бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Транспортные обязательства бесплатно рефераты

как ре­альным, так и консенсуальным. Договор на буксировку судов или пло­тов —

реальный, поскольку он признается заключенным в момент предъяв­ления плота или

судна к буксировке. Напротив, договор на выполнение дру­гих буксировочных

операций относится к числу консенсуальных.

Элементы договора буксировки. Стороны в договоре — буксиров­щик

(владелец буксирующего судна) и клиент (владелец буксируемого объ­екта). В

качестве буксировщика может выступать пароходство, порт или пристань. Клиентом

может быть любое лицо, заинтересованное в буксиров­ке какого-либо объекта. При

этом не имеет значения, каковы его права на этот объект (право собственности,

иное вещное право, права арендатора и пр.).

Форма договора буксировки может быть различной. Договор морской

буксировки, по общему правилу, заключается в письменной форме (ст. 227 КТМ), но

портовая буксировка возможна и на основе устного соглашения, причем независимо

от его суммы. При этом соглашение о возложении обя­занностей по управлению

буксировкой на капитана буксирующего судна должно доказываться исключительно

письменными доказательствами. На речном транспорте также установлена

обязательная письменная фор­ма— накладная, которая представляется

клиентом буксировщику. В обмен на нее буксировщик (пароходство) выдает

квитанцию (ст. 128 УВВТ).

Предмет договора — услуги по перемещению какого-либо объекта с помощью

тяги или толкания. Эти услуги специфичны и позволяют рассмат­ривать буксировку

в качестве самостоятельной разновидности транспорт­ных обязательств, не

сводимых к обычной перевозке или аренде транспорт­ных средств. Правовое

регулирование буксировки осуществляется в рамках транспортных уставов и

кодексов. На морском транспорте буксировка осу­ществляется в соответствии с гл.

XII КТМ, а на внутреннем водном — разде­лом VI УВВТ. Транспортными ведомствами

и самими буксировщиками из­даются специальные правила о буксировке. Кроме того,

на отношения по буксировке распространяется по аналогии действие многих норм об

ответст­венности за нарушение договора перевозки грузов.

Содержание договора определяется особенностями каждого вида дого­вора

буксировки и прежде всего его объекта. В законе различаются букси­ровка судов и

буксировка плотов. Все обязанности буксировщика и владель­ца буксируемого

объекта могут быть разбиты на две группы. Первая из них Должна быть выполнена

до подачи буксира (тяги) и принятия судна или плота к буксировке. Другие

выполняются в процессе буксировки и после ее за­вершения. К первой группе

относятся следующие обязанности владельца буксируемого судна или плота: а)

привести плот или судно, предъявленные к буксировке, в состояние, годное для

безопасного плавания и буксировки; б) Укомплектовать судно или плот экипажем,

когда это предусмотрено правилами или соглашением сторон, либо назначить

проводника; в) внести пла­ту за буксировку (ст. 127 УВВТ, ст. 228 КТМ).

Буксировщик до приема судна или плота к буксировке обязан: а) предо­ставить в

надлежащем месте и в обусловленное время судно в качестве тяги (толкача) для

буксировки, оборудованное всем необходимым для безопас­ного плавания и

буксировки, укомплектованное соответствующим экипа­жем; б) произвести осмотр

судна или плота, проверку документов и обору­дования; в) проверить габариты

плота (его длину, ширину и осадку), а также объем плота, количество

сплоточных единиц, их крепления и др. (ст. 132 УВВТ). Результаты такого

осмотра фиксируются в накладной или специаль­ном техническом акте. При

обнаружении каких-либо дефектов владельцу плота предоставляется время для их

устранения.

За задержку буксирующего судна сверх установленного времени стоян­ки в

ожидании сдачи плота к буксировке с владельца плота взыскивается штраф. При

буксировке плотов экипаж буксируемого плота в оперативном отношении всегда

подчиняется капитану буксирующего судна. Что же каса­ется буксировки судов,

то на внутреннем водном транспорте их экипаж под­чиняется капитану

буксирующего судна (ст. 135 УВВТ). На морском транс­порте решение этого

вопроса зависит от вида буксировки: при морской бук­сировке управление

осуществляет капитан буксирующего судна, а букси­ровка портовая

осуществляется под началом капитана буксируемого судна (ст. 228—229 КТМ).

