бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы бесплатно рефераты

существование общих для всей страны высших органов государственной власти и

управления, еди­ной судебной системы и конституции. Унитарными государствами

являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

Более сложной формой государственного устройства является федерация.

Федеративное государство состоит из ряда других го­сударств или

государственных образований — членов федерации (штатов, кантонов, союзных или

автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-

территориальное деле­ние. Наряду с существованием и деятельностью общих для

всей федерации высших органов государственной власти и управления на

территории каждого из них действуют также свои собственные высшие и местные

органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с

конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и

иными органами.

Одной из важнейших, хотя и менее распространенных по сравнению с другими

формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет

собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие

конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои

собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации

совместных действий государства - члены конфедерации создают объединенные

органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и

преследуют строго определенные — экономические, политические, военные или

иные цели.

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения

государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в

формально-юридическом плане считается Швейцария. Хотя фактически она является

федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимы

Государств (СНГ).

Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм

правления и государственного устройства, государства отличаются друг от друга

своими режимами. Под государственным режимом понимается совокупность

используемых стоящими у власти группами, классами или слоями методов и способов

осуществления государственной власти.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы

государства, чутко реагирующим на наиболее важные процессы и изменения,

происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в

соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной

мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей

составной части политического режима, охватывающего собой не только

государство, но и все другие элементы политической системы общества.

О характере режима, существующего в той или иной стране, могут

свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важными из них

являются следующие: способы и порядок формирования органов государственной

власти, управления и правосудия; порядок распределения между различными

госорганами компетенции и характер их взаимоотношений; степень реальности

прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении

государственных дел; место и роль в государственном механизме армии, полиции,

контрразведки, разведки и других аналогичных им структур; степень реального

участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической

жизни, в управлении государством; основные способы разрешения возникающих в

обществе социальных и политических конфликтов и др.

Политическая практика полностью подтвердила справедливость тезиса о том, что

стоящий у власти слой или класс, в частности, буржуазия "во всех странах

неизменно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за свои

интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то сменяют друг

друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-первых, метод

насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению, метод поддержки всех

старых и отживших учреждений, ме­тод непримиримого отрицания реформ... Второй

метод — метод "ли­берализма", шагов в сторону развития политических прав, в

сторо­ну реформ, уступок и т. д."[4]. В

зависимости от того, какой из этих методов осуществления государственной власти

в той или иной стра­не выступает на первый план, различают два основных вида

государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический

(либеральный).

Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или зна­чительным ограничением

прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций,

ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли

исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных

полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли

парламента и других органов государственной власти до положения сугубо

формальных институтов.

Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является

фашизм. Фашистский резким как крайняя форма авторитарного режима полностью

ликвидировал в 1930-40 гг. в ряде западных стран буржуазно-демократические

права и свободы, уничтожил все или почти все оппозиционные организации и

учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические

методы правления. Широкая социальная база была создана в основном за счет

мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти — средней буржуазии и

обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

Появление фашистских режимов является показателем резкого обострения

социально-классовых противоречий внутри обще­ства, кризиса политической

власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не в

состоянии больше обеспечивать свое господство лишь либерально-

демократическими методами. Она вынуждена под угрозой утраты государственной

власти прибегать к широкому использованию террористических методов. Ярким

примером тому могут служить фашистские режимы, суще­ствовавшие в довоенный

период в Германии и Италии.

Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были следующие.

Сочетание репрессивных методов правления с широкой социальной и политической

демагогией по поводу защиты прав неимущих слоев. Официально насаждаемый через

средства массовой информации антикоммунизм и антисемитизм. Прикрытие

антинародной политики лозунгами заботы о благе народа. Постоянно проводимая

на государственном уровне "охота на ведьм" — коммунистов и "всех иных", не

согласных с проводимой фашистскими лидерами политикой. Повседневная опора

правящих кругов на армию, полицию и другие репрессивные органы. Непререкаемая

власть вождя — фюрера, дуче, ставших "богами" фашистской Германии и Италии.

Кроме названных существует ряд и других особенностей фашистских режимов.

