бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Транспортные обязательства бесплатно рефераты

Курсовая: Транспортные обязательства

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра гражданского права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по гражданскому праву

тема: Транспортные обязательства

Выполнил: студент 1 курса

группы 98 ЮР-2 Прищепо Ю.А.

Проверил:

2001 г.

Содержание

I. Введение

II. Основная часть

1. Транспортные обязательства и их правовое регулирование

Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств

Виды транспорта

Источники правового регулирования

2. Обязательства по перевозке грузов

Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки

Договор перевозки груза и его заключение

Элементы обязательства грузовой перевозки

3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза

Железнодорожная перевозка

Перевозка на внутреннем водном транспорте

Морская перевозка

Воздушная перевозка

Автомобильная перевозка

4. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке

Условия ответственности

Виды имущественной ответственности

Претензии и иски по перевозкам грузов

5. Договор перевозки пассажира и багажа

Перевозка пассажиров

Перевозка багажа

Претензии и иски по перевозкам пассажира и багажа

6. Договор буксировки

Понятие договора буксировки

Элементы договора буксировки

7. Договор транспортной экспедиции

Понятие договора экспедиции

Элементы договора

Имущественная ответственность

III. Заключение

IV. Список литературы

I. Введение

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, жи­вущую

по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфи­ческих

услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространст­ве.

Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов

материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте который

создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в со­гласованное

место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в

территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных

средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транс­портная

организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересован­ное в

транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают

форму обязательственно-правовых.

В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов

транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств,

которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или

морское судно, железнодорожный со­став), а также разной естественной средой

их эксплуатации (например, реч­ной и морской транспорт).

II. Основная часть

1. Транспортные обязательства и их правовое регулирование

Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств.

Не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных

средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее

характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и

строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические

перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка

сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают

обязательства перевозки. Во-вто­рых, необходимо учитывать способ перемещения.

Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся

«на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в

каюте, в трю­ме и т. д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью

тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают

особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок

осуще­ствляется так называемыми общественными возчиками, специально создан­ными

для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объяс­няются местом

транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых

высокомонополизированных отраслей человеческой деятельно­сти, а отдельные его

виды вообще обладают естественной монополией (же­лезнодорожный транспорт)

[1].

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить

груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа),

пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаг­раждение за оказанные

транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обяза­тельств. При его

осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с

транспортными услугами (организационно-перевозочные, экс­педиционные,

арендные и др.). Производность таких обязательств не устраня­ет их

самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же

отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Все они будут

рассмотрены в дальнейшем[2]. Таким

образом, транспортными на­зываются обязательства по перевозке

грузов, пассажиров и багажа, а так­же иные обязательства по оказанию

транспортных услуг, связанных с пере­возкой, либо направленные на перемещение

грузов иным способом.

Виды транспорта.

В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний

водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт

[3]. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта —

трубо­проводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по

газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о нали­чии

транспортного обязательства. Поэтому термин «трубопроводный транс­порт» имеет

условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров

по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы

обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг

(транспортировке, хранению). К трубопроводному транс­порту применяется особое

законодательство, включая правила об энерго­снабжении (п. 2 ст. 548 ГК).

Источники правового регулирования. ГК определяет лишь наиболее

принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также

иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический

прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью

общественной деятельности, которая связывает от­дельные части страны, требует

единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что

федеральный транспорт, пути сообще­ния, информация и связь отнесены к ведению

Российской Федерации. Соот­ветственно, даже в частноправовых актах, посвященных

транспортным обя­зательствам, очень высок удельный вес императивных норм.

Условия пере­возки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов

могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК,

транспортны­ми уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное

(ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный

характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий

и сложность управления ими. Комплексность достигается путем со­единения в

рамках одного правового акта норм частного и публичного пра­ва. В результате

устанавливаются единая схема управления соответствую­щим видом транспорта,

методы организации перевозок, условия содержа­ния транспортных средств, дорог,

путей сообщения и, наконец, взаимоотно­шения сторон обязательства перевозки.

Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки

определяются транспортными устава­ми и кодексами, иными законами

и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной

части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных

федеральных законов.

