бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы бесплатно рефераты

Курсовая: Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

Оглавление

Оглавление________________________________________________________________

Раздел I. Понятие формы государства________________________________________

1. Понятие формы государства_____________________________________________

Форма правления_________________________________________________________________

Форма государственного устройства

__________________________________________________

2. Формы рабовладельческого государства__________________________________

3. Формы феодального государства________________________________________

4. Формы капиталистического государства_________________________________

Раздел II. Форма правления________________________________________________

1. Понятие формы правления и государственного режима____________________

Определение формы правления_____________________________________________________

Классификация форм правления____________________________________________________

Государственный режим___________________________________________________________

2. Монархия____________________________________________________________

Понятие________________________________________________________________________

Абсолютная монархия_____________________________________________________________

Дуалистическая монархия

__________________________________________________________

Парламентарная монархия

__________________________________________________________

3. Республика___________________________________________________________

Понятие________________________________________________________________________

Дуалистическая (президентская) республика

___________________________________________

Парламентарная республика

________________________________________________________

Смешанная (полупрезидентская) республика

___________________________________________

Советская республика

_____________________________________________________________

Раздел III. Государственное устройство_____________________________________

1. Понятие_____________________________________________________________

2. Территориальная автономия___________________________________________

3. Формы политико-территориального устройства__________________________

4. Унитарное устройство (унитаризм)______________________________________

5. Федеративное устройство (федерализм)__________________________________

Список литературы______________________________________________________

Примечания______________________________________________________________

Раздел I. Понятие формы государства

Понятие формы государства —

Формы рабовладельческого государства — Формы феодального государства — Формы

капиталистического государства

1. Понятие формы государства

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и

содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в

конечном счете, будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и

интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и

защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает

установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же

государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую очередь, изучать

его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы

установления и осуществления государственной власти.

Формы государства, также, как его сущность и содержание, никогда не оставались и

не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества

экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они

всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.

Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том, что "учение о различии

государств или о государственных формах" является "столь же шатким и

неустановленным, как и определение понятия государства"

[1].

Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития

государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и

суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные

подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме

философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые

мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой

государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от

друга.

Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того,

что идеальной формой правления "идеального государства" как государства

"лучших и благородных" является "законная власть немногих" — аристократия.

Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" — царская

власть и "незаконная" — олигархия.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу

испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его

аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может

деградировать и, соот­ветственно, в этом же направлении изменять свои формы.

Аристократия, приводящая к появлению частной собственно­сти на землю и

превращению свободных людей в рабов, может вы­рождаться в так называемую

тимократию. Последняя, представ­ляющая собой критско-спартанский тип

государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно

превращаться в оли­гархию. Олигархия же, как строй, основанный на

имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец,

демо­кратия, как власть народа и для народа, в силу опьянения послед­него

свободой сверх меры, в "неразбавленном виде" может вырож­даться в свою

противоположность — тиранию. Это — самая худ­шая форма государства, при

которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие широких масс.

Глава государства — тиран, захватывает власть от имени народа и как

"ставленник на­рода".

О многообразии форм государства развивал свои взгляды и Аристотель — ученик

Платона и вместе с тем его критик. Рассмат­ривая форму государства как

систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял

ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как

монар­хию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государ­ства

считались им "правильными", ибо в них просматривалась об­щая польза

правителей. Каждая из данных "правильных" форм могла легко искажаться и

превращаться в соответствующие "неправильные" формы — тиранию, олигархию или

охлократию. "Не­правильные" формы использовались правителями, по мнению

Аристотеля, лишь в личных целях.

Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм госу­дарства развивались и

в Древнем Риме. Цицерон (106-43 гг. до н. э.), например, выделял, в

зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую

власть — монархию, власть оптиматов — аристократию, а также народную власть —

демокра­тию) и смешанную форму.

Когда верховная власть находится в руках одного человека, писал он, мы

называем такую форму государства "царской властью". Когда она находится в

руках у выборных лиц, то говорят, что "эта гражданская община управляется

волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая община,

в которой все находится в руках народа".

Для того, чтобы предотвратить ту или иную простую форму государства от

искажения и вырождения, великий римский оратор и государствовед предлагал

использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и

смешения положительных черт всех вышеназванных простых форм.

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и

правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других

странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и

развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы.

Значительное внимание исследованию форм государства уде­ляется в современной

отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-

современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого

взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства.

Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и

содержания формы государства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и правоведения

1960-70 гг., было представление о форме государства как институте,

складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В

более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе

утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы

правления, формы государственного устройства и государственного режима.

Данное мнение является преобладающим не только в отечественной, но и в

зарубежной литературе.

