Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа 
только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как
их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного
восприятия младших школьников.
Выводы по 2 главе.
1. Обоснование необходимости использования пословиц и поговорок
в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К.Д.
Ушинского и Л.Н. Толстого и являются в наши дни методической основой их
использования.
2. Систематическая работа над смыслом пословиц и поговорок,
используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся,
воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.
3. Различные учебные пособия уделяют внимание вопросу изучения пословиц и
поговорок на уроках чтения и русского языка, но в разной степени.
4. Наиболее полно материалы для работы над формированием нравственных
качеств личности на материале пословиц и поговорок представлен в учебниках по
чтению (авторы Г.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова), по русскому
языку (автор Т.Г. Рамзаева) -традиционного курса обучения. В учебниках
чтения данной программы предусмотрены специальные уроки по данной теме с
последующей отработкой материала в ходе выполнения различных заданий к текстам.
5. В учебниках по чтению вариативной программы «Начальная школа сегодня
и завтра» (автор Л.А. Ефросинина), по русскому языку (авторы А.О.
Евдокимова, С.В. Иванова и другие) пословицы и поговорки представлены в
достаточном объёме. И хотя структура учебников по этой программе значительно
отличается от традиционной, вопросу изучения пословиц и поговорок, употреблению
их в разговорной речи, нравственному воспитанию учащихся уделено большое
внимание.
6. Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками
на уроках чтения и по традиционной, и по вариативной программам является
работа над смыслом, т.е. восприятием обобщённо - метафорического образа, в
них заключённого, и конкретизация его на основе имеющегося у школьников
жизненного и читательского опыта.
7. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей
, с постепенным наращиванием трудности заданий и доли
самостоятель-ности в их решении.
8. Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами
и поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее эффективной
для формирования нравственных качеств каждого ребёнка.
Заключение.
Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную
ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и
методами работы с ними на уроках чтения и русского языка в начальных классах,
можно сделать следующие выводы:
1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует
ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что
имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.
2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя
многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их
использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала
гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир
общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.
3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании
пословиц и поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе,
проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности,
нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия
учащихся подтвердилась.
4. Содержание различных учебных программ по чтению и русскому языку
позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и поговорками.
Наиболее соответствуют этой задаче традиционные учебники по чтению (авторы
М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор
Т.Г.Рамзаева); учебники по чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку
(авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса
развивающего обучения «Начальная школа сегодня и завтра».
5. Несмотря на давние традиции, методически вопрос работы с
пословицами и поговорками на уроках чтения и русского языка разработан
недостаточно и в традиционной программе, и в программах развивающего
обучения. В школах преобладает работа над смысловым содержанием пословиц и
поговорок, в большей степени на уроках чтения и в меньшей степени на уроках
русского языка и других, недостаточно отрабатывается навык использования
этого жанра в речи учащихся.
6. Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и поговорками
поможет введение в практику работы учителей разнообразных приёмов и
методов работы, учёт возрастных особенностей детей, постепенное
увеличение доли самостоятельности, использование сборников
пословиц и поговорок русского народа. Это позволит сделать работу более
увлекательной для детей и повысит уровень усвоения материала по данной теме,
повысить воспитательные возможности пословиц и поговорок.
7. Мы думаем, что возможности этого учебного материала ещё не исчерпаны, так
как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь
пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное
народное конечное суждение». (12, с.8).
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.,
1988. – С.200.
3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические
исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.-
№9.-С.54-56.
5. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф.
Виноградовой и Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1998. – С.240.
6. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е.
Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1999. – С.320.
7. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е.
Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2000. – С.384.
8. Беседы с учителем. Четвёртый класс начальной школы. Под ред. Л.Е.
Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2001. – С.480.
9. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.-
1994.-№3.- С.12.
10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.
11. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3,
С.68 - 69.
12. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.:
Просвещение, 1963 г. – С.120 .
13. Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер. с
анг. А.Д. Шмелёва.-М.: языки славянской культуры, 2001,С.287.
14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, С.320.
15. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа... - М.: Просвещение, 1993.
– С.142
16. Голованова Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь» для
начальной школы. // Начальная школа, 1993, № 7, С. 7 - 15.
17. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн.
Кн.1.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.224.
18. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн.
Кн.1.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.254.
19. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн.
Кн.2.Ч.1.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.
20. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн.
Кн.2.Ч.2.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.
21. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн.
Кн.3.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.255.
22. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн.
Кн.3.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.208.
23.
Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Русский язык: учеб.–тетр. для 1 кл. четырёхлет.
нач. шк. – М.: Просвещение, 2000.-С.127.
24. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН,
2003, - С.616 .
25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
26. Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А., Журова Л.Е. Чтение и письмо. Учебник
для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. (2 полугодие).- М.: Вентана – Граф, 1998.-
С.224.
