бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа бесплатно рефераты

хвалится. Красна милость и в правде», «Милость подпора правосудию», «Всякое

даяния благо»; ассоциируют зло с возмездием, говорят о том, что малое зло

способно свести на нет большое добро, всепрощение должно стать девизом в

жизни каждого человека, например: «Добрым делом не кори», «На ласковое слово

не кидайся, на грубое не гневайся», «На ласковое слово, не сдавайся, на

противное не осержайся», «Он мухи не убьёт. Он и во сне комара не убьёт»,

«Наш Андрей никому не злодей», «Зла за зло не воздавай», «Кто гнев свой

одолевает, крепок бывает», «Господин гневу своему – господин всему»;

декламируют добро как потребность человека, о добрых, милосердных людях

говорят как о «луче света в тёмном царстве», например: «Сам с воробья, а

сердце с кошку», «С доброхотом всякому в охоту», «На свете не без добрых

людей», «Добрый скорее дело сделает, чем сердитый», «И у курицы сердце есть»,

«На милость образца нет. Не худо, что просвира с полпуда».

Пословицы второй группы констатируют факт присутствия зла, гнева

по отношению друг к другу в жизни, желание обидеть, отомстить, досадить

, например: «Гневайся да не согрешай», «Гневаться – дело человеческое, а

злопомнить – диавольское», «Гнев – человеческое, а злопамятство – диавольское»,

«Подпустить кому кузьку (досадить)», «Подсыпать кому перцу. Запустить кому

шпильку», «Это невестке на отместку», «Я им заварил ушицу (или: кашицу), пусть

расхлёбывают», «Сжить кого со свету. Согнать с бела света»; пословицы

характеризующие «дурных», злых людей, например: «Как на лес взглянет,

так и лес вянет», «Не надо беса, коли ты здеся», «От чёрта крестом, от свиньи

пестом, а от лихого человека – ничем», «У злой Натальи все люди канальи»,

«Сердце с перцем, душа с чесноком», «Сера, что свинья, а зла, что змея», «Ты

ему слово, а он тебе десять», «Немилостивому мил не будешь». Однако, пословицы

неизменно отмечают высокую себестоимость добрых поступков,

например: «Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь», «Делать добро спеши

(или: поспешай)», «Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет)», «Доброе дело

крепко (или: споро)», «Доброе дело на век (или: на два века, на этот и на

тот)», «Лихо помнится, а добро век не забудется», «Болезному (или: Несчастному,

т.е. наказанному преступнику) милость творить – с господом богом говорить».

Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека,

говорит о том, что в разных ситуациях человек поступает по-разному, например:

«Не всяк злодей, кто часом лих», «Туча е без грому, хозяин (или: господин) не

без гневу», «Где гнев, там и милость», «Горьким быть – расплюют, сладким –

проглотнут», «Горького проклянут, а сладкого проглотят», «Не всё таской, ино и

лаской», «Не всё по затылку, ино и по головке». Большая группа пословиц говорит

о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей, снисходительно

говоря об их слабостях, например: «Это слабость его. Это его слабая

струна (или: сторона)», «Он на эту ногу немножко храмлет (или: прихрамывает)»,

«Видно не той ногой ( или: невпопад) порог переступил», «Левой ногой с постели

ступил», «Бог ему (или: тебе) судья. Господь с тобой», «Бог простит, только

вперёд не каверзи», «Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили»;

говорит о том, что о человеке нужно судить по его делам, поступкам

, например: «Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай)», «Кому

надо собаку ударить, тот и палку сыщет», «Гнева не пугайся, на ласку не

кидайся», «Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе», «С живого

кожу дерёт. Дерёт с живого и с мёртвого».

В пословицах отразились представления о моральных качествах человека,

утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное

человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить,

так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество.

Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот кто

знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить добрые дела, людей,

которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным.

Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься

над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить

свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно.

Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в

обществе передающиеся из поколения в поколения.

В сборнике Даля дружба рассматривается в разделе «Друг – недруг», включающем

в себя 215 пословиц, что составляет около одного процента всех паремий.

«Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их;

бескорыстная стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; тесная связь,

основанная на временных выгодах» (25, Т.1,с.452) - таково значение этого

слова в словаре Даля. В нём же он указывает несколько значений слова «друг –

такой же, равный, другой я, другой ты; ближний, всякий человек другому; общее

названье или привет, в беседе; близкий человек, приятель, хороший

знакомый».(25,Т.1,с.453).

Очень важным (если не основным) компонентом пословицы является оценка

описываемого явления в рамках некоторой абстрактной нормативной модели.

Пословицы включают обычно оценочный предикат, который дает явлению

аксиологическую оценку (в парадигме «хороший – плохой») или деонтическую

оценку (в парадигме «должный – недолжный»). В некоторых случаях

аксиологическая оценка может вступать в противоречие с деонтической,

последняя при этом оказывается более значимой. Явление, которое оценивается

будто бы как положительное, с точки зрения идеальных представлений народа

оказывается недолжным, несоответствующим идеалу: «Много друзей, коли денежки

есть». Отметим, что понятие «друг» обладает в национальном сознании

абсолютной ценностью, в пословицах «друг» соотнесён с положительно

маркированным оценочным предикатом: «Без друга сирота; с другом – семьянин»,

«Доброе братство милее богатства», «Друг денег дороже. Друга на деньги не

купишь» и др. В онтологическом плане отсутствует релятивизм в

противопоставлении «дружбы» и «недружбы», «вражды»: «С другом дружись, а как

недруга берегись», «На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь, как вода».

В жизни «вражда, недружба» неизбежна, но она ассоциируется с грехом: «Овце с

волками худо жить. Не житьё с волком и собаке», «Дружба от недружбы близко

живёт».

Пословицы, связанные с понятием «дружба», в сборнике Даля можно разделить на

три группы: пословицы, характеризующие «дружбу» в бытийном, онтологическом

плане; пословицы, говорящие о реальности существования дружбы в жизни людей;

пословицы, ориентирующие человека в его взаимоотношениях с другом.

Пословицы первой группы прямо говорят о значимости понятий «дружба», «друг»

для народного сознания, например: «Что есть вместе, чего нет, пополам»,

«Одному и пьяно, да не мило; с другом и хмельно, да умно», «Нет друга, так

ищи: а нашёл, так береги», «Доброе братство милее богатства», «В недруге

стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Не дорог подарок, дорога

любовь», «Не дорога гостьба, дорога дружба», «Шуту в дружбе не верят. В

дружбе правда», «Свой своего знает (видит) издалека», «Для милого дружка и

серёжку из ушка», «Был я у друга, пил я воду слаще мёду»; декламируют

неуничтожимость и конечное торжество дружбы, например: «Больше той любви не

бывает, как друг за друга умирает», «У друга пить воду лучше неприятельского

мёду», «Старый друг лучше новых двух», «Своих друзей наживай, а отцовских не

теряй! Не изведан – друг; а изведан – два», «Новых друзей наживай, а старых

не утрачивай», «Собака собаку знает (или: не ест)», «Такие друзья, что

схватятся, так колом не разворотишь»; определяет дружбу как жизненно важную

потребность человека, например: «Пота дружба, пока нужна. Нужда сдружает»,

«Кто кому надобен, тот тому и памятен», «Есть брага да пирожки, так есть и

други (и дружки)», «Поп попа, дурак дурака и знают», «Барану пара – овца.

Флор Флорихе набитый брат», «В дороге и отец сыну товарищ», «Свои люди

сочтёмся. Что за счёты между друзьями?», «У нас с тобой и лён не делён (всё

вместе)», «Мы с тобой, как рыба с водой», «Вяжись лычок с лычком, ремешок с

ремешком», «Клин плотнику товарищ (брат)», «Либо друг, либо недруг. Скажись

другом либо недругом», «С другом дружись, а как недруга берегись».

