бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа бесплатно рефераты

свидетельствует об одностороннем понимании роли пословиц и поговорок.

Вызывают тревогу ответы некоторых учителей, отрицающих необходимость

использования в речи пословиц современным человеком: «Это совершенно ненужное

занятие». Не в этом ли одна из причин появления и распространения нецензурных

выражений, «заменивших» краткую и точную пословицу? Радует, что такие ответы

единичны. Многие педагоги считают, что тематику пословиц нужно разнообразить,

добавив такие темы, как «добро», «справедливость», «здоровье». Существенное

место в работе над формированием нравственных ценностей на материале пословиц

и поговорок отвели учителя УМК по традиционной системе и УМК «Начальная школа

сегодня и завтра». Ответы учащихся обнадёживают, для них значимы понятия:

доброта, Родина, дружба. Многие учащиеся хотели бы сформировать у себя такие

качества личности, как – правдивость, доброта, справедливость, честность и

т.д. Дети понимают, какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что

поступать нужно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Высока

себестоимость понятия «Родина», все понимают, что в будущем наша задача не

только любить её, но и защищать. Трудолюбие, отмечают как положительное

качество личности, которое помогает человеку жить в обществе. Ребята понимают

назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи, что подтверждает

слова К.Д. Ушинского: «Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к

жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в

душе ребёнка». (65, с.297-298).

Отсюда напрашиваются выводы: необходимо возродить былое значение пословиц и

поговорок. Обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их

нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка. В связи с

этим мы решили проанализировать УМК по традиционной системе и УМК «Начальная

школа сегодня и завтра» – учебники по чтению и русскому языку.

2.2. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках

литературного чтения и русского языка по традиционной системе.

В объяснительной записке к программе «Литературное чтение в начальных классах»

говорится, что «...новый курс призван ввести ребёнка в мир художественной

литературы и помочь ему осмыслить специфику словесного искусства, его

образность». Под эту программу был разработан цикл новых учебников по чтению, в

котором достаточно широко представлены пословицы и поговорки. Среди этих

учебников, их три, книга первая - это окно в мир для первоклассников. Первым

разделом является раздел «Устное народное творчество». Изучение раздела

предусмотрено на четырнадцати уроках 2 класса (1 - 4). Специальный урок

отводится на изучение темы «Пословицы и поговорки», как особого жанра в разделе

«Устное народное творчество». В учебнике предложена тематическая классификация

пословиц, как более простая и доступная младшему школьнику. Пословицы и

поговорки представлены в пяти тематических группах: о Родине, об умении и

трудолюбии, о лени и нерадивости, о дружбе, о природе. Эти 5 подборок позволяют

показать детям, что каждая из пословиц и поговорок может быть отнесена к

определённой теме, состав отобранных пословиц позволяет организовать работу над

такими понятиями, как отличительные черты пословиц и поговорок, их образный

строй, смысловая направленность, художественные особенности. Пословицы и

поговорки вынесены на форзац учебника, как материал активизирующий внимание и

умственную деятельность учащихся. В учебнике тщательно подобраны пословицы и

поговорки к текстам, которые отражают или основную мысль произведения,

например: рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» - «Кто родителей

почитает, тот во век не погибает», русская народная сказка «Петушок и бобовое

зёрнышко» - «Друзья познаются в беде», «Доброе братство дороже богатства»; или

характер героев, например: русская народная сказка «Лиса и тетерев» - «На

языке медок, а на уме ледок», нанайская сказка «Айога» - «Личиком беленек, да

душой черенек». Это помогает формированию такого важного навыка как умения

применять пословицу или поговорку в нужном месте в соответствии с определённой

ситуацией. Прочитав пословицу или поговорку дети объясняют почему она подходит

к произведению, учатся осмысливать содержание, а так же формируют умение

использовать их в разговорной речи. В обобщающих вопросах так же множество

заданий направленных на работу с пословицами и поговорками, например:

1. Как ты понимаешь пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»?

Вспомни случай, когда можно было бы её употребить. (17, с.18)

2. Пословицы «рассыпались». Собери их. (17, с.45)

3. Прочитай рассказы Л.Н. Толстого. В чём смысл каждого рассказа и как он

отражён в пословице? (17, с.45-46)

4. Знаешь ли ты поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? как ты думаешь,

откуда она появилась? (17, с.120)

5. Выпиши в свою тетрадь слова из басен И.А. Крылова, которые употребляются

как пословицы. Приведи примеры из жизни, когда можно употребить эти пословицы

(17, с.122)

6. К какому произведению А.Л. Барто подходит пословица: «Ласковое слово – что

вешний день»? (17, с.218)

7.С какими произведениями можно соотнести следующие пословицы:

Вежливости открываются все двери.

Красив тот, кто красиво поступает.

