бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Транспортные обязательства бесплатно рефераты

к складам клиентуры, местом их подачи обычно является склад грузо­отправителя

или иной пункт, указанный в заказе (договоре). При перевозках железнодорожным и

водным транспортом перевозочные средства подаются на станции (пристани,

причалы), в порты как общего пользования, так и при­надлежащие отправителям.

В соответствии со ст. 791 ГК перевозчик обязан подать грузоотправите­лю

исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевоз­ки

соответствующего груза. Исправность и пригодность перевозочных средств

должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза процессе

транспортировки. Транспортное средство подается дочищенным от остатков груза и

мусора или промытым и продезинфицирован­ным и т. п. При этом отправитель груза

вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для

перевозки соответствующего груза. Напротив, проверка коммерческой пригодности

транспортного средства явля­ется обязанностью отправителя, который в отличие от

перевозчика лучше знает свойства конкретного груза

[15]. Для морской перевозки большое значе­ние имеет мореходность судна (ст.

124 КТМ), также обнимающая и техниче­скую (пригодность судна к плаванию

вообще), и коммерческую его характе­ристику (пригодность для перевозки

определенного груза при конкретных условиях).

Обязанности перевозчика подать груз соответствует обязанность отпра­вителя

предъявить груз к перевозке. Условия сдачи груза к перевозке быва­ют

общими, которые подлежат выполнению во всех случаях, независимо от специфики

груза, и специальными, которые применяются при перевозке гру­зов,

обладающих особыми свойствами. Общие условия касаются количест­ва и

наименования груза, определения его веса, тары (упаковки),

маркиров­ки и объявления ценности. Специальные — устанавливаются для

грузов, пе­ревозка которых требует соблюдения особых мер и условий их

транспорти­ровки. Так, при перевозке многих видов грузов необходимо представить

сер­тификат их качества, а при перевозке животных и птиц — карантинные

(ве­теринарные) документы.

Количество и род груза, который подлежит сдаче к перевозке,

определя­ются заявкой, договором об организации перевозок или самим договором

пе­ревозки. Замена одного груза другим допускается с согласия перевозчика.

Предъявляемый к перевозке груз должен быть правильно наименован. Грузы,

нуждающиеся в предохранении от утраты, порчи или повреждения, должны

предъявляться в исправной таре, соответствующей стандартам или, по

край­ней мере, обеспечивающей их полную сохранность. При несоблюдении этого

требования транспортная организация вправе отказать в приеме груза. По

ус­мотрению отправителя груз может быть сдан к перевозке с объявленной

цен­ностью. Использование последней облегчает доказательство стоимости

груза при его утрате и повреждении. Одним из условий, обеспечивающих

сохран­ность и индивидуализацию груза в процессе перевозки, является его

марки­ровка, т.е. нанесение на груз определенных надписей и условных знаков

для определения принадлежности груза, его особенностей, соблюдения мер

пре­досторожности (например, «верх», «стекло», «не кантовать») и т.д.

Вес груза может быть определен: а) взвешиванием (воздушный и часто другие

виды транспорта); б) по трафарету на каждом грузовом месте; в) по стандарту при

перевозке грузов, упакованных в тару стандартной вместимо­сти; г) расчетным

способом (например, по обмеру или по осадке судна); д) условно (животных,

автомобилей и пр.). Способ определения веса указы­вается в транспортных

документах. Если иное не установлено законом или договором, вес груза

определяет тот, кто производит погрузку.

Совершая названные действия, стороны вступают в договорные отно­шения.

Договор перевозки груза и его заключение. Договор заключают транспортная

организация и грузоотправитель (грузовладелец). Если после доставки в пункт

назначения груз подлежит выдаче самому отправителю, то круг участников

обязательства перевозки этим и ограничивается. Чаще все­го однако, в качестве

грузополучателя указывается третье лицо, которое яв­ляется контрагентом

отправителя по договору (купли-продажи и др.). Ему и должен быть выдан груз в

пункте назначения[16].

Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого

перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт

назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получа­телю),

а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установлен­ную плату (ст.

785 ГК).

