бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения бесплатно рефераты

После этого все участники садятся в общий круг. Как и в пре-дыдущем упражнении, проводится обсуждение. Тренер помогает группе в определении способов, при помо-щи которых знания, приобретенные при выполнении данного упражнения, могут быть соотнесены с личной или профессио-нальной жизнью участников.

Каждый участник по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участ-ники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось. Ведущий группы или тренер также высказывает свое мнение.

Упражнение «Описания»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары са-дятся друг напротив друга. Тренер выдает каждому участнику по какому-либо предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие как фрукты или овощи, бу-тылки, вазы или украшения. Каждого участника просят описать своему партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, банку с кон-сервами можно описать следующим образом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на этикетке написаны коричневым и красным цветом...»

Задача участников -- как можно более полно и детально опи-сать полученные предметы. Очень часто, выполняя подобные упражнения, люди начинают немного по-новому видеть при-вычные вещи. Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприятия других людей в повседневной жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения.

После этого тренер просит всех участников сесть в общий круг для проведения обсуждения упражнения.

Упражнение «Чувственное сознавание»Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

Упражнение выполняют с закрыты-ми глазами под легкую релаксационную музыку. Ведущий медленно читает текст вслух, делая паузы в местах многоточий. Это упражнение длится тридцать минут.

Ведущий: «Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле вашего зрения. Како-ва ее форма и фактура... какого она цвета... как ос-вещена... и как падают тени... Обратите внимание на сочетание различных форм... Если вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи («Вот зеленый стул, а вот фотография, эта лампа напо-минает мне мексиканскую»), то вы на ложном пу-ти.

В самом по себе назывании вещей нет ничего плохого, но оно снова возвращает вас к вашим мыслям. От вас же требуется только видеть пред-меты, как видит их младенец, не знающий их на-званий... Не сопровождаете ли вы свое наблюдение такими, например, комментариями: «Эта картина висит криво» или «Вентилятор пыльный»? Если да, значит, вы снова погрузились в свои мысли и рассуждаете вместо того, чтобы просто смо-треть... Расслабьте мышцы глаз, даже слегка рас-фокусируйте взгляд... выберите какой-нибудь маленький предмет или мелкую деталь большого, например, ворсинку ковра или фрагмент обоев... задержите взор... Что вы там видите? Можете ли вы позволить себе остаться полностью поглощен-ным наблюдением за этим предметом?

Теперь -- закройте глаза. Что вы видите?.. От-метьте образы, оставшиеся от наблюдения... прислушайтесь... Что вы слышите?.. Возможно, толь-ко сейчас вы осознали, что все это время, пока вы пытались концентрироваться на зрительных ощу-щениях, существовали какие-то звуки, на которые вы не обращали внимания... Теперь сосредоточь-тесь на слуховых ощущениях, постарайтесь уло-вить все звуки, какие только можете разобрать, вплоть до самых слабых... Представьте, что вы очнулись после глубокого наркотического забы-тья... сознание постепенно возвращается к вам... Постарайтесь определить, используя только свой слух, где вы находитесь... в городе или в деревне?.. в помещении или на улице?.. присутствует ли кто-то еще рядом с вами или вы в одиночестве?.. Если здесь кто-то есть, что вы можете узнать о нем по одним лишь слуховым ощущениям?..

А сейчас, продолжая сидеть с закрытыми гла-зами, сосредоточьтесь на обонянии... Запах возду-ха... Поднесите руку к лицу. Знаком ли вам этот запах? Могли бы вы только по нему узнать со-бственную руку?.. Вдохните запах ваших волос, если их длина позволяет это сделать... запах ва-шей одежды... подмышек... Принюхайтесь к запа-хам предметов, окружающих вас... О чем они вам говорят: вот ковер -- давно ли его выбивали?.. Сумка -- из какой кожи она сделана, натуральной или синтетической?..

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек яблока, клубнику, апельсиновую дольку... Почув-ствовали ли вы сначала запах, а затем вкус?.. Про-жевывайте каждый кусочек тщательно и неторо-пливо, отмечая все изменения вкусовых ощуще-ний... Обратите внимание, какой вкус останется во рту после того, как вы проглотите последнюю крошку...

Теперь замрите на минуту, направьте внима-ние на руки, особенно -- на кончики пальцев, и по-пытайтесь осознать, какую информацию о мире они вам дают. Если бы это был единственный источник информации, каким бы тогда был для вас внешний мир?.. Теперь соедините ваши руки, и пусть одна начнет ощупывать и исследовать другую. Какие ощущения у вас вызывает эта как бы чужая рука? Изучите форму ее костей, суста-вов, ногтей... исследуйте поверхность кожи... А сей-час прислушайтесь к ощущениям, возникающим в той руке, которую вы исследуете... Может быть, стоит изменить способ прикосновения, например не исследовать, а ласково поглаживать ее... Пои-щите самую приятную для нее силу надавливания, самый приятный ритм поглаживающих движе-ний... Теперь попробуйте попеременно направ-лять свое внимание то на одну, то на другую ру-ку... Легко ли вам это удается? Снова перенесите внимание на активную руку... Что вам больше понравилось, осознавать ощущения исследующей руки или той, которая пассивно воспринимала по-глаживания? Снова переключите внимание на пас-сивную руку (Как с известной картинкой, где вы видите то контур вазы, то два профи-ля)… Удаются ли вам эти произвольные переключения?