Словами и туда и сюда, а делами – никуда.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Остёр на язык, а к делу не привык. (18, с.34)

Аналогичная работа предусмотрена и в учебнике «Родная речь» книга 2. Хотя

количество пословиц и поговорок несколько уменьшается, но их количество

достаточно для проведения полноценной работы над ними. Они снова вынесены на

форзац учебника, но отдельно вынесенного этого жанра «Устное народное

творчество» - нет. В этом классе работа с пословицами и поговорками

проводится в основном на уроках обобщения и закрепления по изученным

разделам, например:

1. Найди в сказке «Мороз Иванович» пословицу и объясни, как ты её понимаешь.

2. Можно ли поговорку «хвастовство само себя наказывает» соотнести с

прочитанной сказкой? Придумай смешную историю, когда эту поговорку можно было

бы употребить.

3. Прочитай пословицы. К какому из героев сказки их можно отнести? Почему

ты так думаешь?

«Смелость города берёт»,

«Смелый приступ половина победы». (19, с.221-222)

4. Почему так говорят: «Пословица не даром молвится», «Пословица

всем делам помощница»?

5. Вспомни пословицы и поговорки на темы: «труд, мастерство», «лень,

безделье».

В книге « Родная речь» - 3, встречаются задания такого вида:

1. Какую пословицу сказал Илья Муромец? Что она значит? Как ты её

понимаешь? (21, с.48)

2. Подбери пословицы или поговорки, которые можно было бы употребить в

сказке П.П. Бажова. Например: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (22,

с.57)

3. Вспомни поговорки, в которых говориться о времени. Например: Делу

время – потехе час. (22, с.126)

Задания подобного рода встречаются систематически на протяжении всех лет

обучения. Это позволяет учителю, используя материал учебника, в полной мере

решать учебно-воспитательные задачи по формированию системы ценностей у

школьников. Методический аппарат учебников указывает направление работы над

пословицами.

Подобные задания встречаются и в учебниках «Русский язык» на

протяжении четырёх лет. В 1 классе (учебник-тетрадь) тексты

пословиц и поговорок встречаются практически на каждом уроке, например:

1. Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Придумай историю, в которой

можно было бы использовать эту пословицу.

«Нет в мире краше Родины нашей». (23, с.14).

2. Прочитай пословицу. В чём её смысл?

«Цыплят по осени считают». (23, с.26).

3. Прочитай пословицы. В чём смысл каждой из них? Напиши пословицу,

которая, как тебе кажется более всего соответствует словам из стихотворения

С. Баруздина: «Человек без дома – человек без слова!» (23, с.48)

4. Прочитай поговорку. Как ты понимаешь её смысл? (23, с. 63)

5. Прочитай пословицу. Как ты её понимаешь? Приведи пример из жизни,

когда было бы уместно употребить эту пословицу. (23, с.76)

Аналогичные задания есть и во втором классе, например:

1. Прочитай пословицу. Объясни, почему так говорят. (58, с.3)

2. Какие слова пропущены в пословицах? Объясни, почему так говорят. (58,

с.27)

3. Прочитай пословицы. Почему так говорят? Какие пословицы о труде ты

знаешь? (58, с.109)

4. Выучить наизусть – задание на дом. (58, с.150)

5. Прочитай пословицы. Выбери одну из пословиц как заголовок к тексту.

(58, с.181)

В третьем классе задания постепенно усложняются, на основе текстов

пословиц и поговорок закрепляются, совершенствуются ЗУН полученные на уроках,

например:

1. Составь из слов пословицу и напиши. Объясни её смысл. (59, с.16)

2. Прочитай пословицы. Какие буквы пропущены в словах. Объясни смысл

пословиц. (59, с.75) Аналогичные задания на страницах 95, 96 и т.д.

3. Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц.

Подбери ещё одну пословицу на эту же тему. (59, с.114) Аналогичные задания на

страницах 141, 147, 198 и т.д.

4. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши. Составь рассказ

(устно), заголовком которого будет одна из пословиц. (59, с.125)

5. Дополни пословицу словом с «ъ» или с «ь». Объясни смысл

пословицы. (59, с.134) Аналогичное задание на страницы 222.

Подобные задания встречаются и в учебнике четвёртого класса, например:

1. Прочитайте пословицу. Объясните их смысл. (60, с.3) Аналогичные

задания на страницах 59, 62,116 и т.д.

2. Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Объясните

смысл пословиц. (60, с.64) Аналогичные задания на страницах 143, 144, 187,

188 и т.д.

3. Прочитайте пословицы, изменяя падеж существительных, которые даны в

скобках. Объясните смысл пословиц. (60, с.88)

4. Составь рассказ, который можно озаглавить пословицей «Что посеешь, то

и пожнёшь». (60, с.188)

5. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Составьте текст, заголовком

которого будет одна из пословиц (по выбору). (60, с.203-204)

Таким образом, учебники «Родная речь» содержат достаточное количество

пословиц и поговорок, что позволяет организовать полноценно работу по их

изучению, так как представлена широкая тематика пословиц. Задания

составляются непосредственно к каждой подборке, используются пословицы в

заданиях к другим литературным текстам.

Работа над смыслом пословиц и поговорок обязательна на уроках, ведь пословицы

и поговорки являются хорошим материалом для развития речи и самое главное для

воспитания личности школьника. Дети высказывают своё мнение, дискутируют.

