бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Транспортные обязательства бесплатно рефераты

факультативные, которые включаются по соглашению сторон. К числу обязательных

ст. 144 КТМ относит: а) наименование перевозчика и место его нахождения; б)

наименование пор­та погрузки и дату приема груза перевозчиком; в) наименование

отправите­ля и место его нахождения; г) наименование порта выгрузки; д)

наименова­ние получателя в именном коносаменте или лица, приказу которого

коноса­мент выдан (ордерный коносамент) или указание на предъявительский

ха­рактер коносамента; е) наименование и характеристику груза в соответствии с

данными отправителя; ж) внешнее состояние груза и его упаковки; з) раз­мер

вознаграждения перевозчика (фрахта); и) время и место выдачи коноса­мента; к)

число экземпляров коносамента и л) подпись перевозчика или дей­ствующего от его

имени лица (например, капитана судна). Документ, не со­держащий хотя бы одного

из названных условий, не считается коносамен­том, но может рассматриваться в

качестве иного перевозочного документа (ст. 143 КТМ). Коносамент обычно

составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика и

следует с грузом, а другой выдается отпра­вителю и служит основанием для

получения груза, а также платежей по до­говору с его получателем. По желанию

отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров коносамента

тождественного содержания с отмет­кой об их количестве. После выдачи груза по

одному из них остальные теря­ют силу. Перевозчик вправе сделать в коносаменте

оговорку о неточностях, допущенных в характеристике предъявленного груза, если

он знает или име­ет достаточные основания полагать, что данные о грузе не

соответствуют фактически погруженным вещам или если у перевозчика вообще не

было возможности проверить эти данные (ст. 145 КТМ). В противном случае

бор­товой коносамент предполагается «чистым», т. е. не содержит сведений о

не­соответствии данных о грузе реальному принятому товару. Он приобретает

важное доказательственное значение в условиях спора.

Заключение договора морской перевозки тесно связано с выбором стан­дартных

(базисных) условий договоров купли-продажи, в которых установ­лены способ и

место доставки, распределены обязанности по уплате провоз­ной платы, страховых

премий, а также распределены риски, связанные с то­варом. Они собраны в

специальных международных правилах толкования торговых терминов (Инкотермс)

[23].

Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки. По­скольку его

заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности

распорядиться им, при чартерных перевозках может быть выписан и коносамент. В

этом случае отношения между фрахтовщиком и фрахтователем определяются

чартером, а между перевозчиком (фрахтовщиком) и третьими лицами (прежде всего

получателем) — коносаментом, если в нем нет иной оговорки со ссылкой на чартер

(ст. 119 КТМ).

От чартера отличаются договор фрахтования судна на время— тайм-чартер

(гл. Х КТМ) и договор фрахтования судна без экипажа — бербоут-чартер

(гл. XI КТМ). Они применяется как при перевозках грузов и пассажиров, так и для

достижения иных целей торгового мореплавания (проведение научных экспедиций,

эксплуатация морских богатств, проведе­ние экскурсий и прогулок и др.). По

своей природе оба договора являются разновидностями договора аренды

транспортных средств, который был оха­рактеризован выше

[24].

Провозная плата (фрахт) определяются по соглашению сторон догово­ра

морской перевозки, а при отсутствии такового — по ставкам, применяе­мым в месте

и во время погрузки. В тех случаях, когда допускается перевод платежей на

получателя (ст. 163 КТМ), груз выдается последнему при усло­вии представления

им документа о перечислении соответствующих сумм.

Сроки доставки грузов устанавливаются по соглашению сторон. Если они не

определены, перевозчик считается выполнившим свою обязанность в отношении срока

при условии, что после погрузки судно сразу же вышло в рейс и двигалось с

обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при

аналогичных перевозках.

По прибытии груза в порт назначения перевозчик обязан послать изве­щение

(нотис) получателю. Грузополучатель обязан в установленные сроки принять и

вывезти прибывший в его адрес груз. В случае неявки получателя или его отказа

от принятия груза последний сдается для хранения на склад или иное надежное

место и (за исключением скоропортящихся грузов) хра­нится в течение двух

месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При не­уплате отправителем всех

причитающихся перевозчику сумм по данной пе­ревозке груз реализуется в

установленном порядке (ст. 159 КТМ).

