бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Транспортные обязательства бесплатно рефераты

установить дополни­тельный срок ожидания судна под грузовыми операциями —

контрсталий­ное время (контрсталию). За простой судна в течение этого срока

устанавли­вается и особая плата — демередж (ст. 132 КТМ)

[20]. Если грузовые операции не будут закончены и в контрсталийное время,

перевозчик может отправить судно в плавание, хотя бы погрузка судна и не была

завершена. При этом он сохраняет право на полное вознаграждение (ст. 136 КТМ).

Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные сроки, на­ступает

простой перевозочных средств, за который с отправителя или полу­чателя

взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив,

грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских

перевозках — диспач). В целях предупреждения доступа к грузу и обеспече­ния

его сохранности в процессе перевозки обособленные помещения и емко­сти

(трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.

Внесение провозной платы (фрахта на морском транспорте) и иных пла­тежей

является важнейшей обязанностью грузоотправителя. Ее размер уста­навливается

соглашением сторон, если иное не установлено транспортным законодательством

(ст. 790 ГК). Такое исключение сделано в отношении транспорта общего

пользования, где провозная плата принимает форму твердого тарифа,

утверждаемого в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Размер этого тарифа определяют федеральные испол­нительные органы и органы

управления субъектов Российской Федерации

Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении

договора перевозки. Допускается также перевод платежной обязанности на

получателя (см., например, ст. 163 КТМ). Распределение платежных обязанностей

зависит также от условий договора, заключенного между отправителем и

получателем. Они могут по-разному определить мо­мент перехода платежных

обязанностей в перевозке от одной стороны к дру­гой в зависимости от условий

передачи товара (с завода, со склада отправи­теля, со станции отправления, со

станции назначения, на складе у получате­ля). Кроме провозной платы,

отправитель обязан оплатить дополнительно оказанные ему услуги (например, за

взвешивание, за хранение груза). Они оплачиваются по соглашению сторон.

Перевозчик наделен правом удержания груза (ст. 359, 360 ГК, ст. 95 УВВТ, ст.

160 КТМ и др.) в целях обеспечения причитающихся ему провоз­ной платы и

других платежей. Однако право удержания может быть ослабле­но или отменено

законом, иными правовыми актами, договором или не при­меняться ввиду его

несоответствия существу возникшего обязательства.

Доставка груза основная обязанность перевозчика. Ее исполнение

требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранно­сти

перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момен­та

принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все

возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности гру­за. После

принятия к перевозке груз хранится в пункте отправления, а также в период

транспортировки бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается

ранее срока приема его к перевозке. После прибытия груза в пункт назначения он

хранится бесплатно в течение времени, установленного правилами или соглашением

сторон, а затем за плату.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении перевозчик так­же обязан

передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок пе­редачи груза,

выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие ус­ловия работы в таком

случае определяются договорами транспортных орга­низаций (узловыми

соглашениями и пр.).

В ходе транспортировки договор может подвергнуться изменениям двух видов. Во-

первых, грузоотправитель вправе изменить указанного в наклад­ной

грузополучателя без изменения пункта (станции, порта) назначения. Во-вторых,

допускается изменение пункта назначения груза, т. е. его переад­ресовка.

Заявление о переадресовке груза может быть подано грузоотправи­телем,

грузополучателем, а также иными лицами, уполномоченными на то надлежащим

образом. Переадресовка разрешается лишь с согласия перевоз­чика. Перевозка

грузов после переадресовки оформляется новой накладной, составляемой станцией

(портом, пристанью) переадресовки. Срок доставки груза при этом меняется.

Организация, по заявлению которой произведено изменение грузополучателя или

станции (порта) назначения груза, отвечает перед первоначальным адресатом за

последствия этих изменений и обязана урегулировать расчеты между

отправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза (ст.

92—93 УВВТ, ст. 38—39 ТУЖД.

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает

исполне­ние договора перевозки. Прибывший в адрес получателя груз должен быть

принят получателем, а в соответствующих случаях еще и вывезен со станции

(порта, пристани). Такая обязанность лежит на грузополучателе даже тогда, когда

в его адрес прибыл не заказанный им груз. В таком случае груз прини­мается на

ответственное хранение и его дальнейшая судьба определяется от­правителем.

