бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы бесплатно рефераты

отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые

республики Тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, формально

независимых судов, власть президента практически неограниченна (так

называемые монократические республики). Смена президентов происходит здесь

обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не

всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем

реальный характер. В Малави, к примеру, до недавнего времени Президент вообще

считался находящимся в должности пожизненно. "Социалистические" республики

служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого)

сек­ретаря компартии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры

политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом

занимать должность президента или премьер-министра, а может не занимать

никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть

неформальным образом, как это долгое время делал И.В.Сталин.

Рассмотрим разновидности действительно де­мократической или по крайней мере

либеральной по политическому режиму республики. При этом надо помнить, что и

в пре­зидентской, и в парламентарной республике есть и президент, и

парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы

правления заключается в характере отношений между законодательной и

исполнительной властью.

Дуалистическая (президентская) республика

Эта форма правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более

что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была

во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия

от нее.

Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения

властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так

называемых сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.

И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике

получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти

является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с

функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно

нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие

должностные лица исполнительной власти назначаются президентом с согласия

верхней палаты парламен­та, которая при этом исходит не из политического лица

кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других

назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать

самостоятельно: нельзя за­ставлять его работать с теми, с кем он работать не

может и не желает.

Главный признак данной формы правления — отсутствие ответственности

исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не

может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей

деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в

президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся

тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте

имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей

власти не может конституционным путем устранить другую (сме­щение парламентом

должностных лиц исполнительной и судеб­ной власти путем так называемого

импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены

серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может

тормозить законодательную деятельность пар­ламента, налагая на принятые им

законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется

квалифи­цированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою

очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать

назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может

отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная

власть контро­лирует конституционность актов и парламента, и президента,

обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодатель­ной, так и

исполнительной властью.

Государственный режим при этой форме правления — только дуалистический. В

зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или

президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима

это не меняет.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма

правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас

в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные

рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики

характеризовались исследователями как суперпрезидентские. В последние 10-15

лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к

конституционному эталону.

Парламентарная республика

К этой форме правления относится все сказанное выше о парламентарной

монархии, за исключением вопроса о главе государства.

Вместо слабого монарха мы наблюдаем при этой форме слабого президента,

который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой

коллегией, включающей наряду с парламентом обычно депутатов парламентов

субъектов федера­ций или региональных представительных органов

самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет

президента парламентарной республики, осуществляются, как правило,

правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты

президента. Показательно, что ч.1 ст.74 Конституции Республики Индия 1949

года в редакции 42-й и 44-й поправок прямо установила обязанность Президента

следовать советам правительства.

Главный признак парламентарной республики, как и парла­ментарной монархии, —

политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там,

ответственность эта — часто солидарная: недоверие одному члену

правительст­ва, особенно его главе, влечет отставку всего правительства.

Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от Президента

распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

При парламентарной республике также возможны два госу­дарственных режима —

парламентарный и министериальный.

Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию,

Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех

странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного

го­сударственного режима, следствием его являются частые правительственные

кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем

меньше года, хотя партийный состав правительств обычно почти не меняется, да

и персональные перестановки незначительны. Тем не менее, выступления в пользу

изменения формы, правления в этой стране в последнее время резко усилились, и

похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.

Смешанная (полупрезидентская) республика

Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и

парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской Республики 1958 года Президент

избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для

президентской республики. В то же время на­значаемое им правительство должно

пользоваться доверием нижней палаты парламента — Национального собрания, что

характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может

распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни

для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что

правительство, опирающееся на парламентское боль­шинство, и Президент

придерживаются одной политической ори­ентации. В противном случае между

Президентом, с одной сто­роны, и Премьер-министром и парламентским

большинством, — с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого

не всегда достаточно конституционных средств. Так, в 1986 году, когда

Президентом был социалист Ф. Миттеран, выборы в Национальное собрание дали

перевес правым партиям, на базе которых и было сформировано правительство.

Однако просущес­твовало оно всего полтора года, после чего Президент

распустил Национальное собрание, а новые выборы дали возможность

сфор­мировать правительство социалистов. А что было бы, если бы и на этих

выборах победили правые партии? Либо Президенту пришлось бы уйти в тень,

отказаться от самостоятельного руко­водства государственной политикой, либо

ему досрочно надо было бы подавать в отставку, либо, наконец, выждать

необходимый срок для еще одного роспуска Национального собрания, что

авторитета Президенту отнюдь бы не прибавило. В 1993 голу ситуация с победой

правых сил на выборах повторилась, но на этот раз до очередных выборов

Президента оставалось уже немного времени, так что ему пришлось потерпеть

нежелательное правительство до окончания своих полномочий.

В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для

президентской республики, и имеет ряд полно­мочий, дающих ему возможность

активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не

пользуется ("спящие полномочия"), а существующий государственный режим

типичен для парламентарной республики (парламентаризм или министериализм).

Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где "человеком № 1"

признается все же не глава государства, а глава правительства.

Примечательно, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом

тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Словения,

Македония, Союзная Республика Югославия и входящие в ее состав Сербия и

Черногория), устано­вилась смешанная республиканская форма правления, при

которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно

избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть

обладая общепризнанной попу­лярностью и народным доверием, не вмешиваясь в

текущее управление, направляет политический курс. Глава правительства подчас

выступает в роли "мальчика для битья": если что не получается, то причина не

в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса

правительством. В этом, пожалуй, сказываются черты определенной национальной

психологии, сложившейся за многие десятилетия, а порой даже века единоличной

власти.

