бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы бесплатно рефераты

общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако

юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных

органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной

и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях

государств-субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их

соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть

отклонять. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность

данного критерия. Европейский союз несет в себе черты не только

конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов

Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

При симметричном территориальном устройстве государства политико-

территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный

статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-

правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное

устройство. В состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ

Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие

островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно делать вывод об

асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных

государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы

обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными

территориальными единицами высшего уровня.

Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем,

что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы, которым

предоставлена национально-территориальная автономия (примеры приведены выше).

Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных

единиц высшего уровня — субъектов федерации (например, часть вторая преамбулы

Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 года, ст. 43

Политической конституции Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года) или

высших политико-административных единиц (в части второй § 58 Конституции

Норвежского Королевства 1814 года области перечислены в связи с указанием их

представительства в Стортинге; в части второй ст. 1 Бельгийской конституции

1831 года перечень провинций сохраняется, несмотря на последующую

федерализацию и деление на три области-субъекта федерации). В большинстве же

конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Например,

согласно части первой ст.286 Политической конституции Колумбии 1991 года,

"территориальными единицами являются департаменты, округа, муниципии и

аборигенные (indigenas) территории", а ст. 235 предусматривает возможность

установления законом единиц вне общего территориального деления, на которые

возлагается осуществление государственных функций и служб.

Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую минимальное

число жителей, необходимое для образования территориальной единицы. Так,

часть вторая ст. 5 Конституции Исламской Федеративной Республики Коморских

островов 1978 года в редакции 1982 года устанавливает, что община может быть

образована при наличии не менее 100 жителей (в первоначальной редакции этот

минимум составлял пять жителей).

Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко

свидетельствуют о правовом их статусе. Напри­мер, в Швейцарии кантон — это

субъект федерации, в Люксембурге — основная политико-административная

единица, а во Франции — судебный округ и избирательный округ по выборам

генерального совета департамента. В Германии община — это низовая единица в

сельской местности, а в Болгарии и Поль­ше — также и в городской. Провинции в

Италии и Испании — единицы среднего уровня, в Китае — высшего, а в Канаде

Пакистане. Аргентине — и вовсе субъекты федерации. Имеющие у нас хождение

переводы таких названий часто не основы­ваются на едином принципе:

применительно к Италии мы говорим об областях (ит. regione), а применительно

к Франции — о регионах (фр. region), хотя очевидно, что это — одно и то же.

Точно так же применительно к Великобритании мы говорим об общине (англ.

common), а к Франции — о коммуне (фр. commune). Несомненно, однако, что

община (коммуна) — всегда самоуп­равляющаяся единица, равно как и город (за

исключением не­которых столичных городов), тогда как другие единицы могут и

не иметь самоуправления (например, болгарские области, гер­манские

правительственные и административные округа).

4. Унитарное устройство (унитаризм)

Некоторые его призна­ки мы уже указали (унитарные государства состоят из

политико-административных и/или административных территориальных единиц,

статус которых регулируется главным образом актами текущего законодательства

центральной власти). В унитарных государствах действует, как правило, единая

система законодательства, единая система государственной администрации,

единая судебная система. Если же какой-то части страны предоставлена

национально-территориальная автономия, то здесь могут быть особенности:

например, общегосударственные законы, затрагивающие сферу законодательной

автономии такой государствоподобной единицы, на ее территории не действуют,

по крайней мере, без ее согласия.

В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное

территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во

многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего

типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы

общей администрации, так и специального, где действуют специализированные

государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности

населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая:

иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных.

Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то

Франция — четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления

заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации — создании крупных

регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового

выс­шего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии.

Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом

удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства

транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и

оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в

данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко

не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных

городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые

территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем

случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и

сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым

передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их

реализации.

Некоторые конституции стали отражать и регулировать эти процессы. Например, в

Конституции штата Минас Жераис (Бразилия) 1989 года регионализации специально

посвящен раздел VII части III (ст. 41—51). Согласно этим положениям, штат

будет принимать административные меры, чтобы объединять планирование,

организацию и осуществление публичных функций, представляющих общий интерес,

в районах интенсивной урбанизации. Он должен содействовать сокращению

межрегиональных различий посредством формирования региональных и секторальных

планов, программ и проектов, направленных на развитие территориальных

коллективов в единый геоэкономический и социальный комплекс, включению

муниципий со скудными ре­сурсами в интенсивное региональное социально-

экономическое развитие.

