Реферат: Защита избирательных прав граждан
порядка внесудебного рассмотрения и разрешения избирательных споров. А между
тем, в этом видится необходимость. Практика, не ожидая законодателя,
вырабатывает собственные механизмы разрешения избирательных споров. Так, в
избирательных комиссиях создаются рабочие группы с участием членов комиссии с
правом решающего голоса, экспертов, специалистов и других лиц, способных
оперативно и квалифицированно разрешить возникший спор. В рассмотрении спора
может принимать участие и прокурор. На заседание приглашаются заявители и
другие лица, подавшие жалобу на решение, действие (бездействие) избирательной
комиссии либо ее должностных лиц'. Этот порядок рассмотрения споров обозначен
как административный2. Но, как известно, нет ни в одном органе
административной юрисдикции актов, регулирующих жесткий, последовательный
(постадийный),
порядок разрешения споров.
Полагаю, что есть острая необходимость в выработке
процедурного порядка по разрешению избирательных споров в избирательных
комиссиях. Возможно в нормах избирательного права следует закрепить
специальные процедурные правила по рассмотрению и разрешению споров,
возникающих из избирательных правоотношений в самих избирательных комиссиях
всех уровней, включая и порядок рассмотрения споров о правомерности действий
нижестоящих избирательных комиссий вышестоящими избирательными комиссиями.
Речь не идет о контроле или надзоре в иерархии органов по выборам и
референдумам. Избирательные комиссии в своей деятельности самостоятельны и
независимы. Полагаю, что рассмотрение избирательных споров будет более
квалифицированным и оперативным в самой комиссии, не исключая последующего
рассмотрения конфликта судом в соответствии с установленной подсудностью. 1
Предлагается в этой связи внести в Закон РФ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" специальную главу.
"Правила рассмотрения и разрешения споров, возникающих из избирательных
правоотношений".
В них четко определить все процедурные правила, касающиеся органов
рассмотрения, их правомочий, порядка обращения в эти органы, процедуры
разрешения споров, исполнение решений органов рассмотрения избирательных
споров.
В заключении Правил указать: "Любое заинтересованное лицо, не согласное с
решением органов по рассмотрению избирательных споров, вправе обжаловать эти
решения в суд". Такая постановка могла бы не только упорядочить внесудебный
порядок, но и значительно оперативно решать вопросы защиты избирательных
прав. И что немаловажно: удалось бы сократить количество обращений в суды.
Имеющиеся исследования по административному порядку разрешения споров
включают в качестве органов избирательные комиссии в их иерархическом
порядке: начиная с муниципальной избирательной комиссии и заканчивая
Центральной избирательной комиссией'. Как уже отмечалось, конкретно
разрешением споров занимаются создаваемые специально рабочие группы. Их
статус нормативно не определен, что безусловно, является существенным
пробелом законодательства. В избирательном законодательстве необходимо
определить "органы по рассмотрению избирательных споров во внесудебном
порядке".
Представляется, что такую задачу должны решить специалисты конституционного
права.
Как уже ранее отмечалось, перечисление всех споров, подведомственных судам, в
гражданском процессуальном законодательстве вряд ли целесообразно с
практической точки зрения, и законодательной техники. Однако и отсутствие
определения судебной подведомственности избирательных споров в П1К РСФСР и в
гл. 23 новой редакции (ФЗ от 7 августа 2000 г.) вряд ли правильно.
Анализ материального и процессуального законодательства по избирательным
спорам приводит к выводу о необходимости закрепления в процессуальном
законодательстве нормы следующего содержания:
"Судам подведомственны дела по спорам из избирательных правоотношений, если:
1) спор возник в связи с нарушением организационно-процедурных правил
организации и проведения выборов и референдума.
2) спор возник в связи с нарушением нормативно-правового регулирования
организации и проведения выборов и референдума.
Подсудность избирательных споров определяется в настоящее время как
нормами материального права, так и гражданского процессуального права.
Часть 2 ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях..." определяет родовую подсудность
избирательных споров соответственно уровню проводимых выборов. Решения и
действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных
лиц обжалуются в Верховный Суд РФ; Решения, действия (бездействие)
избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий и их
должностных лиц - в суд субъекта РФ.
Решения, действия (бездействие) всех иных избирательных комиссий и комиссий
референдума обжалуются в районные суды.
Гражданское процессуальное законодательство в ст. 233 ГПК новой редакции (ФЗ
от 7 августа 2000 г.) содержит отсылочное положение о подсудности
избирательных споров (ст.ст. 114-116 ГПК). Материальное право регулирует
подсудность с большей определенностью. Однако, судебная практика не отмечает
серьезных проблем в определении подсудности.
В научно-правовой теории неоднозначно рассматривается вопрос о месте норм,
регулирующих подсудность дел из избирательных правоотношений. Высказано
мнение о том, что материальному праву не следует затрагивать вопросы
процессуального права, имея в виду определение подсудности избирательных
споров. В случае необходимости следует вносить своевременно изменения в
действующий ГПК'. Это предложение поставлено под сомнение по тому основанию,
что избирательное право развивается весьма интенсивно и потому "нормы
процессуального характера уже вписаны в их систему".
