бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа бесплатно рефераты

Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа

Смоленский государственный педагогический

университет

Кафедра начального образования русского языка и методики его

преподавания в начальных классах

Выпускная квалификационная работа

по русскому языку с методикой его преподавания

студентки 6 курса, 462 группы

форма обучения заочная

Ермаковой Оксаны Николаевны

Тема: «Система ценностей

в пословицах и поговорках русского народа

и её отражение в УМК начальных классов».

Научный руководитель:

доцент

Меркин Борис Геннадьевич.

Смоленск – 2004.

План:

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей в жизни ребёнка

на основе пословиц и поговорок русского народа.

.

. .

. .

. .

.

1.1. Понятие об аксиологии.

1.2. В.И.Даль «Пословицы русского народа» разделы: «Добро – милость

– зло», «Родина – чужбина», «Друг – недруг», «Работа – праздность».

Выводы по 1 главе.

Глава 2. Экспериментальное исследование дидактических условий эффективного

формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок русского

народа.

2.1 Состояние проблемы исследования в школьной практике.

2.2. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного

чтения и русского языка по традиционной системе.

2.3. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного

чтения и русского языка по программе «Начальная школа сегодня и завтра».

2.4. Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками как

материале, формирующем систему ценностей школьников.

Выводы по 2 главе.

Заключение.

Список изученной литературы.

Приложение.

Введение.

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к

сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать

систему ценностей младших школьников.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором

мы живем, движим не толь­ко бессознательными силами, но также, - и в более

решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение

планеты становит­ся, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого

порядка".(14,с.74). Сперри обосновал необходимость создания аксиологической

науки, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечи­вающих целостное

благополучное существование человека и мира. Более того, он доказал в ученом

мире положение, что только ценностный подход - только создание новых этико-

моральных ценностей - способен свести все научные знания к единственной

"теории всего".

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры,

помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.

Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные

моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Ценности придают смысл человеческой жизни.

Термин «аксиология» - вошёл в оборот в начале века. Авторство принадлежит

П. Лапи и Э. Гартману, они обозначили им новый и ставший самостоятельным

раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. В России вплоть до

начала 60-х годов аксиология находилась под официальным запретом как

буржуазная “лженаука”. В 1960 г. была опубликована монография В.П. Тугаринова

“О ценностях жизни и культуры”, положившая начало разработке основных

аксиологических понятий. Затем появились десятки статей на эту тему и работы:

Василенко В.А. «Ценность и оценка», Дробницкий О.Г. «Мир оживших предметов.

Проблема ценности и марксистская философия», Столович Л.Н. «Природа

эстетической ценности» и другие. "Ценность - это реальный ориентир

челове­ческого поведения, формирующий жизненные и практические установки

людей", - писал российский философ И.Т. Фролов. А потому, представляет

важность и интерес изучать " аксиологию - науку о цен­ностях жизни и

человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации".

Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом

характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к

моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой

культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении

достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм

нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между

людьми – всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах

и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-

этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.

Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер

народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы

впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее

восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется

в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны,

ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296).

Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу - родной

язык, остались бессмертными».

«Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и

поговорки.Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом

народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила

и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью,

праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его

размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его

трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66, с. 17). Слова А. Н.

Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это

народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной

психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения,

передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных

ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих

произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может

дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом

себе.

Мы в своей работе попробуем рассмотреть систему ценностей через пословицы и

поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на

уровень воспитанности младших школьников в процессе обучения их на уроках

литературного чтения и русского языка. Поэтому актуальность выбранной

нами темы обусловлена следующими моментами:

- недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок

как литературного жанра на воспитание ребёнка;

- значением изучения пословиц и поговорок для интеллектуального

и нравственного уровня младших школьников;

- низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном

обществе.

Использование пословиц и поговорок в обучении имеет давнюю историю, и

обращение к ним современного учителя было бы делом далеко небесполезным. В

этой истории значительное место занимает Ф. И. Буслаев, который в своей

работе «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) изучение пословиц и

поговорок выделял в качестве самостоятельного вопроса. Актуальным и ценным

является методический подход выдающегося учёного.

Что же представляют собой пословицы и поговорки как учебный материал?

Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял

этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи,

иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь».(1, с.18).

Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без

притчи, без суждения, заключения, применения» (1, с. 20).

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его

деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём

имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в

пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с

иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя,

пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования - работа над пословицами и поговорками, формирующими

систему ценностей в жизни каждого ребёнка на уроках литературного чтения и

русского языка в начальной школе.