Вторая группа пословиц констатирует прежде всего отсутствие настоящей дружбы

в жизни, например: «Не видишь – душа мрёт; увидишь – с души прёт», «С другом

дружись, а сам не плошись (а за саблю держись)», «Скотина чешется бок о бок,

а люди врозь», «на частую дружбу часом (часто, чаще) раздружье», «Две кошки в

мешке дружбы не заведут», «Как кошка с собакой (дружны)», «Полюбил его, как

собака палку. Люблю, что собака редьку», «Друзей-то (приятелей) много, да

друга нет», «Мы с тобою, что рыба с водою: ты ко дну, а я на берег», «Мы с

тобой, что рыба с водой: я на лёд, а ты под лёд», «Скатерть со стола – и

дружба сплыла», «Пили, ели – кудрявчиком звали; попили, поели – прощай,

шелудяк!», «Называется другом, а обирает кругом». Большая группа пословиц

говорит о том, как тяжело жить дружно, например: «За что того любить, кто

хочет сгубить?», «Подле чертёнка не выкормишь телёнка», «Не житьё и собаке с

волком, а телёнку так и продуху нет», «Стоячему с сидячим трудно говорить

(младшему перед старшим)», «Овце с волками худо жить. Не житьё с волком и

собаке», «Не сошлись обычаем, не бывать дружбе», «Дружба от недружбы близко

живёт», «И от доброй собаки блох наберёшься», «Больше друзей – больше и

врагов. Бойся друга, как врага», однако пословицы неизменно отмечают высокую

себестоимость дружбы, друга, например: «Дружбу водить – так себя не щадить

(себя надсадить)», «Не узнавай друга в три дня, узнай в три года», «С собакой

ляжешь – с блохами встанешь», «Водиться с палачами – не торговать калачами

(палач поган), «Для друга всё не туго (не тяжело и не скудно)», «За компанию

(для дружбы) и жид удавился (и монах женился)», «На бога уповай, а от добрых

людей не отставай», «Друг и брат великое дело: не скоро добудешь».

Третья группа пословиц констатирует прежде всего грешную природу

человека, не позволяющую ему всегда и со всеми жить в дружбе, например:

«Много друзей, коли денежки есть», «Всяк добр, да не до всякого. Все добры

добры до своих добрят», «Лучше найдёшь – забудешь; хуже найдёшь – вспомянешь»,

«Пеший конному не товарищ. Иноходец в пути не товарищ», «Чешися конь с конём,

вол с волом, а свинья с углом», «Сапог лаптю не брат (не дружка, не чета, не

ровня)», «Глупый умного, а пьяница трезвого не любят», «Был бы сам хорош, так

бы люди не испортили». Человеческая дружба выражается прежде

всего в делах, например: «Не спожив (не поживши), друга не

узнаешь», «Изведан друг, коль соли вместе съевши», «Друга узнать – вместе пуд

(куль) соли съесть», «Коня в рати узнаешь, а друга в беде», « Друг познаётся на

рати да при беде», «Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии»,

«Друг до поры – тот же недруг», «Добрый друг не по конец рук», «не в службу, а

в дружбу. Для друга выпрягать из плуга», «Друг неиспытанный, что орех

нерасколотый», «Недруг поддакивает, а друг спорит». Пословицы призывают

человека жить в дружбе, например: «Другу не дружи (не

потворствуй), недругу не груби», «Другу дружи, а другому (а недругу) не груби»,

«Два горя вместе, третье пополам», «Жить заодно, делиться пополам», «С чужим не

бранись, а со своими не вались», «не держи сто рублей, держи сто друзей», «Жив

друг – не убыток. Друга держать не убыточно», «С пьяным не бранись (не дерись),

с богатым не тянись».

Слова «дружба», «друг» и их антонимы – «вражда», «недруг», «враг», очень

активно функционируют как в детской, так и во взрослой речи. Некоторые люди

говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за

деньги не купишь, как и настоящую дружбу. Ошибаются и те, кто считает, что

всё счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека, а от худой

славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только

для себя, но и для друзей, для всех своих близких и родных. Радуется каждому

приятному событию, который происходит в жизни людей окружающих его.