...Пусть ваши руки поменяются ролями... Обра-тите свое внимание на ту из них, которая теперь занимается исследованием... Как она ощущает су-ставы, мышцы, кожу, подушечки пальцев другой руки... Прислушайтесь сейчас к ощущениям, исхо-дящим от пассивной руки... что она чувствует, когда ее изучают, гладят, ласкают... Легко ли ва-ши руки приняли свои новые роли или что-то вы-зывает их сопротивление?..

А теперь -- займитесь лицом. Пусть ваши руки ощупают его, как руки слепого -- лицо незнаком-ца... Удалось ли вам узнать что-нибудь новое о своем лице, которое вы каждый день видите в зеркале?.. А что чувствует ваше лицо? Какие оно испытывает ощущения от прикосновений паль-цев?.. Поищите наиболее приятный способ, силу, скорость и направление касаний... как ему лучше, если дотрагиваться только кончиками пальцев или всей ладонью?.. Как и раньше, попробуйте переключать свое внимание с лица на пальцы и с пальцев на лицо... Что вы чувствуете?.. Меняя попеременно направление своего внимания, уве-личьте зону исследования собственного тела, включите в нее шею, плечи, туловище, ноги... Есть ли разница в ваших ощущениях, когда вы дотра-гиваетесь до обнаженных частей тела или до скры-тых под одеждой? Какое из них интенсивнее, ка-кое приятнее?

Не открывая глаз, исследуйте руками то, что вас окружает... стул... ковер... все, что находится рядом... Можете исследовать и все помещение, если хотите... Попробуйте на ощупь те самые предметы, в которые вы всматривались в начале упражнения... Насколько уверенно вы чувствуете себя, двигаясь с закрытыми глазами?.. Движетесь еле-еле, осторожными шажками или чувствуете себя достаточно свободно, чтобы просто идти?.. Отметьте, как при этом вам помогают ориенти-роваться в пространстве ваши руки и ваш слух... Как вам удобнее идти, быстро или медленно?.. Продолжайте ваш путь, по собственному выбору обращая внимание на разные вещи... Если рядом с вами никого нет, чувствуете ли вы от этого не-уверенность... Если есть другие люди, что вы испытываете, когда встречаетесь с ними с закры-тыми глазами или хотя бы только предвосхищае-те возможность такой встречи? Помните, все в ва-ших силах, вы можете выбирать упражнения по собственному вкусу и самостоятельно решать, де-лать или нет те из них, которые вам не нравятся...

Заканчивая свои перемещения, попробуйте, не открывая глаз, вернуться на прежнее место... Ка-кие ориентиры помогли вам отыскать его? Вспом-ните то положение, в котором вы находились до начала путешествия.

А теперь... откройте глаза... что вы видите?

Поделитесь своими впечатлениями, расскажите, чему вы нау-чились. Слушая о впечатлениях других людей, по-старайтесь сравнить их со своими. Может быть, это по-может вам лучше осознать собственные ощущения, от-метить то, что вы не заметили (или попросту сочли не-достойным внимания, ибо многие из нас упускают впе-чатления, которые лежат на поверхности, из-за того, что буквально натренированы быть слишком глубоко-мысленными)».

Упражнение «Сознавание тела»Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Василюка Ф.Е. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

Как и в предыдущем упражнении, ведущий читает инструкцию, делая паузы в помечен-ных многоточиями местах. Используется музыкальное сопровождение. Длитель-ность упражнения -- тридцать минут.

Ведущий: «Предлагаемое упражнение поможет научиться слу-шать то, что вам хочет сказать ваше собственное тело.

Займите удобное положение и закройте глаза. Отметьте, какими местами ваше тело опирается на кресло, кровать или ковер... Они поддержи-вают все ваше тело, доверьтесь им и позвольте се-бе расслабиться... Теперь спокойно отметьте, как вы дышите. Не нужно ничего менять. Просто от-метьте, как вы дышите. Именно сейчас... Следите, как воздух входит и... выходит... Отметьте, как ва-ше тело движется в ритм дыханию... Я буду назы-вать различные части тела. Постарайтесь на вдохе сконцентрироваться на названной части тела, а на выдохе позвольте напряжению выйти из всего те-ла вместе с воздухом...

