бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Современный русский язык бесплатно рефераты

/p>

Глаголы бежать, хотеть, чтить (и их приставочные производные:

убежать, захотеть, почтить и др.) являются разноспрягаемыми. Они используют

в разных формах окончания то I, то II спряжения: бегу, бежишь, бежит,

бе­жим, бежите (II спряжение), но бегут (I спряжение); хо­чу,

хочешь, хочет (I спряжение), но хотим, хотите, хотят (II

спряжение); чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят (II спряжение) и

чтут (I спряжение).

Глаголы дать, есть (и их приставочные производные: от­дать, создать,

продать; съесть, надоесть и др.) называются глаголами особого спряжения,

поскольку в формах един­ственного числа они используют особые окончания, а во

мно­жественном числе частично меняется звуковой состав основы: да-м, да-шь,

да-ст, дад-им, дад-ите, дад-ут; е-м, е-шь, е-ст, ед-им, ед-ите, ед-ят.

Лексико-грамматические разряды глаголов

Выделяются лексико-грамматические разряды глаголов переходных и непереходных,

возвратных и невозвратных, личных и безличных.

Переходность способность глагола управлять существительным со значением

объекта в В. п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п.

меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся

глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (

выпить воды). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных

формах, называются переходными.

К непереходным относятся остальные глаголы (лежать), в том числе

глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, - присоединяющие

существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с

предлогом или без (руководить заводом), а также глаголы типа хотеть

: в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть

мороженое.

Грамматическая особенность переходных глаголов - наличие форм страдательного

залога - как не изучаемых в школьной грамматике личных форм (Книга читается

мною), так и изучаемых причастных (читаемая мною книга).

Возвратные и невозвратные глаголы различаются наличием/отсутствием

специального возвратного словообразовательного постфикса – ся/-сь.

Невозвратными являются как переходные (брать, рисовать, говорить),

так и непереходные (дышать, лежать, разговаривать) глаголы, не имеющие в

своем составе постфикса– ся/-сь.

Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом -ся:

учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся

(готовить ® готовиться), но есть и не имеющие этого соответствия

возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться,

смеяться, сомневаться и др.).

Обычно возвратные глаголы являются непереходными - за редким исключением:

бояться, стесняться маму. Все возвратные глаголы не имеют форм

страдательного залога.

Личные глаголы обозначают действия, у которых есть производитель, и могут

выступать как сказуемые двусоставных предложений (Я болею). Они имеют

полный набор возможных для русского глагола спрягаемых и неспрягаемых

грамматических форм.

Безличные глаголы обозначают действие, у которых нет производителя (

Смеркается), или действие, которое мыслится как происходящее помимо воли

субъекта (Мне нездоровится). Это состояния природы (Вечереет),

человека (Меня знобит) или субъективная оценка ситуации (Хочется

этому верить). Безличные глаголы не могут быть сказуемыми двусоставных

предложений и выступают как главный член односоставного безличного предложения.

Безличные глаголы имеют ограниченное количество форм:

· в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении

безличная форма совпадает с формой среднего рода ед. числа: светало (бы)

;

· в настоящем / будущем времени изъявительного наклонения безличная форма

совпадает с формой 3 лица ед. числа: светает, будет светать;

· в повелительном наклонении безличная форма совпадает с формой 2 лица

ед. числа: Светай пораньше, я бы и вставал пораньше (переносное

употребление повелительного наклонения в значении условного).

Большинство безличных глаголов имеет также форму инфинитива, но отдельные

безличные глаголы не имеют даже ее, например: Следует сделать задание

заранее (глагол следовать в инфинитиве не имеет значения

долженствования).

В безличной форме могут выступать и личные глаголы (ср.: Волна смыла лодку.

— Волной смыло лодку.). Это происходит в том случае, когда для говорящего

важнее само действие, чем его производитель.

Вид глагола

Вид - постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий

на характер протекания действия или распределение действия во времени.