КТМ, в изъятие из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от

исполнения договора, перечисляет условия, при которых договор перевозки может

быть расторгнут одной стороной с уплатой или даже без уплаты вознаграждения

другой стороне (§ 5 гл. VIII КТМ). При определен­ных обстоятельствах договор

перевозки вообще прекращается независимо от воли сторон и без выплаты

вознаграждения, а также без компенсации иных убытков друг другу (ст. 157

КТМ).

Воздушная перевозка. Воздушный кодекс разграничивает внутрен­нюю

воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на терри­тории

России, к международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один

из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК).

Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воз­душные перевозки.

В законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиаци­онных

предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК). Авиаци­онное

предприятие — это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды

деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполне­нием авиационных

работ на основании лицензии. Эксплуатант — физиче­ское или юридическое

лицо, имеющее право собственности или иной закон­ный титул (договор аренды и

пр.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен

обладать особым сертификатом для совер­шения полетов. Наконец, перевозчик —

это Эксплуатант, который имеет ли­цензию на осуществление воздушной перевозки на

основании соответству­ющих договоров.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составля­ется

отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений, пред­ставленных

перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной пере­возкой активно

используется также договор воздушного чартера, при кото­ром фрахтовщик

предоставляет фрахтователю одно или несколько воздуш­ных судов (их частей) для

воздушной перевозки груза или пассажиров и ба­гажа на один или несколько рейсов

(ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и

определяется ст. 787 ГК.

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в порядке,

установленном ст. 790 ГК. Она взимается за расстояние по крат­чайшему

маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за

расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определя­ется

договором перевозки и правилами воздушных перевозок (расписанием движения

самолетов). Отправитель вправе получить обратно сданный к воз­душной

перевозке груз, изменить в накладной получателя до выдачи груза

управомоченному лицу, а также распорядиться невостребованным грузом. В случае

перерыва или прекращения полетов перевозчик обязан поставить об этом в

известность грузоотправителя и грузополучателя. Перевозчик обязан

информировать получателя о времени отправки груза, о его прибытии в аэропорт

назначения или о месте его нахождения, если срок доставки истек.

Груз обычно выдается получателю на складе аэропорта назначения.

Грузополучатель вправе отказаться от приемки поврежденного или испор­ченного

груза, если будет установлено, что качество груза изменилось на­столько, что

исключается возможность его полного или частичного исполь­зования в

соответствии с первоначальным назначением. Если получатель не востребовал

груз в срок, установленный правилами перевозок или догово­ром, либо отказался

от его приемки, перевозчик должен уведомить отправи­теля. При этом он

оставляет груз у себя за счет средств отправителя и на его риск. Груз, не

полученный в течение установленных правилами и договором перевозки сроков

хранения, считается невостребованным и подлежит реали­зации (ст. 112 ВК).

Автомобильная перевозка. На автомобильном транспорте перевозки

различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно: а)

го­родские (в пределах черты города, другого населенного пункта); б)

приго­родные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние

до 50 км включительно); к) междугородные (за пределы указанных выше

насе­ленных пунктов на расстояние более 50 км); г) межреспубликанские

(на тер­ритории нескольких субъектов Федерации); д) международные (ст. 5

УАТ).

Перевозки автомобильным транспортом принято также разделять на централизованные

и децентрализованные. При централизованных перевоз­ках автотранспортная

организация заключает договор с отправителем (по­ставщиком либо грузообразующим

пунктом — станцией, портом и пр.), по указанию которого грузы доставляются к

получателям. При децентрализо­ванных перевозках автотранспортная

организация заключает договор с каж­дым из получателей, по заданию которых и

доставляет им грузы. Для авто­мобильной перевозки характерно условие договора о

том, кем будут экспе­дироваться грузы — отправителем или получателем.

Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной наклад­ной,

которая является формой договора и выполняет те же функции, что и

железнодорожная накладная. Перевозка однородных грузов от одного от­правителя в

адрес одного получателя на одно и то же расстояние может оформляться актом

замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных

автомобилем в течение смены. Пользование авто­мобилем с оплатой его работы по

повременному тарифу оформляется обыч­но записями отправителя (получателя) в

путевом листе.

