бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения бесплатно рефераты

Сказанное выше в первую очередь относится к незаконченным делам и незавершенным переживаниям. Перлз считает необходимым повторное переживание тех событий, по отношению к которым клиент продолжает испытывать невыраженные чувства: гнев, боль, тревогу, печаль, вину, обиду, отчуждение и т. д. Хотя эти чувства непосредственно не выражаются, они связаны с воспоминаниями клиента о конкретных событиях, которые живут в нем в виде незакрытых или нерешенных вопросов. Перлз считает, что простого интеллектуального осознания этих событий недостаточно, клиент должен полностью пережить их и проработать сопутствующие этим событиям чувства Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ.- М.: Апрель-пресс, изд. Эксмо-пресс, 2000. - 624 c..

Еще одним ключевым понятием гештальт-подхода является рост, или созревание, определяемое Перлзом как «переход от внешней поддержки к опоре на себя». Созревание -- это скорее процесс, а не продукт. Этот процесс предполагает освоение индивидуумом необходимых для осуществления самоподдержки функций и обучение искусству мобилизации собственных ресурсов для продуктивного взаимодействия с внешней средой. Такое научение приводит к творческому регулированию, в котором активное, динамичное и изменяющееся «Я» способно адекватно реагировать как на внешнее давление, так и на внутренние потребности организма.

Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, жела-ний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознания внешнего ми-ра, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое без достаточного осо-знания, не дает стойких результатов или приводит к возникно-вению новых проблем на месте старых.

Цель гештальт-терапии больше, чем решение частных про-блем, она направлена на изменение всего стиля жизни человека. Гештальт-терапевт стремится помочь участнику терапии принять на себя ответственность за свои мысли, чувства и поступки, погрузиться в бытие в текущем моменте, войти в полный контакт с реально-стью, основанный на осознавании Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479.

В результате гештальт-терапии человек приобретает способ-ность сознательно выбирать свое поведение, используя различ-ные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более напол-ненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям дру-гих людей и сам способен обходиться без манипуляций, други-ми словами, он научается «стоять на собственных ногах».

Гештальт-терапия проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Если гештальт-терапия проводится в груп-пе, то психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы могут идентифицировать-ся с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь.

Принципы гештальт-терапии.

Сформулированы три прин-ципа гештальт-терапии: Я и Ты; что и как; здесь и теперь Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479.

В соответствии с гештальтистским подходом нет необходимо-сти обращаться к прошлому, оно само всплывает в настоящем через незавершенные гештальты. Перлз считал, что прошлые пе-реживания не так далеки, как думают психоаналитики, они ле-жат на поверхности и в любую минуту могут стать фигурой. Не прошлое, а настоящее дает материал для работы. Изменение способа реагирования в настоящем является и средством, и це-лью гештальт-терапии. Гештальт-терапевтов интересует не со-держание сознания, а процесс возникновения в поле восприятия частей опыта человека; не то, что не осознается, а то, как человек избегает осознавания. Предметом внимания является не резуль-тат осознавания, а сам процесс. Под осознаванием понимается не интеллектуальное постижение, а чувствование, при котором че-ловек погружен в процессы внутренней и внешней реальности, а не в рассуждения и размышления. Гештальт-терапевт сосредо-точивается на изменениях в переживании текущего момента, на способе представления переживания.

Работа происходит тогда, когда в настоящем всплывают неза-вершенные гештальты. Терапевт должен стремится к тому, чтобы человек достиг ясности фигуры, то есть осознавания неудовлетво-ренных потребностей, непроявленных чувств. Поэтому участник терапии концентрируется на прерывании осознавания для того, чтобы вернуть контакт. Завершение гештальта происходит как при-знание потребностей и эмоций, выражение чувств. В процессе психотерапии человек приобретает новый опыт, получает доступ к своим эмоциям, ощущениям, строит контакт со средой и раз-личными частями своей личности.

Гештальт-терапевт работает не столько с содержанием про-блемы, сколько со способами, препятствующими установлению контакта. Психотерапевтический процесс идет на уровне эмо-ций и ощущений.

К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость Подробнее см. Приложение 1..

К основным техникам гештальт-терапии относятся:

· расширение осознавания;

· интеграция противоположностей;

· усиление внимания к чувствам;

· работа с мечтами (фантазией);

· принятие ответственности за себя;

· преодоление сопротивления Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479.

Расширение осознавания. Используются упражнения, на-правленные на расширение осознания того, что входит в понятия внутренняя и внешняя зоны. Руководитель группы просит участ-ника закрыть глаза и, соблюдая принцип здесь и теперь, сконцен-трироваться на внутреннем мире своего тела. Свое осознание внутренней зоны участник начинает словами: «Сейчас я ощу-щаю...» и далее описывает свои ощущения, возникающие на по-верхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т. д. Затем участник получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Осознание окружающего мира также сопровождается словами: «Сейчас я осознаю...» и т. д. (идет ин-формация об ощущениях, которые вызывают у пациента различ-ные предметы, звуки, запахи и т. п.). Далее фокус внимания сно-ва перемещается на внутреннюю зону, и так по очереди.

