Характеристика рефлексии студентов вузов
Характеристика рефлексии студентов вузов
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кировский филиал
Социально психологический
факультет
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По предмету:
«Общепсихологический практикум № 2».
Тема: «Характеристика
рефлексии студентов ВУЗа».
Выполнил: Плашко Р.В.,
студент
4 курса, 7 семестр,
сокращенный
срок
обучения (осенний набор) 2004
Научный руководитель:
к.психол.н.,
доцент РосинаН.Л.
Защищен:«____» апреля 2006
«________»
Киров
2006
Оглавление
Введение………………………………………….………………….…………….3
Глава 1. Рефлексия как комплексная
детерминанта организации учебной деятельности…………………………………………………………………………..7
1.1. Становление взглядов и
основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии…………………………………………………….7
1.2. Рефлексивность как
характеристика общих способностей……………...28
1.3. Постановка
проблемы исследования………………………………………47
Глава 2. Экспериментальное изучение
характеристик рефлексии в учебной деятельности студентов ВУЗа ………..………………………………………...49
2.1. Задачи, методики и результаты
эксперимента………………………...….49
Глава
3. Методы развития рефлексии у студентов ВУЗа……………………..60
3.1.
Рефлексивно-перцептивный тренинг (РП-тренинг)…………………...….60
Заключение……………………………………………………………..………...64
Литература……………………………………………………………………….68
Введение
Тема настоящего исследования – «Характеристика рефлексии студентов ВУЗа».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный этап развития
высшего образования предполагает качественное изменение подходов к определению
его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности студентов. Это
связано с формированием новой парадигмы высшего образования, в основе которой
лежит идея развития личности студентов. Понимая образование как становление
человеческой личности, следует отметить, что система высшего профессионального
образования призвана в процессе приобретения студентами знаний, умений и
навыков, помочь им "обрести себя", выбрать и построить собственный
мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем,
открыть рефлексивный мир собственного "Я" и научиться управлять им
[105].
Особый аспект в
исследуемой проблеме приобретает то, что умение рефлексировать включено в
число общеучебных умений обязательных для овладения студентами высшей школы.
Однако в настоящее время, несмотря на давнее обсуждение категории рефлексии в
философской и психолого-педагогической литературе, наблюдается дефицит
научно-практических знаний о методах и методиках развития рефлексии у
студентов высшего учебного заведения.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что цель
рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности (ее
смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и
т.п.). Без понимания способов своего учения, механизмов познания и
мыследеятельности студенты не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.
Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, предопределить
цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она в этом
случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной
деятельности и постановки новых целей [82].
В научной литературе последних лет педагогика и психология рассматривают
студента, прежде всего, как субъекта учебной деятельности. Как же этот тезис
преломляется в определении термина "рефлексия"? По мнению
А.В.Хуторского рефлексия - мыследеятельность или чувственно переживаемый
процесс осознания субъектом образования своей деятельности [56].
Рефлексия, которая включает различные процессы самопознания относительно
деятельности, общения, собственной личности и процесса мышления, представляет
собой один из видов социальной перцепции. В образовании Бодалев А.А. выделяет
следующие виды рефлексии: социально-перцептивную рефлексию, направленную на
переосмысление и перепроверку субъектом собственных представлений и понятий о
познаваемом человеке; личностную рефлексию своего общения с другими людьми и
качеств собственной личности, проявляющихся в общении с другими (собственно
самопознание); коммуникативную рефлексию, которая состоит в представлении
субъекта о том, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие;
метарефлексию, то есть представление о том, что думают о себе познаваемые люди
[9].
Феофанов В.Н. [82] считает, что исследование рефлексии важно в психологии
для определения научно-психологических основ управления учебно-воспитатель-ным
процессом: преподаватель, получая информацию о поведении, деятельности студентов
и о том, как они его понимают, оценивают его действия, относятся к его поступкам
и его личности, корректирует, уточняет, перестраивает свою деятельность и
поведение, совершенствуется как личность. В процессе управления
учебно-воспитательным процессом он осуществляет отбор, уточнение, перепроверку
своих действий. Это достигается с помощью рефлексивных действий - высшего вида
умственных действий: сомнения, выдвижения гипотез, постановки вопросов (самому
себе), уточнения, поиска причин явления, прогнозирования и др. Но есть еще
другой аспект исследования рефлексии: формирование рефлексивных черт характера,
которые наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными
ориентациями, установками, выполняющими функцию саморегулирования и контроля
развития, способствуя образованию стабилизации единства личности студента.
Проблема
рефлексии уникальна в такой же степени, как и сама рефлексия. Действительно,
благодаря свойству рефлексивности как «данности сознания самому себе» человек
понимает, что наделен таким уникальным качеством, которого нет ни у одного из
иных живых существ,- самой способностью сознавать, произвольно регулировать
свою деятельность, что является высшей формой управления поведением. Изучение
опосредованности человеческого поведения, осознанности и системности высших
психических функций включает в себя обязательное рассмотрение феномена
рефлексии, с которой теснейшим образом связаны базисные категории
психологической науки: формирование теоретического мышления, самосознание,
развитие способностей и личности. И, наконец, что особенно важно,
рефлексивность выступает необходимым компонентом процессов социализации
личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания.
Т.о. рефлексия является многоаспектной, междисциплинарной категорией, выступая
предметом изучения философии, психологии, педагогики, социологии, научных
областей связанных с управлением, кибернетикой и т.д.
Методологическую
основу исследования рефлексии составили положения системно-деятельностного
подхода (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, А.В. Карпов); работы А.А.
Бодалева, А.И. Донцова, А.Л. Свеницкого, Н.Н. Обозова, К.А.
Абульхановой-Славской, В.П. Зинченко, Б.М. Теплова, В.Н. Дружинина, Г.М.
Андреевой.
Такие авторы как К.А. Абульханова, В.А. Барабанщиков, В.А. Бодров, Д.Н.
Завалишина, В.В. Знаков, В.Д. Шадриков, А.А. Обознов,
А.В. Карпов указывали на
недостаточность
теоретико-экспериментального изучения рефлексии в связи с категориями психических
процессов, психических состояний, структуры личности и деятельности. Данные ученые
подчеркивают, что та же самая картина обнаруживается в исследовании рефлексии в
учебной деятельности, особенно в проблеме генезиса рефлексии и содержания
образования. [17, с. 18].
Исходя из
актуальности проблемы была определена цель исследования - выявление характеристик рефлексии у
студентов ВУЗа. Объектом исследования выступают студенты 1-3 курсов
Воркутинского филиала СыктГУ очного отделения, обучающиеся по специальностям:
«Прикладная информатика», «Менеджмент организации», «Экономика». Предметом
исследования будет выявление характеристик рефлексии у студентов ВУЗа.
Гипотеза
исследования.
Мы предполагаем существование рефлексивности у студентов ВУЗа как особой
способности, определяющей общую эффективность осознанной регуляции психической
деятельности, а так же возможность ее трактовки именно как общей способности
(наряду с интеллектом, обучаемостью и креативностью).
Задачи:
1.
Обобщить теоретический материал по проблеме психологии рефлексивных механизмов
в учебной деятельности.
2.
Выявить аспекты характеристик рефлексии.
3.
Изучить свойства рефлексивности в их соотношении с общими и частными способностями
у студентов 1-3 курсов
Воркутинского филиала СыктГУ очного отделения, обучающихся по специальностям:
«Прикладная информатика», «Менеджмент организации», «Экономика».
4. Провести сравнение данных полученных в ходе экспериментального
исследования.
6.
Выполнить анализ полученных данных.
7. Предложить методы развития рефлексии у студентов высшего учебного
заведения.
Глава 1. Рефлексия как комплексная детерминанта организации
учебной
деятельности
1.1.
Становление
взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии
Несмотря на то, что практически все современные подходы к пониманию
рефлексии опираются в своей основе на различные направления философской мысли,
после выделения психологии как самостоятельной области научных исследований на
рубеже XIX и XX веков проблема рефлексии оказалась
вытесненной из психологии, опиравшейся в этот период своего развития на
методологию естественных наук.
Среди различных направлений, сформировавшихся в психологии в первую
треть XX века, сложилось
неоднозначное отношение к проблематике рефлексии - от полного отрицания
необходимости исследования этой проблемы в контексте психологического знания до
признания ее основным психологическим методом. При этом отсутствовала не
только единая система взглядов на состав и структуру рефлексивных процессов, но
и не было сформулировано какого-либо четкого определения рефлексивной функции.
Только в 1930-х годах А. Буземаном было сформулировано «психологическое»
определение рефлексии как перенесения переживания с внешнего мира на себя [83].
Автор также впервые предложил выделить психологию рефлексии в самостоятельную
область исследований.
Первое систематическое изложение философских и психологических
представлений о рефлексии осуществлено бельгийским философом А. Марком в 1948
г. в его труде «Психологии рефлексии» [62].
Нельзя сказать, что ассимиляция этих представлений другими
психологическими направлениями шла гладко и безболезненно. Подчеркнем, что
данный процесс отнюдь не завершен и в настоящее время.
Особый интерес, с нашей точки зрения, представляет динамика взглядов на
рефлексивные феномены в русле когнитивной психологии. В рамках этого
направления психические процессы анализируются как процессы переработки
информации, существующие в виде систем с входом, выходом и перерабатывающим
устройством. Большое число работ когнитивистов [16 и др.] посвящено
исследованию процессов мышления и памяти. Именно в этих работах впервые были
обозначены и описаны такие, по сути, рефлексивные феномены, как метапамять
(память о собственной памяти) и метамышление (как процессы регуляции
мышления). Углубление исследований в этом направлении привело к возникновению
особого направления в современной психологии - метакогнитивизма, датируемого
публикацией в 1971 г. первой работы Дж. Флейвелла о метапамяти [106]. В рамках
метакогнитивного подхода сформировалось понятие о классе регулятивных
метапроцессов как особой подструктуре системы переработки информации,
послужившее основой для создания современной когнитивной парадигмы исследования
рефлексивных способностей.
В целом в развитии взглядов на проблему рефлексии в зарубежной
психологии прослеживаются две основные линии. Первая берет свое начало от
интроспективной психологии, признавшей рефлексивные процессы основными в
функционировании психики, а рефлексирование - базовым методом исследования
сознания. Значительно видоизменяясь, эти взгляды нашли свое отражение в таких
современных направлениях, как гуманистическая психология, гештальтпсихология,
указывающее на важность сознательного отслеживания и регуляции ритмов контакта
индивида со средой, экзистенциальная психология. Вторая, хронологически более
поздняя линия развития берет начало в ранних работах по исследованию мышления
в когнитивной психологии. Ее дальнейшее развитие связано с выделением и
исследованием процессов, не участвующих непосредственно в переработке информации,
а регулирующих ее осуществление, которые впоследствии были обозначены как «мета-процессы».
Становление психологии рефлексии в отечественной науке, как отмечает
И.Н. Семенов, «изначально носило комплексный, междисциплинарный характер и
стимулировалось как развитием философской мысли в области гносеологии, логики
и методологии научного познания, так и необходимостью психологического
обеспечения потребностей практики управления наукой, совершенствования образования,
организации проектирования систем "человек - машина", проведения
оргдеятельностных игр и т. п.» [87]. В целом в развитии отечественной
психологии рефлексии автор выделяет пять основных этапов:
1. 1920 - 1950-е годы. Данный этап характеризуется развитием психологии
на базе методологии марксизма, и рефлексия в рамках данного гносеологического
направления выступает как общепсихологический принцип познания осознанных и
произвольных психических явлений (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.В.
Кравков).
2. 1950 - 1960-е годы на первый план выходит проблематика сознания и
формирование деятельностного подхода к анализу психических явлений (А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова). В методологии научного познания
актуальными становятся проблемы научного мышления (Б.М. Кедров, В.Н.
Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), поиска методологических средств
системного анализа научного знания, моделирования мышления человека на ЭВМ.
Данные проблемы стимулировали создание таких моделей рефлексии, как
«рефлексивный выход» (Г. П. Щедровицкий), «система с рефлексией» (М. А. Розов),
«рефлексивное управление» (В. А. Лефевр).
3. 1970-е годы. Преодоление доминирования характерной для предыдущего
этапа кибернетической парадигмы на базе системно-деятельностной методологии.
Начинается дифференциация проблематики рефлексии, и разворачиваются
экспериментальные исследования рефлексивных процессов в русле педагогической
психологии (В. В. Давыдов), психологии мышления (Ю.Н. Кулюткин, И.Н. Семенов),
проблематики деятельности и ее регуляции (Н.Г. Алексеев, Г.П. Щедровицкий),
социальной психологии (К.Е. Данилин). Впервые проводятся исследования роли
рефлексии в решении типовых и творческих задач (И.Н. Семенов, В.К. Зарецкий,
С.Ю. Степанов), где рефлексия рассматривается как осознание средств, способов
и оснований мыслительной деятельности, осуществляющих ее регуляцию.
4. 1980-е годы. Поставлена проблема предмета и метода психологического
изучения рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов). Сформировались два основных
подхода к пониманию рефлексивных феноменов. Согласно одному из них, рефлексия
есть деятельность «по установлению отношений между связями объектов, которая
осуществляется путем рефлексивного выхода и состоит из пяти этапов: остановка,
фиксация, объективация, отчуждение, символизация (Н. Г. Алексеев)» [97,с.
103]. В отличие от такой мыследеятельностной трактовки в рамках второго подхода
рефлексия понимается как переосмысление в проблемно-конфликтной ситуации
целостным «Я» содержаний своего сознания. Данный процесс также включает пять
этапов: репродукция стереотипов, регрессия переживания, кульминация
вдохновения, прогрессия самосознания, продукция инновации.
5. Середина 1980-х - 1990-е годы. Существенное расширение поля
исследований рефлексии в сочетании с увеличением комплексных,
междисциплинарных разработок, синтезирующих результаты теоретических и
эмпирических исследований в рамках системного подхода к изучению человека.
Для оценки современной ситуации в области изучения рефлексии и анализа
рефлексивных процессов все еще сохраняет, к сожалению, свою актуальность
суждение Г. П. Щедровицкого, который охарактеризовал ее как ситуацию
существенной девальвации понятия рефлексии. «Это обусловлено, прежде всего,
его широким распределением в сферах, не имеющих непосредственной практики
рефлектирования. Такой способ употребления понятия напоминает известную басню
про мартышку и очки, купленные по случаю» [115, с. 423].
В настоящее время понятие рефлексии является уже не только философским и
общенаучным, но также и конкретно-научным, в частности, психологическим
понятием. Этот факт с особой остротой ставит проблему вычленения собственно
психологического содержания данного понятия, тем более что обращение
психологии к проблематике рефлексии определяется не только современными
общенаучными предпосылками, связанными с запросами практики, но и собственной
«предысторией» психологии, а также традициями исследования сознания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|