бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Современный русский язык бесплатно рефераты

) и грубо-просторечных (ни кожи, ни рожи, показать кузькину мать, метать икру

). Эти специфические свойства фразеологических оборотов особенно ярко видны при

сравнении с общеупотребительными лексическими синонимами. Сравните:

погибнуть - сложить голову - сломать себе шею, обманывать - вводить в

заблуждение - водить за нос.

Во всех стилях речи широко используются и межстилевые фразеологические обороты с

«нулевой» окраской, такие, как со дня на день, тайное голосование

, сойти с ума.

Современные орфоэпические нормы

Владение нормами правильного произношения облегчает общение людей, дает

возможность вдуматься в содержание того, о чем говорят, не отвлекаясь на то,

как произносят те или иные слова. Произношение меняется от поколения к

поколению. Постоянные изменения в произношении ведут к наличию в орфоэпии

произносительных вариантов, которые чаще всего связаны с различными стилями

произношения.

Современные орфоэпические нормы представляют собой последовательную систему,

развивающуюся и совершенствующейся.

Орфоэпические нормы не являются чем-то застывшим, раз и навсегда

установленным и неизменным. Орфоэпическая норма – это нормативное

произношение и ударение.

Среди основных норм произношения выделяют:

· произношение безударных гласных.

· произношение безударных гласных и их сочетаний

· некоторых грамматических форм, н-р, окончание род. падежа ед.ч. –

ею, ою

Орфоэпические нормы связаны со звуковой стороной литературной речи. Орфоэпия

– правильная речь. Орфоэпия – это совокупность правил литературного

произношения звуков и звукосочетаний.

В зависимости от темпа речи различают стили произношения:

При медленном темпе речи – полный стиль:

- отчетливое произношение звуков,

- тщательная артикуляция,

- неотъемлемое условие ораторского искусства.

При быстром темпе речи – неполный стиль:

- менее отчетливое произношение звуков,

- сильное сокращение звуков, то есть редукция звуков.

Классификация стилей произношения в зависимости от стилистической

направленности и наличия или отсутствия экспрессивной окрашенности.

Стилистически не окрашен нейтральный стиль произношения.

Стилистически окрашены:

1. Высокий (книжный, академический) стиль;

2. Разговорный стиль.

Различные стили произношения приводят к наличию в орфоэпии произносительных

вариантов.

По нормам нейтрального стиля произношения оформлены слова нейтрального стиля.

Слова высокого стиля – по нормам высокого стиля произношения, слова

разговорные – по нормам разговорного стиля произношения. Различие между

стилями произношения может позволить некоторым нормам нейтрального стиля

иметь в высоком и разговорном стилях свои соответствия:

Высокий стиль [сонэт] – нейтральный стиль [сΛнэт].

Нейтральный стиль [кΛгда] – разговорный [кΛда].

Книжный стиль в орфоэпии называется высоким. Высокий стиль произношения

строго соблюдает орфоэпические нормы, не допускает произносительных

вариантов.

Разговорному стилю произношения свойственна:

а) сильная редукция гласных, а иногда даже пропуск слов.

[здрасте] – здравствуйте.

[здрасть] – здравствуйте.

б) более выраженное смягчение гласных.

[з΄в΄э΄р΄и] – звери.

[т΄в΄о΄рдый] – твердый.

Нейтральный стиль произношения является как бы промежуточным между книжным и

разговорным. Орфоэпические произносительные нормы свойственны нейтральному

стилю.

Предмет и принципы русской орфографии

Счетные существительные, как правило, изучающий систему правил

единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила.

Орфография состоит из нескольких разделов:

· написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок,

суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там,

где это не определено графикой;

· слитное, раздельное и дефисное написания;

· употребление прописных и строчных букв;

· правила переноса;

· правила графических сокращений слов.

Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами –

фонематическим, традиционным, фонетическим.

Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех

написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически

позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение

согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в

сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот

основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический,

морфологический.

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и

согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (сл

агать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ож

ог).

Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным

принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова

пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных

местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку

), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и

по-моему).

Употребление прописных и строчных букв регулируется

лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и

наименования (МГУ, Московский государственный университет), а также

первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной

буквы.

Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих

правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а

затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *

во-йна, *ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна

буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются:

кас-са.

Из истории русской орфографии

История письма на Руси неразрывно связана с историей христианства,

тысячелетие которого отмечалось в 1988.

За свою долгую историю русское письмо претерпело две реформы. Первая большая

реформа кириллицы была проведена Петром I, который специальным указом отменил

некоторые писавшиеся по традиции, но не нужные русскому письму буквы: w

(омега), y (пси), x (кси), S (зело) – раньше писали, например, не «псалтирь»,

а «yалтирь». Так появилась новая азбука, которую назвали «гражданицей», или

«гражданкой».

Вторая, и последняя, реформа русского письма произошла в 1917–1918. К началу ХХ

века в русском письме накопилось много устаревшего, отжившего, искусственного,

не связанного с фактами языка. Самым главным недостатком старой орфографии были

лишние буквы. Даже после Петровской реформы в дореволюционном алфавите было

больше букв, чем в современном: помимо тех, что еесть сейчас, в гражданице

использовались еще Реферат: Современный русский язык Они

передавали звуки, для обозначения которых в алфавите имелись и другие буквы;

буквами-дублетами были еРеферат: Современный русский язык

, иiРеферат: Современный русский язык ,

фРеферат: Современный русский язык .

