Характеристика рефлексии студентов вузов
Данная периодизация является, на наш взгляд, достаточно полной,
учитывает особенности развития отечественной психологической науки в целом. Тем
не менее, следует обозначить и «нулевой» (или предварительный) этап развития
отечественной психологии рефлексии, зародившейся в работах таких авторов, как
И. А. Сикорский и А.Ф. Лазурский. И.А. Сикорский в своей «психологической
хрестоматии» пишет о высшем мышлении, дающем знания о мыслях, переживаниях
путем самоуглубления и самоанализа. А. Ф. Лазурский приводит классификацию
наклонностей (способностей) человека, среди которых важное место занимает
«наклонность к обсуждению мотивов» [63, с. 41].
Итак, уже в начале XX века отечественными
психологами было сформулировано теоретическое описание процессов, относимых к
рефлексивным феноменам, и, что особенно важно, указана их сложность,
многообразие и отнесенность ко всем уровням психической организации.
На современном этапе исследования рефлексии проводятся в рамках
большинства отраслей психологического знания: рефлексивные процессы изучаются
в социальной психологии в связи с проблемами группового взаимодействия,
межличностного общения, социальной перцепции, эмпатии [2; 3; 9; 59; 70; 73; 93;
94]; в общей психологии в рамках проблем самосознания и саморазвития личности
[6; 20; 71; 78; 92; 99], регуляции познавательных процессов и деятельности [1;
5; 7; 11; 12; 23; 34; 62; 83; 101]; способностей и произвольной активности [21;
22; 24; 27; 32; 33; 76; 112]; в возрастной психологии в плане их генезиса и
способов формирования [10; 26; 28; 30; 57; 61; 65; 66; 74; 78; 89; 90; 92], а также
в медицинской [31; 84; 104], педагогической [15; 18; 58; 64; 75], организационной
психологии [72; 95] и психологии управления [79; 80; 103].
Как отмечает И. Н. Семенов, в настоящее время, помимо углубления
традиционной проблематики изучения рефлексии, происходит взаимодействие
психологии рефлексии на базе междисциплинарных исследований с этнографией (М.
М. Муканов, П. Тульвисте), психосемантикой (В. В. Столин), психолингвистикой
(Р. М. Фрумкина), социологией и целым рядом философских дисциплин (Д. И.
Дубровский, В. П. Зинченко, В. А. Лекторский, А. Г. Спиркин и др.) [97].
Таким образом, проведенный анализ указывает на то, что к настоящему
времени оформился ряд актуальных проблем теоретического и экспериментального
исследования рефлексии. Это разработка типологии функций рефлексии в
организации деятельности и общения, исследование рефлексии как уровня (или
компонента) мышления и механизма саморазвития личности в творческом процессе, а
также проведение прикладных исследований рефлексии для практически значимых
разработок в области социальной, педагогической, инженерной психологии и
патопсихологии.
Учитывая междисциплинарный характер проблем, связанных с рефлексией,
можно сказать, что в зависимости от той области, в которой проводится
психологическое или любое другое исследование, выделяется та, или иная грань
рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект. Столь широкий спектр
исследований в области рефлексии обусловлен тем, что рефлексивные процессы
включены в регуляцию практически всех сфер человеческой активности. Последнее
свидетельствует о важности изучения этого базисного, основополагающего
свойства, а также о малоперспективности использования традиционного
аналитического подхода к его изучению.
Вместе с тем обширное использование знаний о рефлексии психологами в
теоретических и прикладных исследованиях самых разных психических явлений, а
также несомненная практическая значимость этих знаний и недостаточная
разработанность этого понятия диктуют необходимость интенсификации исследований
рефлексии. При этом приходится, однако, учитывать специфику рефлексии как
предмета научного исследования и своеобразие данной проблемы в целом.
Специфичность понятия рефлексии состоит в том, что оно фактически имеет статус
общенаучной категории. Кроме того, в структуре этой комплексной проблемы, а
также в истории ее возникновения и развития наиболее сильны философские
традиции разработки, а абстрактно-философский подход к ее изучению все еще доминирует
над конкретно-научными исследованиями [91].
По нашему мнению, проблему рефлексии необходимо трактовать как междисциплинарную,
комплексную не только в традиционном смысле этого слова. Она является также и
междисциплинарной внутрипсихологической проблемой: последнее означает, что она
реально разрабатывается не в какой-либо одной, а сразу в нескольких психологических
дисциплинах. В этом отношении необходимо различать два значения самого
словосочетания «рефлексия как общепсихологическая проблема». С одной стороны,
оно означает, что рефлексия является предметом изучения в общей психологии и,
более того, что этой фундаментальной дисциплине принадлежит (и должна принадлежать!)
лидирующая роль в разработке рефлексивной проблематики. С другой стороны, это
означает, что проблема рефлексии является общей для многих психологических
дисциплин.
Из-за исключительной сложности и специфичности свойства рефлексивности
материал, касающийся проблематики рефлексии, также является крайне разнородным
и мало структурированным. Очень трудно выделить какую-то единую, общепринятую
концепцию, которой можно было бы придерживаться в разработке проблемы рефлексивности.
Одним из наиболее показательных с точки зрения логики развития проблемы
рефлексии и характеристики спектра проводимых в настоящее время исследований
является направление, связанное с типологизацией рефлексивных феноменов. Оно
одновременно позволяет «перекинуть мост» от историко-научного аспекта проводимого
здесь анализа к характеристике современного состояния проблемы рефлексии [96].
Вопрос о типологизации рефлексивных феноменов решается в современной психологии
рефлексии неоднозначно, при этом авторы расходятся во мнениях относительно самой
возможности выделения групп рефлексивных процессов [93].
В частности, Д.И. Дубровский и Д.И. Суарес Родригес, считая рефлексию
«целостным» феноменом, отвергают возможность типологизации ее форм и
проявлений [16]. Тем не менее, большинство авторов: И.Н. Степанов, С.Ю.
Семенов, А.Б. Холмогорова, В.И. Слободчиков и др. - предлагают различные
классификации рефлексивных процессов, расходясь в критериях выделения их типов
[88; 90; 108].
Ю. И. Лобанова различает два вида рефлексии по направленности на
рефлектируемый объект: предметную, контролирующую конструктивную деятельность,
и социально-психологическую, обслуживающую ситуации микросоциального
взаимодействия [46]. По содержанию рефлексивных процессов автор выделяет
доличностную, личностную и межличностную рефлексию. Тем не менее, остается
непонятным, что именно выделяет автор: виды или этапы формирования
рефлексивных процессов.
В. И. Слободчиков, исследуя генезис рефлексии, называет четыре ее
уровня: полагающую, сравнивающую, определяющую и интегрирующую [90]. Данные
уровни, сформировавшись, становятся в зрелом возрасте формами рефлексии, выполняющими
определенные функции в деятельности.
А. Б. Холмогорова, определяя рефлексию как личностную форму регуляции
мышления, также классифицирует виды рефлексии в зависимости от функций, которые
они реализуют в деятельности, и различает контрольную, конструктивную,
мобилизующую и защитную рефлексию [108]. В рамках того же направления И. С.
Россохин говорит о двух типах рефлексии, различных по своему влиянию на
психическое здоровье личности: патогенной и саногенной [84].
А.В. Карповым были выделены различные уровни рефлексии в зависимости от
степени сложности рефлектируемого содержания: а) первый уровень включает рефлексивную
оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации,
а также оценку поведения в ситуации другого человека; б) второй уровень
предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал
другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;
в) третий уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он
воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек
воспринимает мнение субъекта о самом себе; г) четвертый уровень заключает в
себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу
мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации [56].
Таким образом, открывается возможность рассмотрения свойства рефлексивности
в двух измерениях: в аспекте степени ее выраженности как личностного свойства
и в аспекте уровня сложности рефлектирования, до которого способен подняться
субъект. Другими словами, мы считаем, что рефлексия является не «дискретным»,
а континуальным свойством, имеющим индивидуальную меру выраженности как по
«горизонтали» (как склонность и способность личности к отслеживанию своих
психических актов и состояний), так и по «вертикали» (как предельная для
личности сложность рефлектируемого материала, что характеризует когнитивный
аспект свойства рефлексивности).
Наиболее развернутая классификация рефлексивных процессов и феноменов,
учитывающая большинство основных подходов к их изучению, была предложена И. Н.
Степановым и С. Ю. Семеновым [96; 97]. Пытаясь преодолеть сужение понятия
«рефлексия», авторы обобщили основные психологические трактовки рефлексии,
приведенные в работах А.В. Петровского, Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, А.М.
Матюшкина, О.К. Тихомирова [19; 67; 100] и других отечественных психологов,
показав, что феномен рефлексии изучается в следующих основных аспектах:
коммуникативном, кооперативном, личностном, интеллектуальном.
1. Коммуникативный аспект. Рефлексия рассматривается как существенная
составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое
качество познания человека человеком. Здесь имеет место «размышление за другое
лицо», способность понять, что думают другие люди, и осознание человеком того,
как он воспринимается партнером по общению.
2. Кооперативный аспект рефлексии. Он наиболее актуален при анализе
субъект-субъектных видов деятельности и играет определенную роль в обеспечении
проектирования коллективной деятельности с учетом необходимости координации
профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их
совместных действий. При этом рефлексия рассматривается и как высвобождение
субъекта из процесса деятельности, как его выход во внешнюю позицию по
отношению к ней.
3. Личностный аспект рефлексии. Этот аспект выражается, с одной стороны,
в построении новых образов себя в результате общения с другими людьми и
активной деятельности, что находит реализацию в виде соответствующих поступков.
С другой стороны, он проявляется в выработке более адекватных знаний о мире.
Рефлексия здесь является не только принципом дифференциации в каждом развитом и
уникальном человеческом «Я», но и интеграции «Я» в неповторимую целостность,
не сводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к механической сумме.
4. Интеллектуальный аспект рефлексии. Имеется в виду понимание рефлексии
как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной
ситуацией собственные действия. Кроме того, рассмотрение рефлексии в ее
интеллектуальном аспекте содействует разработке проблемы о психологических
механизмах теоретического мышления.
Таким образом, субъект может рефлексировать: 1) знания о ролевой
структуре и организации коллективного взаимодействия, 2) представление о
внутреннем мире другого человека и причинах его поступков, 3) свои поступки и
образы собственного Я как индивидуальности, 4) знание об объекте и способы
действия с ним в ситуации.
В зависимости от функций, которые выполняют рефлексивные процессы в той
или иной ситуации, данными учеными выделяются три вида рефлексии:
1. Ситуативная рефлексия. Выступает в виде «мотивировок» и «самооценок»
и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее
элементов, анализ происходящего. Она включает способность субъекта соотносить с
предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и
контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
2. Ретроспективная рефлексия. Служит для анализа уже выполненной
деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексия в данном случае затрагивает
предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельных
этапов, уже находящихся в прошлом.
3. Перспективная рефлексия. Включает в себя размышление о предстоящей
деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее
эффективных способов выполнения, прогнозирование возможных результатов.
Кроме того, обычно проводится дифференциация на интеллектуальную и
личностную рефлексию [98]. Интеллектуальная рефлексия направлена на анализ
предметного содержания проблемной ситуации и своего места в ней,
определяющегося, в свою очередь, содержанием жизненной задачи, а также
возможности ее преобразования. Личностная рефлексия обращена на самого
человека, оказавшегося в процессе поиска, и соответственно приводит к переосмыслению
всей его деятельности в целом.
На наш взгляд,
теоретическая значимость классификации основных видов и уровней рефлексии
заключается не только в преодолении сужения понятия, но и в определении
двойственной (и личностной, и межличностной) природы рефлексивных феноменов, а
также многоуровневой организации рефлексивных процессов как в структуре
отдельной личности, так и в коммуникативном и кооперативном пространстве.
Кроме того, многие авторы отмечают, что рефлексия - это теоретическая деятельность,
направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Рефлексия,
в конечном счете, есть осознание практики. В. И. Слободчиков выделяет три контекста,
в которых разрабатывается проблема рефлексии: а) при исследовании теоретического
мышления (в науковедении, философии, методологии); б) при исследовании
процессов коммуникации и кооперации действий участников этих процессов; в) при
исследованиях самосознания личности, связанных с проблемами формирования
личности, воспитания и самовоспитания [90].
В настоящее время в структуре собственно психологического знания, рамками
которого мы ограничимся при дальнейшем анализе рефлексивных процессов,
сложилось три ведущих направления в разработке проблем рефлексии: исследования
рефлексивного самосознания человека, работы по творческому мышлению и изучение
рефлексии как познания человеком явлений чужого сознания [28].
В соответствии с данной классификацией мы попытались обобщить материал,
касающийся теоретического понимания рефлексии. Представители первого подхода
исследуют самосознание человека, оценку им своих поступков, контроль за своим
поведением и т. д. Авторы такого рода концепций ориентируются на представление
о рефлексии как об «обращенности познания человека на самого себя, на свой
внутренний мир, психические качества и состояния».
Наиболее глубокое понимание рефлексии в этом аспекте содержится у С.Л.
Рубинштейна, указывавшего, что «существует два основных способа существования
человека и соответственно два отношения его к жизни. Первый - жизнь, не
выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Второй
связан с появлением рефлексии, которая "приостанавливает", прерывает
процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы
занимает позицию вне ее... Здесь начинается либо путь к душевной
опустошенности... либо другой путь - к построению нравственной человеческой
жизни на новой сознательной основе» [95]. С.Л. Рубинштейн связывает с
появлением рефлексии особый способ осуществления жизнедеятельности человека в
обществе и его отношения к миру: «...она (рефлексия) как бы приостанавливает,
прерывает этот беспрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее
пределы... С этого момента каждый поступок человека приобретает характер
философского суждения о жизни» [96, с. 264].
Л.С. Выготский пишет, что в основе осознания лежит обобщение собственных
психических процессов, приводящее к овладению ими [56]. Осознание
познавательных процессов означает, прежде всего, возможность овладения, сознательного
управления ими. Кроме того, осознание мыслей делает возможным решение ряда
задач, которые не могут быть решены на уровне комплексного мышления, - задач,
требующих установления связей между понятиями, то есть «надэм-пирических»
связей, которых не существует между явлениями в реальном мире.
В. Я. Буторин[56,с. 157], рассматривая уровни процессов переработки
информации, определяет роль рефлексии и ее функционирование в этих процессах.
Он считает, что различение предметного и реального уровней сознания, которое
используется в исследовании научного познания, применимо и в исследовании
осознания, то есть рефлексии. Так, поступающая информация сравнивается с
имеющейся у субъекта моделью будущего (в этом, согласно данному подходу,
состоит цель рефлексии). На основе такого прогнозирующего сравнения
вырабатывается план действия, осуществляется активное управление своим (и
чужим) поведением, направленным на решение определенной задачи.
Много внимания в русле рассматриваемого подхода уделяется соотношению рефлексивности
и самосознания и, в частности, Я-концепции. Организация рефлексивных процессов
человека по Т.А. Кислициной имеет следующие параметры: 1) Самооценка. Человек
склонен относиться к другим так же, как к самому себе. Неадекватная самооценка
искажает процесс рефлексии как восприятия и понимания процесса общения с
другими. 2) Дифференцированность, проявляющаяся в степени детализации
представлений о себе. Дифференцированность Я-концепции определяет глубину и
тонкость видения других, поскольку человек способен различать в людях только те
качества, о наличии или отсутствии которых у себя он, по крайней мере,
задумывался. Восприятие других может искажаться вследствие бессознательной
проекции на них неприемлемых у себя черт личности или приписывания им тех
качеств, которыми человек хотел бы обладать. При оценке других людей
Я-концепция выступает как бы точкой отсчета. 3) Уровень инструментальности в
подходе к самому себе, умение использовать свои сильные стороны в качестве
инструмента воздействия на других людей. Инструментальность Я-концепции
означает высокий уровень саморефлексии: использовать себя в качестве инструмента
можно, лишь осуществляя рефлексивный анализ ситуации, требований, сознательно
управляя собственным развитием. Инструментальность - видение себя в качестве
инструмента собственной деятельности [58, с. 196-197].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|