В настоящее время приняты и действуют три новых общих транспорт­ных закона: а)

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. (далее — ВК)

[4]; б) Транспортный устав железных дорог Российской Федера­ции от 8 января

1998 г. (далее — ТУЖД)[5] и в) Кодекс

торгового мореплава­ния Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. (далее — КТМ)

[6]. Кроме то­го, сохраняют силу транспортные уставы и кодексы, принятые

ранее послед­ней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не

проти­воречащей гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие

новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов

[7]. Транспортные кодексы принимались Верховным Советом СССР в форме законов

(поста­новлений Президиума Верховного Совета СССР), а уставы утверждались

постановлениями Советов Министров СССР и РСФСР. К их числу относят­ся: 1) Устав

внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный 15 октября 1955 г.

(далее—УВВТ)[8]; 2) Устав автомобильного

транспорта РСФСР, утвержденный 8 января 1969 г. (далее — УАТ)

[9].

Из предусмотренных ст. 784 ГК специальных законов ныне действует федеральный

закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 ав­густа 1995 г.,

устанавливающий вопросы управления и деятельности обще­российских железных

дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются

также Законом РФ «О защите прав потребителей».

Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воп­лощаются в актах

Президента и Правительства Российской Федерации. Кро­ме кодексов, уставов и

иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение

имеют правила, издаваемые Правительством России, а также

соответствующими транспортными ведомствами (Мини­стерством транспорта.

Министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами)

[10]. В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы

деятельности транспорта.

Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с

перевозками, обеспечивается актами толкования, которые содер­жатся в

документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ

[11].

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сооб­щество все

более часто применяются международные транспортные согла­шения и

конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а

также служат образцом для унификации российского транспор­тного права

[12].

2. Обязательства по перевозке грузов

Организационные предпосылки заключения договора грузовой перевозки.

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основ­ных условий

перевозки (сроков и количества транспортных средств, необхо­димых для

перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Ос­новная задача

такого согласования состоит в наиболее рациональном и эко­номичном

использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда

в регулировании экономики преобладали админист­ративные начала, подавляющая

часть перевозок планировалась в централи­зованном порядке. Именно поэтому во

все транспортные уставы и кодексы включались разделы о планировании перевозок.

В настоящее же время пла­нирование перевозок, как правило, носит

технико-экономический, а не ад­министративно-правовой характер

[13].

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пас­сажиров и

багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заклю­чение договора

перевозки груза требует наличия организационных предпо­сылок. Они

воплощаются во встречных действиях сторон обязательства пе­ревозки:

перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а

грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК). Предпосылки

заключения договора грузовой перевозки сегодня могут при­обретать правовые

формы: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и

воздушном транспорте; б) договоров об организации пере­возок (годовых,

навигационных и др.) на любых видах транспорта; в)

адми­нистративно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме то­го,

иногда все организационные предпосылки заключения договора перевоз­ки груза

просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем кон сенсуальную

природу[14].

При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевоз­чику

сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. На желез­нодорожном и

речном транспорте особо выделяются декадные заявки (ст. 18 ТУЖД), а при

экспортных перевозках — полумесячные заявки. Подача за­явки обеспечивает

завязку процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре

перевозки.

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установлен­ном

ст. 798 ГК. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузо­владельцем

применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть

этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать,

а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По

своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный,

взаимный характер и направлен на обес­печение планомерных отправок грузов.

Договоры об организации перевозок получили: разное наименование в транспортных

уставах и кодексах (годовой договор — на автомобильном транспорте,

навигационный — на внутрен­нем водном и др.). Существенными условиями договора

считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления

грузов к пе­ревозке порядок расчетов сторон и пр.

Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК, происходит в порядке, установленном

транспортным законодательством. Перевозчик обязан по­дать транспортные

средства в количестве, согласованном с грузоотправи­телем, в обусловленный срок

и в определенном месте. В установленных слу­чаях и по согласованию с

отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем

указано в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств

(тоннажа) определяются по соглаше­нию сторон или в нормативном порядке. Условия

и порядок подачи перево­зочных средств (на подъездных путях или причалах,

принадлежащих грузо­отправителю, или на путях и причалах общего пользования)

устанавливают­ся специальными правилами, которые действуют на отдельных видах

транс­порта. Так, на железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на

подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъездных пу­тей или

договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесу­точной погрузки

или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути

общего пользования производится по предвари­тельным уведомлениям или через

определенные интервалы времени. Перво­начально установленное время подачи

перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон. Место подачи

транспортных средств зави­сит от особенностей их эксплуатации и технических

возможностей перевоз­чика и отправителя. На воздушном транспорте, например, им

будет место нахождения аэродрома (аэропорта) или специально оборудованной

взлет­но-посадочной площадки. На автомобильном транспорте, технические

воз­можности которого позволяют подавать перевозочные средства непосредст­венно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8