Интеграция противоположностей. Формирование и завер-шение гештальтов зависит от способности личности четко опре-делять свои потребности и умение вступить в контакт со средой для того, чтобы удовлетворить эти потребности. Контакт со сре-дой во многом зависит, во-первых, от способности разграничи-вать окружающую среду и свое Я и, во-вторых, от способности разграничивать отдельные аспекты своего Я, например свои ощущения, их истинность и полярность.

В диалектике существует закон единства и борьбы противо-положностей. Он одинаково применим как к окружающей сре-де, так и к нашему внутреннему миру. В нас самих постоянно идет борьба двух или нескольких противоположных желаний и тенденций. Борьба этих противоположных личностных качеств нередко формирует конфликт внутри нас самих.

Для гештальт-терапевта важно, чтобы человек осознал свои противоречивые качества, а главное -- осознал чувства, кото-рые сопровождают борьбу этих противоположностей.

Усиление внимания к чувствам. Осознание своих чувств должно быть непрерывным, но многие люди прерывают про-цесс осознания, как только дело доходит до неприятных пере-живаний, до тех чувств, которые пациент избегает осознавать.

В подобных случаях психотерапевт должен помочь участнику терапии завершить незавершенный и травмирующий его гештальт. Это важно, во-первых, потому, что та энергия, которая тратит-ся на сокрытие «неприятного» чувства, после его отреагирова-ния может быть направлена на более продуктивные цели, и, во-вторых, это может прояснить противоположности, вовле-ченные во внутренний конфликт, и интегрировать их в единое целое.

Иногда для того, чтобы легче осознать свои чувства, нужно усилить их или даже несколько утрировать, сделав более гро-тескными.

Фредерик Перлз справедливо считал, что полностью пода-вить наши стремления и чувства невозможно. «Язык тела, -- подчеркивает К. Рудестам, -- не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучить эмо-ции, тембр голо-са также содержит некоторую информацию о скрытых чувствах»Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. Свои чувства участники могут выразить через рисунки, песни, танцы и т.п.

Таким образом, необходимо помочь человеку завер-шить незавершенный и травмирующий его гештальт для того, чтобы уменьшилась власть прошлого и он смог бы более адек-ватно вести себя в настоящем. Это важно, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, та энергия, которая тратится на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели после отреагирования скрытых эмоций и за-вершения незаконченного действия. Во-вторых, это может про-яснить противоположности, вовлеченные в конфликт, и интег-рировать их в единое целое. Когда мы полностью переживаем свои чувства, то в действительности осознаем, чего же хотим и к чему стремимся. Многие из методик помогают усилить вни-мание человека к чувствам. Поскольку осознание неизбежно приво-дит к действию, то и тщательное выполнение действия приводит к расширению осознания самого себяПольстер И., Польстер М., Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Класс, 1999.

Работа с фантазией. Фредерик Перлз считал, что фантазии представляют собой наиболее спонтанную продукцию, которая несет в себе уникальную информацию, те фрагменты нашего Я, которые при обычном рассказе подавляются или от которых мы отказываемся. При гештальт-терапии фантазии не анализируются и не ин-терпретируются психотерапевтом. Участник терапии сам исследует свои фантазии. Работа эта включает в себя как минимум два компо-нента:

· перенос фантазии на реальную почву;

· идентификацию фантазии со своей личностью.

Перлз считал, что каждый фрагмент мечты пред-ставляет собой отчужденный фрагмент собственной личности. Для того чтобы вновь «присвоить» их себе, индивидуум дол-жен идентифицировать объект мечты со своей личностью. Также нет необходимости работать со всей фантазией, достаточно отдельного ее фрагмента. Мечты представляют собой наиболее спонтанную продукцию в нашем опыте, те фрагменты нашего Я, которые подавляются или от которых мы отказываем-ся. Таким образом, они несут уникальную информацию для то-го, кто их создает Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии /Пер. с англ. М. Папуш. - М.: Изд. Института Психотерапии, 2003 . В гештальт-терапии фигуры и объекты в меч-тах не анализируются и не интерпретируются руководителем группы, поскольку мечты здесь не имеют того универсального значения, которое они имеют в психоанализе, где, например, оружие, пуля или башня, а также любой длинный объект интер-претируется как образ мужской сексуальности. Вместо этого ра-бота с мечтами в гештальт-терапии включает в себя два процес-са: перенос мечты на реальную почву и повторное присвоение отчужденных фрагментов личности.

Каждый объект или фигура мечты представляет собой от-чужденный фрагмент личности. Для того чтобы вновь при-своить их, необходимо выявить их, идентифицируясь с каждым объектом своей мечты. Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты, который является самым важным, или пере-водит его внимание с объекта на объект, заставляя пережить все чувства, связанные с ними.

Принятие ответственности за самих себя. Сторонники геш-тальт-терапии считают, что причиной невроза часто является неспособность индивидуума полностью принять на себя ответ-ственность за свои чувства, мысли и поступки, иными словами, неспособность принять ответственность за свое Я.