Итак, ваш лоб... Запроки-нута ли голова или опущена на грудь?.. Ваши ве-ки... Неподвижны или подрагивают?.. Ваши гла-за... в покое или в движении? Видятся ли вам ка-кие-нибудь пятна, образы?.. Ваши щеки... рассла-блены или напряжены?.. Ваши уши... Какими вы их сейчас ощущаете, теплее они лица или холод-нее?.. Ваш нос... Можете ли вы почувствовать при дыхании легкое движение волосков в ноздрях?.. Ваши губы... сухие или влажные? Сжаты или чуть приоткрыты? Ваш язык... В каком он сейчас поло-жении, чего касается?.. Ваши зубы... Проверьте каждый... Не чувствуете ли вы неудобства от за-стрявших в них кусочков пищи?.. Ваша шея... Нет ли в ней напряжения от неудобного положения го-ловы? Или голове вполне удобно?..

Ваш позво-ночник... Мысленно пройдитесь сверху вниз от шейных позвонков до самого копчика... Какова линия вашего позвоночника?.. Почувствуйте мышцы спины... Они напряжены или расслабле-ны? Теперь перенесите внимание на плечи... Они приподняты или опущены?.. Сведены или рас-правлены?.. Почувствуйте свои плечевые суста-вы... Постарайтесь представить себе, как вы вра-щаете руками в плечевых суставах...

Теперь прой-дитесь мысленным взором вдоль своих рук... Плечи... локти... Они выставлены или прижа-ты?.. Предплечья... запястья... кисти рук... паль-цы... Чувствуете ли вы в них какое-нибудь напря-жение?

Прислушайтесь к своему сердцу. Не считайте удары, а только почувствуйте ритм его биений... Внутренне отыщите точки в других частях своего тела, пульсирующие в такт с ним, -- например, на шее, под коленом, на запястье.

Снова вернитесь к дыханию... Мысленно про-делайте тот путь, который совершает вдыхаемый вами воздух, -- через нос, по трахее вниз, к лег-ким... Вы чувствуете, как они наполняются возду-хом, а затем выпускают его...

Сделайте глотатель-ное движение и попробуйте ощутить свой пище-вод... желудок... Идет ли в нем какая-то работа? Успели ли вы проголодаться с тех пор, как пое-ли?.. По каким ощущениям вы это сейчас узнали?.. Теперь опуститесь ниже... Вот ваш тонкий кишеч-ник... Происходят ли сейчас в нем какие-то про-цессы?.. Толстый кишечник... Он имеет S-образную форму. Справа, в полости живота, он сначала поднимается снизу вверх, затем перехо-дит налево и снова опускается вниз... Чувствуете ли вы, что там что-то происходит?.. Ваша прямая кишка, не переполнена ли она? Как скоро вам за-хочется освободить ее?.. Теперь анус... Сжат ли он или расслаблен?..

Попробуйте осознать свои почки... Они распо-ложены по бокам в самом низу спины и по форме напоминают бобы... Каналы, идущие от них к мо-чевому пузырю и сам мочевой пузырь... Насколь-ко он полон? Как скоро вам потребуется опоро-жнить его? Мужчины, почувствуйте свои яички, как они расположены в мошонке?.. Почувствуйте свой пенис...

Теперь мысленно перейдите к тазовым костям, предохраняющим ваши внутренние органы... Ощутите форму ваше-го таза... Направьте внимание на тазобедренные суставы... и мысленно представьте себе, что вы поднимаете и опускаете ноги... Теперь вообрази-те, что ваши ноги совершают круговые движения сначала вовнутрь, потом наружу.

Почувствуйте ваши бедра... колени... Вы ощу-щаете равномерное тепло вдоль всей ноги?.. Мо-жет быть, колени немного холоднее или теплее? Не напряжены ли ваши икры?.. Теперь ваши ло-дыжки и стопы... Попробуйте подвигать стопой, чтобы определить степень ее подвижности... Ваши пятки и ступни... Если вы обуты, не жмет ли обувь?..

Теперь совершите обратное путешествие по своему телу от пяток до макушки. Сравните ле-вую и правую стороны своего тела. Возможно, ва-ши ощущения окажутся различными с одной и другой стороны. Насколько легко вам удается сознавать все свое тело? Нет ли каких-то «слепых пятен» в вашем сознавании?

Теперь постарайтесь ощутить тело как единое целое. Произнесите: «Это я. Я -- (назовите свое имя). Я здесь живу...»

Упражнение закончено. Сделайте глубокий вдох, потянитесь, откройте глаза и медленно встаньте».

Ведущий проводит обсуждение. «Поделитесь своими впечатлениями друг с другом, расскажите, чему вы нау-чились. Какой опыт вы только что получили?».

Техника «Концентрация внимания на чувствах»

Упражнение «Воспоминание»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком трудную, например, посетите в фантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действительно види-те? Дверь -- кто-нибудь ее открывает? Обстановку? Других лю-дей? Не пытайтесь «вытаскивать» что-то из ума, искать что-то, что «должно» быть здесь. Просто «отправьтесь» в то место, кото-рое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть».

Упражнение «Чувственное воспоминание»Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479

Ведущий: «Теперь повторите эксперимент с воспоминаниями, но на сей раз не концентрируйтесь исключительно на зрении, попы-тайтесь включить как можно больше чувств: вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, обоняли, чувст-вовали на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения; попытайтесь восстановить эмоциональный тон, ко-торый сопровождал этот опыт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18