бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Диплом: Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока бесплатно рефераты

Слово «ночной» соотносится со словом «темный». Душа – внутренний, психический

мир человека, его сознание. Если соотносим слово ночной со словом темный, то

выражение «ночные души» можно истолковать, как «люди с темным внутренним

миром», а темный внутренний мир характерен для грешников. Следовательно,

«ночные души-грешники», которые просят милости у Бога. У Блока, простое

словосочетание «зазвучало» и приобрело «высокость».

Как видим, метафоры играют значительную роль в лирике Блока, и большинство из

них можно отнести к высокому стилю, благодаря компонентному составу,

включающему в себя церковную лексику.

§2. Библеизмы как средство отражения философско –

религиозных взглядов А.Блока.

Следующая функция, которую предстоит рассмотреть, - философско-

мировоззренческая функция. Под философско-мировоззренческой функцией

библеизмов прежде всего следует понимать то, какую роль играют библеизмы в

выражении взглядов поэта на окружающий мир, на религию, на жизнь человека в

мире.

Мы знаем, что в течение жизни А.Блок находился в процессе поиска своего

религиозного идеала.

В юности поэт был тесно связан с «неохристианским движением, которое

проповедовало «Новую религию», поэтому в раннем творчестве Блока появляются

стихотворения пронизанные верой в «Нового Бога, за которым поэт готов пойти.

.

Стихотворение, написанное 22 сентября1899 года. Так и называется «Неведомому

Богу», в нем Блок высказывает надежду на появление нового Бога, с приходом

которого настанет «конец пустыне. Этот «новый Бог» должен указать путь «от

мрака к свету».

Стихотворение «Предчувствую Тебя, Года проходят мимо». также проникнуто верой

в «нового Бога». Хотя поэт не называет Иисуса собственным именем, а лишь

употребляет местоимение «Тебя», сознание того, что речь идет о Боге, не

исчезает.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо-

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне–и ясен нестерпимо,

И молча жду,–тоскуя и любя.

Вера в «Нового Бога» приводит к полному отрицанию канонической церкви и религии.

В поэзии Блока «старый храм», перестает быть местом, где человек обретает

духовное спокойствие. В стихотворениях Блока появляются такие выражения:

1) Вхожу я в темные храмы

Совершаю бедный обряд.

2) И русский бесприютный храм глядел

В чужую, незнакомую страну.

3) Гнусавой мессы стон протяжный

И трупный запах роз в церквах.

4) Здесь снега и непогоды

Окружили храм.

Во всех случаях Блоком создается отталкивающий, неприглядный образ храма.

Отрицание общепринятой религиозной традиции приводит к появлению других образов:

Ищу защиты у Христа,

Но из под маски лицемерной

Смеются лживые уста...

(«Люблю высокие соборы»)

И томленьем дух влюбленный

Исполняют образа,

Где коварные мадонны

Щурят длинные глаза.

(Сиена)

В стихотворении «Люблю высокие соборы» образ Христа перестает быть символом

чистоты и добродетели, «лицемерная маска» и «лживые уста» делают его похожим

на дьявола. Во втором случае изображенная Мадонна перестает быть непорочной,

а становится коварной. В обоих случаях происходит смена «верха» и «низа»

(«Христос-дьявол», «непорочная Мадонна–коварная Мадонна).

Для осмысления филосовско-мировоззренческой концепции Блока относительно

«старой» и «новой религии» следует обратиться к стихотворению «Ты смотришь в

очи ясным зорям». В этом стихотворении отчетливо прослеживается отношение

поэта к «старой религии».

Кого ты в скользкой мгле заметил?

Чьи окна светят сквозь туман?

Здесь ресторан, как храмы, светел,

И храм открыт, как ресторан.

(дек. 1906)

Слово храм выступает контекстуальным синонимом слова ресторан, а ресторан

имеет окказиональное значение-«вместилище греха». Следовательно, для Блока

«старый храм» - это такое же вместилище греха, как ресторан.