Безусловно, более предпочтительным будет то идеальное положение, когда
процессуальные вопросы будут прерогативой только процессуального
законодательства. Но это в идеале! В реальной действительности необходима
согласованность законодателей межотраслевого регулирования и, по
возможности, не допускать подмены либо вмешательства в специфически
отраслевое регулирование. Улучшение техники законотворчества позволит также
избежать дублирования однородных норм. К примеру, совершенно излишним
представляется ч. 3 ст. 63 ФЗ "Об основных гарантиях...":
"Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными
комиссиями, комиссиями референдума"?! Согласно ст. 13 Г11К - "Обязательность
судебных актов" - (ред. ФЗ от 7 августа 2000 г.) - судебные акты,
вступившие в законную силу, обязательны для всех...".
Территориальная подсудность обусловлена родовой, т.к. суды соответствующих
уровней находятся в столице РФ, столицах субъектов и районных центров.
Судам соответствующего уровня подсудны споры по заявлениям о незаконности
действий, решений соответствующих избирательных комиссий и их должностных
лиц. Однако им неподсудны жалобы на решения тех избирательных комиссий,
которые рассмотрели спор в порядке подчиненности.
Так, по одному из дел судья Самарского областного суда отказал в приеме
заявления гр. О. по тому основанию, что он уже обжаловал решение окружной
избирательной комиссии об отказе ему в регистрации кандидатом в Центральную
избирательную комиссию. Судья посчитал, что гр. О обжалует решение ЦИК,
которым ему отказано в удовлетворении жалобы на решение окружной
избирательной комиссии. На самом деле, гр. О использовал возможность
обжалования решения окружной избирательной комиссии в вышестоящую
избирательную комиссию. Но в суд гр. О обратился с жалобой не на решение
ЦИК, а на решение окружной избирательной комиссии. При таком положении дело
подсудно Самарскому областному суду и судья не вправе был отказать гр. О в
приеме его заявления в суд.
Этот пример сообразуется с положением о том, что суды не вправе пересматривать
решения вышестоящих избирательных комиссий, вынесенных по жалобам, на решения
нижестоящих комиссий (ч. 6 ст. 116 ГПК). В то же время, обращение с жалобой
9 вышестоящую избирательную комиссию на решение нижестоящей не лишает права
заявителя обратиться в суд соответствующего уровня с жалобой на решение
избирательной комиссии того же уровня.
Действующий ГПК не содержит четкого регулирования этого вопроса, а судьи на
практике допускают ошибки, лишая граждан права на обращение в суд за защитой
избирательных прав.
Восполнить пробел процессуального законодательства могла бы норма следующего
содержания: "Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие)
нижестоящей избирательной комиссии или ее должностных лиц вышестоящей
избирательной комиссией не лишает заявителя права обращения в суд
соответствующего уровня по оспариванию решения избирательной комиссии этого
же уровня. Использование заявителем административного порядка не исключает
права на обращение в суд для разрешения избирательного спора".
Это положение следует закрепить в гл. 23 проекта ГПК в статье:
"Подведомственность и подсудность дел по защите избирательных прав".
2.3. Возбуждение дел о защите избирательных прав и подготовка их к судебному
разбирательству
Возбуждение дел исследуемой категории подчиняется общим положениям
гражданского процессуального законодательства. Наряду с этим имеются
специфические особенности выбора тех процессуальных средств, которые
наилучшим образом учитывают особенности дел по избирательным спорам.
Прежде всего, необходимо определиться по вопросам о форме обращения в суд и
субъектах обращения в суд.
Независимо от того, по поводу какого вида нарушения избирательных прав
обращается заявитель в суд, полагаю, что формой обращения должно быть
заявление.
В целом, не отрицая универсальности иска как средства защиты любого
нарушенного права, полагаю, что средство возбуждения дела вовсе не
обязательно должно быть исковое заявление. Исковое заявление (разрядка моя -
Ю.11.) должно быть средством возбуждения дел из гражданских правоотношений по
спорам о защите частного права или интереса между равноправными субъектами
спорных правоотношений.
В этой связи вряд ли возможно к делам, возникающим из избирательных
правоотношений применять такой понятийный аппарат и правила искового
производства как "иск", "истец", "ответчик".
В законодательстве, судебной практике довольно прочно укрепилось такое
средство обращения в суд как жалоба. 11олагаю, что жалоба, вышедшая из недр
административного права ("жалобы по начальству"), должна там и оставаться.
Жалоба, обжалование действий, актов и т.п. в большей степени свойственно для
деятельности органов, должностных лиц, чьи акты и действия обжалуются в
порядке подчиненности. Нами ранее приводилась подробная аргументация
исключения жалобы как средства обращения в суд по всем делам из публично-
правовых отношений, в том числе и по делам о защите избирательных прав.