Все глаголы имеют видовую характеристику - относятся к совершенному виду (СВ)

или несовершенному виду (НСВ).

Глаголы СВ отвечают на вопрос что сделать? и обозначают

законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определенного

предела (похудеть).

Эти глаголы описывают действие как факт (Наступила осень,

листья пожелтели и опали.). Очень редко, преимущественно в

разговорной речи, глаголы СВ могут обозначать факт как пример повторяющегося

действия (С ним так бывает: остановится и задумается)

.

Глаголы НСВ отвечают на вопрос что делать? и не обозначают

законченного действия (читать) действия, достигшего определенного

предела (худеть).

Большинство непроизводных глаголов русского языка имеют характеристику НСВ (

читать, менять, кричать). Для образования от них глаголов СВ необходимо

прибавить приставку (читать ® пере-читать), приставку и суффикс

(менять ® с-мен-и-ть) или суффикс -ну- со значением

однократности (кричать ® крик-ну-ть).

Не происходит изменения видовой характеристики только у 17 глаголов

разнонаправленного движения при прибавлении к ним приставки с пространственным

значением, например: летать ® у-летать.

Два глагола, различающиеся только видовым значением (завершенность действия,

достижение действием предела), составляют видовую пару: делать

- сделать, читать - прочитать.

Некоторые глаголы имеют супплетивные (образованные от другой основы) видовые

пары: говорить - сказать. В некоторых случаях глаголы в видовой

паре внешне различаются только местом ударения (разрéзать -

разрезáть).

В русском языке есть двувидовые глаголы: значение вида они приобретают в

контексте. Это глаголы казнить, женить, крестить, обещать (Вчера он

наконец женился - СВ. - Он женился несколько раз - НСВ), глаголы на

-ировать: телеграфировать, оперировать (Ему еженедельно

телеграфировали об успехах предприятия - НСВ - Он решил телеграфировать

о своем приезде - СВ).

В русском языке есть глаголы, не участвующие в видообразовании, поскольку их

значение чуждо описанию протекания действия: они обозначают не действие, а факт

(стоить, иметь - НСВ) или моментальный переход из одного состояния в

другое (вскрикнуть, очнуться - СВ).

Время

В современном русском языке у глаголов различают три формы времени:

настоящее, прошедшее и будущее.

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое

происходило до момента речи, например: Пушкин перешагнул через

хребет столетия (Р. Гамзатов). Для образования прошедшего времени обычно

служит суффикс -л-, например: петь - пел, работать - работа

л. Но в некоторых случаях форма мужского рода прошедшего времени

образуется без суффикса -л- (нести - нес), а в форме женского и

среднего рода и в форме множественного числа этот суффикс появляется (нес

ла, несло, несли). У глаголов на -чь при

образовании формы прошедшего времени происходит чередование ч/г или

ч/к, например: стере-чь - стерег, пе-чь - пек.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе - по

родам.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое

происходит в момент речи, например: Я ищу встречи со всем, что было связано

с Блоком (К. Паустовский). Формы настоящего времени имеют только глаголы

несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: ид-у,

ид-ешь, ид-ет, ид-ем, ид-ете, ид-ут. Глаголы в настоящем времени изменяются

по лицам и числам.

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, которое произойдет

после момента речи, например: Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему

наш белый сад (С. Есенин). Будущее время имеет две формы: простую и

сложную. От глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний образуется

будущее простое (восстановлю), а от глаголов несовершенного вида -

будущее сложное (буду восстанавливать). Форма будущего сложного состоит

из двух слов: из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола

несовершенного вида.

Наклонение

Наклонение - непостоянный морфологический признак глагола, представленный

у спрягаемых форм глагола и выражающий противопоставлением форм изъявительного,

повелительного и сослагательного наклонения отношение действия к реальности.

Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем

или будущем. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам.

Средством выражения изъявительного наклонения являются показатели времени:

суффиксы -л- и -Ø- в прошедшем времени (нес-л-а, нес

-Ø-), личные окончания в настоящем и будущем времени (нес-у, буд-у

нести, принес-у).