Иной порядок буксировки может быть установлен до­говором. Основная

обязанность буксировщика в процессе буксировки со­стоит в том, чтобы

доставить в целости и сохранности буксируемый объект в пункт назначения. Он

обязан принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности

буксировки и оказывать необходимую помощь ко­манде буксируемого судна или

плота. Эта общая обязанность буксировщика на морском транспорте

конкретизируется условиями договора.

Законодательство в области речной буксировки более детально форму­лирует

обязанности владельца буксируемого объекта в лице его капитана, шкипера или

другого ответственного лица. В соответствии со ст. 135 УВВТ такое лицо

обязано принимать меры к обеспечению сохранности груза, таке­лажа и другого

имущества, находящегося на буксируемом плоту или судне, производить при

необходимости текущий ремонт судна или плота в пути, а в случае аварии

принимать меры к ее ликвидации. Поскольку команда букси­руемого судна или

плота в оперативном отношении подчинена капитану буксирующего судна,

начальник экипажа буксируемого судна обязан своев­ременно и точно выполнять

все указания капитана буксирующего судна по управлению плотом или судном. В

этих целях он обязан обеспечить постоян­ную вахту для выполнения

вышеназванных распоряжений, а также для на­блюдений за состоянием

буксируемого объекта. Обязанности владельца бук­сируемого судна при морской

буксировке определяются условиями договора в зависимости от того, кому

поручено общее управление буксировкой.

Распределение обязанностей по управлению буксировкой предопреде­ляет и

ответственность сторон за ущерб, причиненный клиенту и буксировщику. В

случае, когда буксировкой управляет капитан буксирующего судна, ответственность

за ущерб, причиненный буксируемому объекту или находящемуся на нем имуществу,

несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. За ущерб, причиненный

буксирующему судну, когда буксировкой управляет капитан буксируемого объекта,

отвечает клиент (владелец буксируемого объекта), поскольку не будет доказано

отсутствие его вины. Иной порядок ответственности в обоих случаях может быть

уста­новлен соглашением сторон. Особо регламентирована буксировка в ледо­вых

условиях. Бремя доказывания вины буксировщика в этом случае прямо возложено на

владельца буксируемого объекта.

7. Договор транспортной экспедиции

Понятие договора экспедиции. При перевозке грузов возникает

необ­ходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, свя­занных

с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, марки­ровка,

погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции

(порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти

операции могут выполнить сами грузоотправители и грузо­получатели. В случаях,

когда поток отправляемых или прибывающих в ад­рес того или иного лица грузов

достигает значительных размеров, самостоя­тельное выполнение указанных операций

становится обременительным и экономически неоправданным. С большей

эффективностью это могут де­лать лица, специально подготовленные и

уполномоченные на такую дея­тельность. Они выступают в качестве посредников

между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию

клиентуры транспорт­ных организаций называется экспедиционной (от лат.

expeditio — отправле­ние). Договор экспедиции относится к числу

вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг. Этим

определяется сфера его применения и функции его субъектов (экспедитора и

клиента). Он использу­ется там, где возникают отношения по грузовой перевозке.

Смысл этого до­говора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от

выполнения не свойственных им операций по организации и сопровождению

грузоперевозочного процесса. Соответственно основная функция, возлагаемая на

экс­педитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или

полу­чать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.

Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу

которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой

стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или

организовать выполнение определенных договором экспеди­ции услуг, связанных с

перевозкой груза (ст. 801 ГК).

Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он

может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение

экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным

ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик). По своему

содержанию он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор

оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходст­во с такими

договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг.

Однако предметом последних является совершение лю­бых сделок и действий, в том

числе вовсе не относящихся к транспортной де­ятельности. В отличие от этого

экспедиция предполагает оказание услуг непосредственно связанных с перевозкой

груза. Поэтому экспедиция не мо­жет рассматриваться как разновидность одного из

названных договоров или их конгломерат. Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК прямо

указывается, что правила главы 39 о возмездием оказании услуг не

распространяются на экспедици­онные услуги. В то же время не исключена

возможность субсидиарного при­менения норм о поручении, комиссии и

агентировании к транспортной экс­педиции. Ранее такая возможность была прямо

предусмотрена ст. 105 Основ гражданского законодательства 1991 г., которая

допускала использование норм о поручении, когда экспедитор действовал от имени

клиента, и догово­ра комиссии, когда он действовал от собственного имени. В

настоящее вре­мя ст. 801 ГК косвенно подтверждает такую возможность путем

указания на право экспедитора заключать договор перевозки от имени клиента или

от собственного имени. Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе

отказаться от его исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и

агентирования как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК). Таким образом,

экспедицию следует рассматривать как особую разновид­ность сделки о

представительстве.

