бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте бесплатно рефераты

2. Произвольное (сознательно регулируемое) внимание, обусловлен-ное постановкой сознательной цели и представляющее высшую, специ-фически человеческую форму внимания; неразрывно связано с речью и социальным опытом личности.

3. Послепроизвольное внимание, опосредованное сознательными целя-ми и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения; эта разновид-ность внимания связана либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлеченностью и интересом к самому процессу деятель-ности, и обеспечивает его высокую продуктивность. Н.Ф. Добрынин, предложивший данную градацию, предполагал наличие взаимопереходов между тремя указанными видами внимания.[37]

В зависимости от локализации объекта внимания различают внима-ние внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего ми-ра, и внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Переме-щение фокуса внимания во внутриличностный план сопровождает такие про-цессы, как фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, транс. Другой вариант классификации -- подразделение внимания на сен-сорное и интеллектуальное. Объектами первого выступают раздражители разных модальностей (например, зрительное и слуховое сенсорное внима-ние), тогда как второе сопровождает мыслительные и мнемические процес-сы и выделяет в качестве объектов воспоминания, идеи, мысли.

В истории психологии одна из наиболее ранних попыток классификации всего многообразия феноменов и проявлении внимания была предпринята У. Джемсом, который по разным критериям выделил три основные разновидности: [38]

1) чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное),

2) непосредственное (когда объект интересен сам по себе) и производное, опосредованное,

3) непроизвольное, или пассивное (не требующее усилий) и произволь-ное (активное), сопровождающееся сознательным усилием. Как видно, данная классификация содержит в себе зачатки всех последующих, более поздних и детальных, в силу чего она не утратила научной ценности и в наши дни.

В исследованиях внимания основной научной проблемой следует при-знать проблему объективного критерия, позволяющего устанавливать определенные границы изучения этой психической функции. Первоначально в психологии доминировал феноменологический критерий: вниманию соответствовала сфера ясного сознания (или «актуального сознания» в противоположность «фоновому»). Отличительным признаком при этом признавалась отчетливость и ясность того, что попадает в поле внимания. Позднее феноменологический критерий был дополнен критерием продуктивности (внимание повышает общую продуктивность деятельности) и мнемическим критери-ем (запоминается то, что входит в поле внимания), а объективность методов исследования внимания повышалась путем регистрации внешних (физиоло-гических и поведенческих) его проявлений.

Для диагностики внимания используется ряд методик: для определе-ния объема внимания предназначена тахистоскопическая методика В. Вундта, Д. Кеттела; для определения концентрации и устойчивости -- корректур-ный тест Б. Бурдона; для определения скорости переключения внимания - метод таблиц Шульте.[39]

Восприятие человека всегда дополняется элементами прошлого опыта и образами возможного или желаемого будущего. Память обеспечивает сохранение личностно значимой информации, узнавание однажды воспринятых объектов и явлений действительности. Новые комбинации былых впечатлений, предвосхищение будущих событий, формирование образов целей и достижений, творческое порождение художественных образов в искусст-ве и «мыслеобразов» в научной работе -- все это возможно благодаря процессам воображения.

Воображение -- это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.[42]

В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной психологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала ее осуществления. Моделирование в воображении желаемого результата с необходимостью предшествует его предметному воплощению посредством конкретных действий и операций.

Воображение входит в состав любой деятельности и является необходимым компонентом творчества. В ходе деятельности процессы воображения выступают в единстве с мышлением. Механизмы воображения актуализируются в условиях неопределенности проблемной ситуации, при дефиците исходной информации, когда имеющиеся данные задачи не полны и с тру-дом поддаются анализу.

В то же время, воображение может рассматриваться как самостоятельная разновидность психической активности -- имагинативная деятель-ность. Работа воображения выражается:

1) в построении образа цели конечного результата и средств предметной деятельности;

2) в формирова-нии программы поведения в условиях неопределенности проблемной ситуа-ции;

3) в создании образов на основе описания какого-либо объекта или ситуации;

4) в продуцировании образов, которые не программируют, а за-мещают деятельность.

В случае замещения внешних практических действий, воображение принимает форму особой внутренней деятельности, примером которой служит мечтание - создание образов желаемого будущего. Продукты этой деятельности в рационалистической традиции оцениваются преимущественно негативно, как иллюзорные и уводящие от актуальных проблемных ситуаций; однако они имеют значительную психологическую ценность. Так, образы достижений выступают в качестве мотивирующих факторов, способствующих успешному освоению профессии, новых социальных ролей и форм деятельности. Мечта -- это не только фикция, но и необходимое условие преобразования действительности.

Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимуще-ственно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодей-ствие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполне-нии определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое -- делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т.е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения.

Существенным представляется вопрос о психологических источниках и факторах имагинативной активности. Определяя воображение как особую психическую реальность, Л.С. Выготский [10] утверждал, что отдельные элемен-ты наших фантазий всегда имеют эмпирическое происхождение и могут быть обнаружены в повседневном опыте, тогда как сочетания, комбинации этих элементов, их объединения в фантастические ансамбли образов определя-ются ходом наших внутренних переживаний, прежде всего, неотреагирован-ных эмоций и неудовлетворенных влечений. Иллюзия самопроизвольности и беспричинности в работе воображения возникает в силу того, «что причины, обуславливающие эту работу, лежат глубоко внутри человека и часто оста-ются не обнаруженными для сознания». Каким бы фантастическим не каза-лось нам смысловое содержание представления или вымышленного образа, связанная с ним эмоция всегда реальна, так как имеет отношение к дейст-венным факторам нашей внутренней жизни, к ее, преимущественно неосоз-наваемой, динамике. В этом пункте взгляды Л.С. Выготского максимально сходятся с основополагающими постулатами глубинной психологии.[44]

К.Г. Юнг полагал, что продукция воображения имеет символическое значение и отражает наиболее глубинные уровни и неосознаваемые тенденции душевной жизни. В воображении человеку открываются такие содержания бессознательной сферы психического, которые недоступны для непосред-ственного самонаблюдения и рационального мышления. С помощью вооб-ражения бессознательное («душа» как первичная психическая реальность) общается с Эго (индивидуальным сознанием) на сложном и «темном» язы-ке символов.[46]

Юнг усматривал в воображении первичную и наиболее естественную творческую способность души, ее спонтанную символическую деятельность: «Душа рождает символ, также как почва -- цветок». В то же время, он различал пассивное фантазирование и активное воображение. В первом случае имеют место грезы, возникающие независимо от направленности сознания и без активного участия последнего. Активное же воображение является творческим по своей сути и разворачивается как внутренний диа-лог сознания и бессознательного, их продуктивное сотрудничество, способствующее внутри личностной интеграции. В активном воображении Юнг видел и эффективный метод психотерапии, и особый способ самопознания, дополняющий классическую интроспекцию и направленный на выявление и прояснение скрытых содержаний бессознательного.

Значимыми факторами душевной жизни, тесно связанными с деятельно-стью воображения, являются эмоциональные состояния и процессы. Вооб-ражение связано с эмоциональной сферой двояко. Согласно закону двой-ного выражения эмоций, с одной стороны, эмоции разрешаются в во-ображаемых ситуациях, т.е. воображение обеспечивает эмоциональную разрядку, отреагирование (еще 3. Фрейд отмечал что для невротичной личности уход в фантазирование -- это способ минимизировать внутрен-нее интрапсихическое напряжение, возникающее в моменты фрустрации); с другой стороны, процессы воображения способны усиливать аффек-тивные процессы и влиять на характер и интенсивность эмоциональной оценки ситуации, причем это влияние может быть как дестабилизирующим (усиление негативных аффектов, например, страха), так и стабилизирующим (примером может служить использование ресурсов воображения в аутотренинге и других релаксационных и имагинативных техниках психотерапии).[45]

Основное назначение воображения Л.С. Выготский [9] усматривал в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения:

1) познавательную;

2) эмоциональ-ную;

3) воспитательную или формирующую.

Первая связана с необходимостью при помощи воображения представлять, и таким способом, делать объектом познания нечто новое и еще не отраженное в нашем прошлом опыте. Способность вообразить, представить играет огромную роль в освоении индивидом новых для него форм коллек-тивного опыта человечества: так в школьные годы с опорой на ресурсы вооб-ражения изучаются физика, химия, астрономия, история и др. науки, обеспе-чивающие не доступные для чувственного познания сведенья о мире.

Вторая, эмоциональная функция состоит в том, что фантазия обеспечи-вает внутреннее выражение тех аффектов и эмоциональных импульсов, ко-торые, в силу различных причин, не находят выхода во внешнем поведении, в действиях субъекта. Воображение как бы открывает новые двери для на-ших потребностей и стремлений: в сказке, игре и вымысле, как ребенок, так и взрослый находят бесконечный источник переживаний. С данной функци-ей связан описанный в психоанализе механизм сублимации: при посредстве фантазии достигается высшая и социально приемлемая реализация не осу-ществившихся в повседневной жизни возможностей, что мы наблюдаем в различных видах творчества, прежде всего, в такой имагинативной деятель-ности, как искусство.

