бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы бесплатно рефераты

содержит. Главное — в полномочи­ях монарха. В зависимости от того, каковы

они, различаются отмеченные выше на схеме разновидности монархической фор­мы

правления.

Абсолютная монархия

Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах

аграрного строя вызре­вают зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточи­вается вся полнота

государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно

руководить административной деятельностью или назначать для этого

правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по

крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические,

ре­лигиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере

присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не

наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия — раритет (чрезвычайная редкость).

В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства

могут сегодня иметь даже октроированные "конституции", однако эти акты не

являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают

власть монарха. Такой "конституцией" можно, например, считать Временную

конституцию Катара 1972 года.

Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами,

что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична:

особая роль при этом принадлежит правящей семье, которая на своем совете

решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын

прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а

государственный режим именуется абсолютизмом.

Дуалистическая монархия

Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь

мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение частей, во

всяком случае, отделение законодательной власти и исполнительной.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламен­ту, который избирается

подданными или определенной частью их, если избирательное право — цензовое.

Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее

непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть

принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя

законы принимаются парламентом, мо­нарх пользуется правом абсолютного вето,

то есть без его ут­верждения закон в силу не вступит (лат. veto — запрещаю).

Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные ука­зы, имеющие силу

закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя

фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после

роспус­ка парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись

лишь в 1989.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность

лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может

воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать

бюджет го­сударства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако,

использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с

правительством и через него — с монархом, не могут не ощущать постоянной

угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен

авторитарный политический режим. Государственный режим может

характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия

есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и

остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и

его окружением.

Парламентарная монархия

Эта форма правления сущес­твует обычно в высокоразвитых государствах, где

переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущес­твенно

не коренной ломкой прежних институтов власти, а по­степенным их

преобразованием и приспособлением к новым ус­ловиям (Великобритания, Япония,

Нидерланды, Швеция, Кана­да, Австралия и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа

верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или по

крайней мере либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правитель­ство, которое обычно

назначается монархом, должно пользовать­ся доверием парламента (или его

нижней палаты), а монарх, сле­довательно, вынужден назначать главой

правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство

мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагаю­щей.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не пра­вит". Правом вето в

отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он

либо на практике не поль­зуется, либо осуществляет это право по указанию

правительст­ва. Как правило, он лишен возможности действовать

самостоя­тельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются

правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или

соответствующим министром, без чего не имеют юридичес­кой силы. Тем самым

глава правительства или министр прини­мают на себя ответственность за данный

акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается

прин­ципом "Король не может быть не прав").

Главный отличительный признак парламентарной монархии — политическая

ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою

деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие

или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть

уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента

уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент

(нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между

законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит

правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из

его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны то и состав

парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Изложенная система отношений между монархом, парламен­том и правительством

характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот

государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна

полити­ческая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать

однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует, например,

в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась и в Японии. Чем шире партийная

коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее

устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции

относительно различных политических вопросов. Стоит какой-либо партии

отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает

необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и вынуж­дено уйти в

отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания,

Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей

партией (Япония в 1955-95 гг.) и правительства в принципе однопартийные,

парламентарная модель отношений между парламентом и прави­тельством

практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент

осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство,

которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в

его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью

контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название

системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления — парламентарной монархии —

возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это

зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести

Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь

приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного

режима.

3. Республика

Понятие

Республика (от лат. res publica — общественное дело) — это такая форма

правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого

обычно президентом.

Так чем же республика в корне отличается от монархии, каковы главные признаки

республики? Довольно четко это определил проф. Н.М.Коркунов

[9]. Он писал:

"По форме устройства все государства могут быть разделены, как это и

признается издавна, на монархии и республики, но разли­чие их не в числе

правящих лиц, а в их юридическом положении. В республике все лица,

участвующие в распоряжении властью ответ­ственны от последнего избирателя до

президента, стоящего во главе республики и призванного действовать от ее

имени.

В монархии, напротив, имеется и безответственный орган власти — монарх.

Именно в этом различии ответственности и безответ­ственности заключается

различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их

функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большею

властью, нежели английская королева; но президент ответствен пред конгрес­сом

и потому не монарх; английская королева, напротив, безответ­ственна и потому,

несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней.

