Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте
Сводная таблица №2 представлены показатели для всех факторов теста «Творческого мышления», теста «Творческих характеристик личности» САР и теста на «Объём внимания» между сравниваемыми группами.
· Возраст 8-16 лет.
· «1»-Детская школа искусств;
· «0»-Средне образовательная школа.
· Таблица 2
Оцениваемые показатели
|
|
N
|
Среднее арифметическое
|
Стандартное отклонение
|
t-критерий Стьюдента
|
Уровень достоверности критерия
|
Разница между средними (М) сравниваемых
групп
|
|
Беглость
|
0
|
60
|
11,3
|
1,0
|
-2,0
|
0,043
|
-0,3
|
|
|
1
|
60
|
11,7
|
0,7
|
|
|
|
|
Гибкость
|
0
|
60
|
7,73
|
1,9
|
-1,7
|
0,087
|
-0,5
|
|
|
1
|
60
|
8,2
|
1,3
|
|
|
|
|
Оригинальность
|
0
|
60
|
23,2
|
5,0
|
-3,9
|
0
|
-3,3
|
|
|
1
|
60
|
26,5
|
3,9
|
|
|
|
|
Разработанность
|
0
|
60
|
5,7
|
4,4
|
-11,3
|
0
|
-9,4
|
|
|
1
|
60
|
15,1
|
4,6
|
|
|
|
|
Название
|
0
|
60
|
15,0
|
4,5
|
-1,8
|
0,074
|
-1,4
|
|
|
1
|
60
|
16,5
|
4,2
|
|
|
|
|
СУММА
|
0
|
60
|
62,5
|
10,8
|
-8,0
|
0
|
-15,4
|
|
|
1
|
60
|
77,9
|
10,1
|
|
|
|
|
Любознательность
|
0
|
60
|
18,7
|
2,8
|
-2,9
|
0,004
|
-1,3
|
|
|
1
|
60
|
20,0
|
2,1
|
|
|
|
|
Воображение
|
0
|
60
|
16,2
|
2,7
|
-10,5
|
0
|
-5,0
|
|
|
1
|
60
|
21,3
|
2,5
|
|
|
|
|
Сложность
|
0
|
60
|
20,3
|
3,0
|
3,9
|
0
|
1,8
|
|
|
1
|
60
|
18,4
|
2,0
|
|
|
|
|
Разработанность
|
0
|
60
|
19,3
|
2,5
|
1,9
|
0,051
|
1,1
|
|
|
1
|
60
|
18,2
|
3,6
|
|
|
|
|
Сумма
|
0
|
60
|
74,4
|
7,6
|
-2,6
|
0,009
|
-3,6
|
|
|
1
|
60
|
78,0
|
7,4
|
|
|
|
|
Объём внимания
|
0
|
60
|
7,2
|
1,6
|
-7,5
|
0
|
-1,9
|
|
|
1
|
60
|
9,2
|
1,1
|
|
|
|
|
|
Проанализируем возрастные изменения всех факторов теста «Творческого мышления», теста «Творческих характеристик личности» САР и теста на «Объём внимания» между сравниваемыми группами (см. таблицу 2,3,4 и диаграммы к этим тестам). Достоверность различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента.
В результате анализа мы пришли к следующим выводам: что по факторам Беглость и Гибкость, Оригинальность, Название наблюдается незначительное различие между сравниваемыми группами, у учащихся «ДШИ» наблюдается незначительный рост по указанным факторам; по фактору Разработанность наблюдается существенное различие между сравниваемыми группами. Это свидетельствует о том, что с увеличением возраста увели-чивается асимметричность и сложность рисунков детей, что свя-зано с уровнем креативности.
У детей, обучающиеся в школе искусства, суммарный показатель творческого мышления весьма значителен. Эти дети несколько превосходят учащихся, обучающихся в общеобразовательной школе по количеству рисунков, их разнообразию и по использованию различных частей предоставленного для рисунков пространства, по асимметрии рисунка и творческому использованию языка - вербального средства для отображения сути образного здания.
Сравнительный анализ по возрастным показателям в самой группе показал, что по фактору Беглость с возрастом в обеих группах наблюдается незначительное падение показателей. Предположительно, с возрастом произвольный компонент сознания усиливается, что и обеспечивает меньшую продуктивность деятельности группы по данному показателю.
Данные по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность: у учащихся школы искусства с увеличением возраста детей (от 8 до 16 лет), наблюдается некоторый рост показателей.
У учащихся общеобразовательной школы показатели по фактору Беглость, Гибкость и Оригинальность, Разработанность имеют приблизительно один и тот же уровень, что свидетельствует о том, что нет значительных возрастных изменений по количеству идей, разнообразию кате-горий и изображению рисунка в разных местах внутри заданного пространства, т. е. нет прироста по этим показателям с возрастом.
Эти данные, кажущиеся на первый взгляд парадоксальными, хорошо согласуются с данными, полученными с помощью образ-ной батареи тестов Творческого мышления Торренса [7], где на-блюдается аналогичная закономерность - показатели по факторам образного творческого мышления имеют приблизительно одина-ковые уровневые характеристики в возрастном диапазоне от 5 до 17 лет (нет их роста с ростом возраста).