Что собой представляет каждая из составных частей формы государства?

Форма правления

Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в

себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок

взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в

зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она

принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место

монархическая форма правления. Во втором — республиканская.

При монархической форме правления источником государственной власти, согласно

действующим законам, является монарх. При республиканской — выборный

государственный орган.

Вот как определил основные различия между монархией и республикой проф.

П.А.Сорокин[2]:

"В чем же главная разница между монархией и республикой. Она заключается в

следующем: монархическая форма государства озна­чает, что власть в

государстве принадлежит высшему носителю го­сударственной власти на основе

его собственного права.

В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим

государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает

ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления,

или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в

республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть

принадлежит самому народу и только ему.

Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им пред­ставителей и

управляет государством и решает все важнейшие госу­дарственные дела.

Таково главное различие между монархическим и республикан­ским государствами.

Из этого различия вытекает и ряд других.

Раз в монархии монарх обладает властью на основе собственно­го права, то это

означает, что он царствует "Божьей милостью" и может стоять даже выше закона.

Сам закон здесь прежде всего — лишь просто выражение воли монарха. Иначе в

республике. Здесь власть принадлежит народу. Поэтому закон в республике может

и должен быть выражением воли народа. Всякий закон, не утвержден­ный самим

народом (или его представителями), ничтожен; это — вовсе не закон. Поэтому же

и глава республиканского государства управляет государством не на основе

собственного права, не "Божьей милостью", а только "волею народа". В монархии

власть (престол) — наследственна; она от одного государя переходит к его

потомкам, помимо воли народа, в силу простого факта наследова­ния. В

республике власть от избранного народом главы государства (президента) к

другому переходит не по воле президента и не в силу наследования, а в силу

народного избрания. На место одного главы государства в республике становится

лишь тот, кого выберет народ.

В монархии короли обладают властью пожизненно; в республике президент

выбирается лишь на определенный срок или на опреде­ленное количество лет. Во

Франции, напр., президент выбирается на семь лет, в Северо-Американских

Штатах — на четыре года. По ис­течении этого срока президент должен уступить

место другому ли­цу, тому, кого выберет народ.

Раз в монархии король управляет государством на основании своего права,

"Божьей милостью", то он и не ответственен перед народом за свои действия.

Какие бы преступления он ни совершил, его нельзя предать суду и приговорить к

наказанию. Во всех монар­хиях особа монарха считается "священной",

неприкосновенной и безответственной. Не то в республике.

Если здесь президент управляет лишь волею народа, то он перед народом несет и

ответственность за свои действия. За тяжелые пре­ступления, вроде измены, он

может быть предан суду и приговорен к наказанию.

Таковы основные различия между монархическим и республи­канским образом

правления. Едва ли нужно говорить, какая из этих форм государственного

устройства лучше и более соответствует ин­тересам народа. Ответ ясен сам по

себе и гласит: для народа более лучшей формой правления является республика"

[3].

История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в

значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их

возникновения и функционирования.

На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух

видов — дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью

дуалистической монархии является формально-юридическое разделение

государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть

находится непосредственно в руках монарха. Законодательная — у парламента.

Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и

фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти.

Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная —

правительству, ко­торое несет ответственность за свою деятельность перед

парламен­том. Участие монарха в формировании правительства чисто симво­лично.

Примерами парламентарной монархии могут служить Анг­лия, Голландия, Швеция и

др.

Современные республики бывают двух видов: президентские, характерной

особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы

правительства и государства, и пар­ламентарные. Особенностью последних

является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной

республики является также наличие должности премьер-министра, который

выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии

или партийной коалиции.

Примером президентской республики могут служить Арген­тина, Бразилия, Россия,

США и др. Парламентарной — Греция, Италия, Германия и др.

В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью

президента. Согласно Конституции 1993 года прези­дент как глава государства

определяет основные направления внут­ренней и внешней политики страны, решает

узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и

в международных отношениях, назначает выборы в Государствен­ную Думу,

распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает

референдум, обладает правом законода­тельной инициативы. Президент также

подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения,

ведет перего­воры и подписывает международные договоры Российской Феде­рации,

подписывает ратификационные грамоты, решает вопросы гражданства и многие

другие жизненно важные для всего общест­ва, государства и отдельных граждан

вопросы.

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства представляет собой внут­реннее строение

государства, его деление на составные части — административно-территориальные

единицы, автономные полити­ческие образования или суверенные государства. Она

отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его

частей.

Существуют две основных разновидности форм государствен­ного устройства.

Наиболее простая из них — унитарное государст­во. Это — единое

государственное образование. Государство при этом делится лишь на

административно-территориальные части. Для такого государства характерно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9