На молодого поэта большое влияние имели не только идеи о «новой вере» и

«новом Боге», но и идеи, В.Соловьева, Д.Мережковского, под влиянием которых

в творчестве Блока появляется большое количество произведений, пронизанных

духом Апокалипсиса. В циклах «Возмездие», «Страшный мир», «Распутья»,

«Снежная маска» появляются фразеологические библеизмы из апокалипсиса:

«трубный ангел», «жезл железный», «падший ангел».

Чаще остальных в лирике Блока встречается образ «трубы архангела». Этот образ

по-разному вводится в художественную ткань произведения. Иногда это только

образ одной трубы, звук которой предвещает страшные страдания «вечно ждем

трубы», «близко труба». В других случаях поэт вводит в обороты обладателя

трубы, то есть «ангела», что делает выражение более понятным и конкретным:

«звуки ангельской трубы», «замолкли ангельские трубы», «трубный ангел в

высоте», «ангел поднял звонкую трубу».

Бывают случаи, когда поэт ставит рядом с трубой слова, ассоциирующиеся со

смертью, тогда обороты могут приобретать такой вид: «смерть – снеговой

трубач», «вой похоронных труб», «трубы смерти близкой».

В стихотворении «Когда я прозревал впервые», воспроизведен в поэтической

форме образ «страшного суда», который тесно связан с «трубящими ангелами»:

Замолкли ангельские трубы,

Немотствует дневная ночь.

Верни мне, жизнь, хоть смех беззубый,

Чтоб в тишине не изнемочь.

(Март 1909)

С этим стихотворением перекликается стихотворение, написанное двумя годами

раньше, «На страже». Речь в нем идет об ангеле, который стоит «на страже» и

наблюдает за всем, что происходит на земле, и в свое время потребует ответа,

а расплатой может стать смерть от «ангельской трубы»:

Я – непокорный и свободный.

Я правлю вольною судьбой.

А Он – простерт над бездной водной

С подъятой к небесам трубой.

Он видит все мои измены,

Он исчисляет все дела.

И за грядой туманной пены

Его труба всегда светла.

И, опустивший меч на струи,

Он не смежит упорный взор.

Он стережет все поцелуи,

Паденья, клятвы и позор.

И он потребует ответа,

Подъемля засветлевший меч.

В блоковских стихотворениях часто используются образы рая и ада, но эти

понятия не всегда противопоставлены в поэзии Блока.

В стихотворении «О, нет! Я не хочу, чтоб пали мы с тобой» читаем:

Как первый человек, божественным сгорая,

Хочу вернуть навек на синий берег рая

Тебя, убив всю ложь и уничтожив ад.

Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд

Иной пророчит рай! – Я уступаю, зная,

Что твой змеиный рай – бездонной скуки ад.

Блок показывает, что то, что для одного является раем, другим осознается как

ад. В стихотворении ад и рай выступают контекстуальными синонимами, так как в

сознании поэта эти понятия стоят рядом и осознаются как «ад».

В стихотворении «Сквозь серый дым от краю и до краю» поэт утверждает, что рая

нет, есть только мгла, которая выступает в данном случае синонимом ада:

Багряный свет

Завет, зовет к неслыханному раю,

Но рая – нет.

О чем в сей мгле безумной, красно-серой,

Колокола –

О чем гласят с несбыточною верой?

Ведь мгла – все мгла.

В следующих строках блоковский рай также выступает синонимом ада, это

достигается за счет употребления эпитета «темный» по отношению к раю:

О, этот сияющий вечер

Ты будешь все так же прекрасна,

И, верная темному раю,

Ты будешь мне светлой звездой!

В стихотворении «Песнь ада» появляется традиционный образ ада, который

сопровождается особым набором лексических средств: подземный, ночь, «пустые

очи»:

Меня там нет. Тропой подземной ночи

Схожу, скользя, уступом скользких скал,

Знакомый Ад глядел в пустые очи.