По Разработанности у учащихся школы искусства, с увеличением возраста увеличивается среднее значение по этому фактору (t-критерий Стьюдента, раз-личия достоверны на 0,01 уровне значимости).
По Названию: средний сырой балл в двух группах увеличивается с увеличени-ем возраста, что может свидетельствовать о развитии с возрастом вербального компонента, о развитии речи, увеличении словарно-го запаса, умении образно выражать скрытый смысл рисунка с по-мощью слов (различия статистически значимы на уровне 0,01).
По общему суммарному показателю творческого мышления также наблюдается рост с возрастом (различия статистически значимы): отмечается увеличение суммарного показателя при изменении возраста (данное увеличение проис-ходит за счет разработанности-асимметрии и названия).
В таблице 2 представлены средние значения для различных факторов творческого мышления, стандарт-ные отклонения, уровень достоверности критерия и разница между среднеарифметическим значением сравниваемых групп для объединенной выборки де-тей 8-16 лет. Средние значения для обеих групп, объеди-ненных разновозрастных выборок изображены также в таблицах 3,4. Достоверность различий анализировалась с помощью t-кри-терия Стьюдента для независимых выборок.
Данные исследования показали наличие более высоких ре-зультатов у учащихся школы искусства по факторам Беглость (0,01 уровень значимости), Гиб-кость (0,05 уровень значимости), Оригинальность (0,01 уровень значимости), Разработанность (0,05 уровень значимости). В целом по тесту творческого мышления общий суммарный показатель учащихся «ДШИ» соответствует норме. Общий суммарный показатель учащихся общеобразовательной школы находится ниже нормы. Это подтверждается в представленных диаграммах для каждой возрастной группы и показателями внутри каждой группы.
Сравнивая данные по тесту личностных характеристик, можно отметить следующее:
· у детей обучающиеся в школе искусства по факторам Любознательность, Воображение и суммарный балл средние (М) показатели выше, за ис-ключением фактора Сложность, где показатели у учащихся общеобразовательной школы выше (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).
· По фактору Склонность к риску показатели примерно равны.
Хотя по некоторым факторам различия и значимы, но с учетом различных ви-дов погрешностей можно предположить, что различия не столь су-щественны по абсолютной величине, и, в общем, самооценочные данные двух сравниваемых групп детей близки. Однако следует отметить, что по данным таблицы, дети, обучающие в «ДШИ» выше оценива-ют свои творческие личностные характеристики, чем дети из общеобразовательной школы.
По фактору Сложность показатели детей «СОШ№5» выше показателей детей, обучающихся в «ДШИ», и это закономерно. Указанный показатель помогает измерить уровневые значения когнитивно-личностных характеристик ребёнка (в данном критерии: это исследовать неизвестное, быть готовым ко всему), что в свою очередь и не удивительно т. к. дети в основной своей массе из неблагополучных или неполных семей.
Показатели стандартных отклонений для всех факторов выборки выше для детей из школы искусства, что характеризует больший разброс мнений детей в данной выборке.
На последнем этапе мы проанализировали возрастные изменения познавательных процессов личности. В данном случае мы берем два показателя: это воображение и внимание. Нам необходимо было выяснить, влияют ли творческие способности на развитие познавательных процессов личности. В данном случае мы рассматривали два показателя познавательных процесса внимание и воображение, как наиболее «востребованные» как в процессе творческой деятельности, так и в процессе деятельности учебной.
Рассматривая полученные данные, можно отметить, что у учащихся «ДШИ» во всех трех выборках по возрастам показатели выше, чем у учащихся «СОШ №5».
На следующем этапе мы сравнивали показатели внутри каждой группы между собой, чтобы определить, наблюдается ли с возрастом рост этих показателей.
Результаты исследования показали, что у учащихся «ДШИ» с возрастом показатели незначительно, но выросли, у учащихся «СОШ №5» с возрастом показатели стали незначительно ниже.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что при развитии творческих способностей наблюдается рост показателей ребенка в познавательной сфере, в данном случае мы рассмотрели внимание и воображение школьников.
Выводы экспериментальной части
Качественный и количественный анализ данных теста личностных характеристик, показал следующее:
· у детей обучающихся в школе искусства по факторам Любознательность, Воображение и суммарный балл средние (М) показатели выше, за ис-ключением фактора Сложность, где показатели у учащихся общеобразовательной школы выше (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).
· По фактору Склонность к риску показатели примерно равны.
Хотя по некоторым факторам различия и значимы, но с учетом различных ви-дов погрешностей можно предположить, что различия не столь су-щественны по абсолютной величине, и, в общем, самооценочные данные двух сравниваемых групп детей близки. Однако следует отметить, что по данным таблицы, дети, обучающие в «ДШИ» выше оценива-ют свои творческие личностные характеристики, чем дети из общеобразовательной школы.
По фактору Сложность показатели детей «СОШ№5» выше показателей детей, обучающихся в «ДШИ», и это закономерно. Указанный показатель помогает измерить уровневые значения когнитивно-личностных характеристик ребёнка (в данном критерии: это исследовать неизвестное, быть готовым ко всему), что в свою очередь и не удивительно т. к. дети в основной своей массе из неблагополучных или неполных семей.
Показатели стандартных отклонений для всех факторов выборки выше для детей из школы искусства, что характеризует больший разброс мнений детей в данной выборке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|