бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения бесплатно рефераты

41. Новицкий А.А. Синдром хронического эколого-профессионального перенапряжения и проблемы сохранения здоровья личного состава в процессе военно-профессиональной деятельности //Труды Военно-мед. акад.- СПб., 1994.- Т. 235.- С. 8-17.

42. Основные направления современной психотерапии: Учебное пособие /Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле, Н.Д. Семенова и др.- М.: Когито-Центр, 2000.- 377с.

43. Основные типы психической дезадаптации у бывших воинов-интернационали-стов. Психологическая диагностика и психотерапия: Мето-дические рекомендации /Карвасарский Б.Д., Алексеева Д.А., Ташлыков В.А. и др. -- Л-д, 1990. -- 18 с.

44. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии /Пер. с англ. М. Папуш. М.: Изд. Института Психотерапии, 2003

45. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М.: Изд. Института психотерапии, 2001

46. Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афгани-стане (посттравматические стрессовые нарушения): Методические рекомен-дации /Цыганков Б. Д., Белкин А. И., Веткина В. А. и др. - М., 1992. - 16 с.

47. Польстер И., Польстер М., Интегрированная гештальт-терапия: контуры тео-рии и практики. М.: Класс, 1999

48. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстре-мальных воздействий. Дисс. канд. психол. наук, М., 1992. -214 с.

49. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб-ное пособие //Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2000. - 560 с.

50. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Са-мара: Изд. Бахрах,1998 - 672 с.

51. Проблемы социальной реабилитации участников войны в Афганистане (1979 - 1989 гг.): Сб. Рос. акад. наук. М.: Институт социологии, 1995. - 139с.

52. Раневая болезнь и медицинская реабилитация. /Сборник научных трудов. -- СПб.: Военно-мед. академия, Межгосударственный НИИ реабилитации участников войн, 1995. -- 143 с.

53. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. /Общ. ред. Ф.Е. Василюка. - 2 изд. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

54. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека /Общ. ред. и пред. Е.И. Исениной. М.: Прогресс-Универс, 1994.

55. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 416 с.

56. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. Психокоррекционная группа: теория и практика. М., Прогресс, 1993.

57. Свядощ А.М. Неврозы. - М., 1982.-336 с.

58. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 с.

59. Ситников А.Г., Квасовец С.В., Шевченко В.Ф., Дмитриев С.П., Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Голов Ю.С. Неосознаваемая вербальная аудио- и визосуггестия в реабилитации военнослужащих. //Сборник научных трудов, посвященных 65-летию военного санатория Чемитоквадже “Достижения и перспективы медицинской реабилитации“. Сочи, 1999.- с.299-302.

60. Ситников А.Г., Квасовец С.В., Шевченко В.Ф., Дмитриев С.П., Иванов А.Л., Дыбов М.Д., Голов Ю.С. Неосознаваемая психодиагностика подсознания в оптимизации медицинской реабилитации раненых и больных. //Сборник научных трудов, посвященных 65-летию военного санатория Чемитоквадже “Достижения и перспективы медицинской реабилитации“. Сочи, 1999.- с.296-299.

61. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

62. Снетков В. Н., Литвинцев С. В., Фастовцев Г. А. Стрессогенные психические расстройства у раненых //Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. - СПб.: Военно-мед. ак., 1995 - С. 79-82.

63. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003 - С. 378-479

64. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ.- М.: Апрель-пресс, изд. Эксмо-пресс, 2000. - 624 c.

65. Удинцов Е. И. Социально-гигиенические аспекты инвалидности. -- М.: Медицина, 1985. -- 125 с.

66. Шанин В. Ю., Стрельников А. А. Типические патологические процессы периода реабилитации после ранений и пребывания в условиях боевой обстановки //Раневая болезнь и медицинская реабилитация. - СПб.: Глаголъ, 1995. - С. 116-120.

Приложение 1.

Основные понятия гештальт-терапии

К основным понятиям гештальт-терапии относятся: фигура и фон, осознание и сосредоточение на настоящем, полярности, защитные функции и зрелость Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. С. 388-479.

Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здо-ровый человек из всего обилия информации выбирает ту, кото-рая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на зад-ний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

Отношение между фигурой и фоном -- одно из центральных понятий гештальт-психологии. Фредерик Перлз применил это положение к описанию функционирования личности. В его понимании фигура выступает в качестве доминирую-щей потребности, а ритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) могут быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только по-требность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гешталь-тов является естественным ритмом жизнедеятельности орга-низма, посредством которого он поддерживает свой динамиче-ский баланс, или гомеостазис.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае ге-штальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отре-агирован и не может уступить место другому. Такая неотреагиро-ванная потребность становится, по Перлзу, причиной многих не-завершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. К при-меру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут совсем, а будут прояв-ляться в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге -- нейтрализо-вать (завершить) ее.

