бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте бесплатно рефераты

Креативности, как одному из основных ком-понентов, отводилось и отводится важное место в структуре одаренности. Уровень развития интеллекта признавался мно-гими исследователями как необходимое, но недостаточное условие Г. Хилдрет (1966), [20] анализируя развитие понятия «одаренность», пишет: «Первые определения одаренности связаны с коэффициентом интеллектуальности. Определение одаренности сегодня шире и основано на многообразии измерительных свойств и более совершенных, гибких понятиях необычных способностей и возможностей, включающих тип не только «хо-рошего ученика», «но и креативного и оригинального».

П. Торренс под креативностью понимал «процесс, состав-ные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам, к дисгармонии и т.д., осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модифика-ция, а также сообщение результатов.[32]

При этом в качестве синонимов «креативности» использовались термины «творческое мышление», «творческое воображение» (без учета специфики соответствующих процессов). Это отразилось и на подборе тестовых заданий. Так, для определения уровня развития креативности предлагались задачи на творческое мышление (например, классификация наборов предметов, фигур и букв и др.) и воображение (например, дорисовывание фигур).

В ходе двадцатипятилетней работы К. Тейлором и его сотрудниками было идентифицировано восемь видов креативной одаренности, которые выражаются в продуктивном мышлении, планировании, предсказании, принятии решений, общении, воплощении или исполнении решений, межличностных отношениях и в усмотрении возможностей (Л. В. Попова, 1991;Е. Г. Тищелко, 1993) [21]. Каждое из таких проявлений трактуется К. Тейлором весьма узко. Так, например, проявление креативности в общении по К. Тейлору -- это умение ясно выражать свои мысли и чувства, чтобы они были понятны другим. Креативность в области межличностных отношений -- умение понимать других, эффективно и продуктивно сотрудничать с ними.[24]

Способности выше среднего уровня. В данном контексте термин «способности» имеет несколько нетрадиционный оттенок. В данном случае имеется в виду широкий спектр явлений таких, как самые разнообразные знания, умения и навыки, без которых никакая творческая деятельность невозможна -- это с одной стороны; с другой стороны -- как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной, по предметной направленности, деятельности[20]. В моделях, где вместо данного качества представлен «интеллект» (как, например, в некоторых вариантах модели Дж. Рензулли), понятие одаренность неоправданно сужается, и модель в подобном случае оказывается пригодной лишь для описания одаренности только в познавательной сфере (интеллектуальная одаренность, академическая одаренность). Иначе говоря, мы в этом случае имеем дело с одним из видов частной, или специальной одаренности.

В некоторых работах Дж. Рензулли «интеллект» раскрывается как проявляющиеся в разных сферах способности выше среднего уровня. Сходная трактовка этой позиции при-надлежит психологу Г. Гарднеру. Разрабатывая данный аспект модели Дж. Рензулли он расклассифицировал данное свойство «интеллект», выделив семь его категорий. Рассматриваемая модель предполагает несколько иное, более универсальное представление. Это на теоретическом уровне объясняет некоторые аспекты проблемы со-отношения и взаимной связи так называемых «общей» и «спе-циальной» одаренности [23].

Кроме того, данный компонент модели одаренности в значи-тельной степени характеризует одаренность с качественной стороны. Спектр способностей может быть более или менее широк, количественная оценка последних и их дальнейшее сопоставление можно рассматривать как одну из качествен-ных характеристик одаренности.

Из всего вышеизложенного следует, что одаренность не сводится лишь к высоким количественным показателям умственного развития, а понимается как сплав компонентов, вза-имосвязанных между собой: личностных качеств и отдельных способностей, интеллектуального развития и креативности.

Таким образом:

1.Представления об одаренности, как о врожденном и сугубо интеллектуальном явлении, сменилось новыми те-оретическими концепциями.

2.Одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя высокий интеллект является одним из условий одарен-ности.

3.Важнейшим компонентом одаренности является креативность (творчество), развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, ее самовыражение, самореализация.

4. Одаренность вовлекает целостную личность человека; его интересы, мотивы, чувства, волевые проявления и другие стороны личности.

5. Творческий потенциал личности является основой одаренности. При этом он не реализуется автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения.