Большая работа ведётся над образностью пословиц и поговорок, над пониманием

прямого и переносного смысла пословиц.

По желанию детей (и только по желанию), учащиеся могут завести тетради, в

которые заносят понравившиеся пословицы и поговорки. Большое внимание

уделяется и игровым приёмам работы с пословицами и поговорками, ведь это

благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для

письма. Они метки, лаконичны, школьники любят их и легко запоминают.

2.3. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках

литературного чтения и русского языка по программе «Начальная школа сегодня и

завтра».

За основу подачи материала взят линейный принцип обучения. Пословица как жанр

фольклора изучается во всех классах, так как в этом курсе пословицам

отводится важная роль. Первые встречи с пословицами происходят в первом

классе на уроках литературного слушания и грамоты: сначала дети слышат

пословицы, затем читают их сами, например:

«Не за то волка бьют, что сер,

А за то, что овцу съел» (27, с.56)

Во втором полугодии первоклассники уже соотносят пословицы с содержанием

прочитанных произведений, например: «Прочитай пословицы и поговорки.

Подходят ли они к рассказу Е. Пермяка «Торопливый ножик»?

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один – отрежь» (26, с.172)

Дети работают с рассказом, затем читают пословицы и сравнивают содержание

рассказа и пословиц, выбирают ту, которая подходит к этому рассказу, объясняя

свой выбор и тем самым соотнося содержание рассказа с народной мудростью,

выраженной в пословицах. Аналогичные задания встречаются в учебнике на

страницах 174, 182, 189 и т.д.

Со второго класса вводится предмет литературное чтение. «Литературное чтение

решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть,

человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и

т.д. - .это важнейшие нравственные ценности, которые служат основой

формирования личности ребёнка.

На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и

нравственности.

Каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет

маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребёнком во время этой

встречи, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель является

мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять что

есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся

должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт» (6,

с.44).

Если в первом классе ученик ещё не владеет навыком чтения, и чтение является

для него предметом обучения, то по мере формирования навыка чтения оно

становится средством обучения, познания, развития.

В учебнике «Литературное чтение» для второго класса, который состоит из двух

частей, в первой его части в разделе «Делу время..» помещены пословицы о

Родине, о человеке, о труде и лени, о дружбе.(32, с.28) На этом уроке дети

получают понятия о пословице как жанре фольклора «Пословица – произведение

фольклора. Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает».

При работе над сказкой Пермяка «Две пословицы» даны такие вопросы: «Что

шепнула Косте собака? Прочитай. Объясни пословицы. Почему автор так озаглавил

свою сказку?» (32, с.55)

Встречаются задания:

1. Попробуй придумать пословицу, загадку, шутку или считалку. (32, с.25)

2. Вспомни пословицы о труде. (32, с.96)

3. Встречаются ли в тексте (В. Одоевский «Мороз Иванович») пословицы?

Найди и прочитай.(32, с.142) Аналогичное задание и на странице 144.

4. Пословица «Всякой матери своё дитя мило».

а) Объясни смысл этой пословицы.

б) Подходит ли она к рассказу В. Осеевой «Сыновья»?

в) Что такое пословица (33, с.86). Аналогичные задания на страницах 87, 108 и

т.д.

Во второй части учебника в разделе «Семья и я» помещены пословицы о матери:

«При солнышке тепло –

при матери добро.

Нет лучшего дружка,

Чем родная матушка» (33, с.78)

Подобные задания встречаются и в рабочих тетрадях:

1. «Соедини части пословиц и запомни их.

Человек без родины, своя сторона.

Всякому мила что соловей без песни.»

(34, с.4). Аналогичные задания на страницах 10, 12, 26 (34), 23, 24, 26, 29

(35).

2. «Допиши пословицу.

Всякому мила родная .» (34, с.4) Аналогичные задания на страницах 11, 17

(34), 20, 21, 25, 33 (35).

3. «Запиши пословицы о Родине, о труде, о лисе, о матери и т.д.» (34,

с.6, 9, 12, 17, 28; 35, с. 9, 22, 32, 51).

4. «Найди пословицу в тексте С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело».

Допиши её.

Не говори - ., а говори - .» (34, с.11)

5. «Прочитай пословицы. Укажи (+), какая из них подходит к рассказу Е.

Пермяка «Смородинка».

Счастье и труд рядом живут.

Труд кормит, а лень портит». (34, с.12) Аналогичные задания на страницах 13,

18, 21 (34), 30, 31 (35).

Эта работа продолжается в третьем и четвёртом классах: подбираются

пословицы к текстам произведений и темам чтения; выполняются работы творческого

характера, отбираются и читаются книги с пословицами. В разделе «Устное

народное творчество» дети вспоминают пословицы и поговорки, с которыми

встречались ранее. В теме «Пословицы» рассматривают понятие пословицы

«Пословицы – краткое мудрое изречение». (36, с.25), содержание и структуру

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7