Уже один факт осуществления хотя некоторых функций государ­ственного

властвования безответственным субъектом, властвующим по собственному праву, а

не по поручению, не может не придать всему государственному быту монархии

своеобразный склад. Юри­дическое отношение государственного властвования не

может не меняться существенно, смотря потому, какими субъектами

осу­ществляются функции власти, ответственными или безответствен­ными? При

существовании в государстве безответственного субъек­та властвования

некоторые юридические нормы, определяющие го­сударственный порядок, по

необходимости получают характер норм, лишенных санкции (leges imperfectae),

опирающихся в своем действии лишь на религиозные, нравственные, бытовые

основания, но не юридические. Поэтому в республике юридическая природа

государственного властвования находит более полное и последова­тельное

осуществление, чем в монархии. Республика представляется более чистым

юридическим отношением. В монархии имеют отно­сительно большее значение

бытовые факторы. Но, с другой сторо­ны, как бы олицетворение государственной

власти в независимо поставленном монархе, как справедливо указал Штейн, более

обес­печивает неподчинение государственной власти исключительным интересам

господствующих общественных классов. Уже в силу этих двух условий различие

монархии и республики нельзя не признать основным различием форм

государственного устройства. А к нему присоединяется еще то, что глава

государства, призванный пред­ставлять государство во вне и внутри, участвует

более или менее во всех актах, совершаемых от имени государства, и в издании

зако­нов, и в отправлении правосудия, и в управлении. Поэтому

само­стоятельность власти монарха и его безответственность оказывают

некоторое влияние на все проявления государственного властвова­ния.

Монархический принцип требует, чтобы в государстве ничего не совершалось

против и даже помимо воли монарха. От его имени отправляется правосудие, он

назначает всех высших должностных лиц суда и управления; в отношении к

законам ему принадлежит обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их

обнародо­вания и обращения к исполнению. Все эти функции могут принад­лежать

и президенту республики, но, конечно, огромная разница, осуществляются ли они

безответственным монархом, или ответ­ственным перед народом должностным

лицом.

Республике, напротив, более соответствует коллегиальная орга­низация

правительства, так как этим лучше обеспечивается подчи­нение делегированной

правительственной власти народу, и если в большинстве современных республик

имеется единоличная органи­зация, то это объясняется влиянием на них

монархических идей. Там, где, как в Швейцарии, республиканское устройство

является исконным, правительство имеет коллегиальную форму. Точно также

наследственная власть свойственна монархии, избирательная — рес­публике.

Только наследственная власть может быть вполне само­стоятельна. Избирательные

монархии образуют уже переходную форму и в настоящее время их вовсе не

существует. Но и в избира­тельных монархиях власть главы государства была во

всяком слу­чае пожизненная, а не срочная, как в республиках. Срочность

влас­ти неизбежно ведет к зависимости от избирателей. Поэтому-то в

республиках глава правительства всегда избирается на определен­ный срок и

обыкновенно на довольно короткий срок.

Разновидности республики не могут основываться на сочетании республиканского

принципа с монархическим: раз существует мо­нархическая власть, как бы она ни

была ограничена, получится мо­нархия, а не республика. Но и республиканские

государства разли­чаются по степени осуществления в них республиканского

принци­па: подчинение всех государственных учреждений народу. Чем шире

непосредственное участите народа в осуществлении функций госу­дарственного

властвования, тем менее самостоятельны действующие по уполномочию от народа

учреждения. Сообразно с этим разли­чаются чистые или непосредственные

республики и республики представительные. Непосредственной республикой

называется такое государственное устройство, где народу принадлежит право

непо­средственного участия в осуществлении законодательной функции. В

представительных же республиках непосредственное осуществле­ние всех функций

властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому

народу непосредственно принадле­жит лишь право избрания своих представителей

[...]".[10]

Республиканская форма правления окончательно установилась, во Франции лишь с

принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии.

Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления

изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после

военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя

мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная

борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило,

порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии

распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными

исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика — наиболее демократическая форма

правления, поскольку предполагает, что пол­номочия любой ветви власти, любого

высшего ее органа, вклю­чая главу государства, в конечном счете, основываются

на ман­дате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при

прочих равных условиях.

Дело в том, что существуют извращенные разновидности рес­публики,

характеризующиеся нелигитимностью власти. Напри­мер, когда в стране

происходит государственный переворот, который ставит во главе государства

единоличного диктатора (он может называться как угодно — президентом,

координато­ром, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и

т.д.) или группу диктаторов (хунту), форма правления официально может

провозглашаться или оставаться республикан­ской, но ее демократическая суть

выхолащивается. Это происхо­дит и в том случае, когда законно избранное или

назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захваты­вает

непринадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою

должность по истечении срока полномочий — словом, когда узурпирует власть.

Так поступили Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (тогда— Конго)

в 1960 году, "черные полковники" в Греции в 1967 году, А.Пиночет в Чили в

1973 году. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры

такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей

при монархии демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне

1973 года ликвидировали монархию, однако демократии стране такая "республика"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9