуры в политических выборах заключает в себе отказ от права быть назначенным сенатором.

IV. При первых выборах Сената Молизе считается отдельной областью с количеством сенаторов, которое полагается по количеству ее населения.

V. Постановление статьи 80 Конституции относительно международных договоров, влекущих за собой финансовые обязательства или изменения законов, имеет силу с момента созыва палат.

VI. В течение пяти лет с момента вступления в силу Конституции производится пересмотр существующих ныне специальных органов юрисдикции, за исключением юрисдикции Государственного совета, Счетной палаты и военных трибуналов.

В течение одного года с той же даты реорганизуется в законодательном порядке Высший военный трибунал в соответствии со статьей 1111.

VII. Впредь до издания в соответствии с Конституцией нового закона о судоустройстве продолжают соблюдаться действующие нормы судоустройства.

Впредь до вступления Конституционного суда в отправление своих функций разрешение спорных вопросов, указанных в статье 134, производится в порядке и в пределах норм, существовавших до вступления в силу Конституции.

VIII. Выборы областных советов и выборных административных провинциальных органов назначаются в течение года с момента вступления в силу Конституции.

Законы Республики регулируют для каждой отрасли публичной администрации передачу государственных функций, отнесенных к компетенции областей. Впредь до осуществления реорганизации и распределения административных функций между местными учреждениями в ведении провинций и коммун остаются функции, осуществляемые ими ныне, а также и другие, выполнение которых делегировано им областями.

Законы Республики регулируют передачу областям должностных лиц и служащих, не исключая центральной администрации, поскольку такая передача окажется необходимой при новой организации. Для комплектования своих учреждений области должны, исключая случаи особой необходимости, набирать свой соответствующий персонал государственных служащих и служащих местных учреждений.

IX. Республика в течение трех лет по вступлении в силу Конституции приводит свои законы в соответствие с требованиями местной автономии и с объемом законодательной власти, которой наделены области.

X. За областью Фриули-Венеция Джулия, к которой в силу статьи 116 временно применяются общие нормы раздела V части второй, сохраняется защита языковых меньшинств в соответствии со статьей 6.

XI. До истечения пятилетнего срока с момента вступления в силу Конституции конституционными законами могут быть образованы другие области во изменение перечня, содержащегося в статье 131, хотя бы и без соблюдения условий, требуемых первым абзацем статьи 132, но с сохранением, однако, обязательства опроса заинтересованного населения.

XII. Запрещается восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии.

В отступление от статьи 48 законом устанавливаются временные, на срок не более пяти лет с момента вступления в силу Конституции, ограничения активного и пассивного избирательного права для ответственных руководителей фашистского режима.

XIII. Члены и потомки Савойской династии не являются избирателями и не могут занимать ни официальных постов, ни выборных должностей.

Бывшим королям Савойской династии, их супругам и их потомкам по мужской линии запрещается доступ на национальную территорию и пребывание здесь.

Находящееся на национальной территории имущество бывших королей Савойской династии, их супруг и их потомков по мужской линии переходит к государству. Передача и установление вещных прав на это имущество, произведенные после 2 июня 1946 г., недействительны и не имеют силы.

XIV. Дворянские титулы не признаются.

Приставки титулов, существовавшие до 28 октября 1922 г., считаются частью фамилии.

Орден Святого Маврикия сохраняется как общество по уходу за больными и действует в порядке, установленном законом.

Закон определит упразднение Геральдического совета.

XV. Со вступлением в силу Конституции становится закон законодательный декрет от 25 июня 1944 г. № 151 о временной организации государства.

XVI. В течение года со дня вступления в силу Конституции пересматриваются и приводятся в соответствие с ней предшествующие конституционные нормы, не отмененные еще прямо или косвенно.

XVII. Учредительное собрание будет созвано его председателем для обсуждения и принятия до 31 января 1948 г. закона о выборах Сената Республики, специальных областных статутов и закона о печати.

До выборов новых палат Учредительное собрание может быть созвано, если окажется необходимым обсуждать вопросы, отнесенные к его компетенции законодательным декретом № 98 от 16 марта 1946 г. (пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 3).

В течение этого времени постоянные комиссии продолжают функционировать. Законодательные комиссии возвращают Правительству поступившие к ним законопроекты с замечаниями и предложениями поправок, если они имеются.

Депутаты могут предъявлять Правительству запросы с требованиями письменных ответов.

Учредительное собрание для надобностей, указанных во второй части настоящей статьи, созывается его председателем по мотивированному требованию Правительства или по меньшей мере двухсот депутатов.

XVIII. Настоящая Конституция промульгируется временным Главой государства в течение пяти дней со дня ее одобрения Учредительным собранием и вступит в силу 1 января 1948 г.