1.2.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ

Психология начала свое существование в качестве экспериментальной науки во второй половине XIX века, в лабораториях В. Вундта, Э. Титченера, Г.Ге льмгольца, Э. Вебера, Г. Фехнера, Г. Эббингауза и др. «патриархов», которые исследовали преимущественно отдельные «акты сознания» - познавательные психические процессы. Эксперименты этих ученых позволили впервые установить законосообразность функционирования психики и выделить особую форму причинности - психическую, не сводимую к физической или биологической детерминации явлений душевной жизни. Предметом исследования стали ощущение и восприятие, внимание, память, а позднее воображение и мышление, которые являются основой любой творческой деятельности.[36]

Как известно творческие способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству творческие способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д. Невозможно в данной работе охватить все познавательные психические процессы, поэтому остановимся на двух интересующих нас это внимание и воображение. Основное направление деятельности школы искусства связано с развитием художественной сферы ребёнка. Поэтому указанные психические процессы мы будем рассматривать в художественной деятельности детей. Так, как именно эти психические процессы играют огромную роль в формирование художественно - творческих знаний умений и навыков.

Процессы психического отражения характеризуются предметностью, избирательностью и направленностью. Как отмечал Э. Гуссерль (1859-1938), [38] «всякое сознание «интенционально», т.е. является «сознанием о... » чем-либо». В обыденном языке эта направленность сознания на матери-альный или идеальный объект передается с помощью оборотов: я думаю о (чем-то), я хочу (чего-то) и т.д. В психологии избирательный, направлен-ный характер психической активности связывается с особым свойством пси-хики -- вниманием.

Внимание - это направленность психики сознания на опреде-ленные объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Другой вариант определения: сосредото-чение сознания на отдельных (личностно или ситуативно значимых) аспектах действительности.[39]

Первоначально проблемы изучения внимания входили в круг более обширного философского понятия апперцепции, разработка которого была начата Лейбницем и Кантом. В общих чертах, понятие «апперцепция» выражает зависимость восприятия действительности от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных способностей. В. Вундт, [37] видевший в апперцепции универсальный объяснительный принцип, трактовал внимание как процесс, обеспечивающий четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграцию в целостную структуру прошлого опыта (так наз. «творческий синтез»). Т. Рибо связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов (моторная теория внимания). Русский психолог конца XIX столетия Н.Н. Ланге соотносил внимание с волевыми процессами личности и разработал теорию «волевого внимания». В рефлексологии функция внимания связывалась, а нередко и отождествлялась с ориентировочным рефлексом (шире -- с ориентировочно-исследовательской деятельно-стью). Д.Н. Узнадзе определял внимание как акт объективации, посредством которого в случае затруднений или сбоя текущей деятельности слабое звено импульсивного поведения переводится в сознание, становясь предметом познавательной активности субъекта. Н.Ф. Добрынин, определяя внимание, акцентировал аспект психологической «значимости»: внимание -- это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющим для индивида устойчивую или ситуативную значимость. При таком понимании выявляется связь процессов внимания с эмоциями, потребностями и интересами личности, со всей сферой ее направленности.[40]

Значительный вклад в современное понимание природы внимания был внесен представителями когнитивной психологии. В рамках этого направления внимание трактовалось как сложный, иерархически организованный и многоуровневый процесс отбора (фильтрации) текущей информации (модель множественной селекции М. Эрдели), как умственное усилие, обеспечивающее оптимальное распределение интрапсихических ресурсов (Д. Канеман), как перцептивное действие (У. Найссер). У. Найссер ввел в психологию понятие «предвнимание» и выделил два этапа процесса переработки сенсорной информации: на первом этапе происходит пассивная предвнимательная переработка без активного включения сознания; на втором -- внимательная или фокальная, обеспечивающая активное конструирование образа. В большинстве современных психологических теорий внимания подчеркивается взаимосвязь этой психической функции с актуальными задачами выполняемой субъектом деятельности. Посредством внимания осуществляется упорядочивание сенсорной информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.

Внимание определяет динамику и селективность сознания, выступает неотъемлемым элементом познания, но, в отличие от других познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.д.), не имеет своего специфического содержания.

Согласно данным психофизиологии, селективность направленность сознания, в которой и заключается сущность внимания, возможна, прежде всего, на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Активное избирательное внимание осуществляется в состоянии повышенного, настороженного бодрствования, тогда как отвлекаемость и трудности сосредоточения возникают, как на фоне пассивного или диффузного бодрствования, так и на фоне чрезмерного бодрствования эмоционального возбуждения, тревоги, беспокойства. [41]

Таким образом, физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от пассивного к активному бодрствованию и связанная с возбуждением особой подкорковой структу-ры мозга - ретикулярной формации активизация этого образования, в свою очередь, приводит к повышению тонуса коры головного мозга.

