бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте бесплатно рефераты

Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте

36

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кировский филиал

Гуманитарный факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: «Психодиагностика».

Тема: «Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте».

Выполнил: Плашко Р.В., студент

5 курса, 10 семестр, сокращенный

срок обучения (осенний набор)

Научный руководитель: к.психол.н., доцент Росина

Защищена:_____________

«____» сентября 2007 «______________»

Киров

2007

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие творческих способностей

1.2. Познавательные психические процессы личности (внимание, воображение)

Выводы теоретической части

Глава 2. Экспериментальная часть. Исследование влияния творческих способностей на познавательные процессы личности.

2.1. Методы и методики исследования

2.2. Организация исследования

2.3. Результаты исследования и их интерпретация

Выводы экспериментальной части

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ.

В потоке внешних раздра-жителей люди обычно воспринимают лишь то, что ук-ладывается в «координатную сетку» уже имеющихся зна-нии и представлений; остальную информацию они бессозна-тельно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также приверженность к об-щепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта све-жесть взгляда и «зоркость» связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мыш-ления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.[6]

Триста лет назад Рене Декарт говорил о необходимости вве-сти абсолютно нейтральный язык для описания объектив-ных наблюдений. Он надеялся, что этот язык предотвра-тит искажения, идущие от предвзятых мнений и устано-вок. За три столетия такой язык не был разработан, да и возможен ли он в принципе? [8]

В последнее время одним их главных направлений психоло-гического тестирования одаренности становится измерение твор-ческих способностей человека, его креативности. Творчество может рассматриваться двояко - как компонент какой-либо деятель-ности и как самостоятельная деятельность.

Существует мнение, что в любой деятель-ности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности - от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, ориги-нального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В соответствии с этим большинство психодиагностических тестов, исследующих творчество, ориентированы на выявление способнос-тей к дивергентному мышлению. Наиболее известными и ши-роко используемыми являются тесты творческого мышления, разработанные П. Торренсом. По мнению ученого, творчес-кие возможности человека позволяют более надежно судить о будущих успехах ребенка, чем уровень его интеллектуального развития.[3]

Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление. Если конвергентное мышление - это последовательный логический процесс, протекающий строго «от ступени к ступени» и приводящий к единственно правильному решению, то дивергентное мышление - это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, он меньше ограничен заданными факторами, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результа-там, к нескольким альтернативным решениям.[7]

Вопрос, который рассматривается в данной курсовой работе, один из актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей человека, об одаренности, гениальности. И самое главное, это вопрос о том, какое влияние эти способности оказывают на познавательные процессы личности, такие, как воображение и внимание. Важно понять, каким образом, психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень, можно достичь качественного улучшения процессов мышления.

Актуальность работы определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Забота об одаренных детях сегодня -- забота о развитии на-уки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку осво-ить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу о детях, имеющих большой творческий потенциал, так, как именно их интел-лектуальные и творческие достижения имеют не просто лич-ностный, а социальный смысл. В сферах, отвечающих их ода-ренности, такие дети достигают высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Свое-временное выявление одаренных детей и развитие их способ-ностей являются залогом их личностного развития.

Практическая значимость исследования заключается в возможности своевременного выявления и развития различных способностей детей как фундамента для развития познавательных процессов.

Цель работы: исследовать познавательные и личностные качества ребёнка школьного возраста для:

· отбора детей, чьи таланты и творческие возможности не могли быть выявлены с помощью существующих ранее методов;

· отбора детей для обучения с использованием программы для одаренных, с целью развития творческих способностей;

· выявления связи между способностями и высоким уровнем развития познавательных процессов;

· выявления и включения в особые группы для занятий по специальным или индивидуальным программам или для обучения в обычных классах тех детей, которые ранее считались неспособными и за низкой академической успеваемости.

Задачи исследования:

1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблемам данного исследования.

2. Подобрать репрезентативные методики для исследования уровня творческих способностей и их влияния на познавательные процессы личности.