Рассматривая раздел «Родина – чужбина» обратимся к значению слова «Родина», в

толковом словаре оно определено как – «место возникновения, происхождения

чего-либо; страна, в которой родился человек и гражданином которой он

считается». У Даля сюда же входят понятия «город», «деревня». Синоним слова

«Родина» - отечество. Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу,

родине – патриот.

Пословицы о Родине включают оценочный предикат, который дает аксиологическую

оценку или деонтическую оценку. В некоторых случаях аксиологическая оценка

вступает в противоречие с деонтической. Явление, которое оценивается будто бы

как положительное, с точки зрения идеальных представлений оказывается

несоответствующим идеалу: «Где ни жить, только бы сыту быть», «Одинку – где

хлеб, там и угол. Одинокому – везде дом.». Отметим, что понятие «Родина»

обладает в национальном сознании абсолютной ценностью, в пословицах «Родина»

соотнесёна с положительно маркированным оценочным предикатом: «Без корня и

полынь не растёт», «И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызёт да

уйдёт», «Своя земля и в горсти мила. Своя земля – свой прах» и др. В

онтологическом плане отсутствует релятивизм в противопоставлении «Родины» и

«чужбины»: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя сторона по шерстке

гладит, чужая насупротив». В реальной жизни бывает, что жизнь на чужбине

неизбежна, но она ассоциируется с горем, печалью, разочарованием: «На

чужбине, словно в домовинке (и одиноко и немо)», «Жил-был молодец; в своей

деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал».

Из 130 пословиц, включённых Далем в раздел «Родина – чужбина», выделим 4

группы пословиц, по-разному характеризующих Родину. Первая группа пословиц

характеризует значимость Родины для человека, например: «Глупа та птица,

которой гнездо своё не мило», «И кости на родине плачут (по преданию, что в

некоторых могилах слышен вой костей)», «Выйду на путь – слёзки текут; вспомню

своих – и тошно по них», «На родной стороне и камешек знаком», «Степного коня

на конюшне не удержишь», «И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызётся

да уйдёт», «Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет»; определяют

«Родину» как важную часть жизни каждого человека, например: «Хвалит чуж-

чуженин чужу сторону, а мы слушаем, на полатях лежучи», «За морем веселье, да

чужое, а у нас и горе, да своё», «Кукушка кукует, побездолью горюет», «Всякая

сосна своему бору шумит (своему лесу весть подаёт)», «Далеко сосна стоит, а

своему лесу веет (шумит, говорит)», «Где кто родился, там и пригодится», «Что

где родится, то там и годится. Что где рожается, то там и пригождается»,

«Город-царство, а деревня-рай. Москва-царство, а наша деревня-рай»; говорит о

том, что «всякому мила своя сторона», например: «Мила та сторона (не забудешь

ту сторону), где пупок резан (т.е. родина)», «За морем теплее, а у нас

светлее (веселее)», «Всякому мила своя сторона. Любит и нищий своё

хламовище», «Всяк кулик своё болото хвалит», «Свой быт милее», «Дон, Дон, а

лучше дом. Хорош Париж, а живёт и Курмыш», «Своя сторонушка и собаке мила. И

собака свою сторону знает».

Вторая группа пословиц рассматривает понятие «чужбина» как антипод понятию

«Родина», например: «Чего не знаешь, туда и не тянет», «На чужой стороне и

весна не красна. Наша весна красным красна», «В чужом месте что в лесу. Чужая

сторона дремуч бор», «На чужой стороне и сокола зовут вороною», «Сторонушка и

не дальняя, да печальная», «Чужая сторона – мачеха. Чужбина не по шерсти

гладит», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя сторона по шерстке

гладит, чужая насупротив»; говорит о том, как тяжело жить на чужбине,

например:

«Скучно Афонюшке

на чужой сторонушке»,

«На чужбинке, словно в домовинке (и одиноко и немо)», «Горе в чужой змеле

безъязыкому», «На чужбинке – и то божий дар (всё божий дар)», «Жил-был молодец;

в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал», «Научит горюна

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7