Плата за перевозку определяется соглашением сторон договора (в том числе

годовым договором) по тарифам или иным установленным способом. Все расчеты за

перевозку производятся заказчиками автотранспорта, в каче­стве которых могут

выступать как отправители, так и получатели. За указан­ными в законе

изъятиями провозная плата должна быть внесена до сдачи груза к перевозке. В

противном случае автотранспортные предприятия не принимают груз к перевозке

(ст. 103 УАТ).

Сроки доставки грузов установлены только для перевозок в междуна­родном

сообщении и исчисляются с 24 ч дня приема грузов и оплаты по срочным заказам

— с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему расстоянию, открытому

для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по

дорожным условиям более рациональна перевозка с увели­чением пробега. В этих

случаях автотранспортное предприятие должно по­ставить в известность

заказчика об увеличении расстояния перевозки.

Выдача груза производится на складе получателя или в ином указанном в заказе

на перевозку месте. Обязанность получателя востребовать достав­ленный в его

адрес груз основана на законе. Он может отказаться от приня­тия груза лишь в

том случае, если качество груза вследствие порчи или по­вреждения, за которые

отвечает автотранспортное предприятие, изменилось настолько, что исключена

возможность полного или частичного использова­ния груза по прямому

назначению. О причине отказа получатель должен указать в накладной (ст. 72

УАТ).

4. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке

Условия ответственности. Имущественная ответственность участни­ков

обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответ­ственности

в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае

неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по пе­ревозке стороны

несут ответственность, установленную настоящим Кодек­сом, транспортными

уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность

в обязательствах по перевозке имеет и значи­тельную специфику, отличающую ее от

обычной ответственности за нару­шение обязательств. Прежде всего она относится

к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное

возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут

распространяться на упу­щенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме

того, такая ответ­ственность в значительной мере является

односторонне-нормативной: со­глашения перевозчиков с грузовладельцами

(отправителями и получателя­ми) об ограничении или устранении установленной

законом ответственно­сти перевозчика недействительны, за исключением случаев,

когда такие со­глашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2

ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности

пере­возчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может

быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственно­сти были

сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения

перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижа­ли или повышали) или вообще

устраняли ответственность какой-либо сто­роны обязательства (ст. 179 УВВТ, ст.

126 УАТ). Таким образом, ответст­венности за нарушение обязательств по

перевозке ныне свойственны: а) ог­раничение права на взыскание части убытков;

б) запрет на уменьшение или Устранение нормативной ответственности перевозчика;

в) возможность оп­ределения ее размера и пределов по соглашению сторон в

установленных случаях.

Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов

является также то, что она может наступать не только за нарушение уже

заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с

организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу

транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она

может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об

организации перевозок, чартера), так и из иных основа­ний, предшествующих

договору перевозки (административный акт при по­ставках по государственному

контракту). По своей природе такая ответст­венность является

гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794

устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступле­нии которых

перевозчик или отправитель освобождаются от ответственно­сти за неподачу

транспортных средств и их неиспользование (непредъявле­ние груза к перевозке).

К их числу относятся: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного

характера (заносы, наводнения, пожары) и воен­ные действия; б) прекращение или

ограничение перевозки грузов в опреде­ленных направлениях, которые установлены

в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи,

предусмотренные транс­портными уставами и кодексами (прекращение производства

на срок не ме­нее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и

другие специ­фические для отдельных видов транспорта случаи).

Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматривается как

исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их

наступление и не зависело от сторон, не освобождают отправителя и

пе­ревозчика от ответственности за несовершение действий по организации

пе­ревозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут

ответствен­ность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование

независи­мо от вины, на началах предпринимательского риска.

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных ус­ловиях.

Прежде всего это касается ответственности перевозчика за несох­ранность

груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недо­стаче и

повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность вы­дать груз

получателю в течение установленных сроков (30 дней по истече­нии срока доставки

или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означа­ет наличие

разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного

получателю по одной накладной (коносаменту). Порча

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8