Текст Конституции хранится в муниципальном зале каждой коммуны Республики и остается здесь в течение всего 1948 г., чтобы все граждане могли с ним ознакомиться.

Конституция, скрепленная государственной печатью, будет включена в официальный сборник законов и декретов Республики.

Конституция как Основной закон Республики должна соблюдаться с верностью всеми гражданами и органами государства.

Дано в Риме в день 27 декабря 1947 г


КОНСТИТУЦИЯ ИСПАНИИ

(вступительная статья)

Испания обладает богатыми и сложными конституционными традициями. Первая конституция в этой стране была выработана в 1812 году Кортесами, вынужденными заседать в Кадисе — главном городе одноименной провинции на юге Испании — во время сопротивления французской оккупации. Испанская история богата революционными событиями: лишь в XIX веке было пять революций, порождавших какие-либо акты конституционного уровня. С государственно-правовой точки зрения Испания всегда тяготела к монархической форме правления. Лишь две республики с непродолжительным сроком существования ( Первая в 1873 — 1875 гг., Вторая — в 1931 — 1939 гг.) известны в истории страны. Современная конституционная история отправной точкой имеет смерть Ф. Франко, последовавшую 20 ноября 1975 года

В результате этого события в стране не образовался вакуум власти, потому что продолжали существовать институты прежнего авторитарного режима. Военно-фашистская диктатура в Испании была установлена в результате мятежа и войны против республики, начавшейся в июле 1936 года. Конституционная легализация режима заняла почти тридцать лет и окончательное оформление франкистской конституции произошло лишь 10 января 1967 года, когда был промульгирован последний из семи основных законов. Совокупность этих законов вполне охватывала круг вопросов, регулируемых конституциями зарубежных государств.

Растянутое на десятилетия конституционное оформление политического режима объяснялось совсем не «темпераментом» его основателя Ф. Франко, а внутри — и внешнеполитическими причинами: желанием сбить недовольство внутри страны, стремлением придать видимость демократического государства в условиях внешнеполитической изоляции.

Франкистская конституция отличалась заметной оригинальностью; составляющие ее основные законы относились к основным только потому, что об этом указывалось в самом тексте закона. Закон о наследовании поста главы государства в статье 10 называл основным самим себя и четыре предыдущих; о том же говорили статья 30 Закона о принципах Национального движения, второе заключительное положение Органического закона 1967 г. Конституция могла дополняться или изменяться такими же законами. Сами основные законы не отличались «жесткостью» при изменении, хотя некоторые из них и поправки к ним принимались на референдуме.

Специальный декрет Ф. Франко, изданный после принятия на референдуме Органического закона 1967 г., систематизировал основные законы, в какой-то мере «подогнав» их друг к другу. Форма конституции была удобна политическим силам, стоявшим в то время у власти. Сам Ф. Франко говорил: «Наш режим — режим открытой, а не закрытой конституции, готовой ко всем усовершенствованиям, которые требуются страной...».

Смерть диктатора не повлекла каких-либо немедленных изменений в государственном строе, но двумя последовательно существовавшими правительствами А. Новарро и особенно А. Суареса был взят курс на демократизацию общественной жизни. Программа правительства А. Суареса, опубликованная 16 июля 1976 года, содержала желание «установить демократическую политическую систему» с преобразованием конституции. Подготовленный правительством законопроект о политической реформе был проведен с соблюдением всех требований еще действовавшей франкистской конституции; сначала было получено консультативное заключение Национального совета Движения, т. е. правившей партии — Испанской фаланги традиционалистов и хунт национал-синдикалистского движения, затем проект был принят Кортесами, причем их члены — прокурадоры приняли текст 18 ноября 1976 года 425 голосами против 72, т. е. с перевесом в 114 голосов сверх требовавшихся двух третей. В данном случае произошло событие нечасто встречающееся в истории: был принят закон, упразднявший существование Кортесов, а прокурадоры голосовали за ликвидацию собственных должностей. В декабре 1976 г. закон о реформе был одобрен на референдуме 94% проголосовавших избирателей. Этот акт стал восьмым, имевшим ранг основного закона.

Закон о политической реформе учредил на переходный период некоторые демократические институты. В частности, первая статья этого акта гласила: «Демократия в испанском государстве основывается на верховенстве закона, на суверенитете народа. Основные права нерушимы и их обязаны уважать все органы государства».1 Закон о реформе внес изменения в другие действовавшие основные законы и учредил практически новую структуру органов государственной власти. Был образован двухпалатный парламент — Кортесы, включившие Конгресс депутатов и Сенат. До этого двухпалатный парламент существовал только по конституциям 1912 и 1931 гг.