Одной из важнейших среди них является абсолютное доминирование исполнительной

власти над законодательной. Диктатура исполнительной власти устанавливается

повсеместно под предлогом проведения "кардинальных реформ", борьбы за

"единство нации", за установление подлинной демократии, торжество законности

и справедливости.

Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется и

политически нейтрализуется. Представительная власть народа заменяется властью

политиканствующей клики. Парламент практически лишается своей традиционной

компетенции творить законодательство.

Согласно, например, Закону о ликвидации бедственного положения народа и

государства, принятому 23 марта 1933 г. в Германии, вся законодательная

деятельность была фактически закреплена за правительством. Оно наделялось

полномочиями принимать любые законы без какой-либо санкции парламента

(Рейхстага). При этом допускалось, что такие законы могли и не

соответствовать конституции. Международные договоры не нуждались более в

ратификации парламента. Канцлер наделялся исключительными прерогативами на

разработку и внесение на рассмотрение правительства проектов законов.

Последние вступали в силу на следующий день после их утверждения.

Характерными признаками буржуазно-демократического режима являются следующие:

конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-

экономических и политических прав граждан и их организаций, существование

ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и

сменяемость центральных и местных органов государственной власти, официальное

признание принципа буржуазно-демократической законности и конституционности,

принципа разделения властей и др.

2. Формы рабовладельческого государства

Будучи едиными по своей сущности, социальному содержа­нию и назначению,

рабовладельческие государства отличались друг от друга значительным

разнообразием методов государственного управления (политических режимов) и

форм. Причины такого раз­нообразия коренились в различных конкретно-

исторических усло­виях возникновения и развития каждого в отдельности

рабовла­дельческого государства, в различном соотношении политических сил,

степени остроты социальных противоречий, в неодинаковом уровне развития

производительных сил в той или иной стране, различных географических,

климатических и иных условиях су­ществования того или иного государства.

Основными формами правления рабовладельческого государ­ства являлись:

монархия, аристократическая республика и демо­кратическая республика.

Характерными особенностями рабовладельческой монархии являются жесткая

централизация и концентрация всей государст­венной власти в руках

наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной,

исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства.

Рабовладельческие монархии имели свои разновидности. Од­ной из таких

разновидностей рабовладельческой монархии была восточная деспотия. Форму

деспотии имели многие государства Древнего Востока (Вавилон, Египет, Индия и

др.). Существование этой формы было обусловлено необходимостью создавать и

под­держивать в порядке ирригационные сооружения, длительным сохранением в

странах Древнего Востока общинного хозяйства, существованием коллективной

собственности на воду, землю, на часть рабов. Созданию и укреплению

деспотической власти во многом способствовало то обстоятельство, что во время

ведения войн царь или фараон нередко становился во главе войска,

обожествлялся и считался, например, в Древнем Египте богом, сыном бога солнца

Ра. В Древнем Вавилоне царь играл роль верховного отправителя религиозных

культов. Его власть рассматривалась как власть, исходящая от верховных

божеств.

Царь или фараон выступал как крупный собственник. В его собственности

находились огромные земельные угодья, многочисленные ирригационные

сооружения, здания, рабы. Выполняя функции единоличного правителя, роль

верховного руководителя ирригационными сооружениями и всем хозяйством страны,

царь связывал как высший собственник в стране воедино все звенья

политического и хозяйственного механизма страны. Постоянно опорой во всей

деятельности царя был огромный военно-бюрократический аппарат, армия,

полиция, чиновничество, жрецы. Последние, широко используя ограниченность

сознания масс, скованность их традициями первобытнообщинного строя и сильную

подверженность их влиянию со стороны родоплеменной знати и вождей, усиленно

насаждали и развивали культ фараона или царя.

Власть монарха в условиях Восточной деспотии формально представлялась

неограниченной. Однако в действительности она была ограниченной интересами и

влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов. В Древнем Вавилове власть деспота

в значитель­ной мере ограничивались властью и влиянием крупной торговой

знати. В истории Древнего Египта и ряда других государств Древ­него Востока

нередки были случаи организации заговоров и свер­жения фараонов, пытавшихся

проводить политику, не соответст­вующую воле и интересам верхушки

рабовладельческого класса, знати и жрецов.