Осознание и сосредоточение на настоящем. Основным усло-вием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Осознание и сосредоточенность на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившим название здесь и теперь.

«Нет ничего, -- учил Перлз, -- кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее... Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз вме-сте с тем подчеркивал, что есть контактная граница между ин-дивидуумом и его внутренней и внешней средой. У здорового человека эта граница подвижна. Поэтому возможен как кон-такт со средой, так и отход от нее.

Контакт сопровождается формированием гештальта, от-ход -- его завершением.

Движущей силой этого ритма (контакт-отход) Перлз считал иерархию потребностей. Доминирующая потребность является гештальтом, на ограничение, завершение и нейтрализацию ко-торого в данный момент направлены все усилия организма.

Для удовлетворения своих потребностей мы постоянно должны быть в контакте с зонами своего внутреннего и внеш-него мира. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, ког-да пьем, ощущая жажду. Мы отвечаем на свои внешние потреб-ности, когда надеваем свитер, ощущая холод.

У невротиков эта саморегулирующаяся подвижность границ нарушается, и индивидуум сталкивается с конгломератом не до конца сформированных и незавершенных гештальтов.

Неврозы, считал Перлз, возникают в результате сосредоточе-ния индивидуума на средней зоне за счет исключения событий, происходящих во внутренней и внешней зонах. Эту среднюю зону Перлз называл зоной фантазий. Зона фантазий несет в се-бе незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку деструк-тивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в этом настоящем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллекту-ализировать там, где нужно просто осознать настоящее.

Саморегуляция организма зависит от степени осознания на-стоящего и от способности жить в полную силу здесь и теперь.

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм (как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознава-нии настоящего.

Такие ключевые понятия перлзовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, «как» важнее, чем «почему», составляют основу и этапы осознавания. Перлз ввел и развил по-нятие континуума осознавания. Поддержание континуума (не-прерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень про-стым. Нужно постепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие в данный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонние мысли, ассоциации... и континуум прерывается.

Осознавать, по Перлзу, означает фиксировать внимание на по-стоянно возникающих и исчезающих в собственном воображе-нии фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и ми-ром (третья зона). Исследование этой третьей зоны, зоны фанта-зий, Перлз считал большой заслугой Фрейда. Однако Фрейд, по его мнению, фиксировался только на ней и недооценивал важ-ность осознания первых двух зон -- себя и внешнего мира.

Защитные функции. В основе всех нарушений лежит ограни-чение способности индивида к поддержанию оптимального рав-новесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организ-ма. В гештальт-терапии описываются пять наиболее часто встре-чающихся форм нарушения взаимодействия между индивидом и его окружением, при которых энергия, необходимая для удов-летворения потребностей и для развития, оказалась рассеянной или ошибочно направленной. Ими являются: интроекция, про-екция, ретрофлексия, дефлексия и слияние. Эти формы наруше-ний часто называются также сопротивлениями или защитными механизмами.

Защитные механизмы -- это такие маневры и способы мыш-ления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавить-ся от болезненного эмоционального материала. Некоторой ана-логией понятию защитных механизмов в гештальт-терапии яв-ляется прерывание контакта со средой.

Неким универсальным способом взаимодействия человека с окружающей средой является переживание. В этом смысле чувство -- это целостный сигнал об отношении потребности и среды. Для того чтобы переживать, организм должен поддер-живать в себе определенный уровень возбуждения, необходи-мый для обнаружения в среде предмета потребности. Но, к сожа-лению, человеческий организм обладает способностью не только к саморегуляции, но и к самоманипуляции. Самоманипуляция -- способ прекратить нормальный цикл обнаружения и удовлетворения потребности. Это бывает, если человек обнаруживает бо-лезненные или запретные чувства, не обнаруживает чувств вооб-ще и, соответственно, не может сориентироваться, считает, что потребность должна удовлетворяться другими людьми, или на-правляет свои чувства и импульсы не в среду, а на себя. Избегая обнаружения этих чувств и переживаний, человек пытается как бы не опознавать сигнал светофора или дорожные знаки. Это и есть прерывание контакта со средой.

Стиль жизни человека во многом зависит от того, какие при-оритеты у него устанавливаются в его специфических способах прерывания взаимодействия со средой. Эти способы прерыва-ния контакта обычно приводят к потере функции выбора.