Повелительное наклонение (императив) выражает побуждение к действию в

форме просьбы или приказа. Глагол в повелительном наклонении не изменяется по

временам.

Повелительное наклонение имеет следующие средства выражения: в 1 лице

представлена так называемая форма совместного действия (пойд-ем-те, давайте

пойдем), в форме 2 лица повелительное наклонение выражается

формообразующими суффиксами -и- (пиш-и-) или -Ø- (сядь

-Ø-), в 3 лице представлены составные формы с вспомогательными

элементами пусть, пускай, да (пусть идет / идут, да здравствует

).

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действие, возможное при

определенных условиях, а также само это условие. Условное наклонение образуется

присоединением к совпадающей с прошедшим временем форме частицы бы:

Если бы он пришел, мы пошли бы в кино.

Форма наклонения может иметь переносное употребление.

Изъявительное наклонение может употребляться в значении условного (Чего тебе

было надо? Взял да и ушел = Взял бы и ушел бы) или в значении

повелительного наклонения (Ну, пошли = Ну, пойдемте).

Повелительное наклонение может употребляться в значении изъявительного (А он

возьми да и скажи... = А он взял и сказал...) или в значении

условного (Приди он вовремя, ничего бы не случилось = Если бы он пришел

вовремя, ничего бы не случилось).

Условное наклонение может употребляться в значении изъявительного (Я хотел бы

вам сказать... = Я хочу вам сказать...) или в значении

повелительного (Сходил бы ты за хлебом = Сходи за хлебом).

Наречие

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия,

признака, состояния, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за исключение

качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу,

прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро

). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки

(существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски.

В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по

значению.

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков,

местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, налево - куда, сдуру

- почему, назло - затем, вчера - тогда.

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соответствии с

классификацией местоимений, например: там, туда, тогда - указательные,

где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду -

определительные и т. д.

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак - его

качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему,

пешком) и подразделяются на следующие разряды:

· качественные, или образа действия (как? каким

образом?): быстро, так, вдвоем;

· количественные, или меры и степени (в какой

мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию

обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

· места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

· времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;

· причины (почему?): сгоряча, почему, потому;

· цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость - это их

постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о / -е, образованные от

качественных прилагательных, имеют степени сравнения - сравнительную и

превосходную, например: (прыгнуть) далеко - дальше - более далеко -

дальше всех.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к

глаголу и отвечает на вопрос как? Она имеет две формы - простую и

составную. Простая форма образуется при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-,

-ше- от исходной формы наречий, от которой отбрасываются конечные

-о-(-е-), -ко-, например: легко - легче, тонко - тоньше, жарко - жарче,

близко - ближе.

Составная форма образуется с помощью слов более и менее, например: более

легко, более тонко, менее близко.

Превосходная степень наречий обозначает, что какой-то признак проявляется

в наибольшей степени, и имеет, как правило, составную форму, которая

представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и

местоимения всех (всего) или исходной формы наречия и слова наиболее,

например: (прыгнул) дальше всех, (написал) грамотнее всех, (осветить)

наиболее полно.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных

частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных

единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог

Предлог - это служебная часть речи, используемая как средство синтаксического

подчинения существительных (а так­же предметно-личных местоимений) другим

словам в словосо­четании и в предложении. Выражая синтаксические отноше­ния,

предлоги по значению сопоставимы с падежными оконча­ниями, поэтому выступают

с ними в едином комплексе, образуя целостную предложно-падежную конструкцию.

Некоторые предлоги сочетаются с несколькими падежами: в, на, о/об - с В.

п. и П. п.: идти в школу, работать в школе, смотреть на берег, стоять на

берегу, удариться о кресло, говорить о кресле; за и под - с В. п. и

Т. п.: спрятаться за дерево, стоять за деревом; нырнуть под воду,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11