Люди очень часто склонны перекладывать ответственность за негативные поступки и чувства на других, многие ис-кренне считают, что в их пороках и неудачах виноваты не они сами, а другие люди или обстоятельства.

Тенденцию избегать принятия ответственности за самих себя и делать ответственными за свои чувства и поступки других лю-дей Перлз называл «дырами в личности». Согласно Перлзу, че-ловек проецирует неприятные для него чувства вовне только тогда, когда не в состоянии осознать их в самом себе Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии /Пер. с англ. М. Папуш. - М.: Изд. Института Психотерапии, 2003.

Причиной любого невротического механизма является не-способность индивидуума принять ответственность за свое «Я». Интроецирующий индивидуум не может различать свои чувст-ва, убеждения и чуждые идеи, которые были усвоены им, но не ассимилированы и не сделаны своими собственными. Проеци-рующий индивидуум переносит свои импульсы на других. При патологическом слиянии человек не может развести свое Я и бо-лее объемное Мы, то есть дифференцировать Себя и Других. Ретрофлексирующий индивидуум объективирует и отторгает важ-ные аспекты своего Я. Гештальт-терапевтический подход помо-гает преодолеть невротические механизмы с помощью изменения средств коммуникации и структуры языка.

Принятию ответственности за самих себя также способству-ет осознание того, на кого мы возлагаем ответственность за са-мих себя, как прерываем самих себя, как мешаем самим себе ощущать все в полной мере.

Преодоление сопротивления. В гештальт-терапии сопро-тивлением обозначается такая ситуация, при которой участник группы не выполняет те упражнения, которые предлагает ему терапевт. Но гештальт-терапевты, в отличие от аналитиков, не рассматривают сопротивление в качестве барьера, который обязательно нужно разрушить и преодолеть. Перлз рассматри-вает сопротивление, прежде всего, как нежелание индивидуума осознать свои негативные чувстваПерлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. Целью же гештальт-тера-певта является преобразование сопротивления в процесс осо-знания самого себя.

Сопротивление может проявляться в мышечном напряже-нии, неестественной позе, изменении голоса, в изменении дыхания: оно становится поверхностным, неритмичным.

Гештальт-терапия не пытается разрушить сопротивление; она ориентирована на формирование у человека понимания того, что это сопротивление как раз и скрывает те чувства, которые он избегает осознать и которые особенно нуж-даются в осознании.

Сопротивление - это не толь-ко барьер, который нужно убрать (как в психоанализе), но и созидательная сила, помогающая преодолевать жизнен-ные трудности. Поэтому работа гештальт-терапевта не ограни-чивается только концентрацией внимания на сопротивлении. Сопротивление рассматривается им в основном как способ пре-рывания контакта с окружающей средой (в психоанализе этому примерно соответствуют защитные механизмы), способ, в кото-ром концентрируется энергия пациента, которая могла бы пой-ти на действия по достижению цели. Поэтому энергия сопро-тивления не преодолевается, а используется.

Противоядиями от слияния могут быть хороший кон-такт, дифференциация и проговаривание. Участник терапии должен по-нять, что существуют потребности и чувства, принадлежащие только ему, и что они не обязательно связаны с опасностью ра-зобщения со значимыми для него людьми. Вопросы «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы хотите сейчас?» могут помочь ему сфокусироваться на самом себе. Чувства, вызванные таки-ми вопросами, дают возможность не идти на поводу у общепри-нятых стандартов. Первым шагом становится разговор о его собственных потребностях и желаниях -- сначала с терапевтом, а затем и с тем человеком, с которым связаны его ожидания. Проговаривая свои потребности, человек может понять, чего он хочет на самом деле, и найти способы достичь желаемого. Ког-да есть свои собственные цели, не надо искать слияния с другими, можно быть свободным в движениях и больше не соблюдать «соглашения», заключенного много лет назад.

Работа по преодолению интроекции основана на стимуля-ции различий между Я и Ты и созданию у человека чувства, что выбор возможен. Любой опыт, усиливающий чув-ство собственного «Я», -- важный шаг на пути освобождения от интроекции. Это позволяет освобождаться от представлений, не являющихся ассимилированными, то есть результатом соб-ственного опыта.

Психотерапевтическая техника работы с проекцией основа-на на предположении о том, что мы сами создаем свою жизнь и, восстанавливая свою причастность к ней, обретаем силу для изменения мира. Когда проективный человек сможет предста-вить себе, что ему свойственны некоторые качества, которые он прежде не осознавал, а замечал в других, это расширяет и под-держивает его подавленное чувство идентичности.

В работе с ретрофлексией терапевту необходимо хорошо знать тот факт, что расщепление импульсов, возникающее при ретрофлексии, часто не проявляется в действиях. Для освобож-дения от ретрофлексии направление внутренней борьбы долж-но быть изменено на взаимодействие с чем-то внешним, изме-нение мира, ситуации жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18