Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа
Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа
Смоленский государственный педагогический
университет
Кафедра начального образования русского языка и методики его
преподавания в начальных классах
Выпускная квалификационная работа
по русскому языку с методикой его преподавания
студентки 6 курса, 462 группы
форма обучения заочная
Ермаковой Оксаны Николаевны
Тема: «Система ценностей
в пословицах и поговорках русского народа
и её отражение в УМК начальных классов».
Научный руководитель:
доцент
Меркин Борис Геннадьевич.
Смоленск – 2004.
План:
Введение.
Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей в жизни ребёнка
на основе пословиц и поговорок русского народа.
.
. .
. .
. .
.
1.1. Понятие об аксиологии.
1.2. В.И.Даль «Пословицы русского народа» разделы: «Добро – милость
– зло», «Родина – чужбина», «Друг – недруг», «Работа – праздность».
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Экспериментальное исследование дидактических условий эффективного
формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок русского
народа.
2.1 Состояние проблемы исследования в школьной практике.
2.2. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного
чтения и русского языка по традиционной системе.
2.3. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного
чтения и русского языка по программе «Начальная школа сегодня и завтра».
2.4. Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками как
материале, формирующем систему ценностей школьников.
Выводы по 2 главе.
Заключение.
Список изученной литературы.
Приложение.
Введение.
В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к
сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать
систему ценностей младших школьников.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором
мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более
решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение
планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого
порядка".(14,с.74). Сперри обосновал необходимость создания аксиологической
науки, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих целостное
благополучное существование человека и мира. Более того, он доказал в ученом
мире положение, что только ценностный подход - только создание новых этико-
моральных ценностей - способен свести все научные знания к единственной
"теории всего".
Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры,
помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.
Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные
моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном.
Ценности придают смысл человеческой жизни.
Термин «аксиология» - вошёл в оборот в начале века. Авторство принадлежит
П. Лапи и Э. Гартману, они обозначили им новый и ставший самостоятельным
раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. В России вплоть до
начала 60-х годов аксиология находилась под официальным запретом как
буржуазная “лженаука”. В 1960 г. была опубликована монография В.П. Тугаринова
“О ценностях жизни и культуры”, положившая начало разработке основных
аксиологических понятий. Затем появились десятки статей на эту тему и работы:
Василенко В.А. «Ценность и оценка», Дробницкий О.Г. «Мир оживших предметов.
Проблема ценности и марксистская философия», Столович Л.Н. «Природа
эстетической ценности» и другие. "Ценность - это реальный ориентир
человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки
людей", - писал российский философ И.Т. Фролов. А потому, представляет
важность и интерес изучать " аксиологию - науку о ценностях жизни и
человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации".
Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом
характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к
моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой
культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении
достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм
нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между
людьми – всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах
и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-
этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер
народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы
впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее
восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется
в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны,
ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296).
Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу - родной
язык, остались бессмертными».
«Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и
поговорки.Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом
народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила
и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью,
праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его
размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его
трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66, с. 17). Слова А. Н.
Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это
народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной
психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения,
передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных
ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих
произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может
дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом
себе.
Мы в своей работе попробуем рассмотреть систему ценностей через пословицы и
поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на
уровень воспитанности младших школьников в процессе обучения их на уроках
литературного чтения и русского языка. Поэтому актуальность выбранной
нами темы обусловлена следующими моментами:
- недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок
как литературного жанра на воспитание ребёнка;
- значением изучения пословиц и поговорок для интеллектуального
и нравственного уровня младших школьников;
- низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном
обществе.
Использование пословиц и поговорок в обучении имеет давнюю историю, и
обращение к ним современного учителя было бы делом далеко небесполезным. В
этой истории значительное место занимает Ф. И. Буслаев, который в своей
работе «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) изучение пословиц и
поговорок выделял в качестве самостоятельного вопроса. Актуальным и ценным
является методический подход выдающегося учёного.
Что же представляют собой пословицы и поговорки как учебный материал?
Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял
этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи,
иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь».(1, с.18).
Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без
притчи, без суждения, заключения, применения» (1, с. 20).
Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его
деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём
имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в
пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с
иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя,
пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - работа над пословицами и поговорками, формирующими
систему ценностей в жизни каждого ребёнка на уроках литературного чтения и
русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования – мы, считаем возможным, предположить, что
благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в начальной школе,
возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же
добросовестности и трудолюбия учащихся младших классов.
Целью данного исследования является обобщение сведений,
накопленных наукой в изучении системы ценностей на основе пословиц и поговорок;
необходимость рассмотреть пословицы и поговорки как воспитательное явление,
показать их отношение к исторической и социальной действительности, их
воспитательную значимость.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
- изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;
- выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок;
- выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом;
- показать дидактический аспект работы над пословицами и поговорками на
уроках чтения и русского языка в начальной школе.
Важнейшие источники исследования:
1. литература по вопросам теории и методике проблемы;
2. работы учащихся;
3. опыт учителей, методистов, описанный в литературе, периодической печати.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана
программа исследования, которая включала следующие методы
исследования:
- наблюдение за учебным процессом;
- изучение состояния проблемы в опыте учителей;
- сравнение, сопоставление, анализ учебно-методической литературы
и экспериментально полученные данные по проблеме исследования,
- изучение результатов деятельности,
- протоколирование фрагментов уроков,
- интерпретация полученных данных в методические рекомендации.
Практическая значимость исследования: разработанные методические советы
формирующие систему ценностей ребёнка в работе с пословицами и поговорками на
уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе. Теоретические
выводы могут быть использованы в практике работы начальной школы.
Объём и структура работы: работа состоит из «введения», двух глав,
заключения, списка изученной литературы, приложения. Объём 71 стр. печатного
текста.
Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей в жизни ребёнка
на основе пословиц и поговорок русского народа.
1.1. Понятие об аксиологии.
Этнографы, этнопсихологи говорят об устойчивых особенностях национального
поведения, не подверженных господствующим в тот или иной исторический период
идеологии, политическому устройству, о неизменности определяющих духовную
жизнь нации археотипов – способах связи образов, лежащих в основе творческого
понимания мира и передающихся из поколения в поколение. Своеобразие и
стабильность менталитета той или иной нации, этническая доминанта, по
выражению Л.Н. Гумилёва, базируется на некоей совокупности национальных
ценностей, ориентация на которые определяет вектор поведения людей в ситуации
исторического выбора. Ценность – это понятие, используемое в гуманитарных
науках для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных
идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие как эталон
должного.
Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом,
и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.
Н.О. Лосский.
Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким,
каким он является сам по себе, а знание объекта для человека, для
удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей
жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика
человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью
является для человека всё, что имеет для него определённую значимость,
личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт
о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и
ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаём и отрицаем. Такие ценности могут
иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно-исторический, т.е. быть
значимым для отдельной человеческой общности в определённый период её
исторического развития.
Основные свойства ценностей и ценностных отношений по концепции профессора
Г.П. Выжлецова:
"1) Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают в
себя... желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным
стремлением;
2) ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы
и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности любого
уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом,
включая, как говорил П.А. Флоренский, в это единство человечности весь мир;
3) ценностные отношения являются для людей не внешними и принудительными, а
внутренними и ненасильственными;
4) подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством, нельзя
завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо так же,
как власть или богатство".(13, с.17)
Г.П. Выжлецов считает, что ценности выражают определенные типы отношений
между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют, не отчуждают
человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют
людей в общности, такие, как семья, народность, нация, общество в целом,
включая, как говорил Флоренский, в это единство человечности весь мир.
Характер базовых ценностей, присущих той или иной нации, складывается в
течение длительного времени и зависит от многих факторов. Во-первых, это
природные характеристики той территории, на которой нация сформировалась, для
России – это фактор огромного пространства суровой северной страны. В начале
19 века П.Я. Чаадаев писал: «Есть один факт, который властно господствует над
нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу
историю, который содержит в себе, так сказать всю её философию, который
проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер,
который является в одно и то же время и существенным элементом нашего
политического величия и истиной нашего умственного бессилия: это факт
географический».(67, с.48). Во-вторых, сама история существования русского
государства, многонациональный состав его населения и постоянная
необходимость обороны от внешних врагов. В-третьих, преимущественный характер
хозяйственной деятельности русских (исконно Россия – аграрная цивилизация) и
сложившийся на основе этой деятельности тип жизнеустройства. В-четвёртых,
историческая роль государства, его патерналистский характер, обусловленный
необходимостью обеспечить выживание каждого человека в суровых природных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|