Подобная система традиционно существует и в Финляндии.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный совет)

назначается парламентом (Федеральным собранием) и подотчетно ему, однако

политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно

не пред­усмотрена и государственный режим, следовательно, скорее все же

дуалистический, а не парламентарный.

Советская республика

Хотя данная форма правления применяется только в "социалистических" странах,

где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально

удаленный от демократического, необходимо охарактеризовать эту форму

правления, ибо в отличие, например, от правления военных хунт и других

подобных "республиканских" форм советская республика всегда одета в пышные

"демократические" одежды, скрывающие ее диктаторскую сущность. Независимо от

того, как конкретно именуются представительные органы в социалистических

странах — народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме,

собрания народных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи

(т.е. тоже собрания) народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или

менее общепризнанно, что все это — органы советского типа.

В чем же проявляется эта советская типажность?

Здесь стоит снова обратиться к проф. П.А.Сорокину и его характеристике

советской республики:

"Само построение органов власти здесь весьма своеобразно. Его основной

характерной чертой, как было выше указано, служит от­рицание разделения

властей.

Высшей властью признается Всероссийский Съезд Советов. Он является властью

верховной и учредительной: только он может из­менить конституцию, только он

может утвердить мирные договоры с иностранными государствами.

Его заместителем является Центральный Исполнительный Коми­тет. При отсутствии

Съезда Советов его функции переходят к по­следнему. Ц. И. К. преимущественно

орган законодательной власти, но наряду с ней он имеет функции и судебной и

исполнительной власти. Ц. И. К. выбирается не прямо народом, а Всероссийским

Съездом Советов.

Кроме Ц. И. К. функции законодательной и исполнительной власти принадлежат и

Совету Народн. Комиссаров, в особенности, в случаях, "требующих неотложного

исполнения". В других случаях свои декреты "Совнарком" представляет на

утверждение Ц. И. Ко­митета. Назначается и смещается он Ц. И. Комитетом.

Судебные функции принадлежат судебным учреждениям, во гла­ве с "Верховным

Судебным Контролем". Но и решения суда могут быть отменены "Верховным

Судебным Контролем", а решения по­следнего — органами законодательной власти.

Суд, в частности, единый кассационный суд назначается и смещается Ц. И.

Комите­том.

Такова организация верховных органов государственной власти.

По тому же типу, приблизительно, построена организация влас­ти в губернии

(Губ. Съезд Советов, Губ. И. Комитет), в уезде и в волости. Система советов

проникает все государство и дает в итоге целое пирамидальное здание

Советов, "Исполкомов" и "Совнаркомов", возглавляемое Всероссийским Съездом

Советов, Ц. И. Комитетом и Всероссийским Съездом Народных Комиссаров.

Фактическая же картина организации советской власти еще сложнее. Сложнее

потому, что острая гражданская война, не успев­шие еще осесть нормы вызывают

к жизни множество комиссаров с "чрезвычайными полномочиями" и обилие

всевозможных чрезвы­чайных комиссий. В итоге, картина органов власти и объем

прав и обязанностей каждой из них до того запутывается, что нередко вы­зывает

нарекания и протесты самих представителей власти. Далее, практика нередко

расходится с конституцией или, наоборот, гипертрофирует ее черты и в итоге

дает картину, отличную от той, кото­рая получается на основании изучения

одной конституции. Во-первых, фактически до сих пор неизвестно, кто

пользуется избира­тельным правом: лица, согласно духу и букве конституции

имеющие такое право, им не пользуются. Во-вторых, необходимой при вы­борной

кампании свободы агитации и пропаганды нет. В-третьих, в ряде случаев

упразднено право тайного голосования и введено, во­преки иногда желанию

избирателей, голосование открытое. В-четвертых, в случае избрания кандидата,

почему-либо неугодного представителям правящей партии, выборы кассируются и

назнача­ются новые, пока не пройдет кандидат, поддерживаемый правитель­ством.

В-пятых, Советы, в силу каких-либо причин, имеющие боль­шее число членов

некоммунистов, распускаются и заменяются но­выми.

Такая практика, диктуемая интересами принудительного насаж­дения коммунизма,

состоянием гражданской войны и курсом на ми­ровую революцию, грозит

превращением республики диктатуры трудовых классов в республику диктатуры

партии — коммунистов. Диктатура трудящихся нередко превращается вопреки букве и

духу конституции Р. С. Ф. С. Р. в диктатуру над трудящимися. Много­степенность

выборов, терроризирование избирателей, отсутствие тайного голосования, кассация

неугодных власти выборов, устране­ние лиц, имеющих по конституции избирательное

право, от участия в выборах, неравенство голосов, фактическое отсутствие

свободы мысли, слова, печати, собраний и т.п. — все это способствует тако­му

результату и грозит на практике опасностью замены диктатуры трудового народа

диктатурой правительственной власти и ее аген­тов"

[11].

Первоначальными признаками были такие, как производственно-территориальный

принцип формирования представительных органов, обеспечивавший "чистоту

классового состава", избрание вышестоящих ступеней нижестоящими. В

большинстве социалистических стран эти признаки либо впоследствии исчезли,

как в СССР, либо вообще не проявлялись, как в Румынии. Выборы в эти органы,

как правило, считались и сегодня считаются всеобщими, равными, прямыми при

тайном голосовании.

С точки зрения юридической модели признаки советской рес­публики следующие:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9