Как видим, в некоторых циклах стихотворений основной категорией становится

ад, мысль о котором является доминирующей.

К отражению религиозного мировоззрения имеют отношение слова: дух, душа. В

тех стихотворениях, где передается ощущение катастрофичности мира, поэт

говорит о смерти души, о невозможности ее воскрешения. Рассмотрим несколько

примеров. В стихотворении «Медлительной чредой нисходит день осенний» Блок

пишет:

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -

Душа не избежит невидимого тленья

Поэт убежден в том, что душа постепенно, незаметно сгорает. Слово невидимый

обозначает: «недоступный зрению, незаметный» (с 402), а тлеть, то есть гореть

без пламени, еле поддерживать собой горение. В стихотворении «Миры летят,

года летят. Пустая.» читаем:

Миры летят, года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь который раз.

Поэт «оживляет» душу, наделяет ее человеческими качествами. Эпитеты

«усталая», «глухая» в данном контексте являются синонимами, так как в них

заложена общая сема - «страдание». Душа «глухая», то есть неотзывчивая, а

неотзывчивой она стала от страданий и усталости.

В стихотворении «Дух пряный марта был в лунном круге» есть строки:

То душа, на последний путь вступая,

Безумно плачет о прошлых снах.

В данном случае под оборотом «душа, на последний путь, вступая» следует

понимать «процесс приготовления к смерти», так как обычно под «последним

путем» понимается смерть.

Усиление катастрофичности в стихотворениях связано с употреблением оборотов,

в которые включены слова, обозначающие темные силы: дьявол, демон. Приведем

несколько примеров:

Ночи зимние бросят, быть может,

Нас в безумный дьявольский бал,

И меня, наконец, уничтожит

Твой разящий взор, твой кинжал

(В эти желтые дни меж домами)

И тихая тоска сожмет так нежно горло:

Ни охнуть, ни вздохнуть,

Как будто ночь на все проклятие простерла,

Сам дьявол сел на грудь.

(«Весь день – как день, трудов исполнен малых»)

И так давно постыли люди,

Уныло ждущие Христа.

Лишь дьявола они находят.

Их лишь к отчаянью приводят

Извечно ждущие уста.

Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне

Притаился, глядит.

Каждый демон в тебе сторожит,

Притаясь в грозовой тишине.

И вздымается жадная грудь.

Этих демонов страшных вспугнуть?

Нет! Глаза отвратить, и не сметь, и не сметь

В эту страшную пропасть глядеть!

(«Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне»)

Обороты, в состав которых входят слова «демон», «дьявол» усиливают в

стихотворениях ощущение приближающегося «возмездия».

Итак, многие библейские обороты в лирике Блока связаны с отражением его

мировоззрения, что позволяет нам выделить философско-мировоззренческую

функцию библеизмов в лирике А.Блока.

§3. Идейно – художественная роль библеизмов в лирике А.Блока.

Остановимся еще на одной функции библеизмов – идейно-художественной. Для ее

реализации служат библеизмы, которые в лирике Блока стали символами. Одним

из основных образов–символов в лирике Блока является Купина, как символ

вечной женственности. Такое понимание Купины Блоком восходит к идеям

В.Соловьева. Соловьев имел большое влияние на поэта, и его идеи во многом

формировали мировоззрение Блока. Центральный момент идей Соловьева – учение о

«Душе Мира» (Вечной Женственности), согласно которому мировая душа в процессе

своего самопостижения раздробилась на множество душ, сохранивших тяготение к

Божественному началу и пытающихся воссоединиться с ним посредством

конкретного земного чувства – любви. По Соловьеву, реальная вещь должна

принять определенные формы, в соответствии с высшим ирреальным проявлением:

Небесный объект любви один для всех – Вечная Женственность Божия, и задача

истинной любви состоит не только в том, чтобы поклоняться этому высшему

предмету, а в том, чтобы реализовать и воплотить его в другом, низшем, земном

существе.