Между договором перевозки и экспедиции также существует внутрен­няя связь,

обусловленная производностью транспортно-экспедиционных ус­луг от перевозки.

Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо воз­ложены на перевозчика

(п. 2 ст. 801 ГК). В этом случае перевозчик не вправе заключать договор

перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого

представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК). Кро­ме того, при использовании

в качестве экспедитора самого перевозчика мо­гут сложиться две ситуации. В

одной из них перевозчик выступает экспеди­тором по отношению к другому лицу

(например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без

каких-либо изъятий. В другой — перевозчик становится экспедитором по

отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция

накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух

обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и

других условиях исполнения обоих договоров.

ГК впервые выделил договор транспортной экспедиции в отдельную главу, хотя и

раньше самостоятельная природа этого обязательства не под­вергалась серьезным

сомнениям. Нормы, содержащиеся в этой главе, имеют самый общий характер,

поэтому в соответствии с п. 3 ст. 801 ГК должен быть принят специальный закон

о транспортно-экспедиционной деятельности. В его отсутствие сохраняют силу

правила действующих транспортных уста­вов и кодексов, посвященные экспедиции

(ст. 68 УЖД, ст. 78 УВВТ и др.). Более подробной регламентации подверглась

экспедиционная деятельность автомобильного транспорта, наиболее часто

выступающего экспедитором ввиду своей специфики. В УАТ содержится особая

глава об экспедиции (раз­дел VIII). Кроме того, существуют специальные

документы ведомственного и межведомственного характера (правила транспортно-

экспедиционного об­служивания). Они сохраняют силу в части, не противоречащей

главе 41 ГК.

К вопросам, не имеющим в настоящее время специального нормативно­го

разрешения, могут применяться общие положения обязательственного права, а

также упомянутые выше нормы глав 49, 51, 52 ГК.

Элементы договора. Субъектами договора экспедиции являются

кли­ент — сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор —

сторона, ко­торая оказывает услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть

любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его

собствен­ник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве

экс­педитора может выступать только предприниматель (коммерческая органи­зация

или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление

транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как

специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например,

структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах

поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе при­влечь к исполнению

своих обязанностей других лиц, если иное не предус­мотрено договором

экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя от­ветственности за

исполнение договора третьим лицом, на которое возложе­но исполнение (ст. 403,

805 ГК).

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги,

свя­занные с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они

делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора

перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся

транспортировки груза. Договор может быть заклю­чен на полное или частичное

транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор

принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада

отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном

обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или

получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть

добавлены дополнитель­ные.

Форма договора транспортной экспедиции—простая письменная (ст. 802 ГК).

Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора

присоединения (ст. 428 ГК). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если

она необходима для выполнения его обя­занностей (в частности, в том случае,

когда экспедитор действует от имени

клиента).

Срок, на который заключается договор экспедиции, определяется харак­тером

взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений,

требующих однократного совершения каких-либо операций (на­пример, отправки или

получения партии груза), заключаются разовые дого­воры экспедиции. Отношения

сторон в этом случае могут оформляться пу­тем подачи клиентом заявки и принятия

ее к исполнению экспедитором. При' наличии постоянной потребности в

транспортно-экспедиционном обслужи­вании заключаются длительные договоры.

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение

экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев мо­гут

использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. сис­тема ставок

за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, упла­чиваемое экспедитору,

следует отличать от компенсации расходов, понесен­ных последним при

осуществлении своей деятельности (по внесению про­возной платы, платы за

разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хра­нение груза и пр.).

Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности его сторон.

Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потреб­ностей

клиента. Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основ­ные обязанности

(операции, услуги), имеющие общее значение, и дополни­тельные обязанности,

обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора. Содержание

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8