Получатель вправе отказаться от получения груза только при том условии, если

качество груза вследствие порчи или повреждения изме­нилось настолько, что

возможность его полного или частичного использова­ния исключена (ст. 42 ТУЖД,

ст. 96 УВВТ, ст. 111 ВК, ст. 72 УАТ).

Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, что ох­ватывается

понятием раскредитование документов или выкуп груза и

удо­стоверяется соответствующим образом на накладной (коносаменте). Для

выполнения этой обязанности получатель должен быть уведомлен о прибы­тии груза

в порядке и сроки, установленные на соответствующем виде транспорта. Лишь при

автомобильных перевозках, которые обеспечивают доставку груза прямо на склад

получателя, не всегда возникает необходи­мость в уведомлении последнего о

прибытии груза. Нарушение этой обязан­ности перевозчиком лишает его права

взыскать с грузополучателя плату за сверхнормативное хранение груза и простой

перевозочных средств. В пре­дусмотренных законом случаях получатель вправе

требовать проверки ко­личества, веса и состояния прибывшего груза. Выявленные в

ходе проверки обстоятельства, которые могут служить основанием для

ответственности перевозчика, должны быть удостоверены коммерческим актом, актом

об­щей формы, записями в грузосопроводительных документах.

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При

нарушении этого условия он должен внести плату за хранение груза, ко­торая

может быть увеличена в несколько раз при наличии его вины (ст. 43 ТУЖД, ст.

98 УВВТ). Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с

перевозчика ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной

приемкой. По истечении установленных сроков хране­ния груз как

невостребованный подлежит реализации в установленном по­рядке. Реализации

подлежат и бездокументарные грузы, т. е. грузы, прибыв­шие без

сопроводительных документов.

3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза

Железнодорожная перевозка. Будучи естественной монополией, же­лезная

дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в феде­ральной

государственной собственности. Железные дороги выступают в ка­честве

государственных унитарных предприятий (ст. 2 Закона о федераль­ном

железнодорожном транспорте). Управление ими осуществляется федеральными

исполнительными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в

централизованном порядке, но с использованием ры­ночных принципов (ст. 11

указанного Закона). Это определяет специфику договора перевозки грузов

железнодорожным транспортом.

Договор оформляется накладной, которая является основным перево­зочным

документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции

назначения выдается грузополучателю вместе с грузом (отсюда ее название —

грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что

она: а) является обязательной письменной формой до­говора; б)

доказывает факт заключения договора и воплощает его содержа­ние; в)

легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспорт­ной

организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора пе­ревозки.

Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия

неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет

право, но не обязана проверять достоверность этих сведений (ст. 39 ТУЖД).

Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке

вместе с накладной. Перевозчик совершает на накладной соответствующую

отметку, а в удостоверение приема груза к перевозке выдает отправителю грузовую

квитанцию (ст. 31 ТУЖД). Последняя имеет доказательственное значение в

отношении факта заключения договора перевозки и служит осно­ванием для

предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К

числу иных перевозочных документов также относятся дорожная ведомость, вагонный

лист, передаточная ведомость при перевоз­ках прямым смешанным сообщением

[21]. Все они являются документами пер­вичного учета и имеют

доказательственное значение.

Тарифы на грузовые перевозки устанавливаются на основе государст­венной

бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о

естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством Рос­сийской

Федерации (ст. 10 Закона о федеральном железнодорожном транс­порте).

Дополнительные работы и услуги железных дорог могут оплачивать­ся по

договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку

груза вносятся грузоотправителем на станции отправления, при­чем, как

правило, предварительно. При несвоевременном внесении платы отправление

погруженного груза может быть задержано. Кроме того, до вне­сения платы за

предыдущую перевозку подача вагонов для следующей по­грузки вообще

прекращается (ст. 36 ТУЖД), за исключением особых случа­ев. При

сверхнормативном хранении взыскивается пеня. Окончательные расчеты за

перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не ус­тановлено

договором.

Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок,

который зависит от расстояния, вида отправки, скорости пере­возки и Других

условий. Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью (ст. 20

ТУЖД), а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки

исчисляется с 24 ч дня приема груза к перевоз­ке а если груз был принят к

перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 ч дня, в который груз должен

быть погружен. Груз считается доставлен­ным в срок, если на станции назначения

он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под

выгрузку средствами грузопо­лучателя до истечения установленного срока

доставки. При задержке под­ачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам,

зависящим от получате­ля, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на

станцию назначе­ния до истечения установленного срока доставки (ст. 39 ТУЖД).

При раз­личных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или

укора­чиваться[22].

Если в районе станции назначения груза не окажется получателя, дорога

поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него ука­заний

до истечения установленного срока хранения груза последний как

не­востребованный передается для реализации в установленном порядке.

Вы­рученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисля­ются

получателю при оплате им стоимости груза и отправителю в остальных

случаях.

Железная дорога должна уведомить получателя о доставленных ему грузах не

позднее чем в 12 ч дня, следующего заднем прибытия груза (ст. 40 ТУЖД). Груз

выдается получателю после внесения им платы за перевозку груза и иных

причитающихся дороге платежей. Доказательством выдачи груза является подпись

грузополучателя в дорожной ведомости. Недостача или порча груза фиксируется в

коммерческом акте.

Если в адрес получателя прибыл не заказанный им груз, он обязан при­нять его

на ответственное хранение для последующего урегулирования от­ношений с

отправителем (ст. 42 ТУЖД). Если в районе станции назначения груза вообще не

окажется получателя, дорога поступает с грузом по указа­нию отправителя. При

неполучении от него указаний до истечения установ­ленного срока хранения

груза последний как невостребованный передается для реализации в

установленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной

дороге, перечисляются получателю при оплате им стоимости груза или

отправителю груза в остальных случаях. Если по не­зависящим от перевозчика

причинам эта сумма не может быть перечислена заинтересованным лицам, по

истечении срока исковой давности она посту­пает в доход федерального бюджета

(ст. 52 ТУЖД).

Перевозка на внутреннем водном транспорте. На речном транспорте

перевозки различаются по видам флота — осуществляемые самоходным и несамоходным

флотом, а также на судах смешанного плавания «река—мо­ре». Выделяются также

прямые и местные (осуществляемые портовым фло­том) перевозки. При местных

перевозках перевозчиком является порт во всех остальных случаях — пароходство.

Система документов, их правовое значение и порядок заключения

договора перевозки груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на

железнодорожном транспор­те. Аналогично решаются и вопросы исполнения сторонами

обязанностей по договору. Основное же различие между ними состоит в следующем.

Прежде всего, для речной перевозки установлены сроки приема грузов к

пе­ревозке. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет помещений

пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту при­бытия

груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть

доставлен пароходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются

необходимые складские помещения. При отсутствии такой воз­можности пароходство

обязано уведомить грузоотправителя о неявке грузо­получателя и потребовать от

отправителя указаний, как поступить с грузом. За время ожидания судном выгрузки

и приема груза, а также за время ожида­ния распоряжения отправителя с него

взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт —

расходы по выгрузке, сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а

также расходы по допол­нительной перевозке и реализации груза (ст. 99 УВВТ).

Морская перевозка. Перевозки морским транспортом классифициру­ются на: а)

внутренние перевозки между портами Российской Федерации (каботаж); б) перевозки

в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и

его акватории).

Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными норма­ми, а потому

договор приобретает здесь особое значение. Перевозчиком обычно является

пароходство (иногда порт). Договор морской перевозки гру­зов может быть

заключен: а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или

определенных судовых помещений и б) без такого усло­вия (ст. 115 КТМ). В первом

случае заключается договор фрахтования суд­на или чартер, в

силу которого одна сторона (фрахтовщик, судовладелец) обязуется

предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть

вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько

рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК). Во втором

случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а

коносамент — при небольших по объему перевозках. Коносамент составляется

перевозчиком на основании погрузочных документов, подпи­сывается представителем

перевозчика (обычно — капитаном судна) и вы­дается отправителю. Он является

строго формальной ценной бумагой, рас­поряжение которой означает передачу

товара. В этом отличие коносамента от накладной: он не просто сопровождает

груз, а является товарораспоряди­тельным документом. Коносамент как

ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским. Реквизиты

коносамента делятся на обяза­тельные (они перечислены в законе) и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8