Из определения вытекает, что договор грузовой перевозки — взаимный и

возмездный. Он считается заключенным лишь после передачи груза пере­возчику

и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Только на

морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтова­ния или

чартером (см. § 3), является консенсуальным. Договор перевозки груза — строго

формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с

соблюдением обязательных реквизитов, которые ус­тановлены законодательством.

Как правило, договор перевозки груза носит публичный характер (ст. 789,

426 ГК, ст. 20 Закона о федеральном железнодорожном транспорте). Однако для

признания договора грузовой перевозки публичным требуется соблюдение ряда

условий. Во-первых, в качестве перевозчика должна вы­ступать специализированная

коммерческая организация, осуществляющая перевозки транспортом общего

пользования. Во-вторых, в соответствии с транспортным законодательством или

лицензией эта организация должна быть наделена функциями общественного возчика,

обязанного осуществ­лять перевозки по требованию всякого, кто обратится.

В-третьих, эта орга­низация должна быть включена в особый перечень лиц,

обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который

подлежит обя­зательному опубликованию.

Для заключения договора применяется система единого документа

предусмотренная п. 2 ст. 785 ГК. Заполнение и выдача такого документа имеет

важное доказательственное значение. В зависимости от вида докумен­та, служащего

оформлению перевозки, выделяются: а) система накладной применяемой

практически на всех видах транспорта; б) система коносамен­та и в)

система чартера, применяемые обычно на морском транспорте. В ряде

случаев системы могут комбинироваться.

Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы. За­ключение

реального договора приурочивается к моменту вручения перевоз­чику груза

вместе с сопроводительными документами. Если перевозка офор­мляется

консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке,

предусмотренном для гражданско-правовых договоров.

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры

железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной

перевозки. По территориальному признаку они делятся на внут­ригосударственные и

международные. В зависимости от числа транспорт­ных организаций, участвующих в

транспортировке груза, выделяются дого­воры перевозки в местном, прямом

и прямом смешанном сообщении. Мест­ной называется перевозка,

осуществляемая одной транспортной организа­цией, в рамках территориальных

границ ее деятельности (например, желез­нодорожная перевозка из

Санкт-Петербурга в Москву в пределах Октябрь­ской железной дороги). Перевозка,

в которой по единому транспортному до­кументу участвуют несколько транспортных

организаций одного вида транспорта, именуется перевозкой в прямом сообщении

(например, желез­нодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород).

Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов

транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составлен­ному на

весь путь следования (например, перевозка груза из Санкт-Петер­бурга в

Волгоград с выполнением самим транспортом перевалки в Москве с железной дороги

на водный транспорт). Порядок осуществления таких пере­возок определяется

соглашениями между организациями различных видов транспорта, которые должны

заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных)

перевозках (ст. 788 ГК)[17].

Предпри­ятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой

договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узло­вые

соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке,

установленном транспортным законодательством (ст. 799 ГК). Если же груз будет

следовать из Санкт-Петербурга в Москву по железнодо­рожной накладной, а из

Москвы в Волгоград — по новому перевозочному документу, выписанному

отправителем после получения груза от железной дороги, то налицо обычная

смешанная перевозка (соперевозка). Она вклю­чает два договора перевозки — по

железной дороге и водным транспортом.

Элементы обязательства грузовой перевозки. Субъектами обяза­тельства

являются прежде всего перевозчик и грузоотправитель. Отправи­телями грузов могут

быть любые субъекты гражданского права. Напротив, перевозчиком может быть лишь

коммерческая организация или индивиду­альный предприниматель, наделенные правом

осуществлять грузовые пере­возки по закону или на основании лицензии

[18]. Не являются перевозчиками те лица, которые хотя и имеют лицензию на

транспортную деятельность, но осуществляют перемещение грузов для собственных

нужд.