Весь IX век был проникнут заботой педагогов об упрощении правописания: на

своих съездах они разрабатывали проекты желательных изменений орфографии. Но

особенно бурно борьба за упрощение орфографии развернулась в начале ХХ век, и

результатом этой борьбы было создание в 1904 в Петербурге при Императорской

Академии наук Комиссии по вопросу о русском правописании.

17 мая 1917 Министерство народного образования Временного правительства

издает циркуляр о введении нового правописания (в соответствии с проектом

1912) безотлагательно, с начала нового учебного года. Реформа осуществилась

только в 1917–1918, причем декретами советской власти был принят не проект

1904, разработанный с участием Ф.Ф. Фортунатова, а более осторожный,

урезанный вариант, принятый в мае 1917.

Дальнейшая история русского письма в 20 в. – это история попыток дальнейшего его

усовершенствования. В 1930-е годы неотложной задачей становится разработка

общеобязательного свода правил русского правописания. Было подготовлено 11

проектов свода, прежде чем в 1956 был принят окончательный вариант –

Правила русской орфографии и пунктуации, действующие до настоящего времени.

Морфология как учение о формообразовании

русского слова

Морфология – это, во-первых, уровень грамматической системы языка, на

котором реализуются закономерности грамматического поведения слов и правила

образования грамматических разновидностей слов – словоформ. Во-вторых,

морфологией принято называть раздел языкознания, изучающий грамматические

свойства слов и словоформ.

Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства

выражения грамматических значений, грамматические категории.

Грамматическое значение сопутствует лексическому значению слова.

Грамматическое значение - это отвлеченное (абстрактное) языковое значение,

выраженное формальными грамматическими средствами. Слово обычно имеет несколько

грамматических значений. Например, имя существительное волком в

предложении Я волком бы выгрыз бюрократизм (М.) выражает грамматические

значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа,

творительного падежа (значение сравнения: «подобно волку, как волк»).

Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется

категориальным (общекатегориальным); таковы значения предметности у имени

существительного, количественности у имени числительного и т. д.

Элементарные грамматические значения даны в противоставлениях друг другу.

Система противопоставлений значений временных форм образует грамматическую

категорию. Категорией может быть только такой набор значений, элементы

которого исключают друг друга, т.е. не могут одновременно характеризовать один

и тот же объект (это свойство можно сформулировать и по-другому: каждому

объекту в определенный момент можно приписать только одно значение из этого

набора). Так, свойством категориальности, или взаимоисключительности в

нормальном случае обладают значения физического возраста (человек не может быть

одновременно стариком и ребенком), пола, размера и многие другие. Напротив,

такие значения, как, например, цвет, не являются категориями: один и тот же

объект вполне может быть одновременно окрашен в разные цвета.

Необходимо, чтобы категория удовлетворяла второму свойству, т.е. свойству

обязательности. Так, в русском языке обязательной является, например,

категория времени глагола: всякая личная форма глагола в тексте выражает одно

из значений этой категории (либо прошедшее, либо настоящее, либо будущее

время), и не бывает такой личной формы глагола, о которой можно было бы

сказать, что она «никакого времени», т.е. не охарактеризована по времени в

грамматическом отношении.

Наряду с двумя указанными выше основными свойствами грамматические категории,

как правило, характеризуются и рядом дополнительных свойств. Область

применимости грамматической категории (т.е. множества тех слов, для которых

категория обязательна) должна быть достаточно велика и иметь естественные

границы (как правило, это крупные семантико-грамматические классы слов типа

существительных или глаголов или их подклассы типа переходных глаголов,

одушевленных существительных и т.п.). С другой стороны, число значений

грамматической категории (граммем), как правило, невелико, и они выражаются с

помощью небольшого числа регулярных показателей.

Под грамматической формой слова принято понимать целостную систему

формальных средств выражения его грамматического значения. Так, средствами

выражения числового значения у существительного являются в совокупности: 1)

окончания существительного: книга, книги; 2) показатели,

расположенные за пределами существительного, например окончания слов,

согласующихся по числу с этим существительным: ваша книга, ваши

книги.

Парадигма - система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по

присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для

существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения

слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения.

Парадигму нередко изображают в виде таблицы окончаний, служащих образцом для

словоизменения или формообразования данной части речи. Парадигмы делятся на

частные, или малые, состоящие из определённым образом организованных групп

форм, и полные, или большие, представляющие собой сумму частных парадигм. В

русском языке, например, полная парадигма прилагательных включает три парадигмы

единственного числа, одну - множественного числа, одну парадигму кратких форм и

формы степеней сравнения.

Части речи - это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не

однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и

немеждометные слова. Междометия - это неизменяемые слова,

обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп,

баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет).

Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами

в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и

пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и

служебные. Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова

могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных

формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для

передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К

служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение), союзы (

и, как будто, несмотря на то что), частицы (именно, только, вовсе не

).

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и

местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия,

отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки,

действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями

знаменательных слов в предложении (ср.: стол - он, удобный - такой, легко -

так, пять -— сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи -

местоимение.

В лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых

лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или

синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований.

Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных

лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных

школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет,

вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак,

итого) и некоторые другие слова.

Имя существительное

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи,

объединяющая слова, которые

· имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто?

или что?;

· бывают собственными или нарицательными, одушевленными или

неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для

большинства существительных) признаки числа и падежа;

· в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11