Как решает этот вопрос законодатель? Неоднозначно. Действующий ГПК РСФСР
содержит термин "жалоба". Статья 233 ГПК в редакции ФЗ от 7 августа 2000 г.
озаглавлена:
"Подача заявления или жалобы". Статья 254 Проекта ГПК 2000 г. имеет
наименование: "Подача заявления". Последняя редакция представляется наиболее
правильной. Если согласиться с новой редакцией ст. 233 ГПК, то необходимо
подумать о том, в каком случае в суд подается жалоба, а в каком -заявление?
Мотив включения две формы обращения в суд по спору из избирательных
правоотношений мало понятен! Возможно имелось в виду жалоба от граждан, а
заявление от организаций? Так нет! Это не следует из содержания всей главы 23
ГПК новой редакции. Необходимо исключить из избирательного законодательства
формы обращения в суд, не предусмотренные Гражданским процессуальным
кодексом.
Например, п. 1 ст. 92 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г.
предусматривает право Центральной Избирательной комиссии РФ обратиться в
Верхов-
125
ный Суд РФ "с представлением (подчеркнуто мною -10.П.) о признании
избрания кандидата, федерального списка кандидатов недействительными". ЦИК РФ
в данном случае, как и в других, обращается в суд с заявлением, в котором
конкретно излагает требования к суду о разрешении избирательного спора по
существу. При принятии нового ГПК следует принять редакцию статьи 264 Проекта
ГПК 2000 г. как норму соответствующую сущности формы возбуждения этих дел.
Заявление по форме и содержанию должно соответствовать как общему, так и
специальному требованию. Нормы ГПК не содержат специальных положений о
содержании заявления по избирательному спору.
Полагаю целесообразным введение нормы: "Содержание заявления".
"В заявлении должно быть указано: 1) кто из субъектов избирательных
правоотношений нарушил избирательные права заявителя; 2) в чем конкретно
проявляется это нарушение (действие, бездействие, незаконное решение органа
публичной власти или должностного лица и т.п.); 3) какие конкретно
избирательные права нарушены (активные, пассивные) и как это нарушение
повлияло на свободу волеизъявления заявителя, участвующего в выборах или
референдуме; 4) как разрешен его спор во внесудебном порядке, если он
использовал такую возможность; 5) другие, существенные обстоятельства и
доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, которые заявитель считает
необходимыми для разрешения его спора по существу; 6) конкретное требование
к суду о защите его нарушенных прав и способе их восстановления; 7) указание
на доказательства, подтверждающие требования заявителя".
Заявление, поданное с нарушением указанных требований (как общих, так и
специальных), оставляется без движе-
126
ния, о чем судья выносит мотивированное определение с указанием недостатков
и времени для их устранения.
Несоблюдение заявителем этих указаний влекут общие правовые последствия:
заявление считается неподанным и возвращается заявителю (ст. 130 ГИК).
Возможен отказ в приеме заявления по следующим основаниям ст. 129
действующего ГПК:
если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского
судопроизводства.
Эти основания п. 1 ст. 129 ГПК могут означать:
а) спор лишен юридического содержания;
б) разрешение спора не подведомственно суду;
в) заявленные требования не затрагивают прав и интересов заявителя.
Пункт 3 ст. 129 ГПК: если имеется вступившее в закон-
•ную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о
том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Такое положение п. 3 ст. 129 ГПК означает, что по одному и тому же спору не
может быть вынесено два решения. В заявлении, поданном в суд по
избирательному спору также имеются предмет и основание.
Предметом следует считать конкретное нарушение избирательного права,
указанное заявителем. Например, невключение в список избирателей; нарушение
правил подсчета голосов; нарушение порядка сбора подписей и т.д. и т.п.
Основанием требования, заявленного в суд, будут те действия (бездействие),
решения, акты органов публичной власти или должностных лиц, повлекшие, по
мнению заявителя, нарушение его избирательных прав.
Полагаю, что поскольку предмет спора - публично-правовые отношения, а не
частно-правовые - определений об
127
отказе заявителя от требований и о заключении мирового соглашения быть не
может.
Возможен отказ в приеме заявления в соответствии с п. 4 ст. 129 ГПК - если в
производстве суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же
предмете и по тем же основаниям.
Пункты 2,5,6 ст. 129 ГПК к данной категории дел не применяются.
Пункт 2 ст. 129 ГПК - отказ в приеме заявления по тому основанию, что
заявителем не соблюден предварительный внесудебный порядок, - к делам по
избирательным спорам применим быть не может. Ни избирательное, ни
процессуальное право для этих дел такого порядка не устанавливают. На
незаконность отказа судьей Краснодарского краевого суда в принятии жалобы от
Сочинской городской организации Демократической партии России в связи с
неназначением выборов в Собрание представителей Адлерского и Лазаревского
районов г. Сочи и глав администраций этих районов, указал Верховный Суд РФ.
Отменяя определение судьи. Верховный Суд РФ указал, что рекомендация судьи
обратиться в Законодательное Собрание Краснодарского края не основано на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|