Штат должен учредить столичный регион (regiao metropolitana) и городские

агломерации путем объединения сопредельных муниципий с целью выравнивания

развития населенных мест­ностей, охватываемых региональной единицей.

Городская агло­мерация должна охватывать не менее 300 тыс. жителей и не менее

трех муниципий. Кроме того, по инициативе муниципий должны учреждаться

микрорегионы для решения проблем мест­ного населения (административное и

коммунальное обслужива­ние, дорожное строительство и пр.) при техническом

содействии штата. Наконец, предусмотрено учреждение штатом регионов развития

— автаркических (т.е. самообеспечивающихся) терри­торий для планирования и

ориентации публичных функций и услуг в интересах общего развития на благо

населения соответ­ствующего геоэкономического и социального комплекса.

Примечательно в данной связи положение ст. 289 колумбий­ской Конституции,

согласно которому департаменты и муници­пии, расположенные в пограничных

зонах, должны непосред­ственно взаимодействовать с пограничными единицами

соответ­ствующего уровня сопредельной страны в реализации программ кооперации

и интеграции, направленных на обеспечение общего, совместного (comunitario)

развития, общественного обслужива­ния и сохранения окружающей среды.

Что же касается упомянутых в той же колумбийской Конституции аборигенных

территориальных единиц, в которых прожи­вают индейские племена, то в

соответствии с ее ст. 329—330 эти единицы определяются Национальным

правительством с участием аборигенных сообществ. Резервации (resguardos)

являются коллективной собственностью и неотчуждаемы. В случае, когда

аборигенная территория включает территории, принадлежащие двум или более

департаментам (единицам областного уровня), ­административное управление этой

территорией осуществляется аборигенными советами в координации с

губернаторами соответствующих департаментов. В рамках Конституции и законов

аборигенные территории управляются советами, которые сформированы и действуют

на основе обычаев и традиций проживающих там сообществ. Эксплуатация

природных ресурсов аборигенных территорий не должна наносить ущерб

культурной, социальной и экономической целостности аборигенных сообществ. При

принятии решений о такой эксплуатации правительство должно поощрять участие в

этом представителей соответствующих сообществ.

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно

разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и

централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное

распределение полномочий между центральной властью и территориальными

единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в

пределах основных принципов, установлен­ия законами государства, и при

условии непротиворечия национальным интересам и интересам других областей

область мо­жет издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация

ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин,

местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а

также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также

могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь

общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует

признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу

компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие

от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за

пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства.

По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами

передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут

осуществлять административные функции, причем государство может переда­ть

областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти

функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить

препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным

занятиям граждан.

Каждая область имеет устав (статут), кото­рый в соответствии с Конституцией и

законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации

области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и

административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и

регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным

большинством его со­става и утверждается законом республики. Пять областей,

наде­ленных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы,

принятые конституционными законами. Здесь, таким образом, наблюдается

определенная асимметрия территориального устройства.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную струк­туру. Провинции и

общины, будучи автономными единицами в рамках установленных зако­нами

республики принципов, обеспечивают государственную и областную

децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может

разделяться на округа с исключи­тельно административными функциями (т.е. там

нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями

администраторы).

Децентрализованную структуру имеют и субъекты децентра­лизованных федераций.

Так, Конституция бразильского штата Минас Жераис установила, что муниципия на

своей территории осуществляет компетенцию исключительную и со­вместную или

дополнительную согласно Конституциям респуб­лики и штата. Мы видим здесь

определенный элемент федерализма внутри штата. Автономия муниципии

заключается в следующих исключительных полномочиях:

вырабатывать и промульгировать свой органический за­кон;

избирать своего префекта, вице-префекта и муниципальных депутатов (Vereadores);

устанавливать и взимать налоги, создавать и упразднять округа, поощрять

территориальное обустройство, организовывать и предоставлять публичные услуги

местного значения (все это в рамках общих норм Союза и штата).

Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в

которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным

образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года устанавливает:

"Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением.

В ней не допускаются автономные территориальные образования". Нетрудно

видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно

проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не

слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по

определению предполагает территориальную автономию), Конституция

характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в

которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего

уровня — областей, то это — административно-территориальная единица для

проведения региональной политики, осуществления государственного управления

на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными

интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным

управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий

назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной

политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с

местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет

административный контроль.

Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет

местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только

назначенные сверху админис­траторы. Это государства с выраженными

авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки

значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным

вождям. Впрочем, сейчас редко можно встре­ть государства, где на местах

отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой

формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма

для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою

очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.

В заключение следует отметить, что в демократических государствах часто

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9