бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Транспортные обязательства бесплатно рефераты

конклюдентными действиями пассажира без выдачи биле­та (при проходе через

турникеты метро и осуществлении платежа магнитной картой или жетоном). На

всех видах транспорта (за исключением воздушно­го и железнодорожного в

поездах дальнего следования) проездные билеты являются предъявительскими

документами: транспортная организация обя­зана исполнить договор перевозки в

отношении любого пассажира, предъ­явившего билет или его аналог при посадке.

Однако после начала перевозки передача проездного билета не допускается.

Утраченный билет не восста­навливается, а внесенная по нему плата за проезд

не возвращается.

Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и

длительные. Последние применяются при перевозках городским и пригородным

транспортом и заключаются путем приобретения абоне­ментного билета. Разовые

договоры могут заключаться для проезда в од­ном, а иногда и в обратном

направлении (туда и обратно) и имеют установ­ленный срок действия (срок

годности), в пределах которого пассажир име­ет право делать остановки в пути,

т. е. прерывать перевозку. В некоторых случаях срок годности билета может быть

продлен. При этом, если билет не был использован по уважительной причине

(например, по болезни пас­сажира), перевозчик обязан, а в остальных случаях

вправе продлить срок годности билета.

Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего пользо­вания

определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашением сто­рон (ст. 790

ГК). Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными и ме­стными (для

городского и пригородного транспорта) органами исполнитель­ной власти. Тарифы

зависят от вида перевозки, ее расстояния, рода (типа) перевозочных средств и

категории (класса) занимаемого в них места. Суще­ствуют общие и льготные тарифы

для некоторых пассажиров. В установлен­ных законом случаях пассажир вообще

может быть освобожден от внесения провозной платы (пенсионеры в городском

транспорте и др.). Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной

организации за счет средств соответствующего бюджета. Провозная плата вносится

при заклю­чении договора. Исключение составляют перевозки в немаршрутных

таксо­моторах, расчеты за перевозку в которых производятся после ее завершения.

Основная обязанность пассажира — уплата провозных платежей.

При­обретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру

не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до

окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию

должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных до­кументов. Пассажир,

обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без би­лета или с билетом, не

дающим право на проезд в данном поезде (на судне в самолете), обязан уплатить

штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей

станции (порта). Затем он либо приобрета­ет билет для дальнейшего следования,

либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажиры обязаны соблюдать

установленные правила перевозок.

Права, которые принадлежат пассажиру, различны и могут быть связа­ны с:

а) заключением и исполнением договора перевозки; б) изменением первоначально

заключенного договора и в) отказом от его исполнения. В са­мом общем виде они

указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспорт­ных уставах и кодексах.

Кроме того, перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного

законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права,

вытекающие из Закона о защите прав потре­бителей (гл. III).

Прежде всего, пассажир имеет право занять место в соответствии с биле­том. В

случае непредоставления пассажиру места согласно билету перевоз­чик обязан

предоставить ему место хотя бы и более высокой категории без взимания

доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимо­сти ему

возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены,

перевозчик возвращает стоимость проезда. Кроме того, пассажир вправе

провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет (на воздушном

и морском транспорте — до 2 лет, а в городском транс­порте — до 7 лет), если

он не занимает отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети

провозятся по детским билетам с предоставлением от­дельного места. Пассажир

вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах

установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в

качестве багажа за отдельную плату. Пас­сажир вправе сделать одну остановку в

пути, предупредив о том перевозчи­ка, с продлением срока годности билета на

установленное время, а в случае болезни — на время болезни (при наличии

справки из лечебного учрежде­ния).

Далее, пассажир имеет право: а) занять в пути следования свободное ме­сто в

вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимо­сти проезда;

б) выехать (вылететь) поездом (судном, самолетом), отходящим ранее того, на

который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции

(вокзала). Наконец, пассажир вправе отказаться от договора до начала

перевозки или в пути следования. Отказ может быть вынужден­ным (болезнь,

задержка рейса и т. д.) и добровольным. При вынужденном от­казе пассажиру

возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично билету.

Последствия добровольного отказа зависят от времени от­каза. Возвращаемая

пассажиру часть стоимости проезда обратно пропорци­ональна количеству

времени, оставшемуся до отправления транспортного средства. Она определяется

в транспортных уставах и кодексах.

В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвраща­ется

стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата

проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор. Так, при

опоздании на поезд в течение 3 ч, а вследствие болезни или не­счастного

случая — в течение 3 суток с момента отправления поезда, на ко­торый

приобретен билет, пассажир имеет право возобновить при условии доплаты

стоимости спального места (плацкарты) проездные документы на другой поезд или

получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимо­сти плацкарты (ст. 92

ТУЖД).