Наконец, третья функция проясняется, когда мы раскрываем психологи-ческое значение игры для развития ребенка. Именно с игровой деятельно-стью связывал Выготский работу воображения в детском возрасте: игра есть фантазия в действии, а фантазия -- заторможенная и необнаруженная игра. Смысл и назначение игры как спонтанной имагинативной активности -- это «организация повседневного поведения ребенка в таких формах, чтобы он мог упражняться и развиваться для будущего». Работа воображения в игре, в конечном счете, заключается в подготовке ребенка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, по-ступкам и решениям. Наряду с перечисленными необходимо выделить также антиципирующую функцию: как уже отмечалось, человек способен в воображаемом плане предвосхищать возможные последствия своих дейст-вий, предвидеть развитие и исход какой-либо ситуации, заранее представлять конечный результат осуществляемой деятельности.

В то же время, воображение выполняет и креативную (творческую) функцию. Это находит отражение не только в артистической деятельности, создании произведений искусства и др. видах творчества, но и в глобаль-ных процессах становления самосознания и индивидуального мировоззре-ния. Воображение (в неразрывной связи с мышлением) активно участвует в порождении целостного представления субъекта о самом себе (Образа Я) и такого интегрального образования, как «картина мира».

Эффективное использование имагинативных техник (в частности, тех-ник визуализации) в различных направлениях психотерапии, таких как имаготерапия, психосинтез, символдрама, позволяет говорить о регуляторной функции воображения. Формируя определенные образы, человек способен управлять функциональными состояниями собственного организ-ма и психики, регулировать течение эмоционально-волевых процессов, ми-нимизировать негативное воздействие стрессовых факторов среды. Образ воображения может стать тонким инструментом произвольной саморегуля-ции: так, представление возможных позитивных результатов деятельности способствует поддержанию волевого усилия при недостаточной (снижен-ной) мотивации.

В соответствии с выполняемыми функциями, выделяются три основных вида воображения:

1) воображение репродуктивное (воссоздающее);

2) воображение продуктивное (творческое);

3) воображение антиципирующее (предвосхищающее).

Воссоздающее воображение выражается в построении образа объек-та или ситуации на основе рассказа, описания, схемы, чертежа или какого-либо другого условного обозначения. В данном случае некий исходный мате-риал дополняется имеющимися у субъекта образами и впечатлениями, изна-чально заданный каркас как бы заполняется субъективным содержанием.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, отличающегося оригинальностью, субъективной или объективной но-визной и не имеющего аналогов среди известных субъекту предметов и впе-чатлений из его прошлого опыта.

Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Т. Рибо выделил две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения: диссоциацию и ассоциацию. [49]

Диссоциация -- это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные его впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. В свою очередь, ассоциация предполагает создание новых сочетаний предварительно выделенных элементов опыта, их синтез, объединение в качественно новый целостный образ.

Синтез образов и представлений в процессе воображения осуществляется различными способами. Наиболее специфичные среди них:

· агглютинация -- элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр);

· гиперболизация -- увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон, одноглазый циклоп);

· заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж);

· схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов;

· типизация -- выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.

Специфическую разновидность представляет антиципирующее (предвосхищающее) воображение, лежащее в основе способности человека прогнозировать возможное будущее. Эта форма тесно связана с мыслительной деятельностью, которая выражается в установлении каузальных (причинно-следственных) связей между актуальными событиями и их вероятными ис-ходами. Само слово «предвиденье» обозначает способность «увидеть» мыс-ленным взором то, что еще не совершилось, что только предстоит. Ф. Лерш [46] полагал, что реализация этой «прометеевской» функции воображения непо-средственно зависит от жизненной перспективы: чем моложе человек, тем в большей степени его воображение ориентировано на будущие события, то-гда как люди преклонного возраста скорее склонны мысленно возвращаться к событиям своего прошлого.

Длительное время считалось, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход -- воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абст-рактных элементов.

Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в ра-циональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением может служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование которому дал уже Галилей. Благодаря продуктивной работе воображения Галилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристоте-левской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободно-му перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бесконечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения об инерциальном движении. В данном пункте научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллю-зий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не слу-чайно выдающийся физик Э. Резерфорд усматривал предпосылки прогрес-са научного знания в соединении фантазии и эксперимента.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9