бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа бесплатно рефераты

пословиц («Какие пословицы ты знаешь? О чём эти пословицы? Объясни их значение.

Какие бывают пословицы?»). (36, с.25-27). В теме «Проверь себя» даны задания:

1. «Что такое загадка, пословица, скороговорка?

2. Какие произведения фольклора ты знаешь?

3. Прочитай одно из произведения фольклора, которое тебе нравится.

4. Проверь себя: сколько ты знаешь пословиц?

5. Подготовься к конкурсу «Знатоки загадок, пословиц, поговорок и

скороговорок».»(36, с.48)

Аналогичная работа с текстами пословиц и поговорок ведётся и в рабочих

тетрадях. Например, в теме «Пословицы» даны такие задания:

1. «Допиши предложение.

Пословица – это.

2. Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.

3. Собери пословицы. Объясни их смысл.

4. Допиши пословицы. Объясни их смысл.

5. Придумай рассказ «Друзья познаются в беде». Нарисуй иллюстрацию к

рассказу». (38, с.12-13).

Для задания № 5 дана подсказка в виде алгоритма последовательности действий,

которая помогает выполнить это задание.

Встречаются задания с текстами пословиц и поговорок и в дальнейшей работе,

например:

1. «Запиши пословицы на темы.

О Родине:

О дружбе:

Об учении:» (38, с.21)

2. «Запиши название сказки, в которой встречаются пословицы». (38, с.21)

3. «Прочитай. Подумай, что это. Найди пословицу».(38, с.22)

При работе над текстом произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех» дано

задание: «Найди в тексте пословицу и запиши».(39, с.12). Аналогичное задание

дано при работе над текстом «Честное слово» Л. Пантелеев (39, с.31), при

работе над текстом М.М. Пришвина «Двойной след» (39, с.38) и т.д.

От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. В

учебнике четвёртого класса уже меньше заданий в тексте которых

встречаются пословицы и поговорки, но всё же они есть, например: «Прочитайте

пословицы. Объясните их смысл. Какая из них может быть моралью басни? Назовите

басни» (40, с.44). Чаще задания встречаются в рабочих тетрадях,

например:

1. «Запишите пословицы. Объясните их смысл.

О дружбе:

О семье:

О труде:» (42, с.5)

2. «Прочитайте пословицы и поговорки. Подчеркните поговорки. Объясните их

смысл». (42, с.5)

3. «Соберите пословицы. Объясните их смысл» (42, с.26). Аналогичные

задания встречаются достаточно часто. (43, с.92)

4. Укажите стрелками темы пословиц. (43, с.92)

5. Найдите в произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера» пословицы

и запишите. (42, с.88)

При работе над басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» дано задание,

«Прочитайте пословицы. Подчеркните ту, которая могла бы быть моралью этой

басни. Объясните свой выбор». (42, с.35) Аналогичная работа предусмотрена по

басне И. Хемницера «Друзья» (42, с.38), по басне И. Дмитриева «Муха» (42,

с.45), по сказкам А.С. Пушкина (42, с.62), по произведению Л.Н. Толстого

«Кавказский пленник» (43, с.6-7) и т.д.

При изучении басни И. Крылова «Мартышка и очки» предусмотрена работа со

сборниками «Пословицы и поговорки». Дети ищут пословицы, которые бы выражали

главную мысль басни.

При работе над текстом А.П. Чехова «Каштанка» дано задание: «Найдите и

запишите две поговорки. Подчеркните пословицы, которые подходят к рассказу»

(43, с.12)

Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения,

сравнения и сопоставления, обогащения речи, как материал воспитывающий будущего

гражданина страны. Продолжение этой работы мы можем видеть и на уроках

русского языка. Например, на форзац учебника «Русский язык» (29) вынесена

пословица «Делу время, потехе – час», здесь же в упражнениях встречаются тексты

пословиц и поговорок на страницах 51, 71 и т.д. В учебнике третьего класса

так же встречаются задания, но их уже меньше, например: «Из слов каждой строчки

составьте пословицы и запишите». (30, с.39) Чаще подобные задания можно увидеть

в рабочих тетрадях, например на страницах 16, 20, 22 и т.д. (52).

Если откроем учебник четвёртого класса, то можем прочитать такие задания:

1. «Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Запишите вставляя буквы».

(44, с.84, 112)

2. «Спишите пословицы. Глаголы в скобках ставьте в форме нужного лица и

числа» (44, с.102-103, 114).

Закрепление темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах» происходит на

материале пословиц. (44, с.82)

В рабочих тетрадях представлены такие задания: «Допиши в пословицах

пропущенные безударные окончания глаголов. Объясни смысл пословиц» (53, с.39-

40), «Поставь глагол в пословицах в нужную форму, запиши. Объясни смысл

пословиц» (54, с.9-10).

Школьники не просто читают, списывают и запоминают пословицы и поговорки, они

связывают их с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями,

разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так

пословицы и поговорки активизируются, то есть входят в детское употребление.

2.4. Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками как

материале, формирующем систему ценностей школьников.

Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что

человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость,

образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.

Мы считаем, что после прочтения текста произведения и его анализа нужно

работать с пословицами. Например: к русской народной сказки «Лиса и журавль»

(17, с.22-23) в учебнике дана одна пословица – «За добро добром и платят», мы

предлагаем взять ещё несколько пословиц, например: «Каков гость, таково и

угощение», «На что и звать, коли нечего дать», «Старую лису хитростям не

учить». Работая с серией пословиц, мы выясняем в чём смысл каждой из них, как

их понимают дети.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием

пословицы?

- Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно поступать в

той или иной ситуации?

- Как бы поступили вы?

- Почему?

Можно усложнить задание, предложив ещё и такие пословицы: «Труд кормит, а

лень портит», «Шило в мешке не утаишь». Сначала выясняем: какие из пословиц

подходят к произведению и только потом работаем над ними. Можно предложить

другую работу – найдите отрывки, которые соответствуют иллюстрациям, найдите

эпизоды из произведений, соответствующие пословицам. Например: при работе над

рассказом Н.Н. Носова «На горке» (17, с.206-209) можно предложить такие

пословицы: «На всякое хотенье есть терпенье», «Ум хорошо, а два – лучше»,

«Поспешишь – людей насмешишь», «Умел ошибиться, сумей и поправиться». Первой

пословице соответствует та часть рассказа, где говориться о желании Котьке

покататься с горки. Ко второй эпизод, где товарищи заставили Котьку исправить

испорченную горку. Аналогичную работу можно провести и с произведением этого

же автора «Заплатка».

Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи

своего народа, свою Родину.

Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно. В качестве оборудования

советуем использовать: стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и

поговоркам художника А. Елисеева; выставку книг ( В.П .Аникин "К мудрости

ступенька", Л. Толстой "Скучен день до вечера, коли делать нечего", Б.В.

Шергин "Одно дело делаешь, другого не порть", Г.А. Галичев "О пословицах",

сборники пословиц, поговорок, книги В.И. Даля); плакаты с высказываниями

писателей, ученых, видных общественных деятелей о пословицах и поговорках:

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото! (А. С.

Пушкин)

Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это

житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. ( В.

И. Даль)

Народные пословицы и поговорки... служат отражением народного ума,

характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролюбов)

Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а

чувства много. ( Л. Н. Толстой)

В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки,

а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький)

Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением,

инсценированием, играми, творческой работой учащихся. См. подробнее прило-

жение с. 64 – 71.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей

. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают

беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его

храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление

отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в

жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц:

Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

Пословица - всем делам помощница.

Без пословицы не проживешь.

Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы

использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было

высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет значение

при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-

вторых, по своему содержанию».(9, с. 12).

Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра

устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам

использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с

пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и

особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку

подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его

деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор

урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по

значению, по смыслу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишъ кататься, люби и саночки возитъ.

Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.

А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих

её смысл:

Семь раз примерь, один раз отрежъ.

В болъшом деле и маленькая помощъ дорога.

За двумя зайцами погонишъся - ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и

осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование

иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает

образы мышления, творческое воображение.

После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и

иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.

Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто прибегает

к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления,

народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.

Речи как мёд, а дела как полынь.

Чужая душа - потёмки.

Спи камешком — вставай пёрышком.

Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.

Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает.

Знания не кошель: за плечами не носить.

Как видно из приведённых примеров, сравнения имеют разные средства выражения.

Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц,

их содержание. Например:

В лесу лес неровен, в миру - люди.

«Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?» - спрашивает учитель. «Ели,

сосны, березы, дубы, осины и др.» - отвечают дети.

- Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое

маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.).

- Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя

внешность, свой характер. Каждый человек - это целый мир. Вот почему люди

сравниваются с деревьями в лесу.

В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и

задания. Вот одно из них: восстановите пословицы, подобрав к ним

соответствующие сравнения:

1. Друг неиспытанный, что...

2. Дурную славу нажить, как...

3. За старой головой, как...

4. Красавица без ума, что...

5. Красна девка в хороводе, что...

6. Ласковое слово, что...

Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех

не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день.

При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех

предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к

мелодике, красоте, мудрости народного слова.

В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на

слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что

полезно, что вредно, то есть пословица характеризует явление и даёт ему

оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном

уровне:

Делу - время, потехе - час.

Труд кормит, а ленъ портит.

Мал золотник, да дорог.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Хочешь стать орлом, а трясешься как курица перед насестом.

Не спеши языком, торопись делом.

Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал,

что в пословице важно понимание общего смысла, она кратка и не обильна

словами и поэтому её смысл охватить легче, чем длинного рассказа. Он

предлагал такой вид работы с пословицами - учитель лишь намекал на пословицу,

хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу:

Труд кормит, а что же лень?

Ученье свет, а неученье что?

Поговорка цветочек, а что же пословица?

Готовь сани летом, а что ж зимой?

Дружно не грузно, как же врозь?

Или такое задание: восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

1. За (какой?) головой, как за каменной стеной..

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

2. (Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

3. (Какая?) книга - лучший друг.

Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная,

занимательная, поучительная.

4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

Слова: прочную, крепкую, хорошую.

Цель приведённых выше заданий и упражнений - помочь детям понять

художественную речь, смысл которой воплощён в пословицах и поговорках.

Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьника в образное

обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в

смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной. Постичь

смысл пословицы - значит воспринять обобщённо-метафорический образ,

заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у

школьника жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла - анализ его

в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем

внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с

возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с

чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление

действительности.

Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это

высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость,

ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.

Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора

материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию

пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного

материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем

у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость

познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде всего те

пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью

формы и поэтичностью духа».(9, с. 39).

Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и

теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-9. Именно такое

количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за

40 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как

возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и

развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7