Избранные 15 июня 1977 г. новые Кортесы приступили к разработке конституции. Выработанный основной закон явился результатом консенсуса политических партий, представленных в парламенте, отражением компромисса между ними и совсем не свидетельствовал об отсутствии борьбы при подготовке проекта. В каждой из палат Кортесов было внесено более чем по тысяче поправок в законопроект, подготовленный комиссией из представителей различных политических партий. Конституция с самого начала разрабатывалась парламентским путем, а не была продолжением, развитием какого-либо проекта правительства, комитета экспертов или иного текста, подготовленного вне стен парламента. В результате такого способа выработки основной закон в наибольшей мере отразил соотношение политических сил, борьбу партий в Кортесах. О характере консенсуса говорят результаты голосования: во втором чтении 31 октября 1978 г. В Конгрессе депутатов из общего числа членов в 350 в голосовании приняли участие 345, из них 325 — отдали свои голоса за проект, 14 депутатов воздержалось и лишь 6 —были против проекта. В Сенате голосовало 239 членов, из которых за проект — 226, 8 — воздержалось и 5 — «против». Немаловажно и то обстоятельство, что за проект голосовали все парламентарии основных политических партий страны. 6 декабря 1978 г. конституция была одобрена на референдуме: 87,6% голосовавших высказалось «за» и только 7,8% — «против». В урнах оказалось 3,5% незаполненных бюллетеней и 0,74% — недействительных. Значительный процент воздержавшихся от голосования говорил либо об индифферентности избирателей, либо о неприятии нового демократического режима.

Основной закон 1978 г. отразил как испанские традиции, так и впитал в себя зарубежный конституционный опыт — нормативный и доктринальный. Если первый из них выражался в заимствовании конкретных юридических норм, то второй — в форме включения в акт идей общего характера и во влиянии на законодателя при обсуждении и принятии основного закона Можно указать на влияние конституций ФРГ 1949 г. и Италии 1947 г. на разработку положений об автономии; соответствующих статей итальянской конституции на статус Конституционного суда; положений основных законов ФРГ, Италии, Португалии — на формулировку ряда прав и свобод граждан;

скандинавского конституционного опыта — на создание института омбудсмана («Народного защитника»); французской конституции 1958 г. — на порядок образования правительства;

французской конституции 1946 г. и германской 1949 г. — на институт ответственности правительства перед Конгрессом депутатов; шведской конституции 1975 г. — на значительное число элементов статуса главы государства.

Конституция 1978 г. в преамбуле и в первых статьях закрепила идеологические и политические основы испанского государства и полностью отказалась от структур, лежавших в основе франкистской модели. В качестве краеугольных принципов в ней закреплены права человека, демократический, социальный и правовой характер государства; в основу последнего положен национальный суверенитет, принадлежащий испанскому народу, от которого исходят все полномочия органов государственной власти. Для сравнения укажем несколько государственно-правовых идей франкистской доктрины, на которой строилось государство. В основе этой доктрины лежали идеи/партии «Испанская фаланга», образованной в 1934 г. Х.А. Примо де'Ривера. Первоначальная программа в несколько модернизованном виде была оформлена в качестве одного из основных законов Испании — «Принципы Национального движения» от 17 мая 1958 г., которому должны были соответствовать все другие законы, включая и основные. «Мы будем делать все шаги, какие нужно, чтобы законными способами и в рамках Основных принципов всегда оставаться под одними и теми знаменами со спокойною силою на службе разума, справедливости и Испании» — говорил Ф. Франко 17 ноября 1967 г. при открытии 9-й легислатуры Кортесов.

Другими словами, Основные принципы претендовали на бесконечное существование. Вот некоторые из этих принципов.

«Статья V. В качестве основы национальное содружество имеет человека, как носителя вечных ценностей, и семью, являющуюся основой социальной жизни; личные и коллективные интересы всегда должны быть подчинены общему благу Нации, созданными прошлыми и живущими поколениями. В равной мере закон защищает права всех испанцев.

Статья VI. Естественные ассоциации общества — семья, коммуна и профсоюз — базовые структуры национального содружества. Установления и корпорации иного характера, отвечающие социальным потребностям, с общими интересами, должны защищаться с тем, чтобы они могли эффективно участвовать в совершенствовании целей национального сообщества.

Статья VIL Испанский народ, объединенный в юридическую организацию, создаваемую постулатами власти, свободы и служения, образует национальное государство. В рамках незыблемых принципов Национального движения и всех принципов, сформулированных в Законе о наследовании и в других основных законах, политической формой этого государства является традиционная католическая, социальная и. представительная монархия.

Статья VIII. Представительный характер политической организации является фундаментальным принципом наших политических институтов. Народ участвует в выполнении задач законодательного характера и в осуществлении других функций, имеющих общий интерес, через посредство семьи, коммуны, профсоюзов и различных объединений, признаваемых законом для этих целей. Любая другая политическая организация, находящаяся вне этой представительной системы, будет незаконной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62