27. Евдокимова А.О., Журова Л.Е. и др. Грамота. Учебник для 1 кл.
четырёхлетней нач. шк. - М.: Вентана – Граф, 1998.- С.192.
28. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.136.
29. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.136.
30. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.160.
31. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.160.
32. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн. нач.
шк.: В 2 ч. Ч.1-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.168.
33. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн. нач.
шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.192.
34. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая
тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.
35. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая
тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.
36. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160
37. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160.
38. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая
тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.
39. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая
тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.
40. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160
41. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160
42. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая
тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.
43. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.: Рабочая
тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.
44. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.
четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2001.-С.144.
45. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.
четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.2.- М.: Вентана – Граф, 2001.-С.144.
46. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника
устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.-2000.-№5.-
С.20-22.
47. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе:
Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.
48. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на
конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития
русистики». М., 1991.- С.246.
49. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. // Начальная школа,
1997 г., №7,С.39-40.
50. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Орфографическая тетрадь для 2 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.80.
51. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 3 кл. четырёхлетн.
нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.
52. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 3 кл. четырёхлетн.
нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.
53. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 4 кл. четырёхлетн.
нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.
54. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 4 кл. четырёхлетн.
нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.
55. Культура. Филология. Методика: сборник трудов в честь 60-летия доктора
педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой литературы и фольклора
СГПУ Г.С. Меркина.- Смоленск: СГПУ, 2000. –С.220.
56. Левин Ю.И. Провербиальное пространство. Паремиологические исследования.
М.: «Наука», 1984.- С.424.
57. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.- С.254.
58. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:
Дрофа, 2001.- С.208.
59. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:
Дрофа, 2002.- С.256.
60. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:
Дрофа, 2003.- С. 256.
61. Славяне. Письменность и культура: материалы научной конференции,
посвящённой Дню славянской письменности и культуры (Смоленск, 24 мая 2001
года).- Смоленск: СГПУ, 2002.- С.290.
62. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. Отв. ред.
А.А. Уфимцева; АН СССР, Ин-т языкознания.-М.: Наука, 1986.- С. 141.
63. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863.
Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665.
64. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991
г., № 7, с. 44.
65. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6.-С.664.
66. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. // Начальная
школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19.
67. Шестые Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и
сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете современных
лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики. Смоленск, 20-21 мая
2003 года. – Смоленкс: СГПУ, 2003.- С.168.
Приложение 1.
Фрагмент конспекта урока чтения
по традиционной системе во 2 классе
на тему: «Загадки, пословицы, поговорки». (17, с.15-18).
Цели: 1) продолжить работу над жанрами устного народного творчества;
учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках;
работать над формированием нравственных ценностей у детей;
2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать;
3) приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру общения.
Ход фрагмента урока:
1. Работа с пословицами:
1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и
поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли – на всякие переживания даст
разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает,
когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из
далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен
народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают
оценить свои поступки и действия других людей».
2) Чтение пословиц:
(прочитав пословицу учитель спрашивает детей)
Беседа: - Понравилась ли вам пословица?
Создание - Мне она тоже очень понравилась. Вот только, я не поняла,
проблемной почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица -
ситуации: ягодка»? Что значит слово «цветок»?
(У растений появляются красивые цветы.)
- Значит поговорка это что-то красивое?
- А, можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из него вырастет плод?
(Нет.)
Микро-вывод: - Вот и поговорка красива, прекрасна, но ещё не совсем
завершённая мысль.
- О пословице сказано, что она ягодка. А что значит слово «ягодка»? (Ягодка –
это плоды земляники, смородины)
Микро-вывод: - А раз ягода – это плод, а плоды мы с вами употребляем в
пищу, это не просто красиво и вкусно, это ещё и полезно.
- Давайте прочитаем ещё несколько определений пословицы, которые ей дал сам
народ.
- Как вы думаете, почему «пословица недаром молвится»? (Она нужна людям. Она
помогает понять главное. В ней есть оценка хорошему и плохому.)
Работа с - Тематика пословиц разнообразна. Мы с вами разберём толь-
учебником: ко несколько разделов.
а) – Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух хорошо читающим учеником).
- Как вы понимаете эти пословицы? (Нужно защищать свою Родину. Наши деды
отдавали жизнь за Родину).
- Согласны ли вы с этими пословицами?
- Когда может употребляться каждая из них? (Когда говорят о смелых и
решительных людях, которые любят сою Родину, как родную мать).
- Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли? (Я родился в
деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню).
б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа).
- Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг – это человек, который
тебя понимает, поддерживает в трудную ми-нуту, помогает).
в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии.
(аналогичная работа).
- Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям, друзьям? Как? (Я
помогаю маме – мою посуду, подметаю пол. Когда меня о чём-то просят старшие,
то я всегда стараюсь сделать это как можно лучше).
- Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в учебнике умению и
трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни людей. Труд всегда ценили. И наши
родители работают).
г) – Прочитайте пословицы о лени и нерадивости.
(аналогичная работа).
- Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не хочет делать, не помогает
маме и папе, а всё время играет или смотрит телевизор).
д) – Прочитайте пословицы о природе (аналогичная работа).
Слово учителя: - Послушайте, что сказал великий писатель М.А. Шолохов о
пословицах: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их
тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного
поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой
полёт эта крылатая мудрость. Из бездны времён дошли до нас. радость и страдания
людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда,
честность и обман, трудолюбие и лень.».
Приложение 2.
Фрагмент конспекта урока чтения
по традиционной системе во 2 классе
на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа».
Урок 1. (17, с.43-50).
Цели: 1) обобщить знания о пословицах и поговорках русского народа,
продолжить формирование нравственных ценностей у детей;
2) развивать литературный вкус и логическое мышление;
3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа.
Ход фрагмента урока:
1. Игра «Собери пословицу».
- Восстановите исходный текст.
на доске: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.
(Записываем версии детей:
Не изба, а красна углами, красна пирогами.
Не пирогами изба красна, а углами.
Не красна изба углами, а красна пирогами – исходная пословица. Не отбрасываем
ни один из полученных вариантов, обсуждаем каждый из них.)
- Почему именно третий вариант остался в памяти народной?
- Как вы понимаете слово «красна»? (Это значит красивая. Приятно
придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят чем-нибудь. Мы должны
быть гостеприимными хозяевами. Важен не внешний вид, а то как тебя встретят).
- Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить за
стол, поставить угощение).
- Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек, который любит
принимать у себя своих друзей, знакомых, всегда рад приходу гостей).
2. Игра «Закончи пословицу».
- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.
Кто много читает. (тот много знает).
- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем
больше мы будем знать).
- Когда так говорят?
Мир освещается солнцем. (а человек знанием).
Труд человека кормит. (а лень портит).
Повторенье - . (мать ученья).
Не спеши языком. (торопись делом).
- Какая из пословиц понравилась и почему?
- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).
- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим,
настоящим учёным).
3. Игра «Назови пословицу».
- Восстановите пословицу по этим словам (слова на табличках).
Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров).
- Как вы понимаете пословицу? (Чем дальше идёт время, тем больше трудностей
возникает, из которых нелегко найти выход).
Дело – мастер (Дело мастера боится).
Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья).
Дело – потеха (Делу – время, потехе – час).
Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом).
- Придумайте свою историю к одной из пословиц. («Делу – время, потехе
- час». Вчера мы с мамой делали уборку на улице вокруг нашего дома. Мы
собирали мусор, ветки, старые листья. Когда мы закончили уборку, то пошли
домой смотреть телевизор).
(Выступает 2-3 ученика).
4. Игра «Найди лишнюю пословицу».
на доске: Хвастать – не косить, спина не болит.
Не спеши языком – торопись делом.
Язык до Киева доведёт.
От слова до дела сто перегонов.
(Суть первой, второй и четвёртой пословиц сводится к тому, что не всегда
слова совпадают с делами, следовательно, лишней является третья пословица).
5. Обобщение. Подведение итогов.
Приложение 3.
Фрагмент конспекта урока чтения
по традиционной системе во 2 классе
на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа».
Урок 2. (17, с.43-50).
Цели: продолжить формирование нравственных качеств личности, развивать
умение работать в коллективе; выяснять сущности пословиц, их воспитательную
направленность.
Ход фрагмента урока:
Занятие начинается с выяснения сущности пословиц как законченной мысли,
выраженной в лаконичной, сжатой речевой форме.
1. Повторение.
а) - Вспомните как можно больше пословиц.
(Все перечисленные учениками пословицы выписываются на доске и
пронумеровываются).
б) Разбиение класса на группы по трое, четверо (по желанию).
2. Работа в группах.
- Задание: распределите пословицы по группам, в
зависимости от их тематики, подготовьтесь объяснить смысл каждой пословицы.
(Пока дети работают - учитель наблюдает, а ассистент – записывает все
пословицы названные детьми на заранее подготовленные лепестки ромашки).
3. Подведение итогов.
Выступление следует после 6-7 минут подготовки. Дети называют раздел и номера
пословиц, которые вошли в этот раздел (при этом ничего не объясняя).
Остальные в это время фиксируют ответы своих товарищей. Анализ этой работы
будет проведён после игры «Ромашка».
4. Игра «Ромашка».
- Правила игры: срываете лепесток, читаете и объясняете смысл пословицы.
Анализ: - Были ли ошибки в определении тематики пословиц?
- Какие?
- Почему вы так решили?
5. Обобщение. Подведение итогов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|