Слияние -- механизм защиты, фиксированный у тех, кто не переносит различий, стараясь умерить неприятные переживания нового и чуждого. При этом нет разницы между Я и не-Я, разли-чий между фигурой и фоном, нет возникающей фигуры собст-венной потребности. Одна из проблем слияния -- ненадежность основы отношений. Два человека не могут думать и чувствовать одинаково. Слияние же -- это своего рода игра, в которой ско-ванные одной цепью партнеры заключили соглашение не спо-рить. Сам факт негласного договора может быть обнаружен постфактум, если один из участников нарушает установившиеся правила, а второй недоумевает, один негодует, а второй испыты-вает чувство вины. Но человек может пренебречь различиями ради важной цели. Такой шаг отличается от слияния как преры-вания контакта, поскольку сделан по собственному выбору.

При интроекции человек пассивно принимает то, что предла-гает среда. Он прилагает мало усилий, чтобы определить свои потребности и желания. В соответствии с перлзовской пищевой метафорой, он «проглотил» все ценности своих родителей, шко-лы и среды и ждет, что дальше в жизни все будет, как было. Ког-да мир или ситуация вокруг него начинает изменяться, он ис-пользует свою энергию не на изменение ситуации, а на поддер-жание интроецированных ценностей.

При интроекции к минимуму сводится различие между тем, что человек заглатывает целиком, и тем, чего он на самом деле хо-чет (если он вообще замечает эти отличия). Даже когда интроек-ция успешна, то есть между ней и жизнью есть согласие, человек утрачивает собственный выбор, то есть его функция выбора не работает. Нейтрализуя собственные чувства, человек избегает аг-рессии, необходимой для изменения того, что существует. Он ведет себя так, как будто все существующее незыблемо, и он должен воспринимать все как есть и ничего не менять. Из новых впечат-лений он выделяет только то, что соответствует прошлому опыту. При интроекции неприятие неизбежных различий между людь-ми на самом деле является непереносимостью агрессии, которая нужна для обновления организма. Нетерпение заставляет челове-ка немедленно все сглатывать, лень не позволяет делать работу, требующую больших усилий, жадность стремится получить все как можно больше и быстрее. Все эти тенденции ведут к интроек-ции. Когда в процессе терапии интроективный человек мобили-зует свою агрессию, он начинает остро чувствовать накопленную горечь. И это понятно, ведь он проглотил много из того, что было для него несъедобным. Для многих это позиция жертвы. В то вре-мя как горечь просто констатирует факт, агрессия побуждает к изменению. Если интроещия -- ведущий механизм прерывания контакта, пациент обычно знает только то, что он не хочет и от чего хочет избавиться. И только потом, через бунт нежелания, научившись протестовать и освободившись от неприемлемого и чужеродного, приходит к осознаванию желания.

Следующий защитный механизм или тип прерывания кон-такта, прерывания возбуждения, направленного в среду, -- проекция. Ее определение близко к этому же защитному механиз-му, который описан в психоанализе.

Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, потому что не должен чувствовать и посту-пать так. Это «не должен», конечно, интроекция, и в этом смыс-ле проекция всегда «сидит» на базе какой-нибудь интроекции. Чтобы решить эту проблему, человек не признает свои собст-венные чувства и поступки, а приписывает их другим. В резуль-тате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его ре-альными чувствами и действиями. Так, подозрение о том, что кто-то не любит его, в большинстве случаев может быть основа-но на неприятии того, что он сам так относится к другим людям. Или представления об отвержении другими могут быть проек-цией собственного неосознанного их отвержения. В проекции человек осознает импульс и осознает объект в среде, но не отож-дествляет себя со своим намерением и не осуществляет его, так что он теряет ощущение того, что это вообще его импульс. Вме-сто действия он прерывает возбуждение и стоит неподвижно, ожидая решения своих проблем извне. Однако проекция не все-гда противоречит контакту. Проецирование -- это еще и нормальная человеческая реакция, с помощью которой человек уз-нает о мире. Ведь его предположения о «другом» могут быть не лишены оснований, а его деятельность во многом построена на планировании и предвидении ситуации.

Патологическим этот механизм становится тогда, когда воз-никает фиксация и теряется осознавание.

Ретрофлексия -- это делание себе того, что человек первона-чально делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми. Энергия его возбуждения перестает направ-ляться наружу, туда, где он манипулирует людьми и объектами. Вместо этого он подставляет себя, а его личность делится на действующего и испытывающего воздействие. В психоанализе этот способ защиты описан как «обратные чувства». Это проис-ходит в результате встречи с препятствием, оказавшимся непре-одолимым. Но оно сначала оказывается непреодолимым, а по-том начинает казаться непреодолимым при фиксации этого способа прерывания контакта. Вспышки, горячность, крики или драки детей последовательно искореняются родителями. Ин-троекция «Я не должен злиться на них» направляет импульс на себя и создает ретрофлексивную оборону, поворачивая гнев на самого индивида и превращая его в вину.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18