3. Исследовать творческие способности детей, а также их влияние на познавательные процессы личности.

Гипотеза исследования: у детей с высоким уровнем развития творческих способностей будет наблюдаться более высокий уровень возможностей в познавательной сфере (воображение и внимание) в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей.

Предмет исследования: уровень творческих способностей, когнитивно-интеллектуальные творческие факторы (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления) и лично-индивидуальные творческие факторы (аффективно-чувствительные) и их влияние на познавательные процессы личности.

Объект исследования: познавательные процессы и способности детей младшего школьного и подросткового возраста.

Теоретическую базу исследования составили работы А.В.Брушлинского; Д.Б. Богоявленской; Ф. Бартлера; Э.де Боно; Дж.Гил-форда; Дж. Галлагера; Г. Гарднера; В.В. Давыдова; 3.И. Калмыкова; А.М. Матюшкина; Н.А. Менчинской; Н.Н. Поддьякова; Я.А. Пономарева; Ж.Пиаже; Л.В. Попова; К. Перлета; С.Л. Рубинштейна; Дж. Рензулли; Б.М.Теплова; О.К. Тихомирова; П. Тор-ренса; Дж. Фельдхьюсена; К.А. Хеллера; Г. Хилдрета;

Для проведения экспериментально-психологического исследования были использованы следующие методы: теоретические (метод анализа существующей по данной теме научной литературы, методы сравнительного анализа), экспериментальные (психодиагностические методы).

Использовались следующие методики:

· набор креативных тестов Ф. Вильямса [52], созданный на основе тестов Гилфорда и Торренса [55] и адаптированный вариант опростника креативности Джонсона [53], направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

· тест дивергентного (творческого) мышления; цель - исследование когнитивно-индивидуальных способностей учащихся (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления);

· тест личностно-творческих характеристик; цель - изучение личностно-индивидуальных способностей (способность пойти на риск, сложность (исследовать неизвестное, быть готовым), любознательность, воображение);

· методика «Запомни и расставь точки» цель - исследовать объём внимания.[7]

Экспериментальная база исследования: МОУ ДОД «Детская школа искусств», и МОУ «СОШ №5» города Воркуты. Выборку составили 120 человек, возраст 8 - 16 лет, учащиеся начального и среднего звена.

Сроки проведения исследования: апрель - июль 2007 года.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение включает описание методик исследования, таблицы и графики с результатами исследования.

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Значительные трудности в определении понятий творческих способностей и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности творческих способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре отсутствует. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что творческие способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о творческих способностях, подчеркивают возможность человека что-то делать а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и творческие способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна [44] и Б.М.Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности. Творческие способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание творческих способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. [24]

Иногда творческие способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а творческие способности являются результатом развития задатков.

Задатки -- врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития творческих способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных творческих способностей. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие творческие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые творческие способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.[12]

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой творческих способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.

На развитие творческих способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками. От быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. [10]

Основой такого творческого процесса является интуитивный механизм, который, по Я.А. Пономареву [22], определяется двойственностью результата деятельности. Одна часть результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, назы-вается прямым продуктом, а другая, не соответствующая цели и полученная помимо сознательного намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый, побоч-ный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ кото-рого не осознается. Это решение называется интуитивным. Основными особенно-стями интуитивного решения являются наличие чувственного образа, целостность восприятия и неосознанность способа получения результата.

В современных трактовках творческого процесса большое внимание уделяется не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия, поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наобо-рот, возникает в условиях рассогласования цели и результата.

Творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования. Я. А. Пономарев (1976) со-поставил фазы решения творческой задачи взрослым, умственно развитым челове-ком с формированием способности действовать в уме у детей. Оказалось, что формы поведения детей на этапах развития способности действовать в уме аналогичны фор-мам поведения взрослых на соответствующих стадиях решения творческой задачи.

Первая фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются зна-ния, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического вывода из имеющихся посылок. Ис-следователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; вы-двигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9