Курсовая: Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы
государственной жизни и деятельности и, прежде всего, в законодательной и
исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а
фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную
монархию как своего рода резервное средство воздействия на трудящиеся массы,
дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного
обострения социально-классовых конфликтов.
При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются
монархом. Однако данная прерогатива монарха как и большинство других его
полномочий имеет формальный характер. В силу сложившейся практики и
конституционных обычаев монарх не отказывает в подписании принятых
парламентом законопроектов.
Правительство, согласно конституционным положениям, несет ответственность не
перед монархом, а перед парламентом. Существование парламентарной монархии
является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами в данной
стране. В настоящее время парламентарная монархия существует в
Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и ряде других
высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.
В дуалистических монархиях правительство формируется независимо от партийного
состава в парламенте и не несет парламентской ответственности. При данной
форме правления власть носит двойственный (дуалистический) характер. Она
юридически и фактически разделена между правительством, формируемым и
ответственным перед монархом, и парламентом. Наследственный монарх выражает
интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса
буржуазии. Существование дуалистической монархии свидетельствует о слабости
буржуазии в данной стране, о ее вынужденном делении государственной власти
феодалами. Дуалистическая монархия существовала в кайзеровской Германии
(1871—1918 гг.), в Эфиопии, Иране и других странах.
Высшей формой правления буржуазного государства считается республика. Она
выступает как законченная в формально-юридическом смысле, наиболее
прогрессивная и демократическая форма правления. Буржуазная республика
подразделяется на два основных вида: парламентарную и президентскую
республику.
Отличительными чертами парламентарной республики являются: верховенство
парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед
парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на
парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих
большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо
непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой
парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет
сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов.
Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные
республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и
других странах.
Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в
руках президента полномочий главы государства и правительства, отсутствие
института парламентской ответственности правительства, внепарламентский
метод избрания президента и формирования правительства, ответственность
правительства перед президентом, сосредоточение в руках президента огромной
политической, военной и социально-экономической власти; отсутствие у
парламента права на объявления вотума недоверия правительству. Наиболее
типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция.
Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой,
подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в
руках президента, а законодательной — в руках парламента.
В отличие от форм правления формы государственного устройства указывают на
характер отношения государства как целого с его различными составными
частями, выступающими в виде субъектов федерации или административно-
территориальных единиц.
По форме государственного устройства капиталистические государства
подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство
представляет собой единое централизованное государство, состоящее из
различных административно-территориальных единиц (округов, кантонов,
дистриктов и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или
государственных образований. К унитарным государствам относятся Англия,
Франция, Италия, Швеция, Япония и другие.
Для унитарного государства характерно наличие единой системы центральных
органов власти и управления, единой конституции, построенной на ее основе
системы права, гражданства. Округа, кантоны и другие административно-
территориальные единицы не обладают даже относительной политической
самостоятельностью, а осуществляют лишь административные функции.
Федеративное государство в отличие от унитарного выступает как союз двух или
более государственных образований (штатов, земель, провинций, кантонов и т.
п.), каждое из которых обладает определенной юридически очерченной и
закрепленной политической самостоятельностью, имеет, наряду с федеральными
органами, систему своих собственных законодательных, исполнительно-
распорядительных и судебных органов, свою конституцию, соответствующую
общефедеральной конституции, систему права и т.д.
Подавляющее большинство федераций строится не по национальному, а по
территориальному, национально-территориальному признакам, на основе
географических и иных особенностей.
Раздел II. Форма правления Понятие формы правления и
государственного режима. — Монархия. — Республика. 1. Понятие формы
правления и государственного режима Определение формы правления
Под формой правления мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы
государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма
правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия
социальных и политических сил соответствующего общества.
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-
правового регулирования организации и функционирования государства. Это не
просто абстрактная теоретическая категория науки, как, скажем, суверенитет
или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем
разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти,
установленной конституцией соответствующего государства.
При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению
того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке
наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к
индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов,
появлением и укреплением народного (национального) представительства,
типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело
не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как
организуются отношения между главой государства, парламентом,
правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как
устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления
конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или
монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь
установлена.
Эти разновидности и будут ниже рассмотрены в данной работе.
Классификация форм правления
Как мы рассмотрели выше, определяются две основные формы правления — монархия и
республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий
законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой
государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим
отсюда порядком их формирования. Вот что писал о классификации форм правления
В.М.Хвостов[5]:
"Наиболее правильной представляется нам следующая классификация. Основное
подразделение государств зависит от того, каковы свойства так называемого
высшего органа в государстве. При этом высшим органом именуется тот из органов
государства, который 1) приводит в движение государственный механизм и
поддерживает это движение и 2) которому принадлежит власть окончательно
санкционировать изменения правопорядка в государстве. С этой точки зрения мы
получаем два основных типа государства: монархию и республику. Если воля
высшего органа есть воля одного только лица, то мы имеем монархию; если высшим
органом является коллегия лиц, то мы получаем республику. Этому делению не
противоречит то обстоятельство, что и в республике может быть единоличный орган
в составе высшего правительства — президент. Дело в том, что президент
республики не есть высший орган государства в указанном выше смысле, тогда как
монарх имеет это свойство высшего органа. Это проявляется в том, что президент
отвечает за свои действия, тогда как монарх безответствен; далее, в том, что
конституция может быть изменяема и без согласия президента, тогда как в
монархиях по крайней мере изменения статей закона, касающихся прав самого
монарха, нуждается в санкции монарха; наконец, палаты в республиках могут
собираться и без созыва со стороны президента, а в монархиях парламент
обыкновенно не приступает к отправлению своих функций помимо монарха".
[6]
Монархия была характерна для аграрного строя (по К.Марксу — рабовладельческой
и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и в то время в
отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю
(по К.Марксу— буржуазная революция) нередко сопровождался ликвидацией
монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением
республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия
сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия иногда
восстанавливается в отдельных странах после более или менее длительного
периода республиканского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931
году, а в 1947 году фашистской диктатор Ф. Франко объявил о ее
восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после
смерти диктатора в 1975 году, причем в 1973 году активно защитил становящуюся
демократию от попытки фашистского путча.
Более того, сегодня мы не всегда можем с легкостью определить, с каким
государством — монархическим или республиканским — имеем дело. Например, в
Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая
часть — республики. Глава государства в Федерации (Янь ди-пертуан агонь, что
означает примерно Верховный правитель) — выборный, но избирается монархами
субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в
Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и монархии (глава
государства должен быть монархом), и республики (однако он избирается на
срок). В учебниках и другой специальной литературе такую форму правления
обычно называют выборной монархией. В данной связи стоит лишний раз вспомнить
о том, что любая классификация в той или иной мере условна. Схема
разновидностей двух основных форм правления может быть представлена следующим
образом:
| | Монархия | | | | | | | | абсолютная | (неограниченная) | | конституционная | (ограниченная) | | | | | | | | | дуалистическая | парламентарная |
Республика
| | | | | | | дуалистическая (президентская) | | парламентарная | | смешанная (полупрезидентская) | | прочие виды |
Государственный режим
Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между
соответствующими высшими государственными органами. Реальный же порядок
функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от
конституционной модели, а иногда даже противоположен ей. Этот порядок иногда
именуется государственных режимом. Понятие государственного режима не следует
смешивать с понятием политического режима, которое значительно шире. В то же
время, принимая во внимание вышесказанное, очевидно, что нельзя
анализировать конституционную модель отношений власти без учета фактической
системы этих отношений.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный режим более или менее
тесно связан с соответствующей формой правления, даже если и противоположен
ей. Поэтому целесообразно дать отдельную классификацию государственных
режимов. Их признаки будут изложены при освещении соответствующих форм
правления.
2. Монархия Понятие
В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако монархия
— не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая. Эта
власть нередко обожествляется (монарх — помазанник Божий). В Японии до 1945
года считался сыном богини Солнца — Аматерасу.
Чтобы привести точное и емкое определение монархии, обратимся к проф.
Г.Ф.Шершеневичу[7]. Он писал:
"Монархия есть такая форма государства, в которой имеется единоличный,
наследственный и безответственный орган власти. Источник силы этого органа
заключается в исторической традиции, в мистическом уважении или к самой идее
монархии или к долго царствующей династии. В представлении неразвитого
человека абстрактная власть только и умещается в образе живого человека.
Личные качества монарха, его ум или неразвитость, доброта или жестокость,
смелость или трусость, имеют уже второстепенное значение, способствуя лишь
повышению или понижению монархических чувств в стране. [...]
Монарх всюду признается безответственным. Этот принцип принят в интересах
поддержания престижа монарха, на котором строится вся его власть.
Безответственность монарха распространяется не только на политическую его
деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, напр.,
убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. В Англии даже
гражданская ответственность обусловлена предварительным согласием монарха на
предъявление к нему иска. Монарх считается главою государства. Это выражение
следует понимать не в том смысле, что он стоит над государством, а в том, что
он признается лицом занимающим в обществе высшее социальное положение, а
также представителем государства на внешней стороне.
Таковы характерные признаки монарха вообще, независимо от различных видов
монархии в исторической действительности"[8]
.
Сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из
истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя
и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных),
чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого
исходит и большинство действующих конституций монархических государств.
Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года "Император является
символом государства и единства народа, его статус определяется волей
народа, которому принадлежит суверенная власть". Символом единства и
постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978
года.
Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх.
Бельгийская конституция 1831 года, например, вообще такой характеристики не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|