Характеристика рефлексии студентов вузов
Преобладающее число
конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса, а
точнее - как специфических рефлексивных
процессов в различных видах общественно организованной деятельности. Изучение
рефлексии осуществляется, во-первых,
при решении разного рода мыслительных
задач (выявление условий осознания системы собственных действий и их оснований) на основании общих
способностей. Именно в этом круге исследований сформировалось широко распространенное понимание феномена рефлексии
как направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты.
Во-вторых, при коммуникациях и в совместной деятельности
(выявление условий рефлексивного выхода в позицию «над» «вне»).
В имитационных и организационно-деятельностных играх, при коллективном решении проблем, при взаимоотношениях в организационных
системах наиболее эффективно демонстрируется
сама практика порождения рефлексивных процессов, выявляются условия их возникновения и функционирования.
В-третьих, при самоопределении субъекта внутри собственного
представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов
разграничения «Я» и «не-Я»). Специфика рефлексивных
процессов при самоопределении обусловлена многообразными реально-практическими
ситуациями (познавательными, нравственными,
поведенческими) социального бытия человека, требующими от него развитого умения
«вписаться», скоординировать свое автономное действие с
действиями других людей, что особо значимо в учебном процессе.
На этом уровне анализа
проблемы рефлексии выявляются те реальные обстоятельства практической
жизнедеятельности субъекта, которые
характеризуют рефлексивный процесс как естественно присущую человеческому
сознанию способность. Однако изучение
рефлексии как генеральной способности человека, как специфического и фундаментального механизма собственно
человеческого способа жизни - это
особый уровень ее рассмотрения, поэтому проведенное ниже исследование мы
рассматриваем как шаг на проверке гипотезы данной курсовой работы.
Глава 2. Экспериментальное изучение характеристик
рефлексии
в
учебной деятельности студентов ВУЗа
2.1.
Задачи, методики и результаты эксперимента
Конкретизируя выдвинутую гипотезу, мы ставим целью экспериментального
исследования изучение свойства рефлексивности в его соотношении с уже
выделенными общими способностями: интеллектом, обучаемостью и креативностью, а
также с их более частными проявлениями. В соответствии с поставленной задачей
были отобраны методики, диагностирующие общие и частные способности: •
16-факторный личностный опросник Р. Кэттела; • Тест умственных способностей Р.
Амтхауэра; • методика «Оперативная память»; • методика определения уровня
рефлексивности [55]; • модифицированная методика Д. Б. Богоявленской на измерение
уровня креативности; • модифицированная в работе А.В. Карпова [54] методика на
диагностику обучаемости Л. В. Занкова [75].
Если первые из названных методик являются общеизвестными и не требуют
комментариев, то в отношении использованных нами методик диагностики
обучаемости необходимо сделать специальные пояснения.
Методика диагностики обучаемости «Признаки четырехугольника» (Л.В.
Занков [75]). В исследовании методика использовалась для диагностики
динамического аспекта обучаемости как одной из общих способностей личности,
включенной в ее когнитивную подсистему. Испытуемому предъявляется следующая
инструкция: «Ваша задача - назвать три необходимых и достаточных условия, при
выполнении которых диагонали четырехугольника, пересекаясь, делятся пополам.
Вам будут предъявляться серии картинок, содержащих некоторую подсказку. Постарайтесь,
как можно раньше назвать все необходимые условия, высказывайте все приходящие в
голову соображения». При выполнении задания последовательно предъявлялись
четыре серии картинок, содержащих подсказку. Картинки распределялись следующим
образом: 1 этап. Испытуемому предъявляется 12 карточек с изображенными
на них четырехугольниками. Для шести четырехугольников условия, которые должен
назвать испытуемый, выполняются, для остальных шести - нет. Испытуемого просят
внимательно рассмотреть карточки и классифицировать их по принципу сходства. 2
этап. Испытуемому также предъявляются две группы карточек, но на тех из
них, на которых выполняются требуемые условия, в верхнем углу ставится знак
«плюс», на остальных - «минус», задание - то же. 3 этап. Снова
предъявляется серия из 12 карточек, на которых помимо знаков «плюс» или «минус»
проведены диагонали. Кроме того, если до этого момента испытуемый не понимает,
что означает знак «плюс» или «минус» в углу карточки, ему объясняют. Задание
испытуемому - аналогичное. 4 этап. Предъявляются 12 карточек, на которых
обозначены все необходимые условия и проставлены знаки «плюс» и «минус». Это
последний этап в проведении методики, поэтому при отсутствии у испытуемого
решения ему дается готовый ответ. В результате проведения методики фиксируются
высказывания испытуемого и номер этапа, на котором был дан правильный ответ.
Методика «Ребусы». Данная исследовательская методика была разработана с целью
измерения скоростного параметра обучаемости. Методика состоит из четырех
уровней сложности, по шесть заданий на каждом уровне. На выполнение заданий
первого уровня испытуемому дается 10 секунд, второго уровня - 15 секунд, третьего
уровня - 20 секунд и четвертого уровня - 30 секунд. Для каждого уровня
сложности разработан пример, который испытуемый решает до выполнения основных
заданий и в случае необходимости получает помощь от экспериментатора. За каждый
правильный ответ на задание первого уровня испытуемый получает 1 балл, второго
уровня - 2 балла, третьего уровня -• 3 балла, четвертого уровня - 4 балла.
Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый
и которое фиксируется как результат исследования,- 50.
В результате применения двух последних методик вычислялся параметр «общая
обучаемость», сочетающий количественные (скорость перенесения навыка) и
качественные (особенности его формирования при решении однотипных задач)
характеристики обучаемости субъекта.
Таким образом, каждый испытуемый был обследован по восьми методикам,
диагностирующим как его (ее) личностные, так и когнитивные характеристики, в
том числе и интересующие нас показатели: интеллект, обучаемость, креативность и
рефлексивность. В качестве испытуемых в исследовании в общей сложности
принимали участие 50 студентов в возрасте 17 - 22 лет, среди них -17 юношей и 33
девушки, испытуемыми выступили студенты 1-3 курсов Воркутинского филиала СыктГУ очного отделения, обучающиеся по
специальностям: «Прикладная информатика», «Менеджмент организации»,
«Экономика». Соотношение в выборке студентов с различным уровнем
образования приблизительно одинаковое. В результате проведения исследования
нами были получены значения 33 личностных и когнитивных характеристик на
каждого из 50 испытуемых.
В связи с комплексным характером поставленной задачи обработка и
интерпретация полученных данных осуществлялась в несколько этапов.
1. Определялись корреляционные связи между всеми полученными
переменными. Наибольший интерес представляло выяснение вопроса о наличии или
отсутствии значимых связей между уровнем рефлексивности и другими общими
способностями - интеллектом, обучаемостью и креативностью. Значимые
положительные взаимосвязи в этом случае являются указанием на принадлежность
исследуемых характеристик к одной базовой подструктуре психики. Тем не менее,
значения коэффициентов корреляции не должны в этом случае приближаться к
большим величинам, так как все исследуемые характеристики являются одновременно
относительно автономными образованиями. Как было установлено в результате
корреляционного анализа, все четыре характеристики тесно взаимосвязаны (на
уровнях значимости 95 % и 99 %). Коэффициенты корреляции отражены в таблице 1.
Таблица 1.Коэффициенты ранговой корреляции между уровнем развития общих
способностей
|