В большинстве рабовладельческих государств Древнего Востока ограничение

власти царя носило не формально-юридический, а фактический характер. Лишь в

некоторых из них оно нашло свое отражение в законодательстве. Примером

правового ограничения власти царя могут служить Законы Ману, составленные в

Индии в период между II в. до н.э. и II в. н.э. В них прямо предписывалось

царю держать в страхе своих подданных, налагать "неустанно наказание на

заслуживающих его", "охранять подданных", проявлять "крайнее старание в

обуздании воров", ибо "от обуздания воров его слава возрастает, и страна

процветает", принимать на себя "обязательство по исполнению драхмы", то есть

по выполнению правил добродетельного поведения человека, соответствующее

занимаемому им положению, "ежегодно заставлять простой народ, живущий в

стране (самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом".

"Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, — говорится в

Законах Ману, — немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни".

От восточной деспотии значительно отличалась монархиче­ская форма правления

рабовладельческого государства Древнего Рима. Она возникла в 27 г. до н.э. и

существовала вплоть до 476 г. н. э. В своем развитии эта форма прошла два

этапа: этап принципата (с 27 г. до н.э. и до 284 г. н. э.) и этап домината (с

284 г. н. э до 476 г. н. э.). На первом этапе шел процесс становления и

развития монархической формы рабовладельческого Рима, сочетающийся с

процессом постепенной утраты своего значения республиканских учреждений, а на

втором — процесс ее разложения, выступающий как следствие процесса разложения

самого рабовладельческого общества и государства и зарождения новых,

феодальных отношений.

В отличие от восточных деспотий монархическая форма рабовладельческого Рима

основывалась на более развитых рабовладельческих производственных отношениях.

От республиканской формы правления (509—27 гг. до н.э.) к монархической

рим­ское государство шло через переходные формы правления — воен­ные

диктатуры. Отличительной особенностью монархической фор­мы рабовладельческого

Рима было существование на первых ста­диях ее развития наряду с

монархическими институтами ряда рес­публиканских институтов и учреждений. На

более поздних стадиях развития рабовладельческого общества (III в. н.э.) в

Риме устано­вилась и длительное время функционировала высоко

централизо­ванная военно-бюрократическая монархия. Ее основной опорой на всех

этапах развития неизменно оставалась армия.

Рабовладельческая аристократическая республика существовала в Риме в период с

VI по I в. до н.э. С точки зрения экономи­ческого и социально-политического

развития римского общества и соответствующих изменений, имевших место в

государстве и пра­ве, данный отрезок времени подразделяется на две составные

час­ти: период становления и упрочения республики (VI—IV вв. до н. э.) и

период ее расцвета и упадка (III—I вв. до н. э.). Органами государственной

власти в Римской республике формально счита­лись народные собрания, которые

были правомочны принимать ре­шения, имеющие юридическую силу. Однако эти

собрания не обла­дали правом законодательной инициативы, а могли лишь

прини­мать или отклонять предложения магистратов — должностных лиц,

выбираемых из представителей класса рабовладельцев и уполно­мочиваемых на

выполнение функций в области судопроизводства и управления.

К тому же решения народных собраний нуждались некоторое время в утверждении

Сенатом. Последний состоял из представите­лей крупной земельной, торговой и

военной аристократии, изби­рался недемократическим путем — консулами, а с IV

в. до н.э.— цензорами, составлявшими списки сенаторов. Сенат сосредоточивал в

себе важнейшие государственно-властные прерогативы. Он обладал значительными

полномочиями в различных сферах госу­дарственной деятельности. В области

законодательной, помимо утверждения законов, принятых собраниями, Сенат

обладал в ряде случаев правом полной отмены или временного приостановления

действия законов. В административной области он обладал полномочиями на

издание общих распоряжений, касающихся укрепле­ния общественного порядка,

внутренней и внешней безопасности государства, религиозных культов, вопросов

войны и мира. В о6-лкти финансовой деятельности Сенат имел право

распоряжаться государственной казной, составлять планы государственных и

военных расходов, устанавливать обычные и дополнительные налоги. В случаях

обострения социальных противоречий, угрожавших устоям рабовладельческого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9