В стихотворении «Странных и новых ищу на страницах» возникает образ Купины:

Белая Ты, в глубинах несмутима

В жизни – строга и гневна,

Тайно тревожна и тайно любима,

Дева, Заря, Купина

Блещут ланиты у дев златокудрых,

Зори не вечны, как сны.

Терны венчают смиренных и мудрых

Белым огнем Купины

Купина выступает как высшее воплощение вечной женственности в ряду ее

ипостасей: земное (Дева), космическое (Заря) и сакральное. Градация первой

строфы объясняется во второй строфе: два первых воплощения эфемерны, и лишь

последнее неизменно, наиболее соответствует сути божества. Через Купину Бог

несет себя людям.

§4. Библеизмы как средство сатиры.

У А.Блока библеизмы могут выступать и как средство иронии. Такая функция

библеизмов встречается нечасто. В цикле «Жизнь моего приятеля» библейские

выражения в контексте стихотворений начинают выступать, как средство сатиры.

В четвертом стихотворении «Когда невзначай в воскресенье» читаем:

Когда невзначай в воскресенье

Он душу свою потерял,

В сыскное не шел отделенье,

Свидетеля он не искал

А было их, впрочем, не мало:

Дворовый щенок голосил,

В воротах старуха стояла,

И дворник на чай попросил.

В Библии есть отрывок, в котором говорится о потерянной душе. В Евангелии от

Матфея (10: 38-39) написано: «И кто не берет креста своего и следует за Мною,

тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою

ради Меня сбережет ее». В Библии под «потерянной душой» понимается грешник,

не принявший учения Христа. Блок же вкладывает в выражение «Он душу свою

потерял» иной смысл. В стихотворении душа выступает не как

сверхъестественное, нематериальное, бессмертное начало в человеке, а как

какой-то предмет, подобный кошельку, который можно потерять, а потом найти,

что подтверждается употреблением слов «в сыскное не пошел отделенье».

Снижению высокого образа способствует употребление таких языковых средств,

которые имеют в словаре помету «просторечное»: «невзначай - неожиданно

случайно, ненамеренно», «голосить – громко кричать». Снижение высокого образа

происходит за счет столкновения пласта высокой и низкой лексики. Употребление

библеизма в несвойственном ему контексте и в несвойственном значении приводит

к тому, что библеизм начинает восприниматься как гротескный образ.

В этом же цикле есть стихотворение «Все свершилось по писаньям», в котором

образ ада дан в сатирической форме:

Был в чаду, не чая чада,

Утешался мукой ада,

Перечислил – все слова,

Но – болела голова.

Первая строчка четверостишья – каламбур, основанный на употреблении слов

близких по звучанию, но разных по значению. «Чаять – (устар., прост.)

ожидать, надеяться на что-нибудь». «Чад – о чем-нибудь одурманивающем,

затемняющем сознание (книж.)». Близкие по звучанию слова имеют не только

разные значения, но и разную стилистическую окраску. Во второй строфе

употреблено, казалось бы высокое выражение «муки ада», но соседство слова

«утешаться – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе,

страдание», приводит к разрушению образа, так как вряд ли можно успокоиться

мукой ада. Разрушению высокого образа способствует и каламбур первой строки.

В целом, за счет контекста происходит стирание границ между «высоким» и

«низким», а это приводит к снижению стилистической окраски библеизма в

контексте до шуточной.

§5. Композиционная роль библеизмов.

Под композиционной функцией понимается роль библейских эпиграфов в лирике

А.Блока. В сборнике стихотворений встретилось два эпиграфа, соотносящихся с

библейским текстом.

Первый эпиграф к стихотворению « Я, отрок, зажигаю свечи»

Имеющий невесту есть жених

а друг жениха, стоящий и внимающий ему

радостью радуется, слыша голос жениха

( от Иоанна; 3:29)

Второй эпиграф предпослан стихотворению « Верю в Солнце Завета»:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10