В то же время, избирательность внимания находит объяснение в свете представления о ведущей роли коры больших полушарий и открытого И.П. Павловым закона индукции нервных процессов. Согласно этому за-кону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головно-го мозга, вызывают торможение в других ее областях. И, наоборот, тормо-жение в одной части коры влечет за собой повышение возбуждения в дру-гих. Так что в каждый момент времени в коре головного мозга может быть обнаружен определенный «очаг повышенной возбудимости», который И.П. Павлов сравнивал со «светлым пятном», окруженным более или менее зна-чительной тенью. Психологический смысл закона индукции выражается, в частности, в том, что концентрация внимания на каком-либо объекте или ас-пекте деятельности требует торможения побочной, конкурирующей активно-сти и игнорирования внешних воздействий, несоответствующих актуальным потребностям и задачам субъекта. Экспериментально доказано наличие тормозящих влияний коры на ретикулярную формацию, обеспечивающих ее избирательную активацию.[41]

Для прояснения физиологической природы внимания также имеет боль-шое значение принцип доминанты, выдвинутый А.А.Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий очаг возбуждения, который как бы притягивает к себе все нервные импульсы, поступающие в это время в мозг, за счет чего усиливается его «господство». Основой возникновения такого очага является не только интенсивность действующего раздражителя, но и внутреннее состояние всей нервной системы, обусловленное предшествующим опытом, наличием в коре головного мозга уже проторенных путей, закрепленных связей и сложившихся нейронных ансамблей, определенной совокупностью доминирующих возбуждений и торможений. Психологически доминанта проявляется в избирательном внимании к одним раздражителям при отвлечении от других.

Эксперименты с рассеченными полушариями мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела и подчиняются общим законам межполушарной функциональной асимметрии мозга. Иными словами, каждое из полушарий выполняет специфическую функцию в организации внимания. При этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, правое -- поддержку общего уровня настороженности, а посредством их интеграции достигается целостность процесса.

Внимание также в значительной мере определяется индивидуально-ти-пологическими особенностями личности, связанными с типом нервной системы и темперамента. Внимание выполняет ряд специфических функций, среди которых:

1) отбор значимых, релевантных или соответствующих потребностям и целям деятельности, внешних раздражителей, который осуществляется в несколько этапов, как по физическим, так и по семантическим при-знакам;

2) игнорирование несущественных воздействий среды и торможение побочной, отвлекающей активности;

3) поддержание определенного уровня активации до момента окон-чания деятельности;

4) регуляция и контроль осуществляемой субъектом деятельности.

В отечественной психологии разработана теория внимания как функ-ции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Следуя такому представлению, П.Я. Гальперин ус-матривал в акте внимания свернутое автоматизированное умственное действие контроля.

Наряду с направленностью, процесс внимания характеризуют следующие свойства:

· активность (степень включенности сознания и воли субъек-та в процесс внимания),

· концентрация (степень сосредоточения на объекте),

· устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени),

· переключаемость (скорость переключения внимания с одного объекта на другой),

· объем,

· распределение (на несколько объектов одновременно).

Первые эксперименты по изучению свойств внимания были проведены уже во второй половине XIX века. Так в 1887 году французский психолог Ф. Полан впервые зафиксировал такой феномен, как распределение внимания: он декламировал знакомое стихотворение, одновременно записывая другие стихи или производя простое умножение чисел, причем ни одна из операций не замедлялась.[38] Позднее в 1895 году французским психологом Б.Бурдоном был предложен корректурный тест, суть которого состоит в том, что испытуемому выдается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков и предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором.

Титченер предлагал изучать концентрацию внимания на фоне посте-пенно усиливающихся побочных (отвлекающих) воздействий. Он считал, что концентрация будет тем выше, чем интенсивнее окажется раздражитель, который первым отвлечет на себя внимание испытуемого[41].

Переключение внимание, как показывают данные психофизиологических экспериментов, тесно связано с такими свойствами нервной системы, как подвижность инертность.

Объем внимания определяется количеством одномоментно (в пределах 0,1 секунды) отчетливо воспринимаемых объектов, незначительно отличается от объема непосредственного запоминания (кратковременной памяти) и обычно принимается равным 3-5 (редко 6) объектам у взрослого человека и от 2 до 4 - у младших школьников.

Классификации видов внимания. К настоящему моменту в психологической науке сложилось несколько взаимодополняющих классификаций внимания.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют следующие виды внимания.

1. Непроизвольное или непреднамеренное внимание, генетически исходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; обуславливается особенностями объекта -- силой воздействия, новизной и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9