Договор обычно заключается с транспортной организацией пункта от­правления

груза. Если перевозка осуществляется в пределах сферы деятель­ности

транспортной организации, заключившей договор, то она и является субъектом

договора на стороне перевозчика. При прямых перевозках одним видом транспорта

или прямых смешанных перевозках возникает обязатель­ственное правоотношение с

множественностью лиц - соперевозчиков. Каж­дый из них, принимая груз от

предыдущей организации, исполняет свою обязанность по перевозке на

соответствующем участке движения груза, воз­никшую из договора, который был

заключен первой транспортной организа­цией. Заключая договор перевозки,

транспортная организация пункта от­правления выступает как от своего имени,

так и от имени всех других, участ­вующих в исполнении обязательства перевозки

лиц в качестве их представи­теля. Представительство в данном случае основано

на указании закона (как это имеет место на железнодорожном транспорте) или на

договорах между транспортными организациями. Соперевозчики становятся

субъектами пра­воотношений по перевозке, причем отправитель дает согласие на

их участие в договоре, подписывая накладную, в которой указываются путь

следования и пункты перевалки. Наконец, в определенных случаях единственным

пере­возчиком является оператор комбинированной перевозки. Тогда

множест­венности лиц на стороне перевозчика не возникает.

Грузополучатель, не совпадающий с отправителем и не участвующий в заключении

договора перевозки, тем не менее приобретает права несет пе­ред перевозчиком

определенные обязанности. В таких случаях грузополуча­тель выступает как особый

субъект обязательства по перевозке — третье лицо, в пользу которого заключен

договор. Его нельзя рассматривать ни в каче­стве самостоятельной (третьей)

стороны договора перевозки, ни в качестве одной стороны с отправителем, ни в

качестве лица, принимающего исполне­ние за отправителя. Таким образом, договор

перевозки груза — это договор в пользу третьего лица.

Предмет договора перевозки — услуги по доставке вверенных перевоз­чику

материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают не

только собственно транспортировку грузов, но и иные дейст­вия, в частности,

хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих

действий, взятое в отдельности, напоминает пред­мет других гражданско-правовых

договоров. Так, оказание услуг по транс­портировке груза, а также выполнение

погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и

возмездного оказания услуг. Поскольку перевозочные средства в период погрузки

фактически ис­пользуются в интересах клиентуры, наблюдается сходство перевозки

с дого­вором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза

свиде­тельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача

транс­портной организацией груза получателю по указанию отправителя напоми­нает

действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования). Однако и

погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутст­вуют цели

договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его

основной целью, а не сопутствующими ему моментами. Такая цель в договоре

перевозки — транспортировка и доставка грузов в пункты назначения. Выполнение

всех названных действий — лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности

транспортной организацией. Именно она и обусловливает выделение договора

перевозки в системе обя­зательств в качестве самостоятельного.

Срок в обязательстве перевозки — это промежуток времени, в течение

которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст.

792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки,

оп­ределенные транспортным законодательством

[19]. а при отсутствии таких сро­ков — в разумный срок. В ряде случаев в

автомобильных и морских перевоз­ках сроки доставки определяются соглашением

сторон, а при его отсутст­вии — обычно принятыми сроками (сроками, которые

разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных

обстоятельств,— ст. 152 КТМ). При прямых смешанных перевозках сроки доставки

определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил,

действующих на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в

пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда)

по­даны под разгрузку средствами получателя до истечения установленного

(согласованного) срока доставки. При этом учитываются и особые обстоя­тельства,

вызвавшие задержку в доставке грузов. Не считается, например, просрочкой в

доставке задержка грузов, следовавших в прямом смешанном железнодорожно-водном

сообщении и оставшихся в портах или на приста­нях после закрытия навигации.

Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности

сторон. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной

организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном

догово­ром, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791

ГК). Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участника­ми

обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные

организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего

доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы

выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет. Транспортная

организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с

клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или

специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не

установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Транспортная

организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата

(повреждение, порча) про­изошла вследствие обстоятельств, связанных с

действиями отправителя по погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное

размещение, крепле­ние и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает

перевозчик.

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправите­ля

(получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный до­говором,

если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодек­сами и

издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК). В большей части

действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки.

На морском транспорте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых

сталийным временем (сталией), оп­ределяется соглашением сторон, а еще чаще —

сроками, принятыми в соот­ветствующих портах (ст. 130 КТМ). Стороны могут

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8