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, оп­ределенные

транспортным законодательством. Эти сроки фиксируются в ут­вержденных

перевозчиком расписаниях движения транспортных средств (полетов). Перевозчик

несет ответственность за задержку отправления пассажира, а также за

опоздание прибытия транспортного средства, перево­зящего пассажира, в пункт

назначения (за исключением перевозок в город­ском и пригородном сообщениях).

Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины и состоит в уплате

неустойки (штрафа) в размере, ус­тановленном транспортным уставом или кодексом

(ст. 795 ГК). Вина пере­возчика в такой просрочке презюмируется: он отвечает,

если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие

непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей

жизни или здоровью гражданина, или иных обстоятельств, не зависящих от

перевоз­чика. Кроме того, при отказе пассажира от перевозки из-за задержки

от­правления транспортного средства перевозчик возвращает пассажиру про­возную

плату.

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира

определяется не правилами о договоре перевозки, а нормами деликтного права (гл.

59 ГК). В этом случае перевозчик отвечает за причине­ние вреда жизни и здоровью

пассажира (в том числе безбилетного), высту­пая как владелец источника

повышенной опасности (ст. 1079 ГК)[35].

Правила о внедоговорной ответственности владельца источника повышенной

опас­ности носят более жесткий характер. Кроме того, законом или договором

перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевоз­чика (ст.

800 ГК).

Перевозка багажа. Багажом являются вещи и иные материальные цен­ности,

которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за от­дельную плату на

основе проездного документа (билета) пассажира и пере­возятся вмести с ним в

багажном вагоне (ст. 2 Закона о федеральном желез­нодорожном транспорте) или в

ином багажном помещении. По договору пе­ревозки багажа перевозчик обязуется

доставить вверенный ему пассажи­ром багаж в указанный пункт назначения и выдать

его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за

провоз багажа установленную плату (ст. 786 ГК). Договор перевозки багажа

взаимный возмездный, но в отличие от договора перевозки пассажира всегда

реальный так как считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке.

Как и до­говор перевозки пассажира, договор перевозки багажа транспортом общего

пользования является публичным, а к отношениям, связанным с такой

пере­возкой, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из

договора перевозки пассажира, но оформляется она дополнительным со­глашением

к нему. Поэтому багаж принимается к перевозке только при предъявлении

проездного билета. Он может быть сдан как в пункте отправ­ления, так и в пути

(на железнодорожном и некоторых других видах транс­порта). Прекращение

договора перевозки багажа допустимо ранее оконча­ния срока действия договора

перевозки пассажира и не оказывает влияния на действие последнего. Подобно

тому, как договор перевозки пассажира носит личный характер, так и договор

перевозки багажа заключается только с тем лицом, которому принадлежит право

проезда по предъявленному при сдаче багажа билету.

Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (п. 2 ст.

786 ГК), по которой впоследствии выдается багаж, а на проездном билете

ставится отметка (штемпель и т. п.). В отличие от грузовой накладной багажная

квитанция обычно является документом на предъявителя, поэтому право на

получение багажа принадлежит всякому держателю квитанции. К перевозке багажом

обычно принимаются только такие вещи и предметы, ко­торые по своим размерам,

упаковке и свойствам могут быть без затруднений погружены и размещены в

багажном помещении транспортного средства и не причинят вреда последнему, а

также багажу других пассажиров. Некото­рые вещи (например, взрывчатые,

опасные, легковоспламеняющиеся и т. п. вещества) к перевозке багажом вообще

не принимаются. Перевозчик вправе потребовать вскрытия багажа для проверки

его содержания. При обнаружении в багаже вещей, запрещенных к перевозке,

владелец багажа уплачивает штраф в установленном размере, а в некоторых

случаях привлека­лся к иной ответственности (административной и уголовной).

Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его к пере­возке

по установленным тарифам или по соглашению сторон. На некоторых видах

транспорта, например воздушном, установлены нормы перевозки ба­гажа без

внесения дополнительной платы. Перевозка багажа сверх этих норм осуществляется

за плату по тарифу. Багаж может быть сдан к перевоз­ке с объявленной ценностью.

В этом случае взимается дополнительный сбор.

Багаж перевозится, как правило, в том же поезде (на том же судне, само­лете),

в котором следует пассажир. При невозможности такой отправки ба­гаж должен

быть отправлен ближайшим поездом (рейсом) соответствующе­го назначения. По

желанию пассажира багаж может быть отправлен по дру­гому маршруту или другим

поездом (рейсом). Срок доставки багажа исчис­ляется временем следования

транспорта, которым он был отправлен, до пун­кта назначения и должен

соответствовать общим требованиям ст. 792 ГК. В пункте назначения багаж

выдается предъявителю багажной квитанции. Од­нако пассажир вправе потребовать

выдачи багажа в любом промежуточном пункте (станции, порту, аэропорту)

следования. В случае утери багажной квитанции багаж выдается при условии, что

лицо, претендующее на багаж, представит достаточные доказательства своего

права на его получение. В та­ком случае багаж выдается по акту.

Прибывший в пункт назначения багаж хранится бесплатно в течение су­ток,

считая с 00 ч суток, следующих за днем прибытия. За последующее вре­мя

хранения взимается плата по тарифу. Багаж, не востребованный в течение 30

дней, подлежит реализации. Предъявитель багажной квитанции имеет право

получить вырученные от реализации багажа деньги за вычетом причи­тающихся

перевозчику сумм.

В случае неприбытия багажа в пункт назначения в течение установлен­ных сроков

пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать воз­мещения его

стоимости. Перевозчик несет имущественную ответственность за сохранность

принятого к перевозке багажа, если не докажет, что утрата, недостача или

повреждение багажа произошли не по его вине. Условия и объем ответственности

перевозчика в этом случае определяются по прави­лам, аналогичным

ответственности за несохранность груза (ст. 796 ГК). За просрочку в доставке

багажа перевозчик уплачивает штраф в установленном размере (ст. 165 УЖД, ст.

138 УАТ и др.). Если вследствие просрочки в до­ставке произошла порча багажа,

возмещение его стоимости производится независимо от уплаты штрафа за

просрочку.

Претензии и иски по перевозкам пассажира и багажа. В отличие от перевозки

груза ГК не установил новых правил, касающихся претензий и исков по перевозкам

пассажира и багажа. В новых уставах и кодексах предъяв­ление претензии

перевозчику рассматривается как право, а не как обязан­ность пассажира (ст. 136

ТУЖД, ст. 124 ВК). Соответственно независимо от Явления претензии (но не ранее

сроков, установленных для ее рассмотрения) пассажир вправе заявить перевозчику

иск. В этом случае срок исковой давности по всем требованиям участников

обязательства по перевозке пас­сажира и багажа также составляет один год с

момента наступления события послужившего основанием для предъявления иска (в

договоре морской пе­ревозки пассажира в заграничном сообщении — два года).

В ранее принятых транспортных уставах и кодексах обязательный претензионный

порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа. Претензионные сроки

те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных

с уплатой штрафов, и 6 месяцев во всех осталь­ных случаях (ст. 224 УВВТ, ст.

163 УАТ). Если претензия отклонена пере­возчиком или ответ на нее в

установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд

[36].

6. Договор буксировки

Понятие договора буксировки. Территориальное перемещение тех или иных

объектов может осуществляться не только путем их перевозки, но и путем тяги и

толкания. Так происходит, например, когда судно тянет за со­бой баржу или плот.

С помощью вспомогательных судов в морских портах осуществляется швартовка или

перестановка пароходов от одного причала к другому. Такие операции называют

буксировкой.

Буксировка — разновидность транспортных обязательств. Ее участни­ками

являются владелец буксира (тягача), или буксировщик, и владелец бук­сируемого

объекта. Возникающие между ними отношения и оформляются договором буксировки.

Чаще всего буксировка применяется в целях переме­щения тягой судна или плота

до определенного пункта. Но она может пре­следовать и другие цели. В

частности, буксировщик может принять на себя обязанность буксировать судно

или другой плавучий объект лишь на опре­деленном участке (например, при

прохождении шлюзов, перекатов или под мостами) либо в течение определенного

времени (например, при проведе­нии научно-исследовательских или

видеосъемочных работ). Задача букси­ровщика может состоять также в выполнении

какого-либо маневра (напри­мер, разворот и перестановка судна у причала).

Поэтому буксировка на мор­ском транспорте подразделяется на чисто морскую

(буксировка судна на оп­ределенное расстояние) и портовую (маневры в

акватории).

В соответствии с этим договор буксировки определяется как соглашение, в силу

которого одна сторона (буксировщик) обязана за установленную пла­ту буксировать

(тянуть или толкать) плот, судно либо другой плавучий объект до определенного

пункта или в течение определенного времени, или для выполнения

определенного маневра, а другая сторона (владелец буксиру­емого объекта,

клиент) — выплатить обусловленное вознаграждение.

Договор буксировки — взаимный и возмездный. Он может быть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8