Гипотеза исследования – мы, считаем возможным, предположить, что

благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в начальной школе,

возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же

добросовестности и трудолюбия учащихся младших классов.

Целью данного исследования является обобщение сведений,

накопленных наукой в изучении системы ценностей на основе пословиц и поговорок;

необходимость рассмотреть пословицы и поговорки как воспитательное явление,

показать их отношение к исторической и социальной действительности, их

воспитательную значимость.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:

- изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;

- выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок;

- выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом;

- показать дидактический аспект работы над пословицами и поговорками на

уроках чтения и русского языка в начальной школе.

Важнейшие источники исследования:

1. литература по вопросам теории и методике проблемы;

2. работы учащихся;

3. опыт учителей, методистов, описанный в литературе, периодической печати.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана

программа исследования, которая включала следующие методы

исследования:

- наблюдение за учебным процессом;

- изучение состояния проблемы в опыте учителей;

- сравнение, сопоставление, анализ учебно-методической литературы

и экспериментально полученные данные по проблеме исследования,

- изучение результатов деятельности,

- протоколирование фрагментов уроков,

- интерпретация полученных данных в методические рекомендации.

Практическая значимость исследования: разработанные методические советы

формирующие систему ценностей ребёнка в работе с пословицами и поговорками на

уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе. Теоретические

выводы могут быть использованы в практике работы начальной школы.

Объём и структура работы: работа состоит из «введения», двух глав,

заключения, списка изученной литературы, приложения. Объём 71 стр. печатного

текста.

Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей в жизни ребёнка

на основе пословиц и поговорок русского народа.

1.1. Понятие об аксиологии.

Этнографы, этнопсихологи говорят об устойчивых особенностях национального

поведения, не подверженных господствующим в тот или иной исторический период

идеологии, политическому устройству, о неизменности определяющих духовную

жизнь нации археотипов – способах связи образов, лежащих в основе творческого

понимания мира и передающихся из поколения в поколение. Своеобразие и

стабильность менталитета той или иной нации, этническая доминанта, по

выражению Л.Н. Гумилёва, базируется на некоей совокупности национальных

ценностей, ориентация на которые определяет вектор поведения людей в ситуации

исторического выбора. Ценность – это понятие, используемое в гуманитарных

науках для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных

идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие как эталон

должного.

Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом,

и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.

Н.О. Лосский.

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким,

каким он является сам по себе, а знание объекта для человека, для

удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей

жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика

человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью

является для человека всё, что имеет для него определённую значимость,

личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт

о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и

ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаём и отрицаем. Такие ценности могут

иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно-исторический, т.е. быть

значимым для отдельной человеческой общности в определённый период её

исторического развития.

Основные свойства ценностей и ценностных отноше­ний по концепции профессора

Г.П. Выжлецова:

"1) Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают в

себя... желаемое, связанное с доб­ровольным, свободным выбором, душевным

стремлением;

2) ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы

и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности любого

уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом,

включая, как говорил П.А. Флоренский, в это единство человечнос­ти весь мир;

3) ценностные отношения являются для людей не внешними и принудительными, а

внутренними и ненасильственными;

4) подлинными цен­ностями, например, совестью, любовью или мужеством, нельзя

завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо так же,

как власть или богатство".(13, с.17)

Г.П. Выжлецов считает, что ценности выражают определенные типы отношений

между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют, не отчуждают

человека от других людей, от природы и от самого себя, а напротив, объединяют

людей в общности, такие, как семья, народность, нация, общество в целом,

включая, как говорил Флоренский, в это единство человечности весь мир.

Характер базовых ценностей, присущих той или иной нации, складывается в

течение длительного времени и зависит от многих факторов. Во-первых, это

природные характеристики той территории, на которой нация сформировалась, для

России – это фактор огромного пространства суровой северной страны. В начале

19 века П.Я. Чаадаев писал: «Есть один факт, который властно господствует над

нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу

историю, который содержит в себе, так сказать всю её философию, который

проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер,

который является в одно и то же время и существенным элементом нашего

политического величия и истиной нашего умственного бессилия: это факт

географический».(67, с.48). Во-вторых, сама история существования русского

государства, многонациональный состав его населения и постоянная

необходимость обороны от внешних врагов. В-третьих, преимущественный характер

хозяйственной деятельности русских (исконно Россия – аграрная цивилизация) и

сложившийся на основе этой деятельности тип жизнеустройства. В-четвёртых,

историческая роль государства, его патерналистский характер, обусловленный

необходимостью обеспечить выживание каждого человека в суровых природных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7