бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы бесплатно рефераты

государственной жизни и деятельности и, прежде всего, в законодательной и

исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а

фактический характер. Господствую­щие слои рассматривают конституционную

монархию как своего рода резервное средство воздействия на трудящиеся массы,

дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного

обострения социально-классовых конфликтов.

При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются

монархом. Однако данная прерогатива монарха как и большинство других его

полномочий имеет формальный характер. В силу сложившейся практики и

конституционных обычаев монарх не отказывает в подписании принятых

парламентом законопроектов.

Правительство, согласно конституционным положениям, несет ответственность не

перед монархом, а перед парламентом. Существование парламентарной монархии

является свидетельством полной победы буржуазии над феодалами в данной

стране. В настоящее время парламентарная монархия существует в

Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и ряде других

высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.

В дуалистических монархиях правительство формируется независимо от партийного

состава в парламенте и не несет парламентской ответственности. При данной

форме правления власть носит двойственный (дуалистический) характер. Она

юридически и фактически разделена между правительством, формируемым и

ответственным перед монархом, и парламентом. Наследственный монарх выражает

интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса

буржуазии. Существование дуалистической монархии свидетельствует о слабости

буржуазии в данной стране, о ее вынужденном делении государственной власти

феодалами. Дуалистическая монархия существовала в кайзеровской Германии

(1871—1918 гг.), в Эфиопии, Иране и других стра­нах.

Высшей формой правления буржуазного государства считается республика. Она

выступает как законченная в формально-юридическом смысле, наиболее

прогрессивная и демократическая форма правления. Буржуазная республика

подразделяется на два ос­новных вида: парламентарную и президентскую

республику.

Отличительными чертами парламентарной республики явля­ются: верховенство

парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед

парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на

парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих

большинством го­лосов в парламенте; избрание главы государства либо

непосредст­венно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой

пар­ламентом. В парламентарной республике глава государства не иг­рает

сколько-нибудь существенной роли среди других государст­венных органов.

Правительство формируется и возглавляется пре­мьер-министром. Парламентарные

республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и

других странах.

Президентская республика характеризуется такими призна­ками, как соединение в

руках президента полномочий главы госу­дарства и правительства, отсутствие

института парламентской от­ветственности правительства, внепарламентский

метод избрания президента и формирования правительства, ответственность

пра­вительства перед президентом, сосредоточение в руках президента огромной

политической, военной и социально-экономической вла­сти; отсутствие у

парламента права на объявления вотума недове­рия правительству. Наиболее

типичными примерами президент­ской республики могут служить США и Франция.

Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой,

подчер­кивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в

руках президента, а законодательной — в руках парла­мента.

В отличие от форм правления формы государственного уст­ройства указывают на

характер отношения государства как целого с его различными составными

частями, выступающими в виде субъектов федерации или административно-

территориальных единиц.

По форме государственного устройства капиталистические го­сударства

подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство

представляет собой единое централизованное государство, состоящее из

различных административно-территориальных единиц (округов, кантонов,

дистриктов и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или

государственных образований. К унитарным государствам относятся Англия,

Франция, Италия, Швеция, Япония и другие.

Для унитарного государства характерно наличие единой сис­темы центральных

органов власти и управления, единой конституции, построенной на ее основе

системы права, гражданства. Округа, кантоны и другие административно-

территориальные единицы не обладают даже относительной политической

самостоятельностью, а осуществляют лишь административные функции.

Федеративное государство в отличие от унитарного выступа­ет как союз двух или

более государственных образований (штатов, земель, провинций, кантонов и т.

п.), каждое из которых обладает определенной юридически очерченной и

закрепленной политиче­ской самостоятельностью, имеет, наряду с федеральными

органа­ми, систему своих собственных законодательных, исполнительно-

распорядительных и судебных органов, свою конституцию, соот­ветствующую

общефедеральной конституции, систему права и т.д.

Подавляющее большинство федераций строится не по нацио­нальному, а по

территориальному, национально-территориальному признакам, на основе

географических и иных особенностей.

Раздел II. Форма правления

Понятие формы правления и

государственного режима. — Монархия. — Республика.

1. Понятие формы

правления и государственного режима

Определение формы правления

Под формой правления мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы

государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма

правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия

социальных и политических сил соответствующего общества.

Форма правления имеет основополагающее значение для изу­чения конституционно-

правового регулирования организации и функционирования государства. Это не

просто абстрактная теоретическая категория науки, как, скажем, суверенитет

или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем

разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти,

установленной конституцией соответ­ствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению

того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке

наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к

индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов,

появлением и укреплением народного (национального) представительства,

типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело

не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как

организуются отношения между главой государства, парламентом,

правитель­ством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как

устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления

конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или

монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь

установлена.

Эти разновидности и будут ниже рассмотрены в данной работе.

Классификация форм правления

Как мы рассмотрели выше, определяются две основные формы правления — монархия и

республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий

законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой

государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим

отсюда порядком их формирования. Вот что писал о классификации форм правления

В.М.Хвостов[5]:

"Наиболее правильной представляется нам следующая классификация. Основное

подразделение государств зависит от того, каковы свойства так называемого

высшего органа в государстве. При этом высшим органом именуется тот из органов

государства, который 1) приводит в движение государственный механизм и

поддерживает это движение и 2) которому принадлежит власть окончательно

санкционировать изменения правопорядка в государстве. С этой точки зрения мы

получаем два основных типа государства: монархию и республику. Если воля

высшего органа есть воля одного только лица, то мы имеем монархию; если высшим

органом является коллегия лиц, то мы получаем республику. Этому делению не

противоречит то обстоятельство, что и в республике может быть единоличный орган

в составе высшего правительства — президент. Дело в том, что президент

республики не есть высший орган государства в указанном выше смысле, тогда как

монарх имеет это свойство высшего органа. Это проявляется в том, что президент

отвечает за свои действия, тогда как монарх безответствен; далее, в том, что

конституция может быть изменяема и без согласия президента, тогда как в

монархиях по крайней мере изменения статей закона, касающихся прав самого

монарха, нуждается в санкции монарха; наконец, палаты в республиках могут

собираться и без созыва со стороны президента, а в монархиях парламент

обыкновенно не приступает к отправлению своих функций помимо монарха".

[6]

Монархия была характерна для аграрного строя (по К.Марксу — рабовладельческой

и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и в то время в

отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю

(по К.Марксу— буржуазная революция) нередко сопровождался ликвидацией

мо­нархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и уста­новлением

республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия

сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия иногда

восстанавливает­ся в отдельных странах после более или менее длительного

периода республиканского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931

году, а в 1947 году фашистской диктатор Ф. Франко объявил о ее

восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после

смерти диктатора в 1975 году, причем в 1973 году активно защитил становящуюся

демок­ратию от попытки фашистского путча.

Более того, сегодня мы не всегда можем с легкостью определить, с каким

государством — монархическим или рес­публиканским — имеем дело. Например, в

Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая

часть — республики. Глава государства в Федерации (Янь ди-пертуан агонь, что

означает примерно Верховный правитель) — выбор­ный, но избирается монархами

субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в

Объединен­ных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и монархии (глава

государства должен быть монархом), и республики (однако он избирается на

срок). В учебниках и другой специальной литера­туре такую форму правления

обычно называют выборной монархией. В данной связи стоит лишний раз вспомнить

о том, что любая классификация в той или иной мере условна. Схема

разновидностей двух основных форм правления может быть представлена следующим

образом:

Монархия

абсолютная

(неограниченная)

конституционная

(ограниченная)
дуалистическаяпарламентарная

Республика

дуалистическая (президентская)парламентарнаясмешанная (полупрезидентская)прочие виды

Государственный режим

Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между

соответствующими высшими государственными органами. Реальный же порядок

функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от

конституционной модели, а иногда даже противоположен ей. Этот порядок иногда

именуется государственных режимом. Понятие государственного режима не следует

смешивать с понятием политического режима, которое значительно шире. В то же

время, принимая во вни­мание вышесказанное, очевидно, что нельзя

анализировать кон­ституционную модель отношений власти без учета фактической

системы этих отношений.

При этом необходимо иметь в виду, что государственный режим более или менее

тесно связан с соответствующей формой правления, даже если и противоположен

ей. Поэтому целесообразно дать отдельную классификацию государ­ственных

режимов. Их признаки будут изложены при освещении соответствующих форм

правления.

2. Монархия

Понятие

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако монархия

— не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая. Эта

власть нередко обожествляется (монарх — помазанник Божий). В Японии до 1945

года считался сыном богини Солнца — Аматерасу.

Чтобы привести точное и емкое определение монархии, обратимся к проф.

Г.Ф.Шершеневичу[7]. Он писал:

"Монархия есть такая форма государства, в которой имеется единоличный,

наследственный и безответственный орган власти. Источник силы этого органа

заключается в исторической традиции, в мистическом уважении или к самой идее

монархии или к долго царствующей династии. В представлении неразвитого

человека абстрактная власть только и умещается в образе живого человека.

Личные качества монарха, его ум или неразвитость, доброта или жестокость,

смелость или трусость, имеют уже второстепенное значение, способствуя лишь

повышению или понижению монархических чувств в стране. [...]

Монарх всюду признается безответственным. Этот принцип принят в интересах

поддержания престижа монарха, на котором строится вся его власть.

Безответственность монарха распространяется не только на политическую его

деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, напр.,

убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. В Англии даже

гражданская ответственность обусловлена предварительным согласием монарха на

предъявление к нему иска. Монарх считается главою государства. Это выражение

следует понимать не в том смысле, что он стоит над государством, а в том, что

он признается лицом занимающим в обществе высшее социальное положение, а

также представителем государства на внешней стороне.

Таковы характерные признаки монарха вообще, независимо от различных видов

монархии в исторической действительности"[8]

.

Сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из

истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя

и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных),

чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого

исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года "Импера­тор является

символом государства и единства народа, его ста­тус определяется волей

народа, которому принадлежит суверен­ная власть". Символом единства и

постоянства государства на­зывает Короля ст. 56 Конституции Испании 1978

года.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризует­ся монарх.

Бельгийская конституция